Файл: Основы технического.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 703

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

23
В задачи эксплуатационных депо входит техническое обслуживание и текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов. В начальном периоде орга- низации работы вагонного хозяйства по новой схеме текущий отцепочный ремонт вагонов могут выполнять участки текущего ремонта вагонов ремонт- ных вагонных депо.
В хозяйстве пассажирских перевозок функции ремонта и технического обслуживания вагонов разделены между депо для ремонта пассажирских ва- гонов и дирекциями обслуживания пассажиров.
Подробнее вопросы организации технического обслуживания и теку- щего ремонта вагонов изложены в последующих главах.
В настоящем пособии приведены материалы по организации техниче- ского обслуживания вагонов: грузовых – в эксплуатационных депо, пасса- жирских – в подразделениях пассажирских депо и ДОП, занятых техниче- ским обслуживанием вагонов.
Эксплуатационные депо (далее депо) предназначены для выполнения следующих основных функций:
1) подготовка грузовых вагонов и контейнеров к перевозкам (под по- грузку);
2) техническое обслуживание вагонов в поездах;
3) передача вагонов на пути промышленного железнодорожного транс- порта (ПЖТ) и приемка их обратно;
4) текущий отцепочный ремонт вагонов;
5) контроль за сохранностью вагонов.
Подразделения по техническому обслуживанию пассажирских вагонов предназначены для выполнения следующих основных функций:
1) подготовка вагонов в рейс на пунктах формирования и оборота поез- дов;
2) техническое обслуживание вагонов в поездах на пунктах техниче- ского обслуживания и в пути следования;
3) техническое обслуживание вагонов на базах отстоя резервных ваго- нов;
4) периодическое техническое сезонное обслуживание и единая техни- ческая ревизия вагонов.
Достаточно сложным является разделение грузовых депо на ремонтные и эксплуатационные. В начальный период после такого разделения не реше- ны вопросы организации текущего ремонта ТР1 и ТР2, а также ремонта дета- лей вагонов, обеспечения эксплуатационных подразделений колесными па- рами из ВКМ и тормозным оборудованием из АКП. Пункты текущего отце- почного ремонта (ПТОР) на сортировочных станциях переданы эксплуатаци- онным депо. Текущий ремонт ТР-1 выполняется на пунктах подготовки гру- зовых вагонов к перевозкам, а ТР-2 – на пунктах опробования тормозов
(ПОТ) и на контрольных постах. Возникает проблема технического обслужи- вания и ремонта технологического оборудования этих подразделений, в том числе метрологического обеспечения.


24
ППВ имеют также мастерские по ремонту деталей вагонов, например, крышек люков полувагонов, дверей крытых вагонов. Для решения вопросов кооперирования с ремонтными депо требуется достаточно много времени и новые формы организации производства.
Нуждается в совершенствовании система ТОР вагонов – собственности предприятий и организаций. В переходный период для выполнения ТР-2 приватных вагонов требуется заключение договора между эксплуатацион- ным депо и предприятием – владельцем вагона, что осложняет работу и тре- бует достаточно много времени. При этом смена базовых элементов вагона, например колесных пар, требует соглашения сторон о стоимости замены для, различных параметров: толщины обода, срока службы оси, типа колесной пары и т.д.
Особенностью эксплуатации грузовых вагонов и контейнеров является ситуация, когда собственно эксплуатацию, т.е. погрузку, выгрузку, маневро- вые работы и перевозку вагонов осуществляют службы железнодорожного транспорта: грузовая, перевозок, локомотивная, а техническое обслуживание и ремонт – служба вагонного хозяйства. При этом допускают повреждение вагонов в процессе грузовых операций и при маневровых работах клиенты железных дорог: грузоотправители, грузополучатели, а также службы желез- нодорожного транспорта.
На службы вагонного хозяйства возложен контроль за сохранностью вагонов и предъявление претензий в соответствии с Федеральным законом –
Уставом железных дорог.
В условиях работы по новой схеме (см.рис. 1.1) функции определения типажа вагонов в ОАО «РЖД», распределения парка по типам вагонов, необ- ходимость модернизации старотипных вагонов, закупка новых вагонов воз- лагаются на филиал ОАО «РЖД» по закупке и содержанию грузовых ваго- нов.
Нарушения безопасности движения и нарушения графика движения поездов по результатам служебного расследования относят на эксплуатаци- онные депо, если причиной случая послужило нарушение правил техниче- ского обслуживания и ТОР вагонов (см. главу 4), и на ремонтные депо, если причиной случая послужило низкое качество планового ремонта вагонов или ремонта запасных частей.
Раздел железных дорог и вагонного парка по странам СНГ создал ряд проблем, которые окончательно не решены. Серьезной проблемой является использование парка вагонов дорог СНГ, разделенного по нескольким от- дельным странам, но в рамках бывшего общего хозяйства.
В современных условиях Советом Дирекции железных дорог СНГ при- нята система обмена грузовыми вагонами. Передаточными станциями на границах государств ежесуточно должно приниматься и сдаваться одинако- вое количество вагонов. В случае несоответствия сдачи и приема железная дорога страны, сдавшая меньше вагонов, чем поступило, платит компенса- цию.


25
Плановый ремонт вагонов выполняют страны-собственники вагонов.
Текущий отцепочный ремонт и техническое обслуживание выполняют доро- ги страны, на которой находится вагон.
При передаче вагонов на передаточных станциях проверяется код госу- дарства-собственника вагона на кузове, тележках и колесных парах.
В случаях нарушений безопасности движения на дорогах одной страны вследствие отказа вагона другой страны, повлекшие убытки, претензии предъявляют в отдел претензий Совета железных дорог СНГ (в Белоруссии).
В этих случаях в качестве эксперта для расследования причин случая и раз- работки технического заключения привлекается третья страна.
В условиях интенсивных грузовых перевозок между странами СНГ и с учетом неизбежной хозяйственной интеграции этих стран успешно может быть использован опыт США, Канады и дорог стран общего рынка Западной
Европы. Так, дирекции железных дорог восьми Западно-Европейских стран общего рынка организовали временное объединение, носящее монополисти- ческий характер.
Не касаясь тарифов за перевозки и организации движения поездов на дорогах этих стран, принципы использования вагонного парка, технического обслуживания и ремонта вагонов можно коротко сформулировать следую- щим образом:
1.
Вагоны приписаны к дорогам конкретных государств, т.е. являются собственностью этих дорог, представляют их инвентарный парк и входят в состав основных фондов.
2.
Вагонный парк всех дорог (государств) в процессе его технической эксплуатации используется как общий, т.е. можно грузить любые вагоны, в любой адрес в границах этих дорог.
3.
Дорогам каждой страны - участницы установлена среднесуточная норма вагонного парка – среднесуточный наличный парк.
4.
Непрерывно учитывается передача вагонов по стыковым станциям между соседними странами - участницами и наличный парк вагонов на доро- гах каждой страны - участницы.
5. За излишний среднесуточный парк на дорогах какой-либо страны дирекция этих дорог платит арендную плату дирекции пула. Если парк на дорогах страны меньше нормы, то эти дороги получают от пула компенсаци- онную плату.
6. Плановый ремонт вагонов производится дорогами-собственниками и при необходимости планового ремонта такие вагоны отправляют на дороги - собственницы.
7. Техническое обслуживание вагонов производят те дороги, на кото- рых в момент обслуживания находятся вагоны.
Такая система побуждает дороги содержать минимальный парк, т.е. быстрее производить погрузку, выгрузку и передвижение вагонов. Естест- венно, что дороги заинтересованы и в обеспечении сохранности и исправного технического состояния вагонов, т.к. техническое обслуживание и текущий


26
ремонт вагонов наличного парка выполняют дороги, на которых находятся вагоны.
При организации аналогичной системы на дорогах СНГ в качестве ко- ординирующего органа должна быть создана общая специальная дирекция с использованием информационно-технической базы по типу базы ОАО
«РЖД».
Необходимо надежное информационно-техническое обеспечение и коммуникационная сеть, объединяющая стыковые станции на границах стран.
Сложным вопросом является материально-техническое обеспечение эксплуатационных депо запасными частями и материалами.
Обеспечение новыми запасными частями и материалами, очевидно, ос- тается за отделами материально-технического обеспечения дорог (НХ) через склады этих отделов.
Ремонт старых запасных частей, снимаемых при подготовке вагонов к перевозкам, при текущем ремонте и техническом обслуживании в поездах могут осуществлять ремонтные депо по договорам. Наблюдается тенденция развивать в эксплуатационных депо свое хозяйство по ремонту некоторых деталей вагонов, например, крышек люков полувагонов.
Нормы расхода запасных частей и материалов, существовавшие до раз- дела депо, предусматривают расход на плановый ремонт и на текущий ре- монт вагонов. Очевидно, следует выделить нормы на техническое обслужи- вание вагонов при подготовке к перевозкам и в поездах.
Требует совершенствования система текущего ремонта вагонов- собственности предприятий и организаций.
Расходы на текущий отцепочный ремонт не включены в стоимость пе- ревозки этих вагонов. Возникают некоторые проблемы, например, учет срока службы ответственных деталей.
В функции эксплуатационных депо входит контроль за сохранностью вагонов. В соответствии с Федеральным законом «Устав железных дорог
РФ» организации и предприятия, пользующиеся услугами железнодорожного транспорта, несут ответственность за повреждения вагонов в процессе по- грузки, выгрузки, маневровых работ и перемещений вагонов. На уровне до- рог–филиалов ОАО «РЖД» контроль за сохранностью вагонного парка осу- ществляет инспекция по сохранности грузовых вагонов. В эксплуатационных депо контролируют сохранность вагонов инспекторы по сохранности вагонов и непосредственно осмотрщики вагонов, осуществляющие осмотр вагонов под погрузку, после выгрузки, а также при роспуске с горок на сортировоч- ных станциях.
Сохранность вагонов обеспечивается комплексом технических и орга- низационных мероприятий. Главным положением этого комплекса является контроль за выполнением установленных технической документацией пра- вил погрузочно-разгрузочных и маневровых операций.


27
Особое место в обеспечении сохранности вагонного парка занимают пункты технической передачи (ПТП), которые размещают на станциях при- мыкания подъездных путей крупных предприятий, осуществляющих по- грузку и выгрузку. Техническая передача вагонов на ПТП осуществляется специально выделенными дорогой и владельцем подъездного пути работни- ками.
Погрузочно-разгрузочные и маневровые работы должны производится устройствами, применение которых согласовано с ОАО «РЖД».
Требования к обеспечению сохранности вагонов регламентированы
ГОСТ 22235-76, который содержит две основных группы требований:
1) к технологии погрузки и выгрузки, в дополнение к правилам погруз- ки;
2) к устройствам, взаимодействующим с вагонами.
Инспекторы по сохранности вагонного парка имеют право проверять выполнение Устава железных дорог приказов, правил и инструкций по обес- печению сохранности вагонов, контролируют работу ПТП, проводят техни- ческие ревизии и проверки положения с сохранностью вагонов при погру- зочно-разгрузочных работах, а также контролируют техническое состояние устройств, используемых на этих работах. За повреждение вагонов применя- ют штрафные санкции в соответствии с действующим законодательством.
1.4. Правила эксплуатации вагонов – собственности организаций
и предприятий
В настоящее время на путях ОАО «РЖД» эксплуатируется большое ко- личество грузовых вагонов – собственности операторских фирм, предпри- ятий и организаций, в том числе вагонов промышленного железнодорожного транспорта (ПЖТ), имеющих право выхода на пути ОАО «РЖД» или перево- зимых по этим путям в порожнем состоянии как груз на своих осях (вагоны
ПЖТ с осевой нагрузкой 23,5 – 30 тс).
Взаимоотношения ОАО «РЖД» с владельцами приватных вагонов ре- гулируются документом Дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ «Правила курсирования грузовых вагонов, при- надлежащих предприятиям, организациям и физическим лицам, имеющих восьмизначную нумерацию на цифру «5» (1996 г.)». Эти правила распро- страняются на грузовые вагоны предприятий, организаций и физических лиц, независимо от сферы их деятельности и формы собственности.
В правилах содержатся следующие, перечисленные ниже требования:
1. Вагон должен быть зарегистрирован в информационно-техноло- гическом центре (ИТЦ) главного вычислительного центра (ГВЦ) ОАО
«РЖД».
2. На вагон должен быть получен восьмизначный номер, начинающий- ся на цифру «5».