Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТРЕТИЙ КЛАСС
(34 часа)
Учебный материал для третьего класса спланирован с учетом повторения, закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков, полученных школьниками во втором классе. Особенностью обучения в третьем классе является расширение спектра видов работы. Включены новые виды: «работа с проволокой», «работа с древесиной», «работа с металлом и металлоконструктором». Программный материал направлен на формирование у умственно отсталых обучающихся представлений о видах труда, близких к деятельности столяра, переплетчика, слесаря, швеи.
В третьем классе формирование первоначальных трудовых навыков завершается, но по-прежнему в течение всего года активно ведется работа по поддержанию интереса к труду в самых различных формах. Большая роль в этом принадлежит учителю, который должен использовать разные методы подачи учебного материала, вносить в обучение элементы занимательности и игры, давать посильные и общественно значимые задания, бережно относиться к результатам детской деятельности.
Отличительной особенностью обучения в третьем классе является увеличение степени самостоятельности обучающихся. Анализ образцов изделий предлагается проводить самостоятельно. В помощь детям при создании полного и отчетливого образа будущего изделия будут вспомогательные вопросы учителя или сформулированные вопросы в учебнике. Продолжается работа по выработке навыков составления стандартного плана работы (разметка детали, выделение детали из заготовки, формообразование, сборка изделия, отделка изделия) с опорой на графические предметно-операционные планы.
Школьники с проблемами в умственном развитии ограничены в выборе профессии, поэтому требуются значительные усилия по их профессиональной ориентации. Начиная с третьего класса, усиливается работа по пробуждению интереса именно к тем профессиям, обучение которым организовано в каждой конкретной образовательной организации. В связи с этим программой предусматривается организация и проведение экскурсий в школьные мастерские.
Как и в предыдущие годы, ведется систематическое наблюдение за обучающимися, отмечаются их достижения и трудности, выявляются причины этих трудностей. Виды ручного труда в третьем классе, близкие к деятельности столяра, слесаря, швеи, позволяют учителю выявлять склонность каждого обучающегося к той или иной профессии.
Содержание раздела | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности обучающихся |
Повторение учебного материала первого и второго классов | Проверка знаний о правилах поведения и работы на уроках труда. Закрепление навыков по подготовке рабочего места и содержания его в порядке. Выявление знаний о материалах (природные, текстильные, бумага, пластилин); о видах работы («работа с бумагой», «работа с природными материалами», «работа с текстильными материалами»); об инструментах, используемых на уроках труда. Закрепление навыков работы с учебником и рабочей тетрадью. | Подготовить свое рабочее место самостоятельно. Подбирать материалы и инструменты для работы с частичной помощью учителя и самостоятельно. Употреблять в речи техническую терминологию. Ориентироваться в учебнике и рабочих тетрадях с частичной помощью учителя и самостоятельно. |
Материалы, используемые на уроках ручного труда | Задание: рассмотреть картинки и вспомнить, как называются материалы для поделок. Назвать материалы, изображенные на картинке, одним словом. Вписать это слово в клеточки карандашом. | Рассмотреть и обобщить материалы, изображенные на картинке (ткань, нитки и др.), назвать и вписать одним словом (текстильные). |
Инструменты, используемые на уроках ручного труда | Задание: посмотреть на инструменты, которые используются на уроках труда. Назвать их одним словом. Вписать это слово в клеточки карандашом. | Рассмотреть и обобщить предметы, изображенные на картинке (ножницы, иглы, кисть, шило и др.), назвать и вписать одним словом (инструменты). |
Работа с природными материалами (4 часа) Содержание программного материала по этому виду труда позволит закрепить познавательные сведения об уже знакомых школьникам природных материалах (сухие листья, шишки, скорлупа грецкого ореха), их свойствах. Познакомить с правилами заготовки природных материалов. Продолжается работа по совершенствованию практических умений и навыков создания аппликации и многодетальных объемных изделий из природных материалов с применением специальных инструментов, приспособлений и других поделочных материалов (шило, палочки с заостренными концами, пластилин, клей и др.). | ||
Повторение и закрепление знаний, умений и навыков работы с природными материалами Свойства природных материалов | Выявление знаний: где находят природные материалы, их физические свойства и виды работы с ними. Задание: посмотреть на эти природные материалы и сказать, где их можно найти. (В лесу…). Назвать природные материалы с гладкой и с шероховатой поверхностью. Задание: посмотреть на картинки, сказать или прочитать, как называется этот вид работы с природными материалами. | Рассмотреть иллюстрации в учебнике и рассказать о видах природных материалов, выделяя их свойства самостоятельно. Рассмотреть иллюстрации в учебнике и определить вид работы (аппликация) самостоятельно. |
Приемы соединения деталей | Закрепление технологических операций сборки изделий (склеивание и др.). Задание: рассмотри приемы соединения деталей в аппликации. Найди среди них прием соединения деталей с помощью клейкой ленты и прием соединения деталей с помощью клея. Приемы соединения деталей конструкций из природных материалов: прием соединения деталей с помощью пластилина и заостренных палочек. | Рассмотреть иллюстрации в учебнике и назвать приемы соединения природных материалов самостоятельно. |
Приемы работы с пластилином | Совершенствование приемов лепки. Задание: посмотреть на картинки, назвать приемы работы с пластилином (скатывание овальной формы, скатывание шара, сгибание в виде кольца, прищипывание, примазывание, обработка стекой). | Посмотреть иллюстрации в учебнике и назвать приемы работы с пластилином самостоятельно. |
Изготовление аппликаций из засушенных листьев и скорлупы грецкого ореха | Закрепление навыков рассмотрения образца аппликации из природных материалов (из засушенных листьев и скорлупы грецких орехов) и отвечать на поставленные в учебнике вопросы. Совершенствование представлений о плоских (листьях разных деревьев) и объемных природных (скорлупа грецких орехов) материалах, их признаках и свойствах. Закрепление понятия «аппликация». Обучение технологии изготовления аппликации из природных материалов (засушенных листьев, скорлупы грецких орехов). Задание: сделать аппликацию из засушенных листьев «Птица», как на образце. Задание: сделать аппликацию из скорлупы грецких орехов «Воробьи на ветках», как на образце. | Отвечать на вопросы и вписывать слова самостоятельно. Сравнивать и находить сходство и различие в природных материалах самостоятельно или с частичной помощью учителя. Называть основные признаки аппликационных изображений самостоятельно. Анализировать содержание аппликации, ориентируясь на ее признаки и свойства, по вопросам учителя и вопросам, данным в учебнике. Составлять аппликацию из природных материалов с опорой на предметно-операционный план в коллективной беседе. Закреплять навык работы с засушенными листьями и скорлупой грецких орехов. Закреплять навык организации рабочего места при работе с природными материалами. Развивать воображение. |
Изготовление объемных изделий из природных материалов | Закрепление и расширение представлений об изделиях из природных материалов и о видах работы с ними (конструирование объемных изделий). Задание: посмотреть на картинки, сказать, какие фигурки животных изображены. Из каких природных материалов они сделаны? Обучение технологии изготовления объемного изделия из природных материалов (сухая тростниковая трава) и пластилина. Задание: сделать птицу из пластилина и сухой тростниковой травы, как на образце. | Анализировать образец изделия по вопросам учителя и самостоятельно. Рассказывать о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с опорой на предметно-операционный план. Закреплять навык работы с сухой тростниковой травой. Развитие тонких движений пальцев, регуляции мышечного усилия. Развивать воображение. |
Работа с бумагой и картоном (15 часов) Содержание программного материала по этому виду ручного труда позволяет закреплять знания обучающихся об уже известных им сортах бумаги (бумага для печати, письма, рисования, гигиеническая) и знакомить с новыми (наждачная бумага). Расширяются представления о назначении и применении бумаги, видах работы с бумагой (аппликация, объемное конструирование) и технологических операциях (разметка деталей, выделение деталей из заготовки, формообразование, сборка изделия, отделка изделия). Совершенствуются технические приемы сгибания, сминания, обрывания, вырезания из бумаги. Продолжается работа по формированию анализирующей, планирующей, контролирующей деятельности. Закрепляются в речи технико-технологических термины и понятия: «аппликация» «бумага», «вырезание из бумаги», «деталь», «изделие», «инструмент» «мозаика», «оригами», «орнамент», «прием», «разметка», «сгиб», «симметрия», «технология изготовления изделия», «технология выполнения приема», «шаблон» и др. Используются возможности технических приемов в коррекции и исправлении недостатков развития мелкой моторики: развитие координации рук, мышечного усилия, дифференциации движений пальцев, влияющие на выработку плавных, точных движений. | ||
Повторение познавательных сведений о работе с бумагой и картоном Сорта бумаги, виды работы с бумагой, приемы работы с бумагой | Выявление знаний о сортах бумаги и картоне. Задание: посмотреть на эти изделия и сказать, из каких сортов бумаги они сделаны. Вписать названия изделий в таблицу. Проверка знаний о видах работы с бумагой. Задание: посмотреть на картинки, сказать, как называется этот вид работы с бумагой. Повторение знаний о приемах работы с бумагой. Задание: посмотреть на картинки, узнать и сказать, какие приемы используются при работе с бумагой. | Определять сорт бумаги по изделию. Сравнивать бумагу разных сортов. Узнавать и называть виды работы с бумагой (аппликация). Узнавать и называть приемы работы с бумагой (разметка, обрывание, резание бумаги, смазывание клеем бумаги). |
Обучение новым технологиям на основе имеющихся знаний, умений и навыков | Развитие умения узнавать и называть предметы, сделанные из бумаги, и определять их функциональную значимость в быту, игре, учебе. Закрепление понятий: «аппликация», «конструкция», «контур», «коробка», «окантовка», «разметка», «силуэт», «шаблон» и др. Ознакомление с новыми технологиями изготовления аппликаций и объемных изделий. Совершенствование выполнения технических приемов: разметка бумаги по линейке, резание бумаги ножницами, склеивание деталей клеем. Расширение социального опыта школьников. | Рассматривать, узнавать и называть предметы, игрушки, сделанные из бумаги. Различать силуэты, вырезанные из бумаги, от силуэтов, оборванных по контурной линии (контур ровный и неровный). Использовать в речи технико-технологические понятия. Осваивать технологии изготовления объектов из бумаги. Выполнять технические приемы обработки бумаги и картона. Использовать изделия из бумаги в быту и игре, учебе. |
Изготовление аппликации из обрывной бумаги | Обучение технологии изготовления аппликации из обрывной бумаги. Обучение выбору способа работы (силуэт вырезают или обрывают в зависимости от поверхности изображаемого предмета). Выработка практического навыка обрывания по контурной линии изображения. Задание: изготовить силуэт медвежонка. Использовать прием обрывания бумаги по контуру в аппликации «Медвежонок», как на образце. | Сравнивать расположение материалов и инструментов на своем рабочем месте с картинкой в учебнике. Сравнивать аппликации с разными контурными изображениями и отвечать на вопросы. В какой аппликации контур ровный, четкий, а в какой контур неровный? Выполнять задание в соответствии с предметно-операционным планом самостоятельно. Совершенствовать навык обведения шаблонов сложной конфигурации. Обрывать бумагу по заранее размеченной контурной линии изображения. Наклеивать полученный силуэт на бумажную основу. |
Окантовка картона полосками и листом бумаги | Ознакомить с понятием «окантовка» и ее назначением. Окантовка – это способ оклеивания краев картона полосками бумаги или технической ткани. Формирование знаний об окантовке картона разными способами: «окантовка картона полосками бумаги» и «окантовка картона листом бумаги». Совершенствование технических приемов. Обучение технологии окантовки картона полосками бумаги с опорой на предметно-операционный план. Задание: окантовать картон размером 10 х 13 полосками цветной бумаги или технической ткани. Наклеить картинку или фотографию, как на образце. Обучение технологии окантовки картона листом бумаги. Задание: сделать складную доску для игры «Помоги Буратино попасть к папе Карло», как на образце. | Освоить понятие «окантовка». Овладеть способом окантовки картона полосками бумаги. Понять и запомнить способ окантовки картона полосками и листом бумаги. Выполнять разметку бумаги и картона по шаблону и линейке. Резать ножницами по прямой линии. Сгибать бумагу пополам. Наносить клей на детали и приклеивать их на картон. |
Изготовление игрушек и изделий из бумаги | При изготовлении игрушек и изделий используют разные приемы работы с бумагой: разметка бумаги по линейке и шаблону, сгибание бумаги, резание бумаги ножницами, склеивание деталей клеем. Задание: рассмотреть иллюстрации. Найти на них изображение приемов работы с бумагой: разметку, сгибание и резание бумаги. Совершенствование приемов работы с бумагой (разметка, сгибание, резание). Формирование представлений о праздничных гирляндах (о назначении, способах изготовления, материалах, используемых при их изготовлении). Обучение технологии работы с бумажными полосами и кольцами. Задание: сделать складную гирлянду, как на образце. Задание: сделать гирлянду из колец, как на образце. Формирование представлений о карнавальных масках, головных уборах (о назначении, способах изготовления, материалах, используемых при их изготовлении). Обучение технологии изготовления карнавальных масок и полумасок. Задание: сделать полумаску, как на образце. Обучение технологии изготовления карнавальных головных уборов. Задание: изготовить каркасную шапочку, как на образце. Задание: сделать красивый кокошник, как на образце. Задание: сделать шлем, как на образце. | Узнавать и называть приемы работы с бумагой, представленные в иллюстративных материалах учебника и др. Производить разметку по шаблонам сложной конфигурации и линейке. Резать ножницами по коротким и длинным прямым и кривым линиям. Вырезать силуэты предметов симметричного строения. Осуществлять сборку изделий способом склеивания деталей, переплетением бумажных полос. Выполнять отделку изделий аппликацией. Рассказывать о технологии изготовления изделий, игрушек из бумаги самостоятельно и с частичной помощью учителя. Изготавливать изделие в соответствии с технологией. |
Конструирование объемных игрушек из бумаги на основе геометрических тел | Повторение и закреплениезнаний о геометрических телах (конус и цилиндр). Формирование умения передавать пространственные признаки предметов. Обучение технологии изготовления из бумаги матрешки на основе конусов. Задание: сконструируй матрешку, как на образце. Обучение технологии изготовления из бумаги собаки на основе цилиндров. Задание: сконструируй собаку, как на образце. | Узнавать, называть геометрическое тело цилиндр и конус. Рассматривать и запоминать признаки цилиндра и конуса. Рассматривать и анализировать игрушки, сделанные из бумаги, называя их признаки и свойства самостоятельно. Работать в соответствии с пунктами предметно-операционного плана самостоятельно и с частичной помощью учителя. Использовать в практической деятельности приемы работы с бумагой. Контролировать свои действия в ходе и конце выполнения задания. |
Изготовление открытых коробок из тонкого картона | Формирование представлений о картоне как поделочном материале. Формирование представлений о коробках (назначение, форма, величина, конструкция, детали). Развитие умения узнавать и называть предметы, сделанные из картона, и определять их функциональную значимость в быту, игре, учебе. Коробка – это небольшой ящик с крышкой, изготовленный из картона, дерева, жести или других материалов. Коробки предназначены для хранения продуктов питания, игрушек и многого другого. Коробки бывают разных размеров и разной формы. Все коробки состоят из следующих деталей: основание, стенки (борта), крышка. Основание может быть разной формы. Обучение технологии изготовления коробки с помощью клапанов и оклейкой полосками бумаги. Задание: сделать коробку с помощью клапанов, как на образце. Обучение технологии изготовления коробки с бортами, соединенными встык. Задание: сделать коробку с бортами, соединенными встык, как на образце. | Запоминать и говорить о назначении, свойствах картона. Рассматривать, узнавать и называть форму, цвет, величину, конструкцию, детали коробок, сделанных из картона. Осваивать технологию изготовления коробки с помощью клапанов и оклейкой полосками бумаги с опорой на предметно-операционный план, ориентируясь на вопросы и подсказки учителя. Осваивать технологию изготовления коробки с бортами, соединенными встык, с опорой на предметно-операционный план и с помощью учителя. Соблюдать аккуратность в работе. |
Первоначальные познавательные сведения о сборочных работах Набор «Металлический конструктор» | Ознакомление с понятием «сборочные работы». Ознакомление с набором «Металлический конструктор». Формирование представлений об изделиях металлоконструктора. Путем соединения деталей металлоконструктора можно собрать много интересных изделий (самолеты, качели и др.). Ознакомление с набором деталей металлоконструктора: планки, пластины, углы, косынки, скобы, планшайбы, гайки, винты. Развитие умения находить нужные детали в металлоконструкторе. Ознакомление с инструментами, используемыми при соединении деталей металлоконструктора: отвертка, гаечные ключи. | Рассказывать о сборочных работах и их значении. Рассматривать, узнавать и говорить об увиденных предметах, сделанных из деталей металлоконструктора. Рассматривать, запоминать и называть инструменты для работы с деталями металлоконструктора. Рассматривать и называть детали металлоконструктора. Находить, называть и запоминать нужные детали металлоконструктора. Рассматривать и называть инструменты для работы с металлоконструктором. |
Сборочные работы Соединение деталей винтом и гайкой Сборка изделия из деталей металлоконструктора | Обучение технологиисоединения планок винтом и гайкой. Задание: выбрать необходимые детали и соединить их. Завинтить гайку сначала пальцами, затем гаечным ключом. Обучение технологии сборки из планок треугольника и квадрата. Задание: собрать из планок треугольник, как на образце. Задание: собрать из планок квадрат, как на образце. | Рассматривать, выбирать и называть нужные детали (планки, винт, гайка). Считать и отвечать на вопросы о количестве отверстий в планках самостоятельно. Завинчивать гайку пальцами, затем гаечным ключом. Закреплять знания о геометрических фигурах «треугольник» и «квадрат». Подбирать нужное количество планок с соответствующим числом отверстий и нужное количество винтов и гаек. Производить сборку изделий по образцу. Закреплять правильный захват инструмента. Развивать моторику мелких мышц рук: согласованность движений рук, дифференциацию движений пальцев, регуляцию мышечного усилия и ритмичность движений. |
ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС
(34 часа)
Содержание обучения четвертого класса направлено на подготовку учащихся к самостоятельному выполнению доступных для обучающихся видов работ и заданий как в мастерской ручного труда, так и в учебных мастерских, таким образом, решение поставленных задач происходит в условиях, близких к профессиональному обучению. В содержание программы включены новые технические сведения, которые направлены на углубление технологических знаний о таких видах работы как: «работа с металлом», «ремонт одежды», «картонажно-переплетные работы», «ручные швейные работы». Расширенно изучаются свойства металла, древесины. Усложняются технологические операции: разметка деталей, выделение деталей из заготовки, формообразование, сборка и отделка изделий.
В целом в четвертом классе подытоживаются, обобщаются и добавляются новые технические сведения и углубляются знания о видах и свойствах материалов, о действиях, производимых с помощью различных инструментов. Продолжается и расширяется применение на практике знаний, приобретенных детьми на уроках математики, чтения и изобразительного искусства. Обучающиеся получают первоначальные представления, которые послужат основой для работы на уроках технологии в старших классах (разметка заготовок с помощью угольника и циркуля и др.). Завершается работа по окончательному установлению трудовых возможностей обучающихся в начальных классах путем педагогической оценки особенностей их трудовой деятельности на занятиях ручного труда и выявлению их интегральных качеств (особенности поведения, привычки, черты характера, настрой и др.). Учитываются также медицинские показатели. Полученный материал используется при подборе видов профессионального труда в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся.
Содержание раздела | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности обучающихся |
Работа с бумагой и картоном (16 часов) В четвертом классе содержание учебного материала по данному разделу, пополняется новыми технологиями разметки бумаги (разметка деталей с помощью чертежных инструментов – линейки, угольника, циркуля). Дети обучаются основам графической грамоты (выполнение разметки с опорой на чертеж). Формируются представления об экономном использовании бумаги. Обучение тиражированию деталей. В то же время продолжается работа по закреплению уже приобретенных ранее детьми навыков (разметка округлых деталей по шаблонам; вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам; складывание фигурок из бумаги и др.). Расширяются представления о функциональном назначении изделий, сделанных из бумаги и изготовленных на уроках ручного труда. Так, в четвертом классе происходит знакомство и закрепление технологических знаний о видах картонажно-переплетных изделий (картонажные и переплетные) и их применении (коробки, футляры, папки, книги, блокноты, тетради и др.). Совершенствуются знания о материалах (бумаге, картоне, клее, технических тканях и др.) и инструментах (ножницах, линейках, иглах, кистях и др.), которые используются в картонажно-переплетных работах. Осваивается технология окантовки картона полосками и листами бумаги. Формируются умения разметки деталей с помощью линейки. Обращается особое внимание на качество выполняемых приемов обработки бумаги. Развивается аккуратность при выполнении изделий. Продолжается работа по развитию аналитических способностей, планирующей и контролирующей деятельности при самостоятельном их выполнении. Вырабатываются точность, ритмичность и плавность движений. | ||
Повторение познавательных сведений о работе с бумагой Материалы, инструменты и приспособления Виды бумаги Свойства бумаги Технологические операции с бумагой Виды работы с бумагой | Проверка знаний о бумаге и работе с ней. Проверка организационных навыков школьников на уроках ручного труда. Совершенствование умений дифференцировать и объединять в группы материалы, инструменты и приспособления. Задание: посмотреть на изображенные материалы и определить, что относится к материалам, что – к инструментам и приспособлениям. Рассказать об их применении, устройстве. Выявление знаний о видах бумаги (рисовальная, газетная, писчая, обойная, салфеточная). Задание: посмотреть на изображенные изделия. Карандашом вписать названия видов бумаги, из которой они сделаны. Повторение свойств бумаги (мягкая, плотная непрочная, цвет, размер, форма). Задание: назвать, в какие цвета окрашивают бумагу. Задание: узнать геометрические фигуры; найти их сходство и различие. Проверка знаний о выполнении технологических операций с бумагой (разметка, выделение деталей из заготовки, формообразование, сборка изделия). Задание: вспомнить технологические операции с бумагой, назвать и рассказать об их выполнении. Выявление знаний: о видах работы с бумагой (складывание, вырезание, аппликация, объемное конструирование). Задание: определить виды работы с бумагой, которые применяются при изготовлении изделий. | Подготовить свое рабочее место к работе с бумагой. Рассматривать, определять, рассказывать о применении материалов, инструментов и приспособлений в работе с бумагой самостоятельно. Смотреть иллюстрации в учебнике, называть и вписывать названия видов бумаги самостоятельно. Рассматривать иллюстрации в учебнике, узнавать и отвечать на вопросы учителя развернутыми предложениями о свойствах бумаги самостоятельно. Узнавать, называть и находить сходство и различия в геометрических фигурах. Рассматривать иллюстрации в учебнике, узнавать, вспоминать и называть самостоятельно технологические операции с бумагой. Смотреть иллюстрации в учебнике, называть и вписывать названия видов работы с бумагой. |
Складывание из треугольников | Проверка знаний о складывании из бумаги. Формирование умения устанавливать общую форму, особенности конструкции изделия и его пространственные соотношения. Закрепление навыков планировать ход работы с опорой на наглядные материалы. Совершенствование приемов сгибания треугольника. Закрепление навыков сборки изделия с помощью клея. Обучение технологии складывания из треугольников. Задание: сделать «геометрическую фигуру-раскладку», как на образце. Игра: сложить из фигуры-раскладки различные геометрические комбинации. | Называть вид работы с бумагой способом складывания (оригами). Узнавать и называть самостоятельно в изделии геометрические фигуры «квадрат» и «треугольник». Выполнять приемы резания сгибания и склеивания деталей. Развивать внимание и логическое мышление в ходе складывания геометрических комбинаций в игре «Геометрическая фигура-раскладка». |
Обучение новым технологиям на основе имеющихся знаний, умений и навыков | Закрепление навыков разметки по шаблонам. Совершенствование умений вырезать предметы симметричного строения. Обучать новым технологиям разметки деталей с помощью линейки, треугольника, циркуля. Формировать представления об экономном расходовании материалов при разметке деталей. | Овладевать новыми приемами работы с бумагой, опираясь на имеющиеся знания, умения и навыки. |
Разметка деталей Разметка деталей с помощью линейки. Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах | Закрепление умений производить разметку с помощью линейки. Формирование представлений о миллиметре как мере длины. Обучение нахождению на линейке длины заданной в миллиметрах. Миллиметр – мера длины. В 1 сантиметре содержится 10 миллиметров. Задание: показать на линейке длину 2 см, 8 см. Сколько это миллиметров? Обучение технологии изготовления игры «Геометрический конструктор» с длиной стороны квадрата, выраженной в миллиметрах. Задание: изготовить детали игры «Геометрический конструктор», как на образце. Игра: Из получившихся геометрических фигур сложить изображение самолета. | Закреплять умения находить на линейке нужное количество сантиметров. Учиться переводить нужное количество миллиметров в сантиметры. Чертить отрезки заданной длины в миллиметрах. Изготавливать изделие по графическому плану. Совершенствовать точность движений при разметке и резании заготовки по размеченным линиям. Развивать наглядно-действенное мышление, внимание, память, воображение в игре «Геометрический конструктор». |
Разметка деталей с помощью угольника | Расширение представлений о чертежных инструментах линейке, угольнике. Угольник – это чертежный инструмент. С его помощью можно чертить и отмерять нужное количество сантиметров. Обучение умению размечать детали изделия с помощью угольника. Закрепление знаний о геометрических понятиях «прямой угол», «острый угол», «тупой угол». Задание: написать, какие виды углов изображены на картинке. Обучение вычерчиванию углов с помощью угольника и линейки. Закрепление знаний о геометрическом орнаменте и его признаках (состоит из сочетаний геометрических фигур:квадратов, треугольников, ромбов, кругов). Обучение технологии построения геометрических фигур, имеющих углы, которые можно начертить с помощью угольника и линейки. Задание: сделать орнаментальную аппликацию, состоящую из треугольников, как на образце. Задание: сделать закладку для книг из зигзагообразных полос. Задание: сделать закладку для книг со свободным плетением. | Рассматривать, рассказывать о применении чертежных инструментов самостоятельно. Знакомиться с угольником и овладевать приемами работы с ним. Рассматривать изображения углов и вписывать названия углов. Узнавать, называть признаки геометрических фигур (квадрат, треугольник, ромб, круг). Овладевать построением углов с помощью линейки и угольника. Изготавливать изделия с предварительной разметкой с помощью угольника. |
Разметка округлых деталей по шаблонам | Повторение приема разметки заготовки по шаблону. Задание: назвать технологические операции. Карандашом вписать их названия. | Совершенствование умения использовать приобретенный ранее навык разметки деталей по шаблону. |
Вычерчивание окружности с помощью циркуля | Расширение представлений о чертежных инструментах (циркуль). Циркуль – это чертежный инструмент, состоящий из двух ножек, винта, иглы, грифеля. Циркуль предназначен для разметки деталей круглой формы. Ознакомление с правилами подготовки циркуля к работе. Ознакомление с понятиями: «круг», «окружность», «радиус», «циркуль». Обучение технологии разметки с помощью циркуля. Задания: 1. Рассказать об устройстве циркуля. 2. Начертить циркулем окружности со следующими радиусами: 4 см, 5 см, 8 см. 3. Изготовить игрушку «Летающий диск». | Рассматривать, рассказывать о применении чертежных инструментов самостоятельно. Знакомиться с циркулем и овладевать навыками работы с ним. Запоминать правила вычерчивания окружности с применением циркуля. Рассматривать изображения круга, окружности, сравнивать их и устанавливать сходство и различия между ними. Изготавливать изделия с предварительной разметкой с помощью циркуля. |
Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей разного диаметра | Обучение экономной разметке бумаги при вычерчивании нескольких окружностей. Обучение технологии изготовления игрушки из большого количества разноцветных бумажных кругов, согнутых пополам. Задание: сделать игрушку «Попугай», как на образце. | Закреплять знания о циркуле и работе с ним. Развивать навык вычерчивания окружности с помощью циркуля. Овладевать навыком экономной разметки бумаги. Изготавливать многодетальное изделие с предварительной разметкой с помощью циркуля. Совершенствовать качество работы при вырезании и сгибании бумаги. Развивать умение соблюдать точность при сборке многодетального изделия с опорой на операционный план. |
Деление круга на равные части разными способами | Обучение делению круга на равные части двумя способами:
Сгибание круга пополам, сгибание полукруга пополам; сгибание четвертой части круга пополам. Обучение технологии изготовления «Геометрической фигуры-раскладки» с предварительным делением ее круглых деталей на равные части. Задание: сделать «Геометрическую фигуру-раскладку».
Обучение технологии изготовления объемного елочного украшения на основе конусов разной величины. Задание: сделать игрушку, как на образце. | Совершенствование умения использовать, приобретенный ранее навык разметки деталей способом вычерчивания окружности с помощью циркуля. Совершенствование навыка сгибания деталей пополам. Смотреть, узнавать, развивать навык деления круга на равные части: одну вторую, одну четвертую, одну восьмую часть разными способами (сгибание круга, с помощью угольника, линейки и треугольника). Изготавливать изделия на основе кругов с предварительным их делением на равные части. |
Развертка изделия | Объяснение понятия «развертка». Развертка – это развернутая на плоскости поверхность изделия. Некоторые изделия делают на основе развертки. Закрепление навыка анализировать конструкцию изделия, выделяя ее основные признаки и свойства (назначение, развертка конверта имеет форму ромба, она объединяет в себе основание и клапаны). Обучение технологии изготовления конверта для писем с клеевым соединением деталей, применяя разные приемы разметки, резания бумаги, склеивания частей. Задание: сделать конверт с клеевым соединением, как на образце. | Рассматривать, запоминать и давать определение понятия «развертка». Рассматривать и анализировать изделие, отвечать на вопросы учителя. Работать по плану. Совершенствовать навыки разметки по шаблону, резания по прямой длинной и короткой линии, склеивания. Изготавливать изделия на основе развертки. |
Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям | Обучение чтению схем-рисунков по условным обозначениям. В изготовлении некоторых предметов помогут условные обозначения (тонкая сплошная линия, штрих с двумя точками, стрелочки – направление, в котором надо выполнить действие). Обучение складыванию простых форм из квадрата. Задание: сложить из бумаги разных цветов несколько рыбок и использовать их в аппликации. Обучение технологии изготовления конвертов без клеевого соединения деталей, с выполнением приемов сгибания заготовки. Задание: сделать конверты, как на образцах. | Овладевать элементами графической грамоты. Рассматривать, понимать, называть условные обозначения на рисунках-схемах. Развивать умение сгибать бумагу с опорой на условные обозначения. Работать в соответствии с пунктами плана. Вырабатывать точность при сгибании бумаги. Развивать аккуратность при выполнении предметно-практических действий. |
Выполнение разметки с опорой на чертеж | Формирование представлений о чертеже. Чертеж – это рисунок на бумаге, только рисунок особый. На чертеже предметы и изделия изображаются линиями (чертами). Обучение чтению чертежа и технического рисунка по чертежным линиям. Закрепление названий и назначения чертежных линий (тонкая сплошная линия помогает разобраться в конструкции изделия; сплошная толстая линия показывает контур изделия; сплошная тонкая линия со стрелками и цифрами указывает на габариты (размеры) изделия). Обучение технологии разметки изделия с опорой на чертеж. Задание: выполнить разметку планера с опорой на чертеж и изготовь планер, как на образце. | Рассматривать, запоминать и давать определение понятия «чертеж» и употреблять его в речи. Понимать и запоминать графическую грамоту, называть чертежные линии. Закреплять навык выполнения контрольных операций (сравнение своего чертежа с контрольной схемой). Развивать внимание, пространственную ориентировку, аккуратность в выполнении чертежных действий. |
Симметричное вырезание | Закрепление способа симметричного вырезания из бумаги, сложенной пополам. Совершенствование приемов вырезания: надрез по короткой линии без предварительной разметки (на глаз); вырезание по сложному контуру. Вырабатывание навыка разметки по шаблону сложной конструкции. Обучение технологии изготовления игрушки симметричного строения. Задание: сделать игрушку «Птица», как на образце. | Закрепить знания о симметрии и практические умения вырезать изображения симметричного строения из бумаги, сложенной пополам. Развивать навык разметки по шаблону сложной конструкции. Развивать точность движений при удержании шаблона сложной конструкции. Развивать регуляцию мышечного усилия при выполнении приема «надрез по вертикальной линии». Изготавливать изделия из вырезанных симметричных деталей. |