Файл: Учебное пособие Одинцово 2015 удк 342. 9 Ббк 67. 401 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 3315
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
151
При ее проведении по ее результатам составляется мотивированный отзыв о государственном служащем и дается одна из следующих оценок: а) государственный служащий соответствует замещаемой должности; б) государственный служащий рекомендуется в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста; в) государственному служащему рекомендуется прохождение профессиональной подготовки или повышение квалификации.
При прохождении государственной службы государственные служащие сдают квалификационные экзамены в соответствии с требованиями, установленными указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г.
«О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)». Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении государственному служащему классного чина либо дипломатического ранга или иного специального звания государственной службы. Квалификационный экзамен сдается по мере необходимости, но не чаще раза в год и не реже раза в три года. Его сдают все государственные гражданские служащие, которые замещают без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий «специалисты», «обеспечивающие специалисты» и в случаях, установленных Президентом РФ, замещающие должности категории «руководители». Результаты квалификационных экзаменов могут быть обжалованы в суд.
III. Прекращение служебных отношений.
Прекращение государственной службы
– это нормативно установленный порядок прекращения служебных отношений между государственным служащим и государственным органом, которые возникли при поступлении гражданина на государственную службу и в процессе выполнения им обязанностей по Должностному Регламенту.
Федеральным законом о конкретном виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида. Так, применительно к государственной гражданской службе предельный возраст установлен в 65 лет. Прекращение возможно только по тем основаниям, которые установлены законодательством о государственной службе и о труде. Основания прекращения государственной службы, в т.ч. основания увольнения военнослужащего в запас или в отставку устанавливаются соответствующими федеральными законами о конкретных видах службы.
В настоящее время законодательством установлено три вида оснований
152 прекращения государственной службы:
1) смерть / гибель государственного служащего;
2) увольнение государственного служащего по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, в т.ч. Трудовым кодексом РФ (увольнение по инициативе работодателя - ст. 81);
3) выход на пенсию.
Основания увольнения определяются в следующих законах:
1. Трудовым кодексом РФ.
2. Федеральным законом 2004 г. "О государственной гражданской службе РФ", устанавливающем, что государственно-служебные отношения регулируются законодательством о государственной службе и законодательством о труде.
3. Федеральными законами о видах государственной службы, например, Федеральным законом 1997 г. "О службе в таможенных органах", и т.п..
4. Законы субъектов РФ, регулирующие вопросы государственной гражданской службы субъекта РФ.
Законодательство о государственной службе и ее отдельных видах устанавливает специальные дополнительные основания для увольнения государственного служащего по инициативе руководителя государственного органа:
1) достижение государственным служащим предельного возраста, установленного для замещения должности государственного служащего. Не установлен предельный возраст для лиц, замещающих государственные должности, к которым относятся Президент РФ и главы субъектов РФ;
2) прекращение гражданства РФ;
3) несоблюдение государственным служащим обязанностей и ограничений, установленных законодательством о государственной службе.
Для увольнения государственного служащего требуется установление факта виновного нарушения им установленных законодательством о государственной службе обязанностей и ограничений, а также необходимо доказательство такого нарушения. В этом случае руководитель государственного органа должен разобраться с фактами несоблюдения служащими установленных ограничений;
4) разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую тайну.
153
§7.3. Государственная гражданская служба
Законодательство о государственной службе образует система нормативных правовых актов, регулирующих поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение государственно- служебных отношений. Оно состоит из:
1.
Конституции РФ, которая закрепляет: а) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 4); б) единство системы государственной власти и разграничение предметов ведения ее субъектов (п. 3 ст. 5); в) приоритет прав и свобод человека и гражданина и их непосредственное действие (ст. 2, 18 и т.д.); г) равный доступ граждан Российской Федерации к государственной службе любого вида без ограничений (см. ст. 19).
Конституция РФ устанавливает, что федеральная государственная служба в соответствии с п. «т» ст. 71 находится в федеральном ведении, а в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с п. «л» ст. 72 – кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура и нотариат.
2.
Федерального закона «О системе государственной службы
Российской Федерации», в соответствии с которым принят Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
До принятия отдельного Федерального закона о военной службе порядок поступления на нее, ее прохождения и прекращения регулируется
Федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих».
Особенности прохождения государственной службы гражданами в субъектах
Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 6 октября
1999 г. с учетом последующих редакций «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов
Российской Федерации».
3.
Помимо федеральных законов, вопросы организации государственной службы Российской Федерации всех видов регулируются
Указами Президента РФ. В числе наиболее важных: а) Указ Президента от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»;
154 б) Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»; в) Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 111 "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими
Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений
(профессионального уровня)"; г) Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы
Российской Федерации"; д) Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы
Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим"; е) Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы»
4.
К числу подзаконных относятся также Постановление Правительства
РФ от 5 ноября 1995 г. № 1094 «О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти».
5.
В число нормативных правовых актов включают также ратифицированные международные соглашения, договоры, что отвечает требованиям п. 4 ст. 15 Конституции РФ, например; а)
Конвенция МОТ «О трудовых отношениях на государственной службе» 1978 г.; б)
Международный Пакт «О гражданских и политических правах» 1968 г.
(действует с 1976 г.); в)
Международный Пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» 1968 г. (действует с 1976 г.).
Итак, принципами гражданской службы являются:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской
Федерации;
3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком
Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
155 4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;
5) стабильность гражданской службы;
6) доступность информации о гражданской службе;
7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы РФ иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы
РФ и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:
1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;
2) установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов;
3) учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
4) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу
Российской Федерации.
Гражданский служащий – гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской
Федерации.
1. Гражданский служащий имеет право на:
1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
156 4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;
5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
9) защиту сведений о гражданском служащем;
10) должностной рост на конкурсной основе;
11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном федеральными законами;
12) членство в профессиональном союзе;
13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с федеральными законами;
14) проведение по его заявлению служебной проверки;
15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;
16) медицинское страхование в соответствии с федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих
Российской
Федерации;
17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.
2. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Гражданский служащий обязан:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые
157 акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской
Федерации;
4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;
6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;
10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены федеральными законами;
12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:
158 1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, связано с использованием таких сведений;
4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
9) непредставления установленных законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16