Файл: Учебное пособие Одинцово 2015 удк 342. 9 Ббк 67. 401 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 3317
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§7.4. Особенности прохождения военной службы
Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства)
159 иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской
Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской
Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство
(подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами – в Вооруженных Силах
Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.
Прохождение военной службы осуществляется гражданами РФ по призыву (по достижении 18 летнего возраста) и в добровольном порядке (по контракту); иностранными гражданами исключительно по контракту.
Порядок прохождения военной службы определяется федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Особенности прохождения военной службы при введении чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
Военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных
Силах Российской Федерации, пограничных органах и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по призыву граждане направляются в соответствии с указом
Президента Российской Федерации после укомплектования воинских должностей, замещаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и органах.
Особенности прохождения военной службы военнослужащими, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, определяются Уголовным Кодексом Российской Федерации,
160
Уголовно-исполнительным кодексом
Российской
Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
Военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считается исполняющим обязанности военной службы в случаях:
1) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов. Военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, участвуют в выполнении задач в условиях военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством
Российской Федерации;
2) исполнения должностных обязанностей;
3) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;
4) участия в учениях или походах кораблей;
5) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром
(начальником);
6) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;
7) нахождения в служебной командировке;
8) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;
9) следования к месту военной службы и обратно;
10) прохождения военных сборов;
11) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;
12) безвестного отсутствия – до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
13) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;
14) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;
15) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
161 16) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.
Военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием: а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы; б) добровольного приведения себя в состояние опьянения; в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.
Военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, за исключением случаев.
Военнослужащий может занимать только одну воинскую должность.
Каждой воинской должности должно соответствовать одно воинское звание.
Единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами 1 ранга в
Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, утверждаются Президентом Российской
Федерации.
Перечни иных воинских должностей утверждаются в порядке, определенном министром обороны
Российской
Федерации или руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
В перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые замещаются на конкурсной основе, воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, военнослужащими, являющимися иностранными гражданами, гражданским персоналом, а также воинские должности, которые не могут замещаться военнослужащими, являющимися гражданами, имеющими гражданство
(подданство) иностранного государства.
Военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:
нахождения в распоряжении командира (начальника)
– не более трех месяцев;
162
нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий
– не более шести месяцев;
нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела
– до вынесения решения по уголовному делу.
Федеральными законами и нормативно-правовыми актами Президента
Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения военнослужащим военной службы не на воинских должностях.
Назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей осуществляются:
военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров,
– указами Президента Российской Федерации;
остальных военнослужащих
– в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
На военнослужащего может быть возложено временное исполнение обязанностей по воинской должности, которую он не занимает, с освобождением его от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности – на срок, определяемый Положением о порядке прохождения военной службы.
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность.
Проведение плановой замены военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, осуществляется в соответствии с
Положением о порядке прохождения военной службы.
Сроки прохождения военной службы в указанных районах, местностях и воинских частях определяются Правительством Российской Федерации.
Перед воинским званием военнослужащего, проходящего военную службу в гвардейской воинской части, на гвардейском корабле, добавляется слово "гвардии".
К воинскому званию военнослужащего или гражданина, пребывающего в запасе, имеющего военно-учетную специальность
163 юридического или медицинского профиля, добавляются соответственно слова "юстиции" или "медицинской службы".
К воинскому званию гражданина, пребывающего в запасе или находящегося в отставке, добавляются соответственно слова "запаса" или "в отставке".
Для лиц, не являющихся военнослужащими, запрещается вводить специальные звания или классные чины, аналогичные воинским званиям.
Предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для:
Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала
–
60 лет;
генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала
–
55 лет;
полковника, капитана 1 ранга
–
50 лет;
военнослужащего, имеющего иное воинское звание,
–
45 лет.
Для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет.
С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, контракт о прохождении военной службы может заключаться на срок до 10 лет в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы
69
, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.
Увольнение с военной службы высших офицеров осуществляется
Президентом Российской Федерации, а военнослужащих в воинских званиях до полковников, капитанов 1 ранга включительно – в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
Военнослужащие увольняются с военной службы в запас, а военнослужащие, достигшие к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, – в отставку.
Военнослужащие увольняются с военной службы с постановкой на воинский учет, за исключением военнослужащих: а) уволенных с военной службы в отставку; б) женского пола, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования и не имеющих военно-учетной специальности;
69
Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» // СЗ РФ.
– 1999. – 20 сентября. – № 38. – Ст. 4534.
164 в) избравших при увольнении с военной службы постоянное место жительства за пределами Российской Федерации; г) в отношении которых вступил в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы; д) являющихся иностранными гражданами.
Статус (правовое положение) военнослужащего определяется
Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О статусе военнослужащих»
70
, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»
71
от 28 марта 1998 года, другими федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также указами
Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства
Российской Федерации, воинскими уставами, другими нормативными правовыми актами.
Статус военнослужащих
– совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством. Объем и реальное содержание прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от многих факторов (обстоятельств), среди которых можно выделить два главных:
• во-первых, военнослужащие обладают гражданством своего государства, и, следовательно, им присущ общий правовой статус личности, включающий в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам;
• во-вторых, военнослужащие выполняют обязанности в сфере обороны и безопасности государства, связанные с необходимостью решения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни, что обусловливает наличие специального (особого) правового статуса
– общих, должностных и специальных прав и обязанностей военнослужащих, конкретизирующих и дополняющих общие права и обязанности личности.
§7.5. Правоохранительная служба
Федеральным законом «О системе государственной службы» как вид федеральной службы предусмотрена правоохранительная служба,
70
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ
–
1998
–
1 июня
–
№ 22
–
Ст. 2331.
71
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ
РФ. – 1998 . – 30 марта. – № 13. – Ст. 1475.
165 представляющая собой профессиональную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Особенностями правоохранительной службы является то, что она осуществляется с помощью использования уполномоченными лицами специальных мер воздействия – мер административного принуждения.
Такие меры применяются с целью предупредить нарушения общественного порядка, пресечь совершающиеся правонарушения или применить административные наказания к тем лицам, кто совершил административное правонарушение и виновен в этом.
Отличительной особенностью правоохранительной службы является то, что она может осуществляться лишь в отдельных органах государственной власти и лишь гражданами РФ, которые прошли специальную подготовку, физически и психологически здоровы и готовы нести меры юридической ответственности за свои действия и решения, в случае их противоречия действующему законодательству.
Правоохранительная деятельность осуществляется как государственными служащими правоохранительной службы, так и военнослужащими. В частности, правоохранительная служба может осуществляться в органах федеральной службы безопасности, федеральной службе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах внутренних дел, прокуратуре, органах юстиции и органах уголовно-исполнительной системы.
Единого федерального закона о правоохранительной службе в настоящее время не принято. Нормативно-правовое регулирование правоохранительной службы осуществляется многочисленными законами об органах государственной власти, в которых она проходится.
Особенностью нормативно правовых актов о видах правоохранительной службы является отсутствие в них понятий «служащие» и использование термина «сотрудники» соответствующих органов внутренних дел, полиции, наркоконтроля, таможенной службы.
Сотрудникам полиции присваиваются в установленном порядке специальные звания и классные чины. В случаях, установленных конкретными нормативными правовыми актами, в некоторых правоохранительных органах, например, в федеральной таможенной службе утверждаются также должности федеральной государственной гражданской службы и сотрудникам их замещаемым присваиваются классные чины.
166
Должности, занимаемые сотрудниками правоохранительных органов, подразделяются на группы:
- рядовой состав;
- младший состав;
- средний начальствующий состав;
- старший начальствующий состав;
- высший начальствующий состав.
В группе состава сотрудников органов наркоконтроля не выделяется рядовой состав. Служащим правоохранительной службы присваиваются персональные специальные звания с учетом их деления на составы.
Сотрудникам органов внутренних дел присваиваются специальные звания:
1) рядовой состав: а) рядовой полиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции;
2) младший начальствующий состав: а) младший сержант полиции, младший сержант внутренней службы, младший сержант юстиции; б) сержант полиции, сержант внутренней службы, сержант юстиции; в) старший сержант полиции, старший сержант внутренней службы, старший сержант юстиции; г) старшина полиции, старшина внутренней службы, старшина юстиции; д) прапорщик полиции, прапорщик внутренней службы, прапорщик юстиции; е) старший прапорщик полиции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции;
3) средний начальствующий состав: а) младший лейтенант полиции, младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции; б) лейтенант полиции, лейтенант внутренней службы, лейтенант юстиции; в) старший лейтенант полиции, старший лейтенант внутренней службы, старший лейтенант юстиции; г) капитан полиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции;
4) старший начальствующий состав: а) майор полиции, майор внутренней службы, майор юстиции; б) подполковник полиции, подполковник внутренней службы, подполковник юстиции; в) полковник полиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции;
167 5) высший начальствующий состав: а) генерал-майор полиции, генерал-майор внутренней службы, генерал- майор юстиции; б) генерал-полковник полиции, генерал-полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции; в) генерал полиции Российской Федерации.
Специальное звание присваивается сотруднику органов внутренних дел в соответствии с замещаемой должностью.
Сотрудники правоохранительной службы приносят присягу, текст которой устанавливается нормативными правовыми актами о конкретном виде правоохранительной службы.
В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя: полицию, внутренние войска, организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.
В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД
России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД
России), территориальные органы МВД России, образовательные, научные, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД
России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.
МВД России, территориальные органы МВД России, образовательные учреждения (в том числе суворовские военные училища, колледжи, лицеи), научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально- технического снабжения системы МВД России, представительства МВД
России за рубежом, организации культуры, физкультурно-спортивные организации, редакции электронных и печатных изданий, типографии и иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, имеют в оперативном управлении объекты административного, социально-бытового и хозяйственного назначения
Особый интерес представляет комплекс вопросов, касающихся службы граждан РФ в органах внутренних дел: служба в полиции как структурного подразделения МВД РФ; организация и деятельность полиции, которая регулируется федеральным законом от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ “О полиции”.
Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства)
159 иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской
Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской
Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство
(подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами – в Вооруженных Силах
Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.
Прохождение военной службы осуществляется гражданами РФ по призыву (по достижении 18 летнего возраста) и в добровольном порядке (по контракту); иностранными гражданами исключительно по контракту.
Порядок прохождения военной службы определяется федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Особенности прохождения военной службы при введении чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
Военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных
Силах Российской Федерации, пограничных органах и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по призыву граждане направляются в соответствии с указом
Президента Российской Федерации после укомплектования воинских должностей, замещаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и органах.
Особенности прохождения военной службы военнослужащими, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, определяются Уголовным Кодексом Российской Федерации,
160
Уголовно-исполнительным кодексом
Российской
Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
Военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считается исполняющим обязанности военной службы в случаях:
1) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов. Военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, участвуют в выполнении задач в условиях военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством
Российской Федерации;
2) исполнения должностных обязанностей;
3) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;
4) участия в учениях или походах кораблей;
5) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром
(начальником);
6) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;
7) нахождения в служебной командировке;
8) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;
9) следования к месту военной службы и обратно;
10) прохождения военных сборов;
11) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;
12) безвестного отсутствия – до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
13) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;
14) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;
15) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
161 16) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.
Военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием: а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы; б) добровольного приведения себя в состояние опьянения; в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.
Военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, за исключением случаев.
Военнослужащий может занимать только одну воинскую должность.
Каждой воинской должности должно соответствовать одно воинское звание.
Единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами 1 ранга в
Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, утверждаются Президентом Российской
Федерации.
Перечни иных воинских должностей утверждаются в порядке, определенном министром обороны
Российской
Федерации или руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
В перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые замещаются на конкурсной основе, воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, военнослужащими, являющимися иностранными гражданами, гражданским персоналом, а также воинские должности, которые не могут замещаться военнослужащими, являющимися гражданами, имеющими гражданство
(подданство) иностранного государства.
Военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:
нахождения в распоряжении командира (начальника)
– не более трех месяцев;
162
нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий
– не более шести месяцев;
нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела
– до вынесения решения по уголовному делу.
Федеральными законами и нормативно-правовыми актами Президента
Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения военнослужащим военной службы не на воинских должностях.
Назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей осуществляются:
военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров,
– указами Президента Российской Федерации;
остальных военнослужащих
– в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
На военнослужащего может быть возложено временное исполнение обязанностей по воинской должности, которую он не занимает, с освобождением его от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности – на срок, определяемый Положением о порядке прохождения военной службы.
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность.
Проведение плановой замены военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, осуществляется в соответствии с
Положением о порядке прохождения военной службы.
Сроки прохождения военной службы в указанных районах, местностях и воинских частях определяются Правительством Российской Федерации.
Перед воинским званием военнослужащего, проходящего военную службу в гвардейской воинской части, на гвардейском корабле, добавляется слово "гвардии".
К воинскому званию военнослужащего или гражданина, пребывающего в запасе, имеющего военно-учетную специальность
163 юридического или медицинского профиля, добавляются соответственно слова "юстиции" или "медицинской службы".
К воинскому званию гражданина, пребывающего в запасе или находящегося в отставке, добавляются соответственно слова "запаса" или "в отставке".
Для лиц, не являющихся военнослужащими, запрещается вводить специальные звания или классные чины, аналогичные воинским званиям.
Предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для:
Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала
–
60 лет;
генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала
–
55 лет;
полковника, капитана 1 ранга
–
50 лет;
военнослужащего, имеющего иное воинское звание,
–
45 лет.
Для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет.
С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, контракт о прохождении военной службы может заключаться на срок до 10 лет в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы
69
, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.
Увольнение с военной службы высших офицеров осуществляется
Президентом Российской Федерации, а военнослужащих в воинских званиях до полковников, капитанов 1 ранга включительно – в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
Военнослужащие увольняются с военной службы в запас, а военнослужащие, достигшие к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, – в отставку.
Военнослужащие увольняются с военной службы с постановкой на воинский учет, за исключением военнослужащих: а) уволенных с военной службы в отставку; б) женского пола, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования и не имеющих военно-учетной специальности;
69
Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» // СЗ РФ.
– 1999. – 20 сентября. – № 38. – Ст. 4534.
164 в) избравших при увольнении с военной службы постоянное место жительства за пределами Российской Федерации; г) в отношении которых вступил в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы; д) являющихся иностранными гражданами.
Статус (правовое положение) военнослужащего определяется
Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О статусе военнослужащих»
70
, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»
71
от 28 марта 1998 года, другими федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также указами
Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства
Российской Федерации, воинскими уставами, другими нормативными правовыми актами.
Статус военнослужащих
– совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством. Объем и реальное содержание прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от многих факторов (обстоятельств), среди которых можно выделить два главных:
• во-первых, военнослужащие обладают гражданством своего государства, и, следовательно, им присущ общий правовой статус личности, включающий в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам;
• во-вторых, военнослужащие выполняют обязанности в сфере обороны и безопасности государства, связанные с необходимостью решения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни, что обусловливает наличие специального (особого) правового статуса
– общих, должностных и специальных прав и обязанностей военнослужащих, конкретизирующих и дополняющих общие права и обязанности личности.
§7.5. Правоохранительная служба
Федеральным законом «О системе государственной службы» как вид федеральной службы предусмотрена правоохранительная служба,
70
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ
–
1998
–
1 июня
–
№ 22
–
Ст. 2331.
71
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ
РФ. – 1998 . – 30 марта. – № 13. – Ст. 1475.
165 представляющая собой профессиональную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Особенностями правоохранительной службы является то, что она осуществляется с помощью использования уполномоченными лицами специальных мер воздействия – мер административного принуждения.
Такие меры применяются с целью предупредить нарушения общественного порядка, пресечь совершающиеся правонарушения или применить административные наказания к тем лицам, кто совершил административное правонарушение и виновен в этом.
Отличительной особенностью правоохранительной службы является то, что она может осуществляться лишь в отдельных органах государственной власти и лишь гражданами РФ, которые прошли специальную подготовку, физически и психологически здоровы и готовы нести меры юридической ответственности за свои действия и решения, в случае их противоречия действующему законодательству.
Правоохранительная деятельность осуществляется как государственными служащими правоохранительной службы, так и военнослужащими. В частности, правоохранительная служба может осуществляться в органах федеральной службы безопасности, федеральной службе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах внутренних дел, прокуратуре, органах юстиции и органах уголовно-исполнительной системы.
Единого федерального закона о правоохранительной службе в настоящее время не принято. Нормативно-правовое регулирование правоохранительной службы осуществляется многочисленными законами об органах государственной власти, в которых она проходится.
Особенностью нормативно правовых актов о видах правоохранительной службы является отсутствие в них понятий «служащие» и использование термина «сотрудники» соответствующих органов внутренних дел, полиции, наркоконтроля, таможенной службы.
Сотрудникам полиции присваиваются в установленном порядке специальные звания и классные чины. В случаях, установленных конкретными нормативными правовыми актами, в некоторых правоохранительных органах, например, в федеральной таможенной службе утверждаются также должности федеральной государственной гражданской службы и сотрудникам их замещаемым присваиваются классные чины.
166
Должности, занимаемые сотрудниками правоохранительных органов, подразделяются на группы:
- рядовой состав;
- младший состав;
- средний начальствующий состав;
- старший начальствующий состав;
- высший начальствующий состав.
В группе состава сотрудников органов наркоконтроля не выделяется рядовой состав. Служащим правоохранительной службы присваиваются персональные специальные звания с учетом их деления на составы.
Сотрудникам органов внутренних дел присваиваются специальные звания:
1) рядовой состав: а) рядовой полиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции;
2) младший начальствующий состав: а) младший сержант полиции, младший сержант внутренней службы, младший сержант юстиции; б) сержант полиции, сержант внутренней службы, сержант юстиции; в) старший сержант полиции, старший сержант внутренней службы, старший сержант юстиции; г) старшина полиции, старшина внутренней службы, старшина юстиции; д) прапорщик полиции, прапорщик внутренней службы, прапорщик юстиции; е) старший прапорщик полиции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции;
3) средний начальствующий состав: а) младший лейтенант полиции, младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции; б) лейтенант полиции, лейтенант внутренней службы, лейтенант юстиции; в) старший лейтенант полиции, старший лейтенант внутренней службы, старший лейтенант юстиции; г) капитан полиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции;
4) старший начальствующий состав: а) майор полиции, майор внутренней службы, майор юстиции; б) подполковник полиции, подполковник внутренней службы, подполковник юстиции; в) полковник полиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции;
167 5) высший начальствующий состав: а) генерал-майор полиции, генерал-майор внутренней службы, генерал- майор юстиции; б) генерал-полковник полиции, генерал-полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции; в) генерал полиции Российской Федерации.
Специальное звание присваивается сотруднику органов внутренних дел в соответствии с замещаемой должностью.
Сотрудники правоохранительной службы приносят присягу, текст которой устанавливается нормативными правовыми актами о конкретном виде правоохранительной службы.
В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя: полицию, внутренние войска, организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.
В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД
России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД
России), территориальные органы МВД России, образовательные, научные, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД
России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.
МВД России, территориальные органы МВД России, образовательные учреждения (в том числе суворовские военные училища, колледжи, лицеи), научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально- технического снабжения системы МВД России, представительства МВД
России за рубежом, организации культуры, физкультурно-спортивные организации, редакции электронных и печатных изданий, типографии и иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, имеют в оперативном управлении объекты административного, социально-бытового и хозяйственного назначения
Особый интерес представляет комплекс вопросов, касающихся службы граждан РФ в органах внутренних дел: служба в полиции как структурного подразделения МВД РФ; организация и деятельность полиции, которая регулируется федеральным законом от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ “О полиции”.