Файл: История и методология юридической науки в. А. Томсинов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 320
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, они считались представителями неких социальных групп. А в университетах каждый член трактовался именно как индивид.
Именно в университетах и утверждается убеждение, что субъектом правоотношений может быть не просто представитель какой-то корпорации, но и человек вообще. «Равенство всех перед властью».
6. Натурализация правового мышления. Многие проблемы средневекового общества не могли быть решены на основании текста, хоть он и считался ratioscripta. Потому постепенно утверждалось мнение, что из текста, должна быть извлечена некоторая логика решения проблем.
Но что же считается разумным в средние века?
Если в Риме разумным считалось то, что соответствует настроению общины (ratio совмещалось с понятием справедливости), то в средние века разумным считали то, что соответствует Воле Бога, а значит неким природным законам.
А природе характерна идея Порядка.
Вопрос №9: «Jus commune в правовой культуре средневековой Западной Европы, его сущность, значение и основные доктрины».
Разработка системы ценностей общих для всех не могла не привести к такому явлению как iuscommune.
Удивительно, но термин появился раньше, чем само явление. Реально iuscommuneпоявляется в результате трудов 15-16вв., когда на смену комментаторам и глоссаторам приходят гуманисты, которые проведя десакрализацию текста первостепенное значение отдали доктринам.
iuscommune – данный термин допускает множество толкований.Нельзя считать, что речь идет о формировании ценностей общих для всей Европы. Это в принципе сделать нельзя. Даже сейчас.
Данный термин выражал то общее, что содержится в правовых понятиях. Это на самом деле попытка создать некую теорию права. Выделить некие общие элементы в правовых институтах. Иными словами, данный термин характеризует систему общих правовых ценностей.
В.А. Томсинов: «iuscommune – есть наука о юридическом здравом смысле и система правовых ценностей»
Современные юристы пытаются усмотреть в этом термине некое общее право ЕС. А потому большинство правоведов определяют iuscommuneкак право общее для всей Европы, не задумываясь над тем, что в Средние века такого существовать вообще не могло ввиду плюрализма культуры.
Тем не менее, в документах мы сталкиваемся с данным термином, что свидетельствует о существовании некоего явления
, обозначавшегося данным термином. Данный термин встречается в документах второй половины 12в.
Поначалу под iuscommuneпонимали римское право, которое вытекало из трудов, посвященных исследованию римского наследия, написанных в университетах. То есть они, чтобы отличить трансформированное римское право от права древнего Рима назвали его iuscommune. И совершенно справедливо, так как их целью и была выработка системы общих правовых ценностей для Европы.
С 13в. термин iuscommuneначинается встречаться в судебных документах. То есть на нормы, принципы iuscommuneначинают ссылаться уже в судах.
Так что же такое iuscommune?
1. Никто из средневековых юристов не смотрел на iuscommuneкак на право Общее для Всей Европы. На данное право смотрели более не как на совокупность норм, а как на совокупность идей, принципов и доктрин.
Иначе говоря, под iuscommuneпонимали право общее не для всей Европы, а для всех западноевропейских правоведов, получивших образование в университетах.
Авторитет iuscommuneвытекал не из сферы политической власти, он опирался не на силу государства. Он вытекал из его внутренней разумности. То, что получило термин ratioiuris (юридический разум).
В.А. отмечает, что под iuscommuneпонималась правовая идеология. Однако оно в то же время имело и практическое значение. Но развивающей силой данного явления была не власть государства, а корпус ученых правоведов.
Материал iuscommuneформировался на основе древнеримских и византийских правовых текстов. Соответственно, в основе iuscommuneлежал материал Дигест Юстиниана.
(!) Однако вместе с тем материал iuscommuneформировался также и на основе материалов канонического права. Главный из этих текстов это Диекретум монаха Гроциана (систематизированное собрание церковных канонов). Это на самом деле сокращенное название, полное же название это – Конкордия Дискордантиум Канонум, то есть согласование несогласованных канонов.
Полное название и позволяет понять почему каноническое право вошло в iuscommune. В.А. отмечает, что Гроциан создал тест, который имел большее значение не только с точки зрения норм канонического права, сколько с точки зрения логики рассуждений.
В.А. считает, что iuscommuneсоединилось с каноническим правом для получения еще больших аргументов для обоснования тех или иных решений.
2. Экстерриториальное по пространству действие и универсальное по объекту регулирования система ценностей
.
iuscommuneне имело институционной основы в виду судов или законодательных органов. По сути своей iuscommuneесть общеевропейская юридическая наука.
Однако в то же время оно имело очень важное практическое значение. На его основе можно было разрешить самые сложные конфликты. Однако к нему обращались в ситуации, когда нельзя было разрешить ситуацию на основе местных норм.
Однако на что же опиралась регулирующая функция iuscommune, если она представляла собой просто науку?
Главную регулирующую роль играл не нормативный материал, а доктрины и идеи.
Например, та же доктрина прав человека. Она основывалась на идеи общего порядка. В основу ее закладывалась идея того, что все равны перед Богом и что все подчиняются некому общему порядку, установленному Богом. А частью этого порядка и являются права индивидов. Иными словами, права человека проистекают не из природы человека, а из Божьего установления.
Исходя из идеи прав человека решались в том числе и многие семейные вопросы. Именно из прав человека iuscommuneи выводило возможность выбора супруга без навязывания. Данное решение утверждалось на не том, что каждый имеет право выбора. Гроциан писал, что «недобровольные браки имеют негативные последствия». Считалось, что такой брак ведет к прелюбодеянию, то есть к нарушению христианских устоев. Но самым весомым основанием для признания свободы выбора у супругов была сама концепция брака. Христианский брак мыслился в качестве мистического союза между Иисусом Христом и Церковью.
Отсюда же вытекает и свобода вероисповедания. Она опиралась на выраженное в христианстве представления о том каким должно быть крещение, которое должно было быть свободным. Вставал вопрос, считается ли принятия христианства добровольным, если лицо было вынуждено это сделать в результате предоставления ему тех или иных благ?
Ответ на данный вопрос юристы находили в Дигестах, где указывалось, что договор заключенный из страха что-то потерять действителен.
Доктрина справедливого суда. Согласно iuscommuneвсе люди имели права на справедливый суд. Для обоснования такой доктрины правоведы обращались к Библии, потому что она давала более весомые основания иметь справедливый суд.
Юристы выводили данное правило из фрагмента, где Адам под влиянием искушения съедает запретный плод. Бог не наказывает его сразу
, он спрашивает его ел ли он или нет. То есть Бог пытается разобраться в этой ситуации и разрешить дело по справедливости.
Право на справедливый суд вытекает не из самой природы человека, а из Библии.
Право на материальную помощь. Оно также имела религиозный характер и вытекло из постулата, согласно которому благотворительность – есть высшая добродетель. Но право на получение такой помощи не давало возможности требовать такого предоставления.
Право на помощь вытекало не из права справедливого распределения материальных благ, а из понимания того, что все лишения, которые обрушиваются на общество необходимо разделить также между всеми.
Такое понимание вытекало из Родосского закона времен Рима, согласно которому груз, выброшенный за борт для сохранения жизни корабля в шторме, должен быть распределен между всеми оставшимися грузоотправителями.
Право выбора должностных лиц путем голосования. Право выбора также не вытекало из свободы воли человека. Считалось, что право выбора действовало только в тех пределах, в которых человек был способен выбрать достойного человека на пост. Право выбора, иными словами, означало обязанность избрать достойного кандидата.
Право на необходимую оборону. С точки зрения христианства было очень сложно обосновать возможность убийства другого при опасности своей собственной смерти. И данную доктрину вывели из естественного права. Естественное право предполагало, что убийство возможно лишь с целью сохранения своей собственной жизни.
Однако и христианство оказало свое влияние на данную доктрину. Было установлено, что убить можно лишь исходя из самозащиты, но не из мести.
Наказание должно соответствовать тяжести преступления. Данная доктрина полагается на Глоссу, которая была записана к одной из норме, записанной к Кодексу Юстиниана.
Конец iuscommune. Секуляризация, которая будет происходить в 16-17 веках и лишит iuscommuneсвоей значимости. С другой стороны, на ее значимость повлияет и возникновение национального законодательства, так как большинство доктрин iuscommuneвойдут в национальное законодательство.
Само iuscommuneстанет фактором, которое преобразует средневековое естественное право.
Вопрос №10: «Наука естественного права в правовой культуре средневековой Западной Европы, ее сущность, значение и основные доктрины».
Идея естественного права присутствует уже в античной юриспруденции:
Под естественным правом в Римских правовых текстах понималось «право, которое природа внушила всем живым существам. Это право свойственно не только человеческому роду, но и вообще всем существам, которые рождаются на земле, на небе или в море. Из естественного права происходит союз мужчины и женщины, рождение и воспитание детей. Все существа руководствуются этим правом.
По естественному праву все люди рождаются равными. Именно из него и возникают многие договоры, потому что они призваны обеспечить удовлетворение вполне естественных потребностей» (по словам Ульпиана).
Цицерон указывал, что право природы в отличие от цивильного права – «это то право, которое не создано мнениями людей, но посеяно в природе некой силой, которой являются благочестие, религия и так далее». Иными словами, естественное право является частью природного порядка.
Именно в университетах и утверждается убеждение, что субъектом правоотношений может быть не просто представитель какой-то корпорации, но и человек вообще. «Равенство всех перед властью».
6. Натурализация правового мышления. Многие проблемы средневекового общества не могли быть решены на основании текста, хоть он и считался ratioscripta. Потому постепенно утверждалось мнение, что из текста, должна быть извлечена некоторая логика решения проблем.
Но что же считается разумным в средние века?
Если в Риме разумным считалось то, что соответствует настроению общины (ratio совмещалось с понятием справедливости), то в средние века разумным считали то, что соответствует Воле Бога, а значит неким природным законам.
А природе характерна идея Порядка.
Вопрос №9: «Jus commune в правовой культуре средневековой Западной Европы, его сущность, значение и основные доктрины».
Разработка системы ценностей общих для всех не могла не привести к такому явлению как iuscommune.
Удивительно, но термин появился раньше, чем само явление. Реально iuscommuneпоявляется в результате трудов 15-16вв., когда на смену комментаторам и глоссаторам приходят гуманисты, которые проведя десакрализацию текста первостепенное значение отдали доктринам.
iuscommune – данный термин допускает множество толкований.Нельзя считать, что речь идет о формировании ценностей общих для всей Европы. Это в принципе сделать нельзя. Даже сейчас.
Данный термин выражал то общее, что содержится в правовых понятиях. Это на самом деле попытка создать некую теорию права. Выделить некие общие элементы в правовых институтах. Иными словами, данный термин характеризует систему общих правовых ценностей.
В.А. Томсинов: «iuscommune – есть наука о юридическом здравом смысле и система правовых ценностей»
Современные юристы пытаются усмотреть в этом термине некое общее право ЕС. А потому большинство правоведов определяют iuscommuneкак право общее для всей Европы, не задумываясь над тем, что в Средние века такого существовать вообще не могло ввиду плюрализма культуры.
Тем не менее, в документах мы сталкиваемся с данным термином, что свидетельствует о существовании некоего явления
, обозначавшегося данным термином. Данный термин встречается в документах второй половины 12в.
Поначалу под iuscommuneпонимали римское право, которое вытекало из трудов, посвященных исследованию римского наследия, написанных в университетах. То есть они, чтобы отличить трансформированное римское право от права древнего Рима назвали его iuscommune. И совершенно справедливо, так как их целью и была выработка системы общих правовых ценностей для Европы.
С 13в. термин iuscommuneначинается встречаться в судебных документах. То есть на нормы, принципы iuscommuneначинают ссылаться уже в судах.
Так что же такое iuscommune?
1. Никто из средневековых юристов не смотрел на iuscommuneкак на право Общее для Всей Европы. На данное право смотрели более не как на совокупность норм, а как на совокупность идей, принципов и доктрин.
Иначе говоря, под iuscommuneпонимали право общее не для всей Европы, а для всех западноевропейских правоведов, получивших образование в университетах.
Авторитет iuscommuneвытекал не из сферы политической власти, он опирался не на силу государства. Он вытекал из его внутренней разумности. То, что получило термин ratioiuris (юридический разум).
В.А. отмечает, что под iuscommuneпонималась правовая идеология. Однако оно в то же время имело и практическое значение. Но развивающей силой данного явления была не власть государства, а корпус ученых правоведов.
Материал iuscommuneформировался на основе древнеримских и византийских правовых текстов. Соответственно, в основе iuscommuneлежал материал Дигест Юстиниана.
(!) Однако вместе с тем материал iuscommuneформировался также и на основе материалов канонического права. Главный из этих текстов это Диекретум монаха Гроциана (систематизированное собрание церковных канонов). Это на самом деле сокращенное название, полное же название это – Конкордия Дискордантиум Канонум, то есть согласование несогласованных канонов.
Полное название и позволяет понять почему каноническое право вошло в iuscommune. В.А. отмечает, что Гроциан создал тест, который имел большее значение не только с точки зрения норм канонического права, сколько с точки зрения логики рассуждений.
В.А. считает, что iuscommuneсоединилось с каноническим правом для получения еще больших аргументов для обоснования тех или иных решений.
2. Экстерриториальное по пространству действие и универсальное по объекту регулирования система ценностей
.
iuscommuneне имело институционной основы в виду судов или законодательных органов. По сути своей iuscommuneесть общеевропейская юридическая наука.
Однако в то же время оно имело очень важное практическое значение. На его основе можно было разрешить самые сложные конфликты. Однако к нему обращались в ситуации, когда нельзя было разрешить ситуацию на основе местных норм.
Однако на что же опиралась регулирующая функция iuscommune, если она представляла собой просто науку?
Главную регулирующую роль играл не нормативный материал, а доктрины и идеи.
Например, та же доктрина прав человека. Она основывалась на идеи общего порядка. В основу ее закладывалась идея того, что все равны перед Богом и что все подчиняются некому общему порядку, установленному Богом. А частью этого порядка и являются права индивидов. Иными словами, права человека проистекают не из природы человека, а из Божьего установления.
Исходя из идеи прав человека решались в том числе и многие семейные вопросы. Именно из прав человека iuscommuneи выводило возможность выбора супруга без навязывания. Данное решение утверждалось на не том, что каждый имеет право выбора. Гроциан писал, что «недобровольные браки имеют негативные последствия». Считалось, что такой брак ведет к прелюбодеянию, то есть к нарушению христианских устоев. Но самым весомым основанием для признания свободы выбора у супругов была сама концепция брака. Христианский брак мыслился в качестве мистического союза между Иисусом Христом и Церковью.
Отсюда же вытекает и свобода вероисповедания. Она опиралась на выраженное в христианстве представления о том каким должно быть крещение, которое должно было быть свободным. Вставал вопрос, считается ли принятия христианства добровольным, если лицо было вынуждено это сделать в результате предоставления ему тех или иных благ?
Ответ на данный вопрос юристы находили в Дигестах, где указывалось, что договор заключенный из страха что-то потерять действителен.
Доктрина справедливого суда. Согласно iuscommuneвсе люди имели права на справедливый суд. Для обоснования такой доктрины правоведы обращались к Библии, потому что она давала более весомые основания иметь справедливый суд.
Юристы выводили данное правило из фрагмента, где Адам под влиянием искушения съедает запретный плод. Бог не наказывает его сразу
, он спрашивает его ел ли он или нет. То есть Бог пытается разобраться в этой ситуации и разрешить дело по справедливости.
Право на справедливый суд вытекает не из самой природы человека, а из Библии.
Право на материальную помощь. Оно также имела религиозный характер и вытекло из постулата, согласно которому благотворительность – есть высшая добродетель. Но право на получение такой помощи не давало возможности требовать такого предоставления.
Право на помощь вытекало не из права справедливого распределения материальных благ, а из понимания того, что все лишения, которые обрушиваются на общество необходимо разделить также между всеми.
Такое понимание вытекало из Родосского закона времен Рима, согласно которому груз, выброшенный за борт для сохранения жизни корабля в шторме, должен быть распределен между всеми оставшимися грузоотправителями.
Право выбора должностных лиц путем голосования. Право выбора также не вытекало из свободы воли человека. Считалось, что право выбора действовало только в тех пределах, в которых человек был способен выбрать достойного человека на пост. Право выбора, иными словами, означало обязанность избрать достойного кандидата.
Право на необходимую оборону. С точки зрения христианства было очень сложно обосновать возможность убийства другого при опасности своей собственной смерти. И данную доктрину вывели из естественного права. Естественное право предполагало, что убийство возможно лишь с целью сохранения своей собственной жизни.
Однако и христианство оказало свое влияние на данную доктрину. Было установлено, что убить можно лишь исходя из самозащиты, но не из мести.
Наказание должно соответствовать тяжести преступления. Данная доктрина полагается на Глоссу, которая была записана к одной из норме, записанной к Кодексу Юстиниана.
Конец iuscommune. Секуляризация, которая будет происходить в 16-17 веках и лишит iuscommuneсвоей значимости. С другой стороны, на ее значимость повлияет и возникновение национального законодательства, так как большинство доктрин iuscommuneвойдут в национальное законодательство.
Само iuscommuneстанет фактором, которое преобразует средневековое естественное право.
Вопрос №10: «Наука естественного права в правовой культуре средневековой Западной Европы, ее сущность, значение и основные доктрины».
Идея естественного права присутствует уже в античной юриспруденции:
Под естественным правом в Римских правовых текстах понималось «право, которое природа внушила всем живым существам. Это право свойственно не только человеческому роду, но и вообще всем существам, которые рождаются на земле, на небе или в море. Из естественного права происходит союз мужчины и женщины, рождение и воспитание детей. Все существа руководствуются этим правом.
По естественному праву все люди рождаются равными. Именно из него и возникают многие договоры, потому что они призваны обеспечить удовлетворение вполне естественных потребностей» (по словам Ульпиана).
Цицерон указывал, что право природы в отличие от цивильного права – «это то право, которое не создано мнениями людей, но посеяно в природе некой силой, которой являются благочестие, религия и так далее». Иными словами, естественное право является частью природного порядка.