Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тиражирование Точечное клеевое соединение деталей | Обучение способу тиражирования для получения большого количества одинаковых деталей. Бумажную заготовку складывают по типу гармошки, размечают на ней деталь и вырезают. Получается нужное количество деталей. Закрепление навыка разметки заготовки с помощью линейки. Формирование умения многократного сгибания бумаги по линиям разметки. Совершенствовать умение делить круг на равные части с помощью угольника. Совершенствование навыка вырезания по совершенной кривой линии (кругу). Обучение точечному клеевому соединению деталей. Обучение технологии изготовления многодетальной «Растягивающейся игрушки» с точечным клеевым соединением. Задание: сделать игрушку «Матрешка» или «Цыпленок». | Овладеть понятием «тиражирование» и использовать его в речи. Закреплять умение размечать заготовку с помощью линейки. Закреплять умение складывать бумагу гармошкой самостоятельно. Закреплять умение делить круг на равные части с помощью угольника самостоятельно. Совершенствовать навык резания бумаги по кругу. Изготавливать изделие, используя приемы тиражирования, разметки, вырезания и склеивания деталей. |
Картонажно-переплетные работы | Расширение представлений о картонажно-переплетных изделиях. Картонажно-переплетные изделия – это изделия из бумаги и картона. Эти изделия делятся на картонажные: коробки, папки, футляры для книг, переплетные: книги, блокноты, записные книжки, тетради, фотоальбомы. Развитие умения объединять в соответствующие материалы и инструменты, используемые в картонажно-переплетных работах. Материалы: бумага, картон, технические ткани, нитки, клей. Инструменты: измерительные, режущие, колющие, вспомогательные. Ознакомление с понятиями: «записная книжка», «переплет», «переплетная крышка», «блок». Обучение технологии изготовления записной книжки-раскладушки с выполнением приемов разметки, резания и промазывания клеем. Задание: сделать записную книжку-раскладушку. | Овладеть понятием «картонажно-переплетные работы» и использовать его в речи. Рассматривать, узнавать и называть картонажно-переплетные изделия. Узнавать, называть и объединять в группы материал и инструменты. Рассматривать, запоминать, называть детали записной книжки. Закреплять умение планировать и работать по предметно-операционному плану самостоятельно. Изготавливать изделие, используя приемы сгибания бумаги, разметки, вырезания и склеивания деталей. |
Работа с текстильными материалами (12 часов) В четвертом классе содержание учебного материала по данному разделу пополняется новыми технико-технологическими сведениями о ткачестве, скручивании ткани, отделке изделий, шитье, вышивании. Школьники обучаются доступным швейным работам (соединение деталей изделия строчкой косого стежка и петлеобразного стежка), разным видам ремонта одежды (пришивание пуговиц, изготовление и пришивание вешалки и др.). У них формируются представления об отделке изделий аппликацией из пуговиц. В то же время продолжается работа по закреплению уже приобретенных ранее детьми навыков (намотка ниток на картон; выкраивание деталей изделия по лекалу; вдевание нитки в иголку; завязывание узелка на конце нитки; соединение деталей строчкой прямого стежка). Расширяются представления о функциональном назначении изделий, сделанных из текстильных материалов и изготовленных на уроках ручного труда. Проводятся экскурсии в школьную швейную мастерскую, где школьники знакомятся с условиями работы в швейной мастерской. Сообщаются сведения о профессиях швеи (портнихи), наладчика швейного оборудования, портного по ремонту одежды, утюжильщика. Обращается особое внимание на качество выполняемых приемов обработки текстильных материалов (ниток, ткани, тесьмы, пуговиц). Развивается аккуратность при выполнении изделий. Вырабатываются точность, ритмичность и плавность движений. Продолжается работа по развитию познавательных процессов, мышления, речи, мелкой моторики. | ||
Повторение познавательных сведений о работе с текстильными материалами Материалы, инструменты и приспособления Виды ткани Свойства ткани Виды работы с тканью Технологические операции при работе с нитками и тканью | Проверка знаний о текстильных материалах и работе с ними. Проверка организационных навыков школьников при работе на уроках ручного труда. Совершенствование умений объединять в группы материалы, инструменты и приспособления. Задание: посмотреть на изображенные материалы и определить, что относится к материалам, что – к инструментам и приспособлениям. Проверка знаний о видах ткани (шерстяные, хлопковые). Задание: посмотреть, на изображенные здесь изделия. Вписать названия видов ткани, из которых они сшиты. Закрепление знаний о свойствах ткани (легкая, толстая, однотонная, с рисунком и др.). Задания: 1. Назвать, в какие цвета окрашивают ткани. 2. Посмотреть на образцы окрашенной ткани и сказать, чем они отличаются друг от друга. Выявление знаний о видах работы с тканью (ткачество, плетение, вышивание, аппликация, шитье, набивка рисунка). Задание: посмотреть на картинки, вспомнить и карандашом вписать названия видов работ, при которых используются нитки и ткань. Проверка знаний о технологических операциях при работе с тканью и нитками (изготовление лекала, раскрой ткани, сборка изделия – сшивание или склеивание). Задание: посмотреть на изображенные здесь технологические операции и карандашом вписать их названия. | Подготовить свое рабочее место к работе с текстильными материалами. Рассматривать материалы, инструменты и приспособления, называть и объединять их в группы самостоятельно. Рассматривать изображения изделий, называть и вписывать названия видов ткани, из которых они сшиты, самостоятельно. Рассматривать образцы и изображения цветных тканей и отвечать на вопросы об их свойствах самостоятельно. Рассматривать, вспоминать, называть и вписывать названия видов работы с тканью и нитками. Рассматривать, вспоминать, называть и вписывать названия технологических операций при работе с тканью и нитками. |
Обучение новым технологиям на основе имеющихся знаний, умений и навыков | Закрепление навыков работы с нитками и тканью. Обучать новым технологиям работы с текстильными материалами (нитки, ткани, пуговицы). Формировать представления о ткачестве, ручных швейных работах и ремонте одежды. | Закреплять и совершенствовать навыки работы с текстильными материалами Овладевать новыми способами и приемами выполнения технологических операций. Расширять технические знания о разнообразных видах работы с текстильными материалами. |
Как ткани ткут Процесс ткачества | Сообщение новых технических сведений о процессе ткачества на примере полотняного переплетения нитей. Ознакомление с устройством ткацкого станка (на примере игрушечного станка). Ткани ткут на специальной машине – ткацкий станок. Обслуживает ткацкий станок ткач (ткачиха). На станке натянуты нити. Продольные нити – основа. Через продольные нити продеты поперечные – уток. Схему переплетения нитей можно выполнить из бумаги. Задание: изготовить из бумаги схему полотняного переплетения нитей ткани, как на образце. | Рассматривать иллюстрации в учебнике, запоминать сведения о ткацких работах. Запоминать и использовать в речи технико-технологические термины и понятия: «нитки», «ткань», «основа», «ткацкий станок», «уток», «челнок», «полотняное переплетение», «поперечные нити», «продольные нити», «ткач (ткачиха)» и др. Смотреть и запоминать ткацкое переплетение нитей. Выполнять бумажную схему полотняного переплетения нитей. Совершенствовать приемы резания бумаги по длинным линиям (поперечные и продольные полоски). Вырабатывать навык плетения из бумажных полос крест-накрест. Развивать ритмичность движений (вверх-вниз, справа налево, вдоль, поперек, крест-накрест); дифференциацию пальцев; координацию рук. |
Скручивание ткани | Сообщение познавательных сведений об искусстве изготовления тряпичных кукол-скруток. Расширение знаний о технологических операциях при работе с тканью. Ткань можно не только сложить, разорвать, разрезать, сшить, но и скрутить. Обучение приему скручивания ткани. Такой способ работы с тканью используют при изготовлении кукол-скруток. Обучение технологии изготовления куклы-скрутки. Задание: сделать куклу-скрутку по образцу. | Знакомится с искусством изготовления тряпичных кукол и запоминать значение куклы в жизни человека. Осваивать прием скручивания ткани. Овладевать технологией изготовления куклы-скрутки с опорой на предметно-операционный план. Развивать ритмичность движений кистей рук, дифференциацию движений пальцев; координацию рук, регуляцию мышечного усилия. |
Отделка изделий из ткани | Формирование представлений о способах отделки изделий из ткани (вышивка, аппликация). Закрепление понятия «аппликация». Аппликация – это способ создания изображения. Он заключается в наклеивании, нашивании на какую-нибудь основу разноцветных кусочков ткани, меха, кожи, бумаги и других материалов. Сообщение технических сведений о текстильных материалах (холст, тесьма). Закрепление знаний о полотняном переплетении нитей на примере холста и его свойствах (холст – это суровая, шершавая, плотная ткань с полотняным переплетением нитей). Обучение технологии изготовления салфетки из холста и отделки ее аппликацией. Задание: сделать «Салфетку с аппликацией», как на образце. | Запоминать и различать способы отделки изделий из ткани. Рассматривать аппликации из ткани и запоминать назначение аппликации. Расширять представления о свойствах ткани (холста). Закреплять знания о полотняном переплетении нитей. Анализировать изделие, выделяя его признаки и детали. Осваивать технологию изготовления салфетки с отделкой тесьмой в соответствии с пунктами плана работы самостоятельно. Развивать умение ориентироваться на плоскости изделия в процессе наклеивания деталей на основу (середина, вертикальные и горизонтальные края). |
Связывание ниток в пучок | Расширение представлений о текстильных изделиях декоративно-прикладного искусства (аппликация с использованием изделий из ниток, объемные изделия из ниток). Закрепление знаний о видах работы с нитками (наматывание на картон, связывание в пучок, шитье, вышивание). Закрепление практических навыков связывания ниток в пучок. Обучение технологии изготовления цветов из ниток, связанных в пучок. Задание: сделать несколько цветков из ниток разного цвета и использовать их при составлении коллективной аппликации «Букет цветов». Формирование умения обматывать нитками картонные кольца с применением иглы с большим ушком и связывание ниток в пучок. Обучение технологии изготовления помпона из ниток, связанных в пучок. Задание: сделать помпон из ниток. | Рассматривать, узнавать и называть изделия из ниток и запоминать их применение. Совершенствовать приемы работы с нитками: намотка ниток на картон; связывание ниток в пучок. Осваивать технологию изготовления цветов из ниток. Овладевать умением выполнять обмотку картонных колец с применением иглы. Изготавливать помпон из ниток, планируя и выполняя работу в соответствии с планом самостоятельно. Развивать внимание, ритмичность, точность, координацию движений правой и левой рук, дифференциацию движений пальцев в процессе наматывания ниток на картонную основу. |
Ручные швейные работы | Обучение видам соединения деталей разными строчками. | Овладевать элементарными приемами швейных ручных работ. |
Соединение деталей изделия строчкой косого стежка | Расширение представлений о функциональном назначении изделий из ткани. Совершенствование умения анализировать объект, выделяя его признаки, свойства и детали. Повторение знаний о правилах работы режущими и колющими инструментами. Закрепление умения соединять детали строчкой прямого стежка. Формирование умения сшивать детали изделия строчкой косого стежка. Строчка косого стежка выполняется по краю изделия или его поверхности. Назначение – соединение деталей, отделка, обработка края. Обучение технологии изготовления прихватки, сшитой по краям строчкой косого стежка. Задание: изготовление изделия «Салфетка-прихватка». | Рассматривать, сравнивать, находить сходство и различие в изделиях из ткани. Отвечать на поставленные вопросы в учебнике или вопросы учителя об изделиях. Закреплять знания об инструментах, используемых в швейных работах. Повторять приемы сшивания деталей строчкой прямого стежка. Осваивать ручную строчку косого стежка по краю изделия. Контролировать правильность выполнения проколов, расстояния между проколами, натяжение нити. Развивать внимание, наблюдательность, аккуратность при выполнении действий. Развивать точность, ритмичность между стежками. |
Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка | Расширение представлений об изделиях из ткани (предметы быта, игрушки). Закрепление знаний о ручных операциях при пошиве различных изделий из ткани (выкраивание детали изделия по лекалу, соединение деталей изделия строчкой прямого и косого стежка и др.). Задание: посмотреть на изображенные ручные операции. Вспомнить и написать их названия. Закрепление умения выполнять (шить и вышивать) строчкой прямого стежка. Обучать приему соединения деталей из ткани строчкой петельного стежка. Выполняется по краю изделия. Назначение – соединение деталей, отделка. Обучение технологии изготовления подушечки для игл со сшитыми краями ручной строчкой петельного стежка. Задание: сделать подушечку для игл. Задание: изготовить мягкую игрушку. | Рассматривать, вспоминать, отвечать на поставленные вопросы в учебнике или вопросы учителя об изделиях и записывать в тетрадь ответы самостоятельно. Вышивать строчкой прямого стежка. Овладевать приемом петельного стежка. Шить предметы быта и игрушки из ткани, используя все освоенные виды ручных строчек и стежков. Контролировать правильность выполнения проколов, расстояния между проколами, натяжение нити. Развивать воображение, внимание, наблюдательность, аккуратность, точность, ритмичность при выполнении практических действий. |
Ремонт одежды Виды ремонта | Формирование представлений о различных операциях по ремонту одежды (пришить пуговицу, вешалку, рукав, зашить распоровшееся по шву или разорвавшееся изделие и др.). Задание: рассмотреть изображенную на рисунке одежду, определить и вписать карандашом вид необходимого ремонта. | Рассмотреть на рисунках дефекты одежды, определить, назвать их и вписать вид необходимой починки. |
Пришивание пуговиц | Закрепление и расширение знаний о пуговицах. Задание: посмотреть на пуговицы и ответить на вопросы о назначении, видах пуговиц, инструментах, материалах, необходимых для пришивания пуговиц. Обучение технологии пришивания пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями и с ушком. Повторение правил работы иглой. Закрепление умения отрезать нитку ножницами, завязывать узелок на нитке. Задание: пришить пуговицы с четырьмя сквозными отверстиями и с ушком. | Рассмотреть на рисунках пуговицы, ответить на поставленные в учебнике или учителем вопросы. Овладеть приемами пришивания пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями и с ушком с опорой на предметно-операционный план. Повторять и закреплять знания о работе иглой. Запоминать и выполнять операции, необходимые при пришивании пуговиц. Развивать внимание, зрительно-двигательную координацию, пространственную ориентировку, точность и аккуратность при выполнении ручных швейных работ. |
Отделка изделий пуговицами | Закрепление знаний о пуговицах (назначении пуговиц, их форме и др.). Расширение представлений о пуговицах как материале для отделки изделий. Пуговица – это не только застежка для одежды, обуви и предметов быта, но и украшение. Пуговицы используют в качестве отделки швейных изделий, чтобы придать им нарядный вид. Сообщение сведений о применении пуговиц в аппликации. Обучение изготовлению аппликаций с использованием пуговиц. Задание: украсить пуговицами какое-нибудь изделие самостоятельно. | Рассмотреть на рисунках пуговицы, ответить на поставленные в учебнике или учителем вопросы. Изготовить аппликацию с использованием пуговиц разных видов и формы. Развитие воображения, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственной ориентировки, точности и аккуратности при выполнении ручных швейных работ. |
Изготовление и пришивание вешалки | Формирование представлений о различных операциях при ремонте одежды (изготовление и пришивание вешалки, зашивание простого разрыва ткани). Формирование знаний о назначении вешалки. Обучение технологии изготовления и пришивания вешалки. Задание: изготовить вешалку и пришить ее к ткани. | Повторять, называть виды ремонта одежды. Понимать и запоминать назначение вешалки. Овладевать технологией изготовления и пришивания вешалки с опорой на предметно-операционный план работы. Повторять правила безопасной работы иглой. Совершенствовать умение раскраивать детали изделия. Закреплять умение применять виды ручных строчек и стежков: строчка прямого стежка и строчка косого стежка. Развивать точность, плавность и аккуратность выполняемых движений, зрительно-двигательную координацию. |
Работа с древесиной (2 часа) На уроках по этому виду трудовой подготовки осуществляются следующие задачи: расширить и уточнить круг представлений обучающихся о видах трудовой деятельности взрослых, о профессиях столяра, плотника и др.; сформировать элементарные представления о заготовке древесины, назначении и применении ее в народном хозяйстве; познакомить со свойствами древесины, технологическими особенностями изготовления из нее изделий и простейшими инструментами и приспособлениями при ручной обработке древесины; обучить некоторым элементарным приемам работы; закрепить умение анализировать и сравнивать изделие с образцом, техническим рисунком, планировать работу, давать словесный отчет о выполнении задания. Специфика данного вида работы требует тесной взаимосвязи работы учителя начальных классов с преподавателем столярного дела по вопросам организации, проведения и посещения обучающимися начальных классов школьной столярной мастерской с целью их ознакомления с натуральными древесными материалами, инструментами и приспособлениями. Характер работы и вид материала определяют связь с другими учебными предметами: мир природы и человека, русский язык, изобразительное искусство. Так, в третьем классе на уроках ручного труда дети знакомятся с частями деревьев (корень, ствол, ветви), а в четвертом должны уметь распознавать лиственные и хвойные породы деревьев, определять породу дерева по его цвету, запаху и текстуре (рисунку). Также предусмотрены задания по рисованию текстуры древесины разных пород деревьев по образцам в рабочей тетради. Есть задания, в которых необходимо ответить на вопрос и вписать ответ в учебнике или рабочей тетради. Следовательно, на уроках ручного труда предоставляется возможность закреплять полученные на других учебных предметах знания, умения и навыки. | ||
Повторение познавательных сведений о работе с древесиной | Расширение представлений о функциональном назначении изделий из древесины. Проверка знаний о древесине и работе с ней. Проверка организационных навыков школьников при работе с древесными материалами. | Рассматривать изображения изделий из древесины. Подготовка рабочего места к работе с древесными материалами. |
Материалы и инструменты | Проверка знаний о материалах (древесина), инструментах (молоток, напильник, пила) и приспособлениях (гвозди) и умений объединять их в группы. Задание: посмотреть на изображенные инструменты и приспособления. Определить, что относится к материалам, инструментам, приспособлениям. Рассказать об их устройстве и применении. | Рассматривать и объединять в группы материалы и заполнять таблицу в рабочей тетради «Что относится к материалам, инструментам и приспособлениям». Рассказывать об устройстве и применении инструментов и приспособлений. |
Обучение новым технологиям на основе имеющихся знаний, умений и навыков | Закрепление навыков работы с древесиной. Обучать новым технологиям работы с древесными материалами (аппликация из древесной стружки и древесных заготовок для спичек). | Закреплять и совершенствовать практические навыки работы с древесными материалами. Расширять технические знания о разнообразных видах работы с древесными материалами. Овладевать новыми способами и приемами выполнения технологических операций с древесиной. |
Свойства древесины | Развитие умения определять цвет, запах и текстуру древесины. По цвету древесины распознают породу дерева и определяют ее качество. Каждой породе деревьев присущ своеобразный запах. Декоративную ценность древесины определяет текстура – естественный рисунок среза древесины. Задание: внимательно рассмотри текстуру (рисунок) древесины сосны, клена, березы и нарисуй ее в рабочей тетради. Посещение школьной столярной мастерской с целью ознакомления с натуральными древесными материалами. | Рассматривать иллюстрации в учебнике, запоминать видимые свойства древесины. Совершенствовать изобразительно-графические навыки при рисовании текстуры древесины разных пород деревьев по образцам в рабочей тетради. Развивать зрительное, тактильное и обонятельное восприятие древесины разных пород деревьев на натуральном древесном материале. |
Заготовка древесины | Сообщение сведений о заготовке древесины. Заготовкой древесины и выработкой древесных материалов занимается лесная и деревообрабатывающая промышленность. Ознакомление с циклами заготовки древесины (спиливание деревьев, вывоз древесины из леса, транспортировка древесины – сплав по реке, по железной дороге, по шоссе). Формирование представлений о рабочих профессиях в деревообрабатывающей промышленности (лесорубы, сплавщики, машинисты электропоездов, водители автомобилей, плотники, столяры). Вопросы: Кто управляет электропоездом? Кто ведет автомобиль? Задание: ответить на вопросы и вписать карандашом слова в учебнике. | Слушать и запоминать новую познавательную информацию о заготовке древесины. Рассматривать иллюстрации в учебнике, рассказывать о циклах заготовки древесины. Рассматривать иллюстрации в учебнике, рассказывать и вписывать названия профессий в деревообрабатывающей промышленности. |
Обработка древесины ручными инструментами | Формирование технических знаний о ручной обработке различными видами резцов – инструментов с заточенным острием (нож, стамески, рубанки). Точилка для карандаша также имеет небольшой резец. Ознакомление с приемом получения древесной стружки в процессе заточки карандаша с применением точилки. Обучение затачиванию карандаша. Задание: заточить цветной карандаш при помощи точилки. | Запоминать технические сведения о ручной обработке различными видами резцов. Закрепить знания о карандашной точилке, ее назначении, устройстве и принципе работы. Овладеть умением затачивать карандаши и получать из них древесную стружку. Развивать точность и ритмичность движений, координацию рук, регуляцию мышечного усилия, аккуратность выполняемых предметно-практических действий. |
Клеевое соединение деталей из древесины | Сообщение сведений о применении карандашной стружки и древесных заготовок для спичек в аппликации. После заточки карандаша точилкой стружку выбрасывать не надо. Карандашную стружку можно наклеить на картонную основу и изготовить разнообразные аппликации. Обучение приемам соединения кусочков карандашной стружки и технологии клеевой обработки деталей из карандашной стружки с последующим наклеиванием их на основу. Обучение технологии изготовления аппликаций из древесных заготовок. Задание: изготовить аппликацию «Цветы», как на образце. Задание: изготовить аппликацию из древесных заготовок для спичек «Подсолнух за забором» и «Дом», как на образце. | Рассматривать, узнавать, называть древесные материалы в аппликациях. Анализировать содержание аппликаций, выделять их признаки, свойства и детали, называть их. Работать по намеченному плану. Осваивать приемы работы с карандашной стружкой. Изготавливать аппликации из древесных материалов. Развивать воображение, ассоциативное мышление, пространственную ориентировку на плоскости. Вырабатывать аккуратность, самостоятельность, настойчивость и целенаправленность своих действий. |
Работа с проволокой (2 часа) Содержание данного вида работы состоит в закреплении имеющихся технических сведений о назначении проволоки, ее видах. Закрепляются знания о физических и художественно-выразительных свойствах проволоки (создание образов предметов).Продолжается работа по совершенствованию приемов сгибания проволоки руками и обработке ее инструментами, влияющих на коррекцию моторики мелких мышц рук. Особое внимание уделяется созданию из проволоки стилизованных художественных образов предметов реальной действительности (декоративные фигурки животных, птиц, насекомых, человечков и др.), работа над которыми положительно влияет на развитие воображения, речи, памяти, внимания и в целом познавательной деятельности. | ||
Повторение познавательных сведений о работе с проволокой | Выявление знаний о:
Проверка знаний об инструментах, которые нужны при работе с проволокой (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Вопросы: что такое проволока? Какая бывает проволока? Какие инструменты нужны при работе с проволокой? Задание: чтобы ответить на эти вопросы надо выбрать правильный ответ.
| Рассматривать, узнавать, называть и отвечать на вопросы о проволоке, поставленные в учебнике, и давать правильный ответ самостоятельно. |
Обучение новым технологиям на основе имеющихся знаний, умений и навыков | Закрепление навыков работы с проволокой. Обучение технологической операции «формообразование» способом сгибания проволоки. Закрепление и обучение технологиям работы с проволокой (сгибание проволоки руками и с применением инструментов). | Закреплять и совершенствовать практические навыки работы с проволокой. Овладевать технологической операцией «формообразование» из проволоки. |
Изгибание проволоки | Закрепление приемов работы с проволокой: разметка проволоки по линейке; отрезание проволоки кусачками; сгибание проволоки руками (волной, в кольцо, спираль, намотка проволоки на карандаш), сгибание проволоки под прямым углом плоскогубцами и др. Обучение технологии изготовления декоративных фигурок из проволоки с применением необходимых приемов ее обработки. Задание: изготовить декоративные фигурки лебедя, лошадки, человечка, как на образце. Задание: изготовить декоративную фигурку мухи из проволоки, бумаги и ниток, как на образце. | Вспоминать и выполнять практические действия с проволокой. Изготавливать из проволоки декоративные фигурки, применяя соответствующие приемы работы с проволокой. Развивать физическую силу рук. Развивать моторику мелких мышц рук: согласованность движений рук, дифференциацию движений пальцев и регуляцию мышечного усилия. |
Работа с металлом (2 часа) Особенностями этого вида труда является, во-первых, то, что для учащихся четвертого класса металл – малознакомый материал; во-вторых, при изучении данного вида работы ученики должны получить элементарные сведения технологического характера (применение, виды металлов, свойства металлов, цвет металла, применяемые инструменты и др.); обучиться технологии ручной обработки тонкого листового металла (алюминиевая фольга), т. е. научиться ее сгибать, сминать, сжимать, скручивать и резать. Особое внимание уделяется совершенствованию организационных умений (подготовка рабочего места и др.), общетрудовых умений (анализ объекта, планирование хода работы, текущий и заключительный контроль) и двигательных навыков. Продолжается работа по развитию физической силы рук, укреплению мышечной системы верхних конечностей, совершенствованию умения регулировать мышечное усилие и координировать движения рук. Развитие речи обучающихся не ограничивается обогащением словарного запаса за счет овладения технико-технологической терминологией и понятиями: «алюминий», «благородные металлы», «жесть», «золото», «легкие металлы», «медь», «металл», «металлургия», «серебро», «сталь», «тонколистовой металл», «тяжелые металлы», «цветные металлы», «черные металлы», «фольга» и др. Четвероклассники должны отвечать самостоятельно на вопросы, а ответы должны быть логичными и связными и развернутыми. | ||
Первоначальные познавательные сведения о металле | Формирование представлений о металле и работе с ним. Расширение словарного запаса. | Слушать и запоминать познавательные сведения о металле. Запоминать и употреблять в речи технико-технологические термины и понятия. |
Применение металла | Расширение представлений об изделиях, средствах транспорта, предметах быта, ювелирных украшениях и др. Задания: 1. Назвать транспортные средства, в изготовлении которых используют металл. 2. Что может быть сделано из металла при строительстве дом? (Крыша…). | Рассматривать иллюстрации, узнавать, называть предметы, сделанные из металла. Отвечать на вопросы в учебнике о предметах, сделанных из металла, давать правильный ответ самостоятельно. |
Виды металлов | Формирование представлений о видах металлов. Металлы подразделяются на черные (чугун, сталь), цветные (медь, свинец, никель), легкие (алюминий, магний, натрий), тяжелые (железо, медь, ртуть), благородные (золото, серебро, платина). | Слушать, рассматривать иллюстрации и образцы металлов, вспоминать названия известных металлов. |
Свойства металлов | Сообщение технических сведений о свойствах металлов. Металл – это твердое вещество, которое при очень высокой температуре плавится и переходит в жидкое состояние. При остывании жидкий металл снова становится твердым. Это свойство металла позволяет производить изделия разной формы. Формирование представлений о цвете металлов. Задание: назвать, а затем вписать карандашом название металла по его цвету (золотой, серебристый, медный). | Рассматривать иллюстрации в учебнике, узнавать, называть металлические предметы разной формы. Отвечать на вопросы учителя о форме предметов, сделанных из металла, давать правильный ответ самостоятельно. Читать в учебнике вопросы о цвете металлов, называть и вписывать название металла самостоятельно. |
Обучение технологии работы с металлом | Обучать видам работы с металлом (объемные конструкции). Обучать технологии обработки тонколистового металла (фольга). | Расширять технические знания о видах металла. Осваивать практические навыки работы с металлом. |
Технология ручной обработки тонколистового металла | Расширение представлений о разных металлах (жесть, алюминиевая фольга) и изделиях, сделанных из этих металлов (консервные банки, упаковочный материал, елочные украшения и др.). Фольга – это тончайший металлический лист. Алюминиевая фольга используется для упаковки и хранения продуктов. Из фольги изготавливают елочные игрушки. Ознакомление с инструментами, предназначенными для работы с тонкими металлами (ножницы для работы по металлу). Обучение приемам ручной обработки тонколистового металла (фольги). Приемы работы с фольгой: сгибание, разрывание руками, разрезание ножницами, сминание, скручивание и скатывание. Задание: выполнить все приемы работы с фольгой. Обучение технологии изготовления изделий и игрушек с применением приемов ручной обработки фольги. Задание: сделать «Дерево» из жгутиков, скатанных из алюминиевой фольги, по образцу. | Рассматривать иллюстрации в учебнике, узнавать, называть предметы, сделанные из алюминиевой фольги. Воспринимать зрительно, тактильно и на слух образец металлической фольги. Рассказывать о ее свойствах (тонкая, гладкая; мнется, рвется, сгибается и др.). Смотреть и называть знакомые инструменты для работы по металлу. Овладевать приемами обработки металлической фольги. Развивать физическую силу рук, укреплять мышечную систему верхних конечностей, регулировать мышечное усилие кистей рук при выполнении практических действий, развивать координацию движений рук. Изготавливать изделие из фольги, используя прием скатывания жгутиков, в соответствии с планом работы. |
Приложение 1
Примерное содержание отдельных уроков
УРОК 1
Вводное занятие
Тема: «Человек и труд».
Задачи: см. планирование.
Оборудование: иллюстративные материалы вводной части учебника — разделы «Человек и труд», «Урок труда».
Ход урока
-
Работа с иллюстративным материалом учебника (с. 4—7). Рассматриваются картинки с изображением предметов рукотворного мира. На иллюстрациях представлены классы предметов, которые делает человек: архитектура (современные строения), транспорт, полиграфия (книги), мебель (книжный шкаф, диван, кресло, шкаф для одежды), посуда (кувшин, тарелки), одежда (головной убор, куртка, брюки), обувь (туфли), игрушки (куклы, текстильные, глиняные, деревянные игрушки). Для активизации умственной деятельности школьников в ходе беседы им предлагается посмотреть на картинки и назвать предметы, которые они знают. -
Работа с иллюстративным материалом учебника (с. 8—9). Закрепление и повторение усвоенного школьниками учебного материала проводится по иллюстрациям и заданиям: эти предметы созданы природой или человеком. Найди общее в предметах природного и рукотворного мира. Кроме этого, школьникам можно предложить задание визуально-пространственного характера: оглянись вокруг себя и найди предметы природного и рукотворного мира. -
Работа с иллюстративным материалом учебника (с. 10—11). Знакомство обучающихся с поделочными материалами (глина, пластилин, природные материалы, бумага, клей, нитки) и инструментами, которые используются на уроках труда. Знакомство с правилами работы на уроках труда.
УРОК 2
Вводный урок в раздел «Работа с глиной и пластилином»
Темы: «Что надо знать о пластилине», «Как работать с пластилином».
Изделие: аппликация «Яблоко».
Задачи: см. планирование.
Оборудование: иллюстративный материал учебника. Коробка с пластилином, подкладные доски, тряпочки для вытирания рук.
Ход урока
-
Работа с иллюстративным материалом учебника (с. 12—13). Организуется работа по формированию представления о глине и пластилине как о поделочных материалах, а также знаний о предметах, сделанных из глины. Определяется их функциональная значимость в жизни человека. Происходит знакомство с физическими свойствами глины (сухая глина — твердая, размоченная — мягкая) и пластилина (холодный пластилин — твердый, теплый — мягкий, липкий, вязкий). У детей формируются умения узнавать и называть цвета пластилина (красный, оранжевый, желтый, синий, зеленый, коричневый, черный, белый). -
Работа с иллюстративным материалом учебника (с. 14—15). Знакомство с приемом размазывания пластилина по поверхности листа. Объясняется технология выполнения аппликации из пластилина: отщипнуть от бруска пластилина небольшой кусочек, приложить его к поверхности и размазать большим или указательным пальцем; аналогичные действия выполняются по всей площади контурного рисунка. -
Анализ аппликации «Яблоко» из пластилина проводится по вопросам учителя: какой предмет изображен? (Яблоко.) Из каких частей состоит яблоко? (Само яблоко, два листочка.) Какого цвета яблоко? (Справа — желтое, слева — красное.) Какого цвета листочки? (Зеленого.)
-
Планирование хода работы над аппликацией осуществляется по предметно-операционному плану в учебнике. -
Выполнение практического задания. Школьникам выдается заготовка с изображением яблока, наклеенная на картон формата А4. Дети по указанию учителя отщипывают кусочек желтого пластилина и постепенно заполняют левую часть контурного рисунка. Затем красный пластилин размазывают на правой части рисунка. Зеленым пластилином заполняется левый листочек, а потом и правый. Проводится работа по формированию пространственной ориентировки. Отрабатываются понятия, содержащие пространственную характеристику (слева, справа, наверху, середина). -
Оценка качества работы (проводится по вопросам учителя).
УРОК 3
Вводный урок в раздел «Экскурсия в природу»
Тема: «Что надо знать о природных материалах».
Изделие: коллекция из листьев.
Задачи: см. планирование.
Оборудование: иллюстративный материал учебника, натуральные природные материалы (шишки, листья, трава, перышки и т. д.). Образец коллекции из засушенных листьев разных пород деревьев. Белый или цветной картон; пластилин, тряпочка.
Ход урока
-
Работа с иллюстративным материалом учебника (с. 16—17). Беседа на тему «Что делают из природного материала». В природе есть очень много разнообразных цветов. Цветами украшают клумбы в садах, парках, на улицах городов. Из цветов составляют красивые букеты. Школьники отвечают на вопрос: когда и кому дарят букеты цветов?
В природе есть дерево ива, растет оно обычно возле речки у обрыва. У ивы очень длинные веточки, из которых можно плести косички. Из ивовых прутиков мастера плетут много полезных предметов (абажур для лампы, корзинка для фруктов, шляпа). Школьники отвечают на такой вопрос: посмотри на эти предметы. Назови их и скажи, для чего они нужны.
Из сухой травы, соломы, камыша люди с давних времен мастерили игрушки.
Школьники отвечают на вопрос учителя: посмотри на картинку. Кого ты узнаешь в этой плетеной игрушке? (Козлика.)
-
Работа с иллюстративным материалом учебника (с. 18). Организуется работа по формированию знаний о природных материалах и той среде, где их находят. Так, в лесу растет много разных деревьев (клен, дуб, осина). Школьники отвечают на вопрос учителя: какие деревья вы еще знаете? (Береза, сосна, ель, рябина.) У всех деревьев есть кора и веточки. На некоторых деревьях растут шишки, желуди. Дети выполняют задание учителя: назовите эти деревья. (Рябина, дуб, елка, сосна.) На всех деревьях растут листочки. Они бывают разными по форме. Есть листочки узкие и длинные, широкие, с ровными или зазубренными краями. -
Ориентировка в задании. Учитель анализирует образец коллекции листьев разных пород деревьев. Школьники рассматривают листочки, которые лежат у них на столах. -
Выполнение практического задания по составлению коллекции листьев. Дети по указанию учителя выбирают нужные листочки и приклеивают их на белый или цветной картон. -
Оценка выполненной работы.
УРОК 4
Тема: «Аппликация из засушенных листьев по образцу».
Изделие: «Бабочка».
Задачи: см. планирование.
Оборудование: иллюстративный материал учебника. Листочки: для «Бабочки» — два одинаковых больших и два одинаковых маленьких листочка вяза, один удлиненный ивовый; для «Птички» — один целый лист вяза, один лист вяза, разрезанный пополам, и три удлиненных листочка ивы. Белый или цветной картон; пластилин, тряпочка.
Ход урока
-
Ориентировка в задании. Учитель предлагает посмотреть в учебнике, что можно сделать из засушенных листочков и цветочков. Засушенные листочки и цветочки можно наклеить на белый или цветной картон и сделать аппликации на разные темы, например «Птица», «Бабочка». Школьники отвечают на вопрос: что такое аппликация? При этом следует особое внимание обратить на взаимное расположение деталей (туловища и крыльев). -
Выполнение изделия по инструкции с опорой на предметно-операционный план. Детям выдается белый или цветной картон, на котором нарисована линия композиционного центра. Эта линия служит основным ориентиром для начала работы над аппликацией. Природный материал (листочки вяза и ивы) накладывается на поверхность картона и соединяется с помощью пластилина. -
Оценка качества работы (проводится по вопросам учителя).
УРОК 5
Тема: «Что нужно знать о бумаге».
Изделие: коллекция образцов бумаги.
Задачи: см. планирование.
Оборудование: иллюстративный материал учебника — раздел «Работа с бумагой». Дополнительные предметы, сделанные из бумаги и картона, которых нет в иллюстративном материале учебника. Образцы соответствующих сортов бумаги (для школьников и учителя).
Ход урока
-
Работа с иллюстративным материалом учебника (с. 20—21). Беседа на тему «Какие изделия изготавливают из бумаги». Рассматриваются картинки с изображением предметов (коробки для упаковки, предметы личной гигиены, игрушки, учебные принадлежности). Беседа проводится по заданиям, предусмотренным в учебнике: назови эти предметы. Для чего они нужны? И т. д. -
Работа с иллюстративным материалом учебника (с. 22—24). Продолжение беседы на тему «Сорта бумаги». Рассматриваются картинки с изображением предметов, которые сделаны из того или иного сорта бумаги. В ходе этой беседы детей необходимо познакомить с физическими свойствами бумаги. В процессе ощупывания бумаги у детей развивается тактильная чувствительность.