Файл: Вкр Моделирование специальной физической подготовки в тренировочном процессе биатлонистов.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Направленность – развитие основных физических качеств. Специально подготовленные упражнения служат преимущественно развитию специфичных для биатлонистов качеств (силовой и скоростной выносливости) и навыков и создают координационную основу для овладения техникой передвижения на лыжах. К ним относятся:
- имитация техники лыжных ходов на месте и в движении с палками и без палок, на местности с различным рельефом и в подъемы и др.;
- использование резиновых амортизаторов, специальных тросовых установок с подвешенным грузом при имитации техники лыжных ходов;
- кроссовая подготовка;
- бег с различной интенсивностью на стадионе; передвижение на лыжероллерах.
Специально – подготовительными упражнениями по стрельбе являются:
- стрельба в спокойном состоянии и после нагрузки умеренной мощности;
- стрельба с учетом и без учета времени; скоростная стрельба.
В тренировке биатлонистов широко применяются упражнения из других видов спорта: легкая атлетика, гребля, плавание, спортивные игры, гимнастические упражнения, велоспорт.
Этап предварительной специальной подготовки (август-октябрь) - характеризуется более выраженной специальной направленностью во всех разделах подготовки, способствующей созданию условий для приобретения спортивной формы. Основное внимание на этом этапе уделяется развитию физических способностей, специфических для биатлона.
Спортивно – техническая и тактическая подготовки направлены на формирование прочного и подвижного динамического стереотипа при совершенствовании техники соревновательных действий.
Динамика нагрузки характеризуется более быстрым, чем на предыдущем этапе, повышением объема и интенсивности. В тренировках решаются такие задачи, как повышение уровня ОФП и лыжной подготовки, совершенствование техники стрельбы в сложных условиях, близких к соревновательным, совершенствование техники лыжных ходов с использованием специальных средств подготовки в бесснежное время (Раменская Т.И.,2020), развитие специальной и скоростной выносливости, воспитание морально – волевых качеств.
Общеразвивающие подготовительные упражнения применяются в основном для поддержания уровня общего физического развития.
Специально – подготовительные упражнения те же, что и на предыдущем этапе, однако применяются они на данном этапе в большем объеме.
Широко используется в тренировках бег по пересеченной местности с имитацией попеременного двушажного хода и с грузом за плечами. Стрельба приобретает большую специальную направленность, включаются комплексные тренировки.
На данном этапе используются переменный, повторный, равномерный и контрольный методы.
Специально-подготовительный этап (ноябрь-декабрь)- наиболее ответственный в подготовке биатлонистов к соревновательному периоду. Основная его направленность — становление спортивной формы, достижение взаимосвязи между физической, спортивно-технической, тактической и волевой подготовленностью биатлониста.
На данном этапе решаются следующие задачи:
- восстановление и совершенствование техники передвижения на лыжах без оружия и с оружием, закрепление физических качеств при передвижениях на лыжах;
- совершенствование техники стрельбы в соревновательных условиях;
- доведение организма до высшей степени тренированности;
- развитие силовой и скоростной выносливости;
- совершенствование тактики и воспитание морально-волевых качеств.
В первые 3-4 недели занятий на снегу, когда восстанавливается техника и совершенствуется общая и специальная выносливость, лыжная подготовка приобретает первостепенное значение, и ее удельный вес должен быть большим. Поэтому первые 8-10 занятий на снегу биатлонисты проводят без оружия. Однако, поскольку техника передвижения на лыжах с оружием имеет свои особенности, биатлонисту необходимо также совершенствовать специальную лыжную подготовку, включая в занятия передвижения на лыжах с оружием. Стрельба в комплексных тренировках на данном этапе применяется после периода «вкатывания». Поэтому общий удельный вес ее незначителен.
В первой половине этапа превалирует равномерный метод тренировки. Интенсивность передвижения в это время 50—60% от максимальной. За бесснежный период, несмотря на применение средств специальной подготовки, биатлонисты, даже хорошо владеющие техникой передвижения на лыжах, частично утрачивают навыки, теряют тонкие координационные ощущения, (чувство) лыж, снега. Поэтому в первых длительных тренировках обучению и совершенствованию техники отводиться значительная часть времени, в зависимости от возраста и квалификации(Астафьев Н.В., 2020, Севастьянов Б.В., 2020).
Со второй половины этапа доминируют переменный и повторный методы. Последний чаще применяется в комплексных тренировках. Контрольные тренировки и соревнования определяют степень подготовленности биатлониста к ответственным стартам и становление спортивной формы.
Исходя из задач, поставленных в мезоциклах, в тренировке биатлонистов могут применяться микроциклы, средства и направленность которых способствуют преимущественно повышению уровня отдельных сторон подготовленности, осуществлению интегральной подготовки или восстановлению и созданию условий для протекания адаптационных процессов после больших суммарных нагрузок предыдущих микроциклов. Широко также распространены микроциклы, в которых параллельно решаются все основные задачи специальной подготовки.
Такая периодизация применяется при планирование тренировки различной квалификации. Сроки этапов, их продолжительность не является догмой. Они могут меняться исходя из конкретных внешних условий календаря соревнований и особенностей подготовки спортсмена. (Дунаев К.С.,2021, Субботин В.Я., 2021)
Средства и методы развития выносливости в биатлоне
Анализ научно-методической литературы показал, что одним из современных направлений совершенствования тренировочного процесса спортсменов является применение современных средств и методов развития физических качеств. Наблюдается противоречие между социально обусловленной потребностью общества в высоких спортивных результатах и ограниченными природой предельными возможностями организма спортсмена (Посохов Д.В.,2010).Рост результатов возможен только с развитием различных качеств спортсмена, в том числе и выносливости.
Выносливость — способность выполнять работу заданной интенсивности за определенный период времени; способность организма противостоять утомлению (Прокофьева В.Н.,2022). Основной фактор, который ограничивает и в то же время влияет на выступление, — это усталость. Спортсмен считается достаточно выносливым, если не так быстро устает или может продолжать выступать в состоянии утомления. Изо всех компонентов физической формы выносливость нужно развивать в самую первую очередь. Без необходимой выносливости трудно заниматься повторением других видов тренировки в достаточном для развития других компонентов объеме. Выделяют два основных типа выносливости:
• Анаэробная выносливость.
• Аэробная выносливость.
Дело в том, что во время серьёзной нагрузки в тех клетках, на которые выпадает основная работа происходят разрушительные процессы. На субъективном уровне человек ощущает утомление. После окончания физического воздействия в утомлённых клетках начинаются процессы восстановления. Однако природа мудро распорядилась так, что функции организма восстанавливаются на большую величину, чем разрушились. Происходит так называемое сверх восстановление.
Таким образом, если каждую последующую тренировку проводить в момент наивысшего подъёма сил, то результаты будут расти. Если заниматься раньше, чем организм успел восстановиться, то может развиться состояние хронического утомления. Если же нагрузка слишком мала и существенного утомления не произошло, то и сверх восстановления не наступит.
Выносливость летом лучше всего развивать продолжительными упражнениями: бегом по пересеченной местности, ходьбой, плаванием, ездой на велосипеде, играми, бегом на ”медленных” лыжероллерах (Тупиев И. Д.,2011), гребля, плавание, имитация классического хода, ”силовые” тренировки. На предсоревновательном этапе подготовительного периода для развития выносливости применяют “вкатывание”, - важное звено подготовки лыжников (Шишкина А.В.,2010).
Основное средство - бег. Ребятам 11-12 лет в одной тренировке можно пробегать до 4 км, 13-14 лет - до 8 км, 15-17 лет - до 12 км. Темп бега не должен быть высоким. Регулировать его надо так же, как и зимой, по пульсу.
В первых тренировках пульс не должен быть выше 140 ударов в минуту. Бегать лучше всего по лесным тропинкам, полям, в парке, по холмам, песчаному пляжу.
Темп бега и его продолжительность надо увеличивать постепенно. Ускорения или "рваный" ритм бега следует применять на более поздних этапах подготовки.
Прекрасно развивает силовую выносливость гребля - она укрепляет мышцы ног, рук и особенно спины. Рекомендуется выходить на воду с рулевым. Одной - двух тренировок на воде в неделю вполне достаточно. Дистанция для гребли в 3-4 км очень утомительна, поэтому до и после нее можно поиграть в футбол или баскетбол. Игра поможет снять утомление.
Другое средство развития выносливости - интенсивная ходьба по пересеченной местности. Быстрая ходьба широким шагом-выпадом хорошо тренирует мышцы, сердечно - сосудистую систему, дыхание. Ходьбу можно сочетать с бегом и прыжками.
Плавание. Лучшая тренировка для лыжника - длительное спокойное плавание, как в открытой воде, так и в бассейне. Тренировка, в подготовительном периоде, должна проходить не менее одного раза в неделю (Фарбей В.В.,2007).
Езда на велосипеде. Езда на велосипеде становится тренировкой лишь при этом условии, если она непрерывна и продолжительна - не менее 25-40 минут на пересеченной местности или 50-60 минут на асфальтовой дороге в хорошем темпе.
Активные игры. Например, продолжительная игра в футбол - не менее 45-60минут. Отлично развивает как общую, так и скоростную выносливость.
Бег на ”медленных” лыжероллерах. Продолжительные тренировки так же полезны. Однако нужно учитывать подготовленность спортсмена.
Имитация. Один из самых эффективных средств тренировки. ”Шаговая” имитация применяется на ранних этапах подготовительного периода. С ростом функциональных возможностей спортсмена, можно начать “прыжковую”.
Силу и силовую выносливость можно развить с помощью применения “силовых” тренировок. Лучше выполнять упражнения с небольшим отягощением, но длительное время:
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа или в упоре на скамейке.
Прогибание назад стоя (достать ладонями пятки) - наклон вперед - вниз.
Подтягивание на перекладине или на ветке дерева.
Смена ног в выпаде прыжком.
Из упора лежа упор присев толчком обеих ног.
Поднимание прямых ног в висе на перекладине.
Приседание на одной ноге ("пистолет").
Повороты и вращения туловища.
Из приседа или полуприсяду выпрыгивание вверх.
Из положения лежа поднимание туловища, ног, ног и туловища вместе.
Упражнения нужно повторять не менее 30-60 секунд, количество повторений от недели к неделе увеличивать на три-пять. Комплекс может состоять из разного количества упражнений. Отдых между сериями - 2 минуты.11-12-летним школьникам надо выполнять одну-две серии, каждое упражнение по 20 секунд, 13-14-летним - две-три серии, 15-17- летним начинать с двух серий и к началу сентября довести до четырех.
Вкатывание - важное звено подготовки лыжников (Шишкина А.В.,2010). Его задачи - повышать уровень функциональной подготовки спортсмена при передвижении на лыжах (ноябрь-декабрь), дальнейшее воспитание общей выносливости и т.д.
Тренировочные нагрузки при этом нарастают постепенно, в основном за счет увеличения объема циклической работы. Первые две недели тренировка преимущественно равномерная. Интенсивность передвижения на лыжах поддерживается в первой (до120 уд/мин) и второй (120-140уд/мин) зонах.