Файл: История и методология юридической науки в. А. Томсинов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 325
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С 14в. появляются сборники статутов, но и они мыслиться как самостоятельная ветвь английского права.
В.А. полагает, что Блэкстоун заимствовал идею систематизации Общинного права у Генри Финча. Блэкстоун понял, что для того, чтобы создать теорию Общинного права или каким-то образом трансформировать процессуальный элемент Общинного права в Некую теорию, необходимо прежде всего выработать систему.
Уильям увидел, что Генри Финч делит материал своего трактата на две главные категории. Это «право в вещи» и «право на вещь». Заслуга Финча в том, что он предпринял попытку разделить категории вещного права и обязательственного.
Однако Блэкстоун взял в основу своего трактата идею Мэтью Хейлла, который также попытался систематизировать Общинное право и создать теорию. В 1713г. его трактат был опубликован. И не случайно Блэкстоун в своей работе указывает, что ближе всего к системизации подошел Хейлл.
Хейлл разделил весь материал Общинного права на две категории:
1. Гражданское право, которое касается гражданских прав и способов защиты;
2. Уголовное право, которое касается преступлений и правонарушений.
Блэксоун заимствовал у Хейлл очень важную идею. Он понял, что Общинное право нужно разбить на right и wrongs (права и правонарушения).
Система, которую использовал Блэкстоун скорее была им заимствована у Дионисия Готофреда. Именно ему приписывается первое издание Корпус Юрис Цивилис (печатное издание). Он разделил весь материал права на следующие категории:
1. Лица
2. Вещи
3. Действия
4. + Публичные правонарушения* (была добавлена Готофредом к системе Гая).
Блэкстоун совершенно не упоминает Готофреда в своих работах. Дело в том, что Готофред был цивилистом. А Блэкстоун же считал, что система Общинного права должна отличаться от Цивильного права. Уильям предпринял попытку отделить Общинное право от цивилистики.
Первое, что делаем Блэкстоун – это попытка разработать такую систему, которая бы отличалась от цивилистики и в большей мере соответствовала национальному духу английских правоведов.
И эту систему он предлагает в своем первом трактате «АНАЛИЗ АНГЛИЙСКОГО ПРАВА». Этот трактат вышел впервые в 1756г. Этот первый трактат на самом деле был первым вариантом «Комментариев к Законам Англии» пользовался огромным успехом. Ввиду чего Блэкстоун и приступил к более объемному изложению материала своих лекций.
И «Комментарии к Законам Англии» это как бы третий вариант (первый вариант распространялся просто в рукописях, второй это «Анализ английского права»).
Что они собой представляли и какой тип мышления показывали?
Обратить внимание следует на слово «законы». В.А. удивляется почему же не право или не Общинное право? Дело в том, что Блэкстоун предпринял попытку посмотреть на Общинное право не как на право общества, а как на право государства.
Законами в то время в Англии назывались именно те нормы, которые исходили из государственной власти.
Конечно, Общинное право покоится на разуме. Конечно, Общинное право – это можно сказать, естественное право английского народа. Однако в то же время нельзя забывать, что Общинное право формируется судами. А потому Общинное право можно было представить в виде законодательства.
Таким образом, в этом названии Блэкстоун хотел подчеркнуть, что Общинное право исходит от государства.
Очевидно, что Блэкстоун не может излагать Общинное право, как совокупность процедур, как совокупность королевских приказов, исков и так далее. Он потому пытается преобразовать Общинное право из процессуального в материальное на уровне терминологии.
Он понимает, что главным термином Общинного права является actio. Вот он и преобразует термин actio в категорию right(субъективное право). А потому обратите внимание на название книг:
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Of rights of persons (о правах лиц);
Под лицами (person) Блэкстоун понимал не только индивидов, но и корпорации (государственные органы). Туда же входила и королевская власть и парламент. Духовенство, лордов и так далее. Ввиду чего первая книга более напоминает изложение конституционного права Англии. Он как бы описывает строй Англии используя совокупность этих лиц. Он описывает не только права индивидов, он еще и описывает привилегии парламента. Статус королевской семьи и так далее.
Первая книга таким образом есть изложение не только прав людей, но и полномочий государственных органов.
-
Of rights of things (о правах вещей);
Данная книга включает в себя не только то, что мы называем Вещным правом, но и включает в себя обязательственное право. Блэкстоун считал обязательства разновидностью вещей.
-
Private wrongs (частные правонарушения);
Данная книга выбивается из методологии Блэкстоуна. Здесь он описывает именно процедуру разрешения дел по частным правонарушениям, то есть по деликтам. Эта книга единственная из всех посвящена изложению процессуального права.
-
Public wrongs (публичные правонарушения).
В данной книге он излагает свое представление о преступлениях.
Очевидно, что он заимствует идею Мэтью Хейла, согласно которой в теории Общинного права должны быть представлены не только права, но и средства их защиты.
Самое интересное здесь – это первая книга. Он признает, что Общинное право опирается на разум, что оно является обычаем, но в то же время он считает, что Общинное право – это материал, который выступает в форме судебных решений, а значит законов, исходящих от королевской власти.
Очевидно, что здесь наблюдается некая двойственность, за которую его и будет критиковать его лучший ученик Иеремия Бентам.
Особенность методологии Блэкстоуна заключается в том, что он дает изложения прежде всего исторического развития основных правовых институтов. Он показывает не только настоящее состояние Общинного права, но и процесс его развития. Таким образом, он показывает, что право все время развивается.
Данный трактат это в значительной степени более историко-правовой трактат.
Блэкстоун систематизирует материал common law прежде всего для его преподавания в университетах. То есть он смотрит на свой трактат на самом деле как на учебник, а не как руководство для судей.
Блэкстоун в 1771г. благодаря своему другу Мэнсвилду войдут в состав суда Королевской скамьи. Он станет судьей.
Его трактат будет популярен только в 18в., так как в 19в. Common law очень изменится: особенно после реформы 1854г., когда судопроизводство, опирающееся на приказы, будет заменено на исковое производство.
Для американских правоведов он будет продолжать иметь огромное значение, так как трактат более выражал в себе исторические основания институтов.
ГЛАВНАЯ ИДЕЯ: главная идея Блэкстоуна заключалась в том, что нормальное государство – это государство правовое. Любой нормальный государственный строй можно описать в правовых категориях.
Вопрос №14: Реформация церкви и государства в Германии в XVI веке и ее воздействие на правовую науку.
Начало реформации связывают с событием 31 октября 1517 года. В этот день молодой преподаватель теологии Вюртембергского университета прибил на дверях церкви Саксонии 95 тезисов, содержавших критику отношений, сложившихся между церковью и государством, между церковью и верующими.
Сохранился текст тезисов, которые Мартюн Лютер переслал архиепискому Майнцскому.
95 тезисов были направлены против выдачи индульгенции церковью.
Он не просто осуждает практику выдачи индульгенций церковью, он осуждает саму церковь, он вообще отрицает необходимость её существования – идеологическая революция. Реформация составляла именно идеологическую революцию, но не социальную.
Архиепископ направил тезисы в Рим, возмущаясь тем, что его подопечный написал такие вещи, осуждая Лютера. Защищаясь от нападок Лютер сформулировал свою настоящую доктрину, которая окажет огромное влияние на юрнауку.
Доктрина:
-
Общение верующих с Богом должно осуществляться без каких-либо посредников в лице духовенства – необходимость перевода Библии с латыни на немецкий – Лютер и перевёл; -
Церковь, которая сложилась и существует в Европе, она на самом деле ложная, эта церковь наполнена такими же пороками, как любое государство. Настоящая церковь может быть только небесная. МЛ выступает против «доктрины двух мечей» папы Григория 7, он выдвигает «доктрину двух государств»: одно (церковное) на небесах – чистое, свободное от пороков; другое – земное – наполнено пороками. Священники не имеют никакого права препятствовать непосредственному общению верующих с Богом, существующая церковь не имеет права издавать установления, на самом деле, она присвоила себе роль творца права. Каноническое право МЛ объявляет таким образом незаконным – это тоже была революция. -
Верующие тоже наполнены пороками, они несовершенны, поэтому сами по себе они не могут достичь рая. Никакие их усилия не позволят им это сделать, они должны просто терпеливо ждать милости, но милость, которая позволит им попасть в рай, даруется только верующим. МЛ не отказывается от понятия веры, он его возвышает, он его очищает от всех церковных примесей. С точки зрения МЛ вера – свойство не церкви, а человека; любой человек должен осознавать своё ничтожество и должен очиститься от пороков с помощью веры.
Что означали эти суждения? Церковь должна стать таким же светским институтом, как и остальные – она не должна возвышаться над государством, она не лучше, она такая же порочная, поэтому церковь не может издавать какие-либо установления, обязательные для всех. Человеческое общество порочно, как оно может жить? Только благодаря законодательным установлениям. Кто их должен издавать – самая могущественная сила – это государство. Основным источником права должен стать закон, исходящий от верховной государственной власти.
Формально против Лютера выступил император СРИ – Карл 5, который при этом в своей политике продвигает идеи Лютера - уголовно-процессуальное установление под названием Каролина. Инквизиционный суд развивается в рамках церкви – Карл 5 его присваивает, делает светским. Он упорядочивает этот инквизиционный процесс. Он оставляет один элемент – пытки, он резко ограничивает применение пыток, оставляя за ними юридическое значение.
Реформация меняла статус канонического права, понимание ius naturalis, понимание римского права, в процессе реформации одновременно меняется вся правовая культура Германии – эти перемены затрагивают прежде всего сферу юридической науки:
-
Тенденция к утверждению позитивизма как основного метода юридической науки. -
Тенденция к утверждению закона как основного источника права. Юридическая наука ставится на почву законодательства, причём немецкого, а не церковного. Здесь – первые веяния национализации.
Вопрос №15: Труды Иоганна Апеля (1486–1536) и Конрада Лагуса (1499–1546). Их роль в модернизации германской юридической науки.
Вопрос №16: «Наука естественного права в Германии в XVII–XVIII веках. Творчество в области юриспруденции Самуила Пуфендорфа, Готфрида Лейбница, Христиана Томазия».
Пуфендорф. Он работал гувернером сына Шведского посланника в Дании. Однако между странами возник конфликт. И Пуфендорф оказался в плену.
В плену делать нечего и он решил заняться научными исследованиями.
Пребывая в плену он написал учебник «Элементы универсальной юриспруденции». По выходе из плена он издал эту книгу. Этим самым он заявил о своем стремлении создать некую общую науку для всех на основе естественного права.
Далее он издает трактат «О праве естественном и праве народов». Затем он издает свой основной труд «О должностях человека и гражданина, изложенные в соответствии с естественным правом