Файл: Курсовая работа мдк. 04. 01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов студентка гр.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Плоско-вогнутая спина характеризуется усилением только поясничного лордоза.
При кругло-вогнутой (седловидной) спине одновременную избыточную выраженность имеют поясничный лордоз и грудной кифоз.
§ 2. Особенности формирования правильной осанки у обучающихся 3 класса
С началом систематического обучения в деятельности детей преобладающим становится статический компонент. Учащиеся проводят за партой от 4 до 6 часов в младших классах. Вместе с тем статическая выносливость у школьников невелика, утомление организма развивается относительно быстро, что связано с возрастными особенностями двигательного анализатора. Внешне это проявляется в изменении позы, двигательном беспокойстве. Трудной задачей для школьников является и подвижное стояние. Учащиеся младших классов не могут удержать стойку «смирно» более 5-7 минут. [5, с. 55]
Большая статическая нагрузка ещё более возрастает, если ученик сидит за мебелью неправильной конструкции или не отвечающей своими размерами длине и пропорции тела школьника. В этих случаях школьники также не могут сохранять правильную рабочую позу, в результате чего нарушается осанка.
Неправильная посадка вредна не только потому, что из-за неё школьник может сделаться нестройным, что внешний вид школьника может сделаться непривлекательным, некрасивым. При неправильной посадке школьникам труднее хорошо дышать, сдавленная грудная клетка мешает правильному дыханию, мешает работе сердца. Чтобы вырасти стройным, крепким, с хорошо развитой грудной клеткой, каждый учащийся должен приучиться правильно сидеть.
К сожалению, дефекты осанки наблюдаются у многих школьников. Это происходит вследствие неправильного положения тела дома во время приготовления уроков, чтения, еды, отдыха, а также в классе. Многие ученики сидят за партой неправильно – или опираясь о спинку стула только верхней частью спины, или слишком наклоняясь вперед, или изгибая туловище в сторону, чаще влево. Во время ответа некоторые учащиеся не стоят ровно, а пытаются опереться о парту или классную доску.
Осанка в основном формируется в 6-7 лет, это связано с основными задачами предмета «Физическая культура» и проводится с учетом возрастных особенностей развития учащихся. Дети 6-9 лет находятся в периоде интенсивного биологического развития и активного освоения различных форм школьного труда. В связи с этим обучение осанки в 1-2 классах направлено на привитие навыка правильной осанки и профилактику отрицательных влияний однообразных поз и малоподвижного режима, характерного для школьного труда.
Нарушением осанки и искривлением позвоночника может способствовать неправильная организация ночного сна детей: узкая, короткая кровать, мягкие перины, высокие подушки. Привычка спать на одном боку, свернувшись «калачиком», согнув тело и поджав ноги к животу, влечет нарушению кровообращения и нормального положения позвоночника. Отрицательно сказывается на состоянии осанки и внутренних органов перетягивание живота в верхней его части тугими резинками и поясами.
Легко воспитывается и закрепляется у школьников форма новой правильной осанки, если одновременно с общеукрепляющими организм оздоровительными мерами (рациональный распорядок дня, гигиенически полноценный сон, питание и закаливание) учащиеся ежедневно выполняют разнообразные физические упражнения. Нарушение осанки в переднезаднем направлении проявляются в увеличении или уменьшении естественных изгибов позвоночника, в отклонениях от правильного положения плечевого пояса, туловища, головы.
§ 3. Возможности применения специальных физических упражнений для формирования правильной осанки у обучающихся 3 класса
Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры в школе, в спортивную тренировку.
Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота, тогда они смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой. [25]
Таким образом, специальные физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. Специальные физические упражнения применяются на всех этапах развития сколиоза, но более успешные результаты они дают при начальных формах его развития. Уровень двигательной активности в школьном возрасте в значительной мере обусловлен не возрастной потребностью в ней, а организацией физического воспитания в школе, привлечением детей к организованным и самостоятельным занятиям во внеучебное время.
В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека
, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений. [10, с. 13]
Общеразвивающие и дыхательные упражнения, упражнения на координацию движений, на выработку навыка правильной осанки выполняют независимо от индивидуальных особенностей нарушений осанки. Специальные упражнения для укрепления и растягивания мышц, увеличения подвижности позвоночника подбирают индивидуально, с учетом типа нарушений осанки и в соответствии с результатами функциональных проб. При типичных нарушениях осанки нарушения мышечного тонуса более или менее одинаковы, и при их коррекции следует использовать одинаковые группы упражнений. [8]
При сутуловатости и круглой спине следует уделить больше внимания укреплению мышц спины и плечевого пояса, расслаблению и растягиванию мышц груди, осторожно увеличивать подвижность грудного отдела позвоночника.
При кругло-вогнутой спине необходимо укреплять мышцы живота, спины, задней поверхности бедер, плечевого пояса и растягивать мышцы груди, поясницы и передней поверхности бедер. Следует избегать укрепления мышц поясницы и усиления поясничного лордоза. Для этого при тренировке мышц живота в положении лежа на спине надо прижимать поясницу к полу и выше поднимать ноги (лордоз при этом уменьшается); при упражнениях для мышц спины в положении лежа на животе поднимать только голову и плечи, а под живот можно подкладывать небольшую подушку. [17]
При плоской спине следует укреплять все группы позных мышц, мышцы плечевого пояса и ног, осторожно развивать подвижность грудного отдела позвоночника и избегать излишнего увеличения поясничного лордоза. При плосковогнутой спине необходимо укреплять все группы мышц, кроме мышц поясницы (их надо растягивать, чтобы уменьшить поясничный лордоз), обратить особое внимание на укрепление мышц задней поверхности бедер и брюшного пресса. При асимметричной осанке надо особенно осторожно относиться к упражнениям, увеличивающим подвижность позвоночника, а при выполнении упражнений особое внимание обращать на симметричное положение тела. [17, 18]
Выводы по первой главе:
В первой главе мы изучали педагогическую литературу, в которой увидели разные подходы теоретиков к определению понятий «осанка», «физические упражнения».
Александр Николаевич Блеер считал, что «Осанка — привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении; формируется в процессе роста, развития и воспитания [3, с. 224]
С. Е. Оправхата считала, что «физические упражнения — основное средство физического воспитания» [14, с. 49]
Нарушение осанки – частый спутник многих хронический заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости, гипотоническом (пониженном напряжении тканей) состоянии мышц и связного аппарата.
Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках - остеохондрозу, и создаёт неблагоприятные условия для функционирования внутренних органов. Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые рюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие - меньшее поступление кислорода к тканям. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, положение органов брюшной полости: желудка, печени, почек; неблагоприятно сказываются на органах таза, верхних и нижних конечностей.
Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации.
Таким образом, к нарушению осанки приводят отсутствие необходимых условий, недостаточность физических упражнений как следствие слабый мышечный корсет, вредные привычки и различные заболевания.
Глава 2. Практические основы формирования правильной осанки у обучающихся 3 класса
Задачи:
1. Подобрать методики и провести диагностику на выявление уровня сформированности правильной осанки у обучающихся 3 класса.
2. Подобрать комплексы специальных физических упражнений для формирования правильной осанки у обучающихся 3 класса.
§1. Выявление уровня сформированности правильной осанки у обучающихся 3 класса
На этапе констатирующего эксперимента были подобраны и проведены педагогические диагностики по выявлению уровня сформированности правильной осанки. Констатирующий эксперимент проходил на базе МОУ «Лицей №1» в 3 «В» классе. Количество респондентов – 25 человек (11 – мальчиков, 14 девочек).
Нами были подобраны контрольные тесты для определения уровня сформированности правильной осанки обучающихся 3 «В» класса: тест: «Предварительный осмотр», тест: «Осмотр в наклоне», «Заключительный осмотр у стены.» (Приложение 1). Автор данных тестов Лана Палей. [15]
На первом уроке физической культуры были проведены замеры на основе выше указанных тестов.
Результаты по каждому тесту фиксировались в протоколе. (Приложение 2)
Критерии оценивания уровня сформированности правильной осанки:
1. Лопатки расположены симметрично, на одинаковом расстоянии от позвоночника, и прижаты к туловищу. Также симметричны ягодичные складки, треугольники талии.
2. Коснулся пола кончиками пальцев, не сгибая при этом ноги в коленях. Полоса, которую провели на спине испытуемого в наклоне, осталась ровной, после того как испытуемый вернулся в исходное положение.
3. Встал спиной к стене, свободно опустил руки вниз, и прижал к стене (помимо спины) пятки, ягодицы, и затылок. Стопы при этом должны быть сомкнуты вместе, ноги не раздвинуты. Расстояние между стеной и поясницей испытуемого – менее ладони.
На основе данных критериев для выявления имеющегося уровня развития выносливости учащимся были предложены следующие тесты:
Тест 1: «Предварительный осмотр»
Цель применения теста: определить уровень сформированности правильной осанки.
Возраст детей:9-10 лет.
Пол: тест выполняют мальчики и девочки.
Оборудование и материалы:отсутствует.
Оценка результатов: правильность выполнения теста.
Количественный показатель уровня сформированности правильной осанки по данному тесту представлен в сводной таблице (Таблица №1)
Показатели | Количество респондентов (%) | |
Есть нарушения осанки | Нет нарушений осанки | |
Лопатки расположены симметрично, на одинаковом расстоянии от позвоночника, и прижаты к туловищу. Также симметричны ягодичные складки, треугольники талии. | 64% (16 чел.) | 36% (9 чел.) |