Файл: Образ жизни человека является определяющим фактором охраны и укрепления его здоровья, постоянно находится в фокусе повышенного внимания общественного сознания, культуры, образования и воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 357

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во-вторых, восстановление различных функций протекает с разной скоростью, а в некоторые фазы восстановительного процесса и с разной направленностью, так что достижение ими уровня покоя происходит неодновременно (гетерохронно). Поэтому о завершении процесса восстановления в целом следует судить не по какому-нибудь одному и даже не по нескольким ограниченным показателям, а лишь по возвращению к исходному (предрабочему) уровню наиболее медленно восстанавливающегося показателя.

В-третьих, работоспособность и многие определяющие ее функции организма на протяжении периода восстановления после интенсивной работы не только достигают предрабочего уровня, но могут и превышать его, проходя через фазу «сверхвосстановления». Когда речь идет об энергетических субстратах, то такое временное превышение предрабочего уровня носит название суперкомпенсации.


1.1. Основные понятия теории и методики физической культуры

В теории физической культуры используются такие понятия, как «физическая культура», «спорт», «физическая рек­реация», «двигательная реабилитация», «физическое развитие», «физическое вос­питание», «физическая подготовка», «физическое упражнение» и многие другие. Эти понятия носят наиболее общий характер, а конкретные термины и понятия так или иначе вытекают из определений более общих категорий. Главным и наиболее общим из них является понятие «физическая культура». Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую об­ласть творческой деятельности как научной, так и практической, а также результа­ты этой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни. В лично­стном плане физическая культура является мерой и способом всестороннего физического развития человека [9].

В том и другом случае решающее значение имеет не сама по себе физическая культура как область деятельности, а ее качественные результаты, степень эффек­тивности, ценности, полезности для человека и общества. В более широком плане результативность этой деятельности может проявляться в состоянии физкультур­ной работы в стране, в ее материально-технической, теоретико-методической и организационной обеспеченности в конкретных показателях физического разви­тия членов общества.

Физическая культура – это часть (подсистема) общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере развития, оздоровления и воспитания людей.

Физическое воспитание – вид воспитательного процесса, специфика которого заключена в обучении двигательным актам и управлении развитием и совершенствованием физических качеств человека.

Спорт– игровая, соревновательная, творческая деятельность, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях состязательного соперничества. Спорт направлен на раскрытие резервных возможнос-тей (физических, функциональных) и выявление предельного для данного времени уровня функционирования организма человека в процессе двигательной деятельности. Специфическими признаками спорта как вида физической культуры являются состязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность.



Физическая рекреация – вид физической культуры: использование физичес­ких упражнений и видов спорта в упрощенной форме для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычныхвидов трудовой, бы­товой, спортивной, военной деятельности. Физическая рекреация составляет основное содержание массовых форм физической культуры, представляет собой рекреативную деятельность.

Двигательная реабилитация– вид физической культуры: целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компен­сации частично или временно утраченных двигательных способнос-тей, лечения травм и их последствий. Этот процесс осуществляется комплексно, под воздействием специально подо­бранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических про­цедур и некоторых других средств, это восстановительная деятельность.

Физическая и функциональная подготовленность – конечные результаты овладения определенными двигательными навыками и повышения уровня работоспособности организма, необходимые для освоения или выполнения человеком целевых видов деятельности.

Физическое развитие – это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.).

Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели физического развития.

Физическое совершенство – наиболее выраженный специфический результат воздействия физической культуры (ФК) на человека.

Физическое образование – процесс обучения человека двигательным умениям и навыкам, управления движениями своего тела во времени и прос-транстве, овладения теоретическими знаниями по использованию средств ФК в различных условиях жизни и деятельности.

Двигательная активность – один из важнейших компонентов здорового режима жизни человека, в основе которого лежит разумное, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья, систематическое использование средств ФК и спорта.


Физические упражнения – движения или действия, используемые для раз­вития физических способностей (качеств), органов и систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков. С одной стороны, физические упражнения – это средство физического совершенствования, телесного преобразования человека, его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности, с другой стороны – это также и метод (спо­соб) физического развития человека. Физические упражнения являются основным, «сквозным» средством всех видов физической культуры неспециального физкуль­турного образования, спорта, физической рекреации и двигательной реабилита­ции.

Двигательное умение – сознательное состояние владения техникой двигательного акта (в коре головного мозга – проект комплексного движения, конкретного действия), переходящее в навык при использовании тренировочных средств и методов.

Двигательный навык – подсознательный уровень владения техникой действия, при котором управление двигательными актами осуществляется практически автоматически. Характерна высокая надежность выполнения движения.

1.2. Физическая культура и спорт

как социальный феномен современного общества

Физическое совершенство человека – это не дар природы,

а следствие целенаправленного формирования его.

Н. Г. Чернышевский.
Физическая культура складывается из совокупности материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение, ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).

Важной тенденцией развития физической культуры и спорта является их социальная универсализация, которая заключается в стремлении общества привлечь к физкультурно-спортивной деятельности все слои населения. В начале XX столетия физическая культура и спорт в отдельных странах стали массовым явлением. В настоящее время наблюдается тенденция приобщения широких слоев населения к занятиям физической культурой и спортом, что вызвано общим ходом развития общественно-экономических отношений.


На производстве уменьшается доля физического труда, быт становится комфортнее, не требуя от человека каких-либо значительных физических усилий. Это обусловливает растущую потребность общества в специальной деятельности по своему физическому совершенствованию.

Физическая культура и спорт сформировались как особый социальный институт, который определяет государственную деятельность по образованию подрастающего поколения, обязательной физической подготовке личного сос-тава Вооруженных сил, правоохранительных органов, других силовых ведомств России. Этот институт координирует сеть самодеятельных и коммерческих физкультурно-спортивных учреждений.

В России введены в действие специальные законы о физической культуре и спорте, разработанные на принципах международного права. Средства массовой информации широко пропагандируют и рекламируют деятельность в сфере физической культуры и спорта, создают общественное мнение о направлениях их развития, формируют «моду» на занятия теми или иными видами физической культуры и спорта.

В стране сложилась система профессионального и специального физкультурно-спортивного образования.

Физическая культура и спорт относятся к социальной сфере общества и предусматривают специальную деятельность по формированию и развитию физических качеств и двигательных умений личности. Физическая культура представляет собой специальную деятельность по формированию и поддержанию формы и функций организма человека. В социальной сфере она выполняет следующие функции:

социализирующую – воспитание человека и подготовка его к общественно полезной жизни;

интегрирующую – включение человека в непосредственную коллективную деятельность в интересах общества;

адаптационную – приспособление человека к различным видам трудовой деятельности;

регулирующую – развитие у человека необходимых для общества физических качеств и двигательных умений.

Социальные функции физической культуры и спорта направлены на воспитание подрастающего поколения, обучение молодежи активному отдыху, повышение работоспособности, на эффективность профессиональной деятельности, а также имеют лечебную и реабилитационную направленность.

Основу физической культуры и спорта составляют упражнения, специально организуемые действия, способствующие формированию телесно-двигательных умений. Совокупность упражнений, направленных на формирование навыков в физкультурно-спортивной деятельности, составляют средства физической культуры. Упражнения, используемые в реализации тех или иных социальных функций, формируют содержательную сущность организации физической