Файл: Образ жизни человека является определяющим фактором охраны и укрепления его здоровья, постоянно находится в фокусе повышенного внимания общественного сознания, культуры, образования и воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 366

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
цессов и проявляется в снижении работоспособности, на­рушении координации регуляторных механизмов и в ощу­щении усталости. Утомление играет важную биологичес­кую роль, служит предупредительным сигналом возмож­ного перенапряжения рабочего органа или организма в целом.

Различают две фазы развития утомления: компенсиро­ванную и некомпенсированную. В компенсированной фазе не происходит видимого снижения работоспособности. Ра­бота осуществляется за счет подключения к напряженной деятельности других систем организма, которые до наступ­ления утомления не принимали активного участия в дан­ной работе.

Невозможность поддержания нужной интенсивности ра­боты даже при подключении резервных систем организма означает начало некомпенсированной фазы утомления.

При работе значительной интенсивности, не соответству­ющей уровню непосредственной готовности организма к вы­полнению данной нагрузки, возникает острое утомление.

Суммирование сдвигов в нервно-мышечной и центральной нервной системах, воз­никающих при многократной утомительной работе, вызы­вает хроническое утомление.

Систематическое продолжение работы в состоянии утом­ления, неправильная организация труда, физической тре­нировки, длительное выполнение работы, связанной с чрез­мерным нервно-психическим или физическим напряже­нием, все это может привести к переутомлению.

Острое и хроническое утомление, а также переутомле­ние могут привести к заболеванию нервной системы, обо­стрению сердечно-сосудистых заболеваний, гипертоничес­кой и язвенной болезням, снижению сил организма. На­пример, под влиянием длительного (хронического) экза­менационного эмоционального стресса у большинства об­следованных студентов наблюдались значительные изме­нения интенсивности кровенаполнения сосудов и реактив­ности биопотенциалов головного мозга, электрокардиог­рафических и биохимических показателей, не приходя­щих в норму в течение двух трех суток после экзаменов.

Таким образом, студенты вузов два раза в год пережива­ют длительный эмоциональный стресс, что является фак­тором риска.

Умственное переутомление граничит с заболеванием и имеет более длительный период восстановления, оно яв­ляется следствием того, что мозг человека, обладая боль­
шими компенсаторными возможностями, способен длитель­ное время работать с перегрузкой, не давая знать о своем утомлении, которое ощущается только тогда, когда на­ступила фаза переутомления.

Средствами восстановления организма после утомления и переутомления являются оптимальная физическая ак­тивность, переключение на другие виды работы и сочета­ние работы с активным отдыхом, рациональное питание, установление строгого гигиенического образа жизни. Ус­коряют процесс восстановления достаточный по времени и полноценный сон, водные процедуры, парная баня, мас­саж и самомассаж, фармакологические средства и физио­терапевтические процедуры, психорегулирующая трени­ровка.
2. Анатомо-морфологическое строение

и основные физиологические функции организма,

обеспечивающие двигательную активность

Самой элементарной структурой человеческого тела является клетка. С нее начинается развитие организма. Из клеток построены все составные компоненты человеческого тела. На уровне клеток осуществляются процессы ассимиляции (усвоения вещества) и диссимиляции (разложения веществ), которые лежат в основе жизнедеятельности организма.

Клеточный и тканевый состав всех органов постоянно обновляется, так как в процессе жизни происходит отмирание клеток, исчерпавших свои потенциальные возможности. Продолжительность жизни отдельных клеток неодинакова. Эпителиальные клетки кишечника живут всего 24 часа, клетки кожи – 5–35 дней, печени – 180 дней. Отмирающие клетки замещаются новыми, которые образуются в результате деления жизнеспособных молодых клеток.

Органы как отдельные компоненты включены в системы организма. Система представляет собой совокупность однородных анатомических образований, имеющих общее происхождение и выполняющих единую функцию в организме. Таковыми являются костная, мышечная, кровеносная, лимфатическая и нервная системы.

Аппарат – это совокупность органов или систем органов, имеющих различное строение и происхождение, но выполняющих общую функцию в организме. Различают двигательный аппарат, состоящий из костной и мышечной систем, пищеварительный, дыхательный и мочеполовой аппараты.

Костная система состоит из костей, которые, будучи соединенными между собой, образуют скелет – твердую опору человеческого тела.

Благодаря соединениям кости могут перемещаться относительно друг друга. Движение костей происходит в результате сокращения мышц, которые к ним прикрепляются. В этом отношении скелет представляет собой пассивную часть двигательного аппарата, выполняющего механическую функцию. Скелет построен из плотных тканей и защищает внутренние органы и мозг, образуя для них естественные костные вместилища.



Наряду с механическими функциями костная система выполняет ряд биологических функций, играющих важную роль в жизнедеятельности организма. В костях содержится основной запас минеральных веществ (кальция, фосфора и др.), которые используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене веществ. В костях находится красный костный мозг, вырабатывающий форменные элементы крови.

В состав скелета человека входит в общей сложности 206 костей – 85 парных (всего 170) и 36 непарных. Кости скелета взрослого составляют 18 % общего веса тела у мужчины, 16 – у женщины, а у новорожденного – 14 %. В связи с тем, что с возрастом происходит некоторое обезвоживание костной ткани, удельный вес самих костей скелета увеличивается.

Мышечная система составляет активную часть двигательного аппарата. Благодаря способности к сокращению мышцы приводят в движение костные звенья скелета, в результате чего происходит перемещение тела в пространстве.

Мышцы сокращаются под влиянием нервных импульсов, поступающих из центральной нервной системы, поэтому управление работой мышц осуществляется посредством специальных связей между нервной и мышечной системами.

У человека насчитывается около 400 мышц, имеющих определенное местоположение и участвующих в выполнении тех или иных движений. Мышцы составляют в среднем 40 % от общей массы тела (у спортсменов их общая масса может достигать 50 %).

Циркуляция жидкостей в организме представляет собой непременное условие его нормальной жизнедеятельности. Посредством движения крови и лимфы осуществляется, с одной стороны, доставка к органам и клеткам необходимых для них питательных веществ и кислорода, а с другой – удаление из органов продуктов обмена и доставка их к другим органам, в том числе и к выделительным.

По характеру циркулирующей жидкости в сосудистой системе различают два отдела: кровеносную и лимфатическую системы, которые структурно и функционально тесно связаны между собой. С кровеносной и лимфатической системами также тесно связаны селезенка и красный костный мозг.

Система кровообращения состоит из сердца, кровеносных сосудов – трубок различного диаметра, последовательно соединенных между собой и образующих замкнутые большой и малый круги кровообращения, и крови, которая постоянно циркулирует по сосудам. Сердце представляет собой основной мотор кровотока; в кровеносных сосудах сосредоточены механизмы кровераспределения.


Сердце человека можно представить в виде насоса с четырьмя камерами, соединенными попарно. Левое предсердие и левый желудочек образуют левую половину сердца, которая через аорту и сосуды большого круга кровообращения снабжает артериальной кровью все органы тела. Большой круг кровообращения заканчивается полыми венами, из которых венозная кровь попадает в правое предсердие, а через него – в правый желудочек (правая половина сердца). Затем из правого желудочка кровь поступает в сосуды малого (легочного) круга кровообращения, где происходит ее насыщение кислородом. Из легочных вен кровь вновь поступает в левое предсердие, и цикл кровообращения повторяется. Свою работу сердце выполняет благодаря ритмическим сокращениям сердечной мышцы, составляющей его стенки.

Среди кровеносных сосудов различают артерии, по которым кровь течет от сердца, вены, по которым кровь возвращается к сердцу, и кровеносные капилляры, по которым кровь переходит из артериальных сосудов в венозные.

Лимфатическая система является составной частью сосудистой системы и представляет собой добавочное (наряду с венозным руслом) звено оттока жидкости и растворенных в ней кристаллоидов и белковых веществ от органов и тканей. Лимфатическая система состоит из многочисленных лимфатических капилляров, которые слепо начинаются в органах, лимфатических сосудов различного диаметра и лимфатических узлов. Лимфатические сосуды заполнены лимфой. Она движется в одном направлении – от органов к сердцу – и изливается в венозное русло. Спортивный массаж способствует оттоку лимфы от органов и тканей, поэтому массируют обычно по ходу лимфатических сосудов, что способствует более быстрому продвижению лимфы.

Лимфатическая система выполняет в организме человека ряд функций:

  1. проведение лимфы от тканей в венозное русло;

  2. образование лимфоидных элементов (лимфоцитов);

  3. обезвреживание инородных тел, попадающих в организм.

Нервная система сложилась как чрезвычайно сложный аппарат, управляющий деятельностью всех других систем и органов в организме человека в соответствии с условиями внешней среды и потребностями организма.

Контролируя и координируя работу всех органов других систем, нервная система тем самым объединяет их в целостный, функционально единый организм. Очень важной функцией нервной системы является обеспечение взаимодействия между организмом и окружающей его внешней средой. Через посредство органов чувств и специальных чувствительных нервных окончаний, расположенных в коже, во внутренних органах и в скелетных мышцах, нервная система постоянно получает информацию о состоянии внутренней среды организма и окружающей его внешней среды, что необходимо для формирования ответных реакций организма.


Великий русский физиолог И. П. Павлов, говоря о функции нервной системы, подчеркивал, что деятельность ее направлена, с одной стороны, на объединение, интеграцию всех частей организма, с другой – на связь организма с окружающей средой.

К нервной системе относятся головной и спинной мозг, а также ряд специфических образований, таких как нервы, нервные узлы, нервные сплетения и т. п. Все перечисленные образования построены преимущественно из нервной ткани, которая выполняет специфическую для них функцию возбудимости и проводимости. Наряду с этим в построении нервной системы принимают участие кровеносные сосуды и соединительная ткань, которые играют вспомогательную роль.

3. Физическое развитие человека

Физическое развитие – это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей. В узком смысле слова под физическим развитием понимают антропометрические показатели (рост, вес, окружность, объем грудной клетки, размер стопы и т.п.).

Физическое развитие начинается с самых первых мгновений жизни человека и достигает расцвета в возрасте от 20 до 30 лет.

Пренатальный период. Уже с 3-го месяца внутриутробной жизни у плода начинаются движения тела и глаз. На 7-м месяце внутриутробной жизни у плода уже функционирует большинство рефлексов и органов чувств, в частности, зрение и слух. Он сосет свой большой палец, реагирует на громкие звуки, может слышать голос своей матери и разговаривающих с нею людей.

Детство. В ранний период жизни моторное развитие происходит вдоль оси «голова – ноги». В первую очередь устанавливается контроль за положением и движениями головы. На 4-м месяце жизни происходит распрямление туловища. На 7-м месяце ребенок начинает самостоятельно сидеть, в возрасте 9 – 10 месяцев – ползать, на 13 – 14 месяце – стоять, на 14 – 15 месяце – ходить. Конечно, эти цифры являются усредненными.

Развитие тонкой моторики происходит в направлении от общих движений руки к кисти. Хватательные движения возникают к 5-му месяцу жизни и в дальнейшем совершенствуются. На 9-м месяце большой палец начинает противопоставляться другим пальцам руки, возникает координация работы пальцев в соответствии с целью движения. Однако заметное улучшение тонкой моторики происходит лишь между 3-м и 5-м годами жизни.

Сила ребенка удваивается за период с 3 до 11 лет. Спортивные достижения мальчиков растут с 5-го по 17-ый годы. У девочек мышечная сила стабилизируется к 13-ти годам.