Файл: Образ жизни человека является определяющим фактором охраны и укрепления его здоровья, постоянно находится в фокусе повышенного внимания общественного сознания, культуры, образования и воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 354

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
культуры и спорта в образовательных учреждениях, повышают уровень физической подготовки личного состава силовых ведомств.

Для решения проблем физической культуры и спорта используются теоретико-методологические основания других наук: философских, медико-биологических, гуманитарных, правовых, экономических и др. Каждая из них делегирует в физическую культуру и спорт природные, философские, психолого-педагогические и социальные аспекты. Наука о физической культуре и спорте представляет собой систему базовых наук, на которых основываются знания о механизме формирования телесности человека, социально-философских факторах функционирования и развития физической культуры, ее общественных и личностных функциях.

В число медико-биологических наук, изучаемых специалистами, входят анатомия и физиология, биохимия и биомеханика, гигиена и спортивная медицина, лечебная физическая культура, массаж, а также физкультурно-оздоровительные технологии, реабилитация спортсменов после травм.

Общественные и гуманитарные науки включают в себя историю, экономическую теорию, социологию, педагогику, психологию, право, теорию управления.

Физическая культура и спорт как наука имеют свою специфику, исследуют функции физического воспитания, физической и профессиональной подготовки, оздоровительной физической культуры, а также отдельных спортивно-педагогических видов двигательной активности.

В спорте как общественном явлении сформировались следующие основные виды деятельности: труд, образование, игра.

Труд– спортивная деятельность, которая является занятием, сопряженным с затратой определенных физических и интеллектуальных усилий, что направлено на формирование и проявление качеств и умений человека в условиях соревновательной деятельности.

Образовательный процесс содержит деятельность, направленную на усвоение знаний и опыта других. Обучение в спорте обращено на разучивание упражнений и спортивных действий, на формирование конкурентных способностей в условиях спортивных состязаний. Уровень развития спортивных качеств и двигательных умений – это результат тренировок, педагогического, психологического взаимодействия тренера и ученика.

Игра как мотив к деятельности происходит по взаимному согласию участников и правилам, установленным тем или иным спортивным сообществом. Один из признаков игры – непредсказуемость результатов спортивного поединка. Игры бывают имитационными (подражательными), состязательными (азартными), развлекающими, исследовательскими, учебными.


Спорт относится к социальной созидательной деятельности. Спортивные состязания носят характер конкуренции, борьбы за приоритеты, за победу, которая отражает уровень развития личных качеств, умений и достоинств конкретного человека.

Физическая культура не предполагает состязательности, а спорт без сос-тязательности немыслим.

Физической культурой можно заниматься в одиночку, без сопоставления своих результатов с показателями других, спорт – всегда общественная деятельность. Физическая и спортивная деятельность различаются и по существу. Главным видом занятий в физической культуре является упражнение, в спорте – тренировка. Одна из функций физической культуры – подготовка к спорту как к особому виду деятельности. Спортивная деятельность в своей основе относится к процессу тренировки и участию в состязаниях.

Социальная сущность спорта проявляется в его функциях. Спорт активно участвует в социализации личности, формировании ее статуса, положения в обществе, в подготовке людей к совместной деятельности. Спорт служит средством общения и регулирования совместной деятельности, средством отвлечения, отдыха, развлечения людей.

Человек, победив в каком-либо виде спорта, обеспечивает престиж, уважение, авторитет себе и своей общности, спортивному клубу, городу, нации, стране в целом. Его победа или поражение отождествляется с общностью, представителем которой он является.

Основная тенденция развития спорта – его интернационализация. В мире функционируют свыше двухсот международных спортивных объединений, главное из них – Международный олимпийский комитет (МОК).

1.3. Структура физической культуры

Социальная необходимость деятельности в области физической культуры отражает объективные потребности общественного развития, она орга­нически входит в жизнь общества структурно, функционально и генетически. Ее не­возможно отнести либо только к материальной, либо только к духовной культуре, так как она имеет материальные и духовные формы выражения, удовлетворяет как материальные, так и духовные потребности личности и общества.

В структуру культуры в качестве одного из важнейших ее видов входит физическая культура, которая, в свою очередь, имеет свою собственную структуру. Основными ее видами яв­ляются неспециальное физкультурное образование, физическая рекреация, спорт и двигательная реабилитация. Эта структура сформировалась исторически, в про­цессе удовлетворения личностных и об-щественных потребностей.



Первой специфической формой удовлетворения потребностей общества и лич­ности средствами физической культуры стало неспециальное физкультурное обра­зование, которое сформировалось в качестве органического вида образования чело­века в целом в силу объективной потребности в систематической и целенаправлен­ной физической подготовке подрастающих поколений и практической деятельнос­ти, в необходимости овладевать знаниями, умениями, навыками. Оно является первым и необходимым условием формирования физической культуры каждого человека, поскольку направлено на овладение необходимым минимумом знаний и умений в области целенаправленного физического развития людей. В его содер­жание входит совокупность знаний и связанных с ними двигательных навыков и уме­ний, физических качеств, приобретенных в процессе самообразования, в семье, в учебных заведениях. Неспециальное физкультурное образование формирует слож­ный, органически взаимосвязанный комплекс информации, основанный на исто­рическом житейском опыте и научных данных [7].

Вместе с тем неспециальное физкультурное образование на этапе среднего и высшего образования является наиболее организованным и регламентированным видом физической культуры. В соответствии с его конкретными целями и задачами используются наиболее эффективные сред­ства, позволяющие укреплять здоровье, совершенствовать телосложение и функ­циональные возможности человеческого организма, развивать врожденные и фор­мировать новые двигательные умения, навыки, физические способности (качества). Все многообразие его средств и форм реализуется в интересах личности с помо­щью многообразных методов.

В процессе неспецифического физического образования осуществляется и фи­зическое воспитание, т. е. формирование отношения к физической культуре. Воспитание – это формирование отношения личности к фактам, яв­лениям, видам деятельности. Отсюда физическое воспитание есть формирование положительного и активного отношения к физической культуре как к одному из средств и способов собственного гармонического развития человека, формирова­ние познанной потребности в занятиях различными видами и формами физических упражнений.

Образование в сфере физической культуры осуществляется в основном в трех аспектах.

1. Общее «двигательное образование», или базовое физкультурное образова­ние, которое предполагает совершенствование природных, естественных, а также формирование и развитие новых двигательных навыков и физических качеств на оптимальном для жизнедеятельности человека уровне. Оно сопряжено с усвоением минимума знаний, достаточного для повседневной жизни, для укрепления здо­ровья человека, развития его физических способностей. Базовыми, непременны­ми двигательными навыками являются ходьба, бег, прыжки, метание, плавание. В основе формирования указанных навыков лежат ес-тественные физические способности – сила, вы­носливость, быстрота, ловкость и гибкость.


2. Профессионально-прикладное физкультурное образование, которое направ­лено на формирование и совершенствование таких специфических двигательных навыков, которые позволяют человеку выполнять профессиональные функции эф­фективно, экономно, сохраняя достаточно длительное время высокую работоспо­собность. В содержание этого аспекта включаются средства и методы укрепления здоровья, противодействия неблагоприятным воздействиям условий и характера труда.

3. Образование, целью которого является овладение знаниями для раскрытия биологических резервов и адаптационных возможностей человека на субпредель­ных и предельных уровнях двигательной деятельности. Это наиболее сложный ас­пект образовательной программы, ибо имеет направленность не только на овладе­ние знаниями, но и на решение «сверхзадач» в двигательной деятельности челове­ка, в которой проявление его предельных физических качеств и двигательных на­выков возможно лишь при условии проявления интеллекта, воли, всех его психических качеств на высочайшем, зачастую предельном человеческом уровне. Поэтому комплекс наук, обеспечивающий информацией эту программу, значительно шире, и сами знания о закономернос-тях воздействия двигательной деятельности на развитие физических качеств, формирование и совершенствование техники дви­гательных действий более глубокие.

Едиными средствами для реализации всех образовательных программ в сфере физической культуры являются физические упражнения, естественные силы при­роды, содержание и режим питания, труда и отдыха, информационное обеспече­ние.

«Базовое» общее физкультурное образование начинается в семье с самого ран­него детства, с младенчества. Далее оно осуществляется самодеятельным путем, в физкультурных организациях, в процессе самовоспитания и самообразования. Ос­тальные аспекты образовательной программы предполагают осу-ществление обра­зования в организованных формах под руководством специалистов, достаточно ком­петентных в данных видах деятельности (в школах, вузах, секциях, командах, спе­циальных учебных заведениях).

Таким образом, образование в сфере физической культуры предполагает со­здание условий для свободного и всестороннего развития двигательной деятель­ности человека во имя его гармоничного физическогоразвития, укрепления здо­ровья, создания базы для экономичной и эффективной деятельности во всех обла­стях его жизни, труда, быта.


Другим видом физической культуры, удовлетворяющей потребности личности, является спортивная деятельность, в процессе которой раскрываются способнос­ти человека на предельных или околопредельных уровнях. Это своего рода лабора­тория (или полигон), где моделируется, изучается и раскрывается возможность де­ятельности человека в экстремальных условиях. Каждый рекордсмен, чемпион ис­полняет роль первопроходца, показывающего остальным людям возможность дос­тижения результата, который когда-то казался немыслимым. Люди находят в спорте один из способов самоутверждения, возможность победы над временем, соперни­ком, а главное – над самим собой.

Спорт дает возможность расширить масштабы общения людей, возможность сопереживания, эстетического и эмоционального восприятия, возможность решать общеполитические, социальные, педагогические, научные задачи. На межнацио­нальном уровне он способствует установлению взаимопонимания между народами разных стран.

Относительно самостоятельной формой функционирования физической культу­ры, удовлетворяющей потребности людей в активном отдыхе, в удовольствии от двигательной деятельности, в общении является физическая рекреация. Это осо­бенно важно в настоящее время, в неблагоприятных экономи-ческих условиях жиз­ни людей, потере или смешении ценностных ориентиров. Характер производства оказывает одностороннее и вместе с тем весьма сложное и очень противоречивое влияние на человека. Неблагоприятное влияние труда на человека может прояв­ляться в связи с воздействием производственной среды (загазованность, шум, виб­рация, и т. п.), характером самого труда (тяжелый физический, монотонный), осо­бенностью рабочей позы, воздействием метеорологических, географических ус­ловий и другими факторами. Все это неблагоприятно отражается на психике и са­мочувствии человека, вызывает необходимость смены вида деятельности, активного отдыха, релаксации.

Совокупность всех этих форм функционирования физичес­кой культуры полностью удовлетворяет все личные и общественные потребности в физической подготовке людей к разным видам производственно-трудовой, воен­но-профессиональной, боевой и бытовой деятельности, в укреплении здоровья, восстановлении сил, во всестороннем и гармоничном развитии. Совокупность всех видов физической культуры создает основу для раскрытия всего многообразия дви­гательных возможностей человека. Конкретные цели каждой формы физической культуры, специфика их задач и форм организации занятий позволяют использо­вать все бесконечное многообразие физических упражнений целенаправленно и рационально.