Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Объекты труда: аппликация, елочные игрушки, гирлянды, поздравительные открытки, композиции (макеты), предметы быта (пакет, книжки-игольницы, салфетки с прорезным орнаментом, закладки и др.).
В 3 и 4 классах содержание программного материала позволяет закреплять знания школьников об уже известных им сортах бумаги (бумага для печати, письма, рисования, гигиеническая) и знакомить с новыми (наждачная бумага), расширять представления о назначении и применении бумаги, видах работы с бумагой (аппликация, объемное конструирование) и технологических операциях (разметка заготовки, выделение детали из заготовки, формообразование и сборка изделия, отделка деталей изделия).
Объекты труда: аппликации, елочные игрушки, гирлянды, карнавальные полумаски, карнавальные головные уборы (шапочка, кокошник, шлем), складная доска для настольной игры, рамка для фотографии, открытые коробки и др.
«Работа с текстильными материалами». В процессе изучения этого вида работы школьники найдут ответы на вопросы: где нитки встречаются в природе? Из чего делает нитки человек? Какие сорта ниток бывают? (Хлопчатобумажные, шелковые, льняные, шерстяные.) Изучая свойства ниток, школьники закрепляют понятия «толстый», «тонкий», «длинный», «короткий», осваивают цветовую гамму ниток, знакомятся с физическими свойствами ниток (нитки разрываются руками, разрезаются ножницами и т. д.).
Рассматривая иллюстративный материал, обучающиеся знакомятся с разными областями использования ниток: вышивание нитками, вязание из ниток, изготовление тканей, из которых шьют различные предметы. Для актуализации и активизации личного визуального и бытового опыта школьников во время беседы о нитках необходимо побуждать их вспоминать, какие еще предметы из ниток, которых нет в иллюстративном материале учебника, они знают.
Обучающиеся знакомятся с инструментами, которые используют при работе с нитками: иголки (большие, маленькие), ножницы, коклюшки для плетения кружева, спицы для вязания (демонстрируются отдельно).
В ходе ознакомления с нитками школьникам объясняются условия хранения ниток (в клубках, мотках, на катушках и картонках). В связи с этим предусматриваются задания, позволяющие детям овладеть рядом технических приемов: сматывание ниток в клубок, наматывание ниток на картонную основу, завязывание узелков, связывание ниток.
Обучение шитью включает овладение обучающимися приемом «иглы вверх-вниз». Данный прием используется в линейном шитье (прямые горизонтальные, вертикальные и наклонные стежки) и в предметном вышивании (контуры геометрических фигур).
Обучение вышиванию включает овладение школьниками приемом заполнения расстояния между стежками (линейное и предметное вышивание) ниткой одного или разного цвета. В учебнике приводятся образцы изделий, которые в дальнейшем выполняют дети.
Во 2 классе содержание данного раздела углубляется за счет включения познавательных сведений о новых текстильных материалах (ткань, пуговица, тесьма, сутаж, тонкая веревка, шпагат) и их видах, сортах, свойствах, применении и назначении (3-я четверть). В ходе практической деятельности дети овладевают разнообразными приемами работы с этими материалами (пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями и с подкладыванием палочки, раскрой ткани по готовой выкройке, сшивание ткани и вышивание по канве сметочным стежком, выполнение стежка «шнурок»). Наряду с освоением перечисленных материалов школьники повторяют имеющиеся у них первоначальные сведения о нитках (свойства ниток: цвет, толщина, разрываются, разрезаются, скручиваются, сплетаются). В 1-й четверти программой предусматривается работа на повторение практических действий с нитками (намотка
ниток на картон и в клубок, связывание в пучок, плетение косички, завязывание узелка на конце нити, вышивание).
Объекты труда: коллекция из хлопчатобумажных и шерстяных тканей, ягоды, шарики и человечки из ниток, игольница, закладка и салфетка с вышивкой.
В последующих классах знания и умения детей по данному виду труда углубляются за счет включения в учебный материал познавательных сведений о новых видах ручных стежков и строчек (строчки прямого и косого стежка и их варианты), составления простейших рисунков по образцам и вышивания по линиям рисунка.
Объекты труда: игольники, закладки, прихватки.
«Работа с древесиной». Содержание работы направлено на ознакомление школьников с назначением и применением древесины. Элементарные теоретические сведения позволят детям усвоить понятия «дерево» и «древесина». Выполняя задания, обучающиеся познакомятся с простейшими способами обработки древесины (зачистка, шлифовка) ручными инструментами и приспособлениями (напильник, наждачная бумага).
Объекты труда: опорный колышек для цветов, аппликация из опилок.
«Работа с проволокой». Содержание работы состоит в ознакомлении школьников с назначением и применением проволоки. Элементарные теоретические сведения позволят сформировать у детей представление о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная), ее свойствах (сгибается, ломается, отрезается кусачками; толстая и тонкая, мягкая и жесткая) и приемах работы с ней (сгибание волной, в кольцо, в спираль, намотка на карандаш, сгибание под прямым углом плоскогубцами).
Объекты труда: паук, буквы.
«Работа с металлом». Особенностями этого вида труда является то, что, во-первых, металл — малознакомый материал для обучающихся 4 класса; во-вторых, при изучении данного вида работы ученики должны получить элементарные сведения технологического характера (виды металлов, их применение, свойства и цвет металлов, применяемые при обработке инструменты и др.) и овладеть специфической терминологией и технологией ручной обработки тонкого листового металла (алюминиевая фольга), т. е. научиться его сгибать, сминать, сжимать, скручивать и резать.
Объекты труда: «Шарики», «Дерево из алюминиевой фольги».
«Картонажно-переплетные работы». В 3 и 4 классах происходит знакомство и закрепление технологических знаний о видах картонажно-переплетных изделий (картонажные и переплетные) и их применении (коробки, футляры, папки, книги, блокноты, тетради и др.); совершенствуются знания о материалах (бумага, картон, клей, технические ткани и др.) и инструментах (ножницы, линейки, иглы, кисти и др.), используемых в картонажно-переплетных работах; осваивается технология окантовки картона полосками и листами бумаги; формируются умения разметки деталей с помощью линейки.
Объекты труда: «Картина на окантованном картоне», «Складная доска для игры», «Открытые коробки из тонкого картона», «Записная книжка — раскладка».
2.2. Организация и оборудование уроков технологии
Эффективность процесса труда зависит от рациональной организации труда, предполагающей упорядоченность действий и самодисциплину обучающихся. Поэтому формирование у них умений и навыков трудовой культуры, правильной организации труда имеет большое значение. Часто невнимание учителя к этим вопросам снижает познавательные и воспитательные результаты уроков трудового обучения.
В 1 классе закладываются первоначальные представления о содержании организационных требований.
Как подготовить и содержать свое рабочее место
— Каждый работает на своем рабочем месте.
— Приготовь весь нужный инструмент и материалы.
— Убери с рабочего места все лишнее.
— Следи за порядком на своем рабочем месте.
— Закончил работу — прибери свое рабочее место.
Как пользоваться инструментами и материалами
— Инструменты располагай в строгом порядке.
— Не бери инструменты во время объяснения учителя.
— При работе правильно держи инструменты.
— Экономно расходуй материал.
Как слушать объяснение учителя
— Внимательно слушай объяснение учителя.
— Приступай к выполнению задания после объяснения учителя.
Как сидеть во время работы
— Сиди спокойно на своем рабочем месте.
— Во время работы сядь так, чтобы было удобно.
— Сиди прямо, не сутулься.
Как вести себя во время работы
— Сначала продумай всю работу.
— Приступай к работе не торопясь.
— Не спеши при выполнении задания.
— Не надо отрываться от работы для другого дела.
— Не мешай работать сидящему рядом с тобой.
— Работай спокойно. Если работа не получается, не волнуйся: надо сделать перерыв, успокоиться и снова приняться за работу или обратиться за помощью к учителю.
— При удачном выполнении работы не хвались, потерпи, когда тебя похвалят другие.
— В случае полной неудачи попробуй себя сдержать и снова начать работу.
Требования, выдвигаемые к организации трудового процесса, носят общий рекомендательный характер для всех видов работы. Решая организационные вопросы в каждом отдельном виде работ, следует исходить из специфических условий, характерных только для конкретного вида.
В качестве типового оборудования для уроков труда в начальных классах рекомендуются следующие комплекты материалов, инструментов и приспособлений, рассчитанные для работы одного ученика в течение учебного года.
1 класс
Материалы
Наборы цветной бумаги — 2 набора бумаги разной плотности.
Набор цветного картона — 1 набор.
Листы белой плотной чертежной бумаги.
Клей: клеящий карандаш, клей ПВА, крахмальный клейстер.
Набор разноцветного пластилина — 12 цветов (3 коробки).
Нитки — ирис разного цвета (красный, зеленый, розовый, голубой, коричневый, черный, белый — по 1 клубку каждого цвета на весь класс).
Природный материал: листья дуба, ивы, вяза, пушистая трава, горох, семена липы (крылатки), еловые шишки, перышки.
Инструменты
Ножницы.
Стека для пластилина.
Иголка большая (длина 8 см).
Гладилка для бумаги (зубная щетка со срезанной щетиной или большая пуговица с тупым краем).
Ручка шариковая.
Фломастеры разных цветов.
Плоская кисточка для клея (щетина) № 10 с деревянной ручкой и заостренным концом.
Вспомогательные приспособления
Доска подкладная для работы с пластилином.
Тряпочки для вытирания рук или бумажные салфетки.
Коробочки для мусора.
Баночки для клея.
2 класс
Материалы
Пластилин разноцветный в коробках — 3 набора.
Бумага для рисования (плотная) — 5—10 листов.
Бумага салфеточная белая — 2 салфетки.
Бумага цветная (разной плотности) — 2 набора.
Картон белый для труда (тонкий) (21 × 29 см) — 2—3 листа.
Картон цветной для труда (тонкий) — 1 набор.
Картон цветной для труда (толстый) — 1 набор.
Природные материалы
Листья дуба — 5—6 шт.
Листья березы (5 × 5 см) — 6 шт.
Листья клена (6 × 6 см), (10 × 10 см) — 5—6 шт.