Файл: История и методология юридической науки в. А. Томсинов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 318
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сущность вещей для разрешения казусов, то теперь они обращались лишь к тексту. Для доказательства правильности судебного решения было достаточно лишь найти соответствующую норму в Законе.
Отсюда и возникает принцип законности. В современном мире мы считаем его благом, однако римские юристы так не считали.
Если раньше единообразие судебной практики поддерживалось единством правового мышления, то теперь оно поддерживалось лишь единством закона. Именно поэтому Юстиниан и запрещает толкование и комментирование Закона, так как в противном случае Закон начнут понимать по-разному и нарушится единство судебной практики.
Зачем же понадобилась такая грандиозная реформа правового мышления?
В.А. долгое время занимался проблемой Падение Западной Римской Империи, в том числе изучал работу Э. Гиббона, который считал, что падение пришлось на 476г.
Однако В.А. полагает, что именно реформа Юстиниана и зафиксировала смерть Империи. Это реформа, в сущности, зафиксировала переворот в правовом мышлении, а значит и в государственном сознании. Хотя название должностей и органов остались прежние, перед нами совершенно иное государство.
Кардинально изменился дух общества. Во-первых, древнеримское общество было языческим. С приходом христианства меняется и само общество.
То, что мы наблюдаем в тексте Конституции еще более показывает, что Юстиниан зафиксировал смерть Империи. Римская Империя пала не по частям: мол сначала Западная, а потом в 453г. Восточная. На самом деле она постепенно исчезла и растворилась.
Таким образом, В.А. приходит к выводу, что во времена Юстиниана была зафиксирована смерть Древнеримской Империи и вместе с тем древнеримской цивилизации.
Так, еще Дигесты были составлены на латыни, а вот Кодекс и Конституции написаны уже на греческом языке. Замена латыни на древнегреческий – это на самом деле замена цивилизации. Это произошло не только потому, что изменился состав населения, скорее всего главная причина такого переворота заключается в упадке древнеримской цивилизации. У нас зачастую это связывается с приходом варваров.
В.А. полагает, что римляне в одиночку несли бремя имперской нации, что составляло для них невероятную ношу. Постепенно народ их уменьшался и вскоре вовсе исчез. Получилось так, что завоевав народ Рим облагораживал новую землю. В
итоге получилась и вовсе так, что греки в численности росли быстрее, чем римляне, хотя первые была завоеваны.
Таким образом, получается так, что Юстиниан одновременно и зафиксировал смерть Империи, и благодаря своим реформам обеспечил переход к новой государственности.
Вопрос №6: «Возникновение университетов в средневековой Западной Европе, их сущность и роль в формировании и развитии юридической науки»
Университет – есть явление исключительно западноевропейское. Соответственно, само по себе отсутствие университетов не свидетельствует о неразвитости культуры или науки. Университет появился как институт, который позволял удовлетворить именно те потребности, которые и возникали в данном регионе Европы. Для нас же важно понять эти самые потребности общества.
Интересно, что формирование права как совокупности правовых норм и принципов формируется именно в университете. И именно данное понятие и превалирует в настоящее время в нашей юриспруденции.
В 1988г. впервые в Италии отпраздновали 900-летие университета в Европе (Болонский Университет). Однако они не задумывались почему же именно эта дата определена как дата появления первого университета в Европе.
Само понятиеuniversitas для обозначения учебного заведения утвердилось лишь в 14в. До этого данное явление называлось studiumgenerale. Соответственно, и Болонский Университет таковым стал лишь в 14 веке, а до этого он был лишь школой.
Дело в том, что Матильда Графиня Тосканская именно в 1088г. издала распоряжение, которым предписывала начать преподавание римского права в этой школе на основе обнаруженных Дигест Юстиниана. А также она наделили данную школу определенными привилегиями.
Интересно, что студенты стали обозначать себя словом «naсio», то есть нацией они называли свою общность. Термин нация обозначается некая общность людей независимо от религиозных верований или этнической принадлежности.
Очень много об университетах писал Ф.К. Савиньи в своем труде «Римское право в средние века». Половину его работы занимают документы, описывающие процесс обучение римского права.
В.А. полагает, что, в сущности, университетов надо выделять две черты:
1. Университет как корпорация. Термин universitas более чем подходит, так как именно данным термин с 12в. используется для обозначения самостоятельных корпораций, имеющих некоторые признаки юридического лица. Термин universitas обозначал некую автономную корпорацию, живущую по собственным законам.
Корпорация в данном случае есть некая особая атмосфера, отличающаяся от того настроения, существовавшего в обществе в целом. Ввиду чего В.А. университет зачастую называет «оранжереями».
2. Особый характер обучения. Этот особый характер и выражают слова studiumgenerale. Эти самые школы существовали задолго до появления самих университетов. Данное название выражает не только преподавание многих предметов общего характера, оно более выражает особый подход к преподаванию. Речь идет не только о подготовке некой профессии, но и о попытке создать науку.
Studiumgeneraleиспользуется для обозначения школ, где помимо самого образования шел очень сильный творческий процесс.
Таким образом, вторая черта университета заключается в том, что он представлял собой орган развития науки. Науки не просто обучаются, знания не просто передаются. Нет. В университете науки одновременно и создаются.
Таким образом, процесс формирование юридической науки был неразрывно связан с процессом формирование университетов. Университеты буквально и были органом, который развивал юридическую науку.
Однако с чем же связано такое стремительно развитие университетов?
Для ответа на данный вопрос мы должны обратиться к особенностям средневекового западноевропейского общества. Безусловно, что университеты несли некое очень важное значение для всей Западной Европы.
Примечательно, что на празднествах ректоры университетов восседали вместе с Королями. Даже Император Священной Римской Империи принимал ректоров как равных себе. Получилось, что университеты играли какую-то жизненно важную роль для Западной Европы.
Университеты очень рано стали пользоваться покровительством королей. Император Священной Римской Империи Барбаросса II в 1152г. издал Конституцию, в которой он предписал определенные гарантии безопасности студентам, передвигающимся из страны в страну для обучения. Он также освободил студентов он уплаты пошлин при пересечении границ.
Западноевропейское средневековое общество было корпоративным. Оно делилось на множество разных корпораций (в англ. языке корпорация и сословие обознаются одним словом
estate). А особенность этих сословий было не только в различие статуса, местом в иерархии и так далее. Они сами по себе представляли собой некое правовое явление.
Сословия представляли собой некую общность наделенную определёнными правами, свободами и обязанностями.
Получилось так, что отношения между корпорациями и сословиями были в действительности правовыми отношениями.
Причиной появления таких корпораций была гибель огромной Империи. Получилось так, что сами корпорации и брали на себя функции государства. Так, Церковь выступали корпорацией даже более сильной чем королевская власть.
В рамках каждой корпорации возникала своя система управления и своя система права. В рамках Церкви это каноническое право, в рамках корпорации Торговцев это lexmercatoria.
Такой плюрализм, с одной стороны, обеспечивал индивидам защиту в условиях отсутствия сильного государства, но он же и порождал множество проблем. Непонятно, например, было как разрешать конфликты в рамках нескольких корпораций, какие нормы следовало бы использовать и так далее.
Соответственно, необходимо было создание системы правовых ценностей общей для всей корпорации. Единственным вариантом решения данной проблемы и было создание единой юридической науки.
N.B. Юридическая наука в качестве субъекта предполагает не представителя какой-то корпорации, а ЧЕЛОВЕКА ВООБЩЕ. А формирование такой науки было возможно лишь в рамках корпорации, которая относилась ко всем людям как к равным. «Университеты и стали теми самыми оранжереями, в которых складывались и вырастали ростки нового мировоззрения».
Члены университетской корпорации отличались лишь фактором знаний и более ничем. Условно говоря в университетах не было деления на своих и чужих.
В.А. отмечает, что между корпорациями разворачивалась жестокая борьба за власть. Очевидно, что самая жестокая борьба проходила между Церковью и Королевской Властью. А утверждение государственной власти, которая должно относится ко всем как к равным, предполагает создание некоторого корпуса служащих, проникнутых этим особым мировоззрением, которые и способны разрешать конфликт основываясь на общих нормах.
Иначе говоря, сама суть государства и требовала людей с новым мировоззрением, которое и закладывалось в университетах. «Университеты были как бы инкубатором для создания гос.служащих».
Государство могло победить в этой борьбе только утвердив новую систему управления и защиты.
По той же самой причине Университеты пользовались покровительством Римского Папы. Наряду с юридическим факультетом создавался и теологический. Уже позднее к ним добавит и медицинский факультет. Так как для врача, как и для госслужащего и церковника требовалось одинаковое мировоззрение.
Университеты зачастую выступали и в качестве специалистов в различных вопросах. Например, тот же спор о престолонаследии, который привел к Войне.
Конфликт, возникший после смерти последнего сына Филиппа 4 (Карла) в 1328г. Престол опустел. И на него стал претендовать племянник Филиппа 4 и внук Филиппа 4 (сын его дочери Изабеллы (Королевы Англии)).
Как же можно было разрешить данный конфликт?
Разрешить конфликт было крайне трудно, так как у каждой из сторон были свои основания для занятия престола. Считается, что конфликт был разрешен на основании Салической правды, по которой запрещалось наследовать женщине, а значит та не могла передать своих прав и внуку.
В.А. же считает, что Салическая правда была потеряна и найдена лишь к концу 100-летней войны. Поэтому конфликт данный был решен на основании мнения профессоров Сорбонны.
Решение было найдена на основе общих представлений о государственной власти. Так как государство проистекает из нации и служит последней, а потому иностранец не может занимать французский престол. То есть впервые открыта была заявлена идея национального государства.
Но для нас самое важно это то, что университеты были невероятно сильным органом развития юридической науки. Они должны были выработать общую для всех систему правовых ценностей.
А данная система должна была разрабатываться на основе текстов Древнего Рима. Считалось, что то, что было принято в древние времена есть наиболее разумное и мудрое.
Вопрос №7: «Сущность явления, называемого «рецепцией римского права». Роль римского правового наследия в становлении и развитии средневековой̆ западноевропейской̆ науки. Глоссаторы, комментаторы, гуманисты и их методы работы с правовыми текстами».
П.Г. Виноградов отмечал: «На всем протяжении истории нет более значительной и трудной проблемы, чем вопрос о судьбах римского права после разрушения Римской империи».
Отсюда и возникает принцип законности. В современном мире мы считаем его благом, однако римские юристы так не считали.
Если раньше единообразие судебной практики поддерживалось единством правового мышления, то теперь оно поддерживалось лишь единством закона. Именно поэтому Юстиниан и запрещает толкование и комментирование Закона, так как в противном случае Закон начнут понимать по-разному и нарушится единство судебной практики.
Зачем же понадобилась такая грандиозная реформа правового мышления?
В.А. долгое время занимался проблемой Падение Западной Римской Империи, в том числе изучал работу Э. Гиббона, который считал, что падение пришлось на 476г.
Однако В.А. полагает, что именно реформа Юстиниана и зафиксировала смерть Империи. Это реформа, в сущности, зафиксировала переворот в правовом мышлении, а значит и в государственном сознании. Хотя название должностей и органов остались прежние, перед нами совершенно иное государство.
Кардинально изменился дух общества. Во-первых, древнеримское общество было языческим. С приходом христианства меняется и само общество.
То, что мы наблюдаем в тексте Конституции еще более показывает, что Юстиниан зафиксировал смерть Империи. Римская Империя пала не по частям: мол сначала Западная, а потом в 453г. Восточная. На самом деле она постепенно исчезла и растворилась.
Таким образом, В.А. приходит к выводу, что во времена Юстиниана была зафиксирована смерть Древнеримской Империи и вместе с тем древнеримской цивилизации.
Так, еще Дигесты были составлены на латыни, а вот Кодекс и Конституции написаны уже на греческом языке. Замена латыни на древнегреческий – это на самом деле замена цивилизации. Это произошло не только потому, что изменился состав населения, скорее всего главная причина такого переворота заключается в упадке древнеримской цивилизации. У нас зачастую это связывается с приходом варваров.
В.А. полагает, что римляне в одиночку несли бремя имперской нации, что составляло для них невероятную ношу. Постепенно народ их уменьшался и вскоре вовсе исчез. Получилось так, что завоевав народ Рим облагораживал новую землю. В
итоге получилась и вовсе так, что греки в численности росли быстрее, чем римляне, хотя первые была завоеваны.
Таким образом, получается так, что Юстиниан одновременно и зафиксировал смерть Империи, и благодаря своим реформам обеспечил переход к новой государственности.
Вопрос №6: «Возникновение университетов в средневековой Западной Европе, их сущность и роль в формировании и развитии юридической науки»
Университет – есть явление исключительно западноевропейское. Соответственно, само по себе отсутствие университетов не свидетельствует о неразвитости культуры или науки. Университет появился как институт, который позволял удовлетворить именно те потребности, которые и возникали в данном регионе Европы. Для нас же важно понять эти самые потребности общества.
Интересно, что формирование права как совокупности правовых норм и принципов формируется именно в университете. И именно данное понятие и превалирует в настоящее время в нашей юриспруденции.
В 1988г. впервые в Италии отпраздновали 900-летие университета в Европе (Болонский Университет). Однако они не задумывались почему же именно эта дата определена как дата появления первого университета в Европе.
Само понятиеuniversitas для обозначения учебного заведения утвердилось лишь в 14в. До этого данное явление называлось studiumgenerale. Соответственно, и Болонский Университет таковым стал лишь в 14 веке, а до этого он был лишь школой.
Дело в том, что Матильда Графиня Тосканская именно в 1088г. издала распоряжение, которым предписывала начать преподавание римского права в этой школе на основе обнаруженных Дигест Юстиниана. А также она наделили данную школу определенными привилегиями.
Интересно, что студенты стали обозначать себя словом «naсio», то есть нацией они называли свою общность. Термин нация обозначается некая общность людей независимо от религиозных верований или этнической принадлежности.
Очень много об университетах писал Ф.К. Савиньи в своем труде «Римское право в средние века». Половину его работы занимают документы, описывающие процесс обучение римского права.
В.А. полагает, что, в сущности, университетов надо выделять две черты:
1. Университет как корпорация. Термин universitas более чем подходит, так как именно данным термин с 12в. используется для обозначения самостоятельных корпораций, имеющих некоторые признаки юридического лица. Термин universitas обозначал некую автономную корпорацию, живущую по собственным законам.
Корпорация в данном случае есть некая особая атмосфера, отличающаяся от того настроения, существовавшего в обществе в целом. Ввиду чего В.А. университет зачастую называет «оранжереями».
2. Особый характер обучения. Этот особый характер и выражают слова studiumgenerale. Эти самые школы существовали задолго до появления самих университетов. Данное название выражает не только преподавание многих предметов общего характера, оно более выражает особый подход к преподаванию. Речь идет не только о подготовке некой профессии, но и о попытке создать науку.
Studiumgeneraleиспользуется для обозначения школ, где помимо самого образования шел очень сильный творческий процесс.
Таким образом, вторая черта университета заключается в том, что он представлял собой орган развития науки. Науки не просто обучаются, знания не просто передаются. Нет. В университете науки одновременно и создаются.
Таким образом, процесс формирование юридической науки был неразрывно связан с процессом формирование университетов. Университеты буквально и были органом, который развивал юридическую науку.
Однако с чем же связано такое стремительно развитие университетов?
Для ответа на данный вопрос мы должны обратиться к особенностям средневекового западноевропейского общества. Безусловно, что университеты несли некое очень важное значение для всей Западной Европы.
Примечательно, что на празднествах ректоры университетов восседали вместе с Королями. Даже Император Священной Римской Империи принимал ректоров как равных себе. Получилось, что университеты играли какую-то жизненно важную роль для Западной Европы.
Университеты очень рано стали пользоваться покровительством королей. Император Священной Римской Империи Барбаросса II в 1152г. издал Конституцию, в которой он предписал определенные гарантии безопасности студентам, передвигающимся из страны в страну для обучения. Он также освободил студентов он уплаты пошлин при пересечении границ.
Западноевропейское средневековое общество было корпоративным. Оно делилось на множество разных корпораций (в англ. языке корпорация и сословие обознаются одним словом
estate). А особенность этих сословий было не только в различие статуса, местом в иерархии и так далее. Они сами по себе представляли собой некое правовое явление.
Сословия представляли собой некую общность наделенную определёнными правами, свободами и обязанностями.
Получилось так, что отношения между корпорациями и сословиями были в действительности правовыми отношениями.
Причиной появления таких корпораций была гибель огромной Империи. Получилось так, что сами корпорации и брали на себя функции государства. Так, Церковь выступали корпорацией даже более сильной чем королевская власть.
В рамках каждой корпорации возникала своя система управления и своя система права. В рамках Церкви это каноническое право, в рамках корпорации Торговцев это lexmercatoria.
Такой плюрализм, с одной стороны, обеспечивал индивидам защиту в условиях отсутствия сильного государства, но он же и порождал множество проблем. Непонятно, например, было как разрешать конфликты в рамках нескольких корпораций, какие нормы следовало бы использовать и так далее.
Соответственно, необходимо было создание системы правовых ценностей общей для всей корпорации. Единственным вариантом решения данной проблемы и было создание единой юридической науки.
N.B. Юридическая наука в качестве субъекта предполагает не представителя какой-то корпорации, а ЧЕЛОВЕКА ВООБЩЕ. А формирование такой науки было возможно лишь в рамках корпорации, которая относилась ко всем людям как к равным. «Университеты и стали теми самыми оранжереями, в которых складывались и вырастали ростки нового мировоззрения».
Члены университетской корпорации отличались лишь фактором знаний и более ничем. Условно говоря в университетах не было деления на своих и чужих.
В.А. отмечает, что между корпорациями разворачивалась жестокая борьба за власть. Очевидно, что самая жестокая борьба проходила между Церковью и Королевской Властью. А утверждение государственной власти, которая должно относится ко всем как к равным, предполагает создание некоторого корпуса служащих, проникнутых этим особым мировоззрением, которые и способны разрешать конфликт основываясь на общих нормах.
Иначе говоря, сама суть государства и требовала людей с новым мировоззрением, которое и закладывалось в университетах. «Университеты были как бы инкубатором для создания гос.служащих».
Государство могло победить в этой борьбе только утвердив новую систему управления и защиты.
По той же самой причине Университеты пользовались покровительством Римского Папы. Наряду с юридическим факультетом создавался и теологический. Уже позднее к ним добавит и медицинский факультет. Так как для врача, как и для госслужащего и церковника требовалось одинаковое мировоззрение.
«В больном видеть прежде всего человека» |
Университеты зачастую выступали и в качестве специалистов в различных вопросах. Например, тот же спор о престолонаследии, который привел к Войне.
Конфликт, возникший после смерти последнего сына Филиппа 4 (Карла) в 1328г. Престол опустел. И на него стал претендовать племянник Филиппа 4 и внук Филиппа 4 (сын его дочери Изабеллы (Королевы Англии)).
Как же можно было разрешить данный конфликт?
Разрешить конфликт было крайне трудно, так как у каждой из сторон были свои основания для занятия престола. Считается, что конфликт был разрешен на основании Салической правды, по которой запрещалось наследовать женщине, а значит та не могла передать своих прав и внуку.
В.А. же считает, что Салическая правда была потеряна и найдена лишь к концу 100-летней войны. Поэтому конфликт данный был решен на основании мнения профессоров Сорбонны.
Решение было найдена на основе общих представлений о государственной власти. Так как государство проистекает из нации и служит последней, а потому иностранец не может занимать французский престол. То есть впервые открыта была заявлена идея национального государства.
Но для нас самое важно это то, что университеты были невероятно сильным органом развития юридической науки. Они должны были выработать общую для всех систему правовых ценностей.
А данная система должна была разрабатываться на основе текстов Древнего Рима. Считалось, что то, что было принято в древние времена есть наиболее разумное и мудрое.
Вопрос №7: «Сущность явления, называемого «рецепцией римского права». Роль римского правового наследия в становлении и развитии средневековой̆ западноевропейской̆ науки. Глоссаторы, комментаторы, гуманисты и их методы работы с правовыми текстами».
П.Г. Виноградов отмечал: «На всем протяжении истории нет более значительной и трудной проблемы, чем вопрос о судьбах римского права после разрушения Римской империи».