Файл: Курсовая работа мдк. 04. 01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов студентка гр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица №1 - Результаты первого теста имеющегося уровня сформированности правильной осанки обучающихся 3 «В» (в %)

Качественный показатель уровня сформированности правильной осанки по данному тесту представлен на диаграмме (Диаграмма №1).



Диаграмма №1. Уровень сформированности правильной осанки по результатам первого теста

Тест 2: «Осмотр в наклоне»

Цель применения теста: определить уровень сформированности правильной осанки.

Возраст детей:9-10 лет.

Пол: тест выполняют мальчики и девочки.

Оборудование и материалы:отсутствует.

Оценка результатов: правильность выполнения теста.

Количественный показатель уровня сформированности правильной осанки по данному тесту представлен в сводной таблице (Таблица №2).

Показатели

Количество респондентов (%)

Есть нарушения осанки

Нет нарушений осанки

Коснулся пола кончиками пальцев, не сгибая при этом ноги в коленях. Полоса, которую провели на спине испытуемого в наклоне, осталась ровной, после того как испытуемый вернулся в исходное положение.

52%

(13 чел.)

48%

(12 чел.)

Таблица №2 - Результаты второго теста имеющегося уровня сформированности правильной осанки обучающихся 3 «В» (в %)

Качественный показатель уровня сформированности правильной осанки по данному тесту представлен на диаграмме (Диаграмма №2).



Диаграмма №2. Уровень сформированности правильной осанки по результатам второго теста

Тест 3: «Заключительный осмотр у стены»

Цель применения теста: определить уровень сформированности правильной осанки.

Возраст детей: 9-10 лет.

Пол: тест выполняют мальчики и девочки.

Оборудование и материалы: отсутствует.

Оценка результатов: правильность выполнения теста.

Количественный показатель уровня сформированности правильной осанки по данному тесту представлен в сводной таблице (Таблица №3).

Показатели

Количество респондентов (%)

Есть нарушения осанки

Нет нарушений осанки

Встал спиной к стене, свободно опустил руки вниз, и прижал к стене (помимо спины) пятки, ягодицы, и затылок. Стопы при этом должны быть сомкнуты вместе, ноги не раздвинуты. Расстояние между стеной и поясницей испытуемого – менее ладони.

76%

(19 чел.)

24%

(6 чел.)


Таблица №3 - Результаты третьего теста имеющегося уровня сформированности правильной осанки обучающихся 3 «В» (в %)

Качественный показатель уровня сформированности правильной осанки по данному тесту представлен на диаграмме (Диаграмма №3).



Диаграмма №3. Уровень сформированности правильной осанки по результатам третьего теста

После проведения трех тестов, мы получили следующие результаты, представленные в сводной таблице №2:

Уровень

Количество респондентов (чел.)

Процентное соотношение (%)

Есть нарушения осанки

19

76%

Нет нарушений осанки

6

24%

Таблица №4 – Показатели имеющегося уровня сформированности правильной осанки обучающихся 3 «В» класса (в %)

Имеют нарушения осанки 19 обучающихся 3 «В» класса, что составило 76%. Не имеют нарушений осанки 6 обучающихся 3 «В» класса, что составило 24% от общего количества.

Качественные показатели уровня сформированности правильной осанки после проведения трех тестов у обучающихся 3 класса, наглядно представлены на диаграмме (Диаграмма №4).



Диаграмма №4. Уровень сформированности правильной осанки

Таким образом, исходя из результатов диагностики, мы выявили, что большая часть респондентов имеет нарушения осанки. Полученные данные, в ходе констатирующего эксперимента, говорят о том, что обучающимся 3 «В» класса повысить уровень сформированности правильной осанки.

§2. Комплексы специальных физических упражнений для формирования правильной осанки у обучающихся 3 класса
Так как результаты педагогического эксперимента показали, что уровень сформированности правильной осанки недостаточно высок, то был подобран комплекс специальных физических упражнений. Данные комплексы упражнений можно применять на уроках физической культуры.

Первый комплекс состоит из 12 упражнений и направлен на исправление сколиоза.

Второй комплекс состоит из 18 упражнений и направлен на шейно-грудной отдел позвоночника.

Третий комплекс состоит из 5 упражнений и направлен на растяжение и эластичность позвоночного столба. Автор данного комплекса Поль Брэгг.



Все комплексы упражнений подбирались в соответствии с методикой составления комплексов.

Методика составления комплексов

Прежде всего, для формирования осанки и исправления имеющихся дефектов необходимо равномерно развивать мышцы всего тела.

  1. Первым упражнением в комплексе всегда должно быть основное упражнение для формирования правильной осанки.

  2. Затем планируются общеразвивающие упражнения: для плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног.

  3. После упражнений общего воздействия следует повторить первое упражнение.

  4. Далее планируется выполнение 4–6 упражнений для исправления имеющихся недостатков.

  5. Последними (2–3 упражнения) в комплексе должны быть упражнения на ощущение правильной осанки.

Приступая к выполнению оздоровительных упражнений, следует руководствоваться следующими правилами:

  1. Не напрягайте резко закостеневшие части тела.

  2. Выполняйте упражнения, соизмеряя нагрузки со своими физическими возможностями.

  3. Не стремитесь выполнять упражнения с максимальной амплитудой движения.

Формирование у обучающихся навыка правильной осанки достигается применением ряда упражнений на ее ощущение.

1. Встаньте спиной к стене и выполняйте основное упражнение для формирования правильной осанки: ноги слегка расставьте, руки свободно опустите. Затылок, плечи, икры и пятки касаются стены. Подберите живот, вытяните немного шею вверх и поднимите плечи. В этом положении постарайтесь прислониться к стене так, чтобы расстояние между ней и поясницей было не больше толщины пальца. Запомните это положение частей тела, особенно мышц спины и живота. Выполняйте это упражнение как можно чаще в течение дня. Как только вы сможете удерживать такое положение тела у стены в течение минуты без утомления, идите вперед, сохраняя ту же осанку.

2. Выполнить основное упражнение. Запомнить положение тела. Сделать шаг вперед и выполнить повороты, вращения головой, проверить правильность положения.

3. Приседать и вставать, отводить, поднимать и сгибать ноги, не отрывая головы, спины и таза от стены.

4. Запомнить правильное положение у стены. Отойти, сделать несколько произвольных движений головой, руками, ногами, туловищем. Проверить правильность осанки.


5. Принять правильную осанку перед зеркалом. Запомнить ее. Сделать несколько произвольных движений головой, руками, ногами, туловищем. Проверить правильность осанки.

7. Выполнить стойку с гимнастической палкой, расположенной вертикально за спиной вдоль позвоночника. Палка должна касаться затылка и позвоночника.

8. Выполнять упражнения в положении лежа на спине с сохранением правильной осанки.

Выводы по второй главе:
Выполняя такие комплексы упражнений систематически, у обучающихся 3 класса значительно повысится уровень сформированности правильной осанки. Чтобы была польза от занятий, нагрузка должна соответствовать возрастным особенностям обучающихся, определенным нормам и при выполнении упражнений руководствоваться определенными правилами.

Уроки не должны вызывать переутомление у учащихся, поэтому учитель должен варьировать нагрузку в зависимости от того, каким по расписанию проводится урок. В начале и середине дня нагрузка должна быть средней интенсивности, а если урок проводится последним, то нагрузку можно увеличить. Учитель всегда ориентируется на внешние признаки утомления занимающихся и в процессе выполнения комплекса может заменить одно упражнение другим, увеличить или уменьшить дозировку выполняемого упражнения.
Заключение
В процессе работы над курсовой работой поставленные нами задачи, были решены в полном объеме. Нами был выделен и структурирован материал по теме «Специальные физические упражнения как средство формирования правильной осанки у обучающихся 3 класса». В результате раскрытия данной темы было проанализировано достаточное количество специальной и научной литературы, и по окончании работы над данной темой, можно сделать следующие обобщенные выводы, что:

В младшем школьном возрасте у детей происходит замедление роста, в то же время продолжается развитие и укрепление организма. Опорно-двигательный аппарат укрепляется, мышцы становятся более сильными; совершенствуется координация движения. Именно в этот период необходимо эффективно организовать профилактику нарушений осанки.

Осанка — привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении; формируется в процессе роста, развития и воспитания» [4, с. 224].

В основе нарушений осанки часто лежат следующие причины: недостаточная двигательная активность, нерациональное увлечение однообразными упражнениями, акселерацией современных детей, неудобная одежда, заболевания внутренних органов, несоответствие мебели росту ребенка и пр.


Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. Лечебно-физическая культура показана на всех этапах развития сколиоза, но более успешные результаты она дает при начальных формах его развития, Физические упражнения подбираются в соответствии с видами нарушений осанки, они делятся на общеразвивающие (применяются при всех видах нарушения осанки), специальные (обеспечивают коррекцию имеющихся нарушений осанки), и дыхательные. Важно сочетать все эти виды упражнений.

При нарушениях осанки и при сколиозе особое значение в физическом воспитании имеет плавание, сочетающее закаливающее действие водной среды с оптимальной физической нагрузкой на опорно-двигательный аппарат.

Констатирующий эксперимент показал большое количество обучающихся, имеющих отклонения осанке. Нами был предоставлен путь решения данной проблемы в виде комплексов упражнений, направленных на формирование правильной осанки у учащихся 3 класса на уроках физической культуры.
Литература


  1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания: учебное пособие / Б. А. Ашмарин. – Москва, 1990. – 365 с.

  2. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад: редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2008. – 528 с.

  3. Блеер, А. Н. Терминология спорта. Толковый словарь – справочник / А. Н. Блеер, Ф. П. Суслов, Д. А. Тышлер. – Москва: Издательский центр Академия, 2010. – 464 с.

  4. Волков, М. В., Дедова, В. Д. Детская ортопедия. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1980, 312с.,

  5. Горкни, А.П. Биология: Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. – Москва: Росмэн, 2006. – 402с.

  6. Дедулевич, М. Н. Методика физического воспитания детей: учеб. / М. Н. Дедулевич, В. А. Шишкина. – Минск: РИПО, 2016. – 233 с.

  7. Евгеньева, А. П. Малый академический словарь- Москва: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П.-1957-1984 г.г.

  8. Калб, Т. Л. Проблемы нарушения осанки и сколиозов у детей. Причины возникновения, возможности диагностики и коррекции / Т. Л. Калб. – Тула, 2001. – 420 с.

  9. Калюжнова, И. А. Лечебная физкультура / И. А. Калюжнова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 349 с.

  10. Кочеткова, Т.Н. Сопряженное повышение работоспособности и коррекция осанки студенток специального учебного отделения на основе индивидуального подхода: дис. канд. педаг. наук / Т.Н. Кочеткова. – Красноярск, 2009. – 165 с.

  11. Лесгафт, П. Ф. Педагогика. Избранные труды/ П. Ф. Лесгафт.-Москва: Издательство Юрайт, 2017.-375 с.;

  12. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников. - Москва.,2018.

  13. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.

  14. Оправхата, С. Е. Введение в теорию и методику обучения физической культуре: учеб. пособие / С. Е. Оправхата. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2018.- 104 с.

  15. Палей, Л. Исправляем осанку: Уникальная лечебная гимнастика / Л. Палей. — М.: ООО «Издательств о «Мир и Образование», 2015. — 128 с.: ил. — (ДокторЕвдокименкорекомендует).

  16. Полеся, Г. В. Лечебное плавание при нарушении осанки и сколиоза у детей / Г. В. Полеся, Г. Г. Петренко. – Киев: Здоровья, 2008. – 231 с.

  17. Потапчук, А. А. Осанка и физическое развитие детей =: учебное пособие / А. А. Потапчук, М. Д. Дидур. – Санкт- Петербург: Речь, 2014. – 378 с.

  18. Сидоров, С. П. Различные нарушения осанки у детей и подростков и занятия физкультурой и спортом: учебное пособие/ С. П. Сидоров. – Москва, 2008. –320 с.

  19. Торочкова, Т. Ю. Теория и методика физического воспитания детей младшего школьного возраста с практикумом: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования/ Т. Ю. Торочкова, Н.Ю. Артистова, И. А. Демина и др.; под ред. Т. Ю. Торочковой. - стер. -Москва.: Издательский центр «Академия», 2017.- 272 с.

  20. Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь русского языка 1935-1940г.г. издательство: Государственный институт Советская энциклопедия под редакцией Ушакова Д.Н.,
    1   2   3   4   5