Файл: Образ жизни человека является определяющим фактором охраны и укрепления его здоровья, постоянно находится в фокусе повышенного внимания общественного сознания, культуры, образования и воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 361

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
связан с напряжением зрительного анализатора, то следует осваивать виды спорта, тренирующие микромышцы глаза (настольный теннис, большой теннис, бадминтон), будущим геологам необходимо хорошее владение элементами спортивного туризма и альпинизма, гидрологам – гребля и плавание, ветеринарным врачам и зоотехникам – верховая езда и т. д. Современная наука разработала этапы подготовки к рекордам, установила контрольные требования к подготовленности. В соответствии с этими требованиями определяется успешность и своевременность достижения установленных этапов спортивного пути. В 17-19 лет спортсмены, как правило, уже 5-8 лет тренируются в избранном виде спорта и имеют определенные успехи. Другой важный аспект – совмещение активных занятий в большом спорте с учебой в вузе. Поэтому сильнейшим студентам-спортсменам предоставляется индивидуальный график освоения учебного материала, продлеваются сроки обучения в вузе. Представляем краткую характеристика основных видов спорта и систем физических упражнений (СФУ). Для характеристики видов спорта и СФУ мы сгруппировали их по принципу воздействия на развитие физических качеств, по их влиянию на организм. Такая группировка весьма условна, но позволяет лучше ориентироваться при индивидуальном выборе видов спорта или СФУ. Виды спорта, преимущественно развивающие выносливость – все циклические виды спорта с нагрузкой длительного характера на фоне аэробного обмена: спортивная ходьба; бег на средние, длинные и сверхдлинные дистанции; велоспорт; лыжные гонки; биатлон; средние и длинные дистанции в плавании, конькобежном спорте; спортивное ориентирование; триатлон. Высокий уровень выносливости – одно из главных свидетельств отличного здоровья. С помощью регулярных занятий на выносливость можно улучшить показатели физического развития, повысить функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, работоспособность организма. Выносливость важна при полноценном труде в любой профессии, необходима при освоении жизненно необходимых умений и навыков. Все спортсмены обязательно в начале спортивной карьеры используют тренировки на выносливость, наивысшие же результаты в выносливости достигаются в 22-27 лет. Приступая к тренировкам с развитием выносливости надо сразу настроиться на большую и тяжелую работу, связанную с воспитанием волевого противостояния утомлению. К видам спорта, преимущественно развивающим силу и скоростносиловые качества, относятся тяжелая атлетика, гиревой спорт, атлетическая гимнастика, легкоатлетические прыжки и метания. Тяжелая атлетика – совершенствует в основном способность к максимальным напряжениям при поднятии больших тяжестей. Применяются 35 динамические и изометрические упражнения с большими мышечными усилиями. Гиревой спорт – многократные подъемы непредельного веса (гиря 24 и 32 кг). Основная особенность – развитие силовой выносливости. Атлетическая гимнастика – система упражнений с разнообразными отягощениями. Позволяет избирательно увеличивать массу отдельных мышечных групп, развивает силу и силовую выносливость. Легкоатлетические метания, толкания, прыжки. Особенность: развитие силы и быстроты движений. Виды спорта, преимущественно развивающие быстроту – виды легкой атлетики (бег 100, 200 м и 100, 110 м с барьерами), конькобежный спорт (бег 500 м), велоспорт (короткие дистанции на треке), фехтование, бокс, другие виды единоборств, ряд спортивных игр. Быстрота имеет свою специфику. Спортсмен может проявлять хорошую быстроту в одном виде, а в другом виде – нет, т. к. нет прямого непосредственного переноса быстроты движений. Перенос быстроты осуществляется только в координационно сходных движениях. В студенческом возрасте прекращается естественный рост быстроты, требуется специальная систематическая тренировка быстроты. Быстрота не имеет существенного значения в укреплении здоровья, коррекции телосложения, однако развитие быстроты необходимо в целом ряде видов спорта. Виды спорта, преимущественно развивающие координацию движений (ловкость) – спортивная акробатика, гимнастика спортивная и художественная, прыжки в воду, на батуте, прыжки на лыжах, слалом, фристайл, фигурное катание, спортивные игры. Все эти виды (кроме спортивных игр) не оказывают значительного влияния на здоровье, но предъявляют значительные требования к нервно-мышечному аппарату. Хорошая ловкость определяет успешность овладения разнообразными движениями, способствует обучению профессиональных умений и навыков. Развитие ловкости обеспечивается разнообразием и новизной физических упражнений. Фундамент ловкости закладывается в детстве, в студенческие годы не имеет смысла начинать специализацию в этих видах, но для овладения новыми движениями и развития хорошей координации путь открыт. Единоборства – бокс, борьба (классическая, вольная, самбо, дзюдо, национальные виды борьбы). Здесь характерно непосредственно контактное противодействие соперников. Единоборства требуют активного проявления волевых качеств, инициативности, самообладания. Развивается выносливость, силовые, скоростно-силовые качества, улучшаются ориентировочные реакции, повышается сенсорная чувствительность, улучшаются психические процессы. Велико прикладное значение этих видов спорта, помогающих нейтрализовать соперника. Сложное сочетание физической, спортивно-технической, психологической подготовки в единоборствах требует длительной подготовки. 36 Игровые виды способствуют гармоничному развитию всех физических качеств, улучшают функции вестибулярного аппарата, совершенствуют точность движений, увеличивают поле зрения. Командные игры воспитывают коллективизм, взаимопомощь, дисциплинированность. Разнохарактерность спортивных игр по-разному развивает физические и психические качества игроков (например, влияние на уровень МПК). Спортивные игры решают и оздоровительные задачи, задачи активного отдыха, ряд игр имеет непосредственную связь с профессиональноприкладной подготовкой. Характеристика многоборий – легкоатлетические многоборья, морское многоборье, современное пятиборье, многоборья национальных видов спорта («северное многоборье»), триатлон. Многоборья отличаются самым широким спектром развития психических и физических качеств, двигательных умений и навыков. В многоборье разностороннее воздействие на многие функциональные системы организма приводят к значительному утомлению. Продолжать деятельность в условиях многочасового утомления можно лишь при незаурядных морально-волевых качествах. Особенно большие нагрузки испытывает нервная система. Многоборья требуют хорошей психофизической подготовленности, прививают навыки рационального расходования сил и времени, воспитывают дисциплинированность, трудолюбие, настойчивость. Нетрадиционные системы физических упражнений. В последние годы приобретает популярность большое количество разнообразных систем физических упражнений, среди которых: Атлетическая гимнастика – система упражнений с разнообразными отягощениями. Позволяет избирательно увеличивать массу отдельных мышечных групп, имеет как соревновательный, так и корригирующий вариант. Аэробика – общедоступна и высокоэффективна. Музыкальный ритм, танцевальные элементы вызывают положительные эмоции. Аэробика развивает выносливость, силу, улучшает гибкость, ловкость, пластичность, это эффективное средство оздоровления, коррекции телосложения. Бодидэнс – тренировка различных мышечных групп посредством простых танцевальных движений на фоне эмоционального музыкального сопровождения. Движения осуществляются под девизом: «Танцуй, отдыхай и будь красива!». Шейпинг – система сочетает аэробику и атлетическую гимнастику. Занятия направлены на коррекцию фигуры, повышение работоспособности, это и активный отдых. У-шу – упражнения оздоровительной направленности, воздействующие через различные позы и движения на внутренние органы, опорнодвигательный аппарат. 37 Цигун – древняя китайская гимнастика. Включает регуляцию позиции тела, дыхания и психического состояния через расслабление, гимнастические и дыхательные упражнения. Основная направленность –оздоровление. К нетрадиционным системам физических упражнений (системы локального воздействия) можно отнести дыхательные методики, системы оздоровления глаз, позвоночника. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Ее основа – выполнение упражнений с резким коротким вдохом через нос, направляя воздух в нижнюю часть живота. Упражнения для профилактики и лечения заболеваний органов дыхания, оказывают успокаивающий эффект. Комплекс упражнений для глаз Э. С. Аветисова – упражнения для сохранения и коррекции остроты зрения, профилактики и лечения нежелательных последствий научно-технического прогресса.



ВВЕДЕНИЕ

Современный рынок труда требует высокого уровня подготовки специалистов, способных практически сразу или после непродолжительного периода адаптации профессионально решать поставленные перед ними задачи с полной ответственностью за результат. Однако глубокие знания специалиста еще не гарантируют его успешной профессиональной деятельности. Если человек не имеет здоровья и необходимых физических способностей, чтобы трудиться, то его нельзя относить к трудовым ресурсам.

Укрепление сотрудничества высшего образования с миром труда предполагает подготовку компетентных выпускников для работы в условиях новых производственных отношений, основанных на знаниях и навыках в их прикладном использовании; пересмотр образовательных программ в интересах более тесной увязки с производственной деятельностью; учет тенденций, возникающих в мире труда, знаний, технологий; развитие совместными усилиями образовательной среды; усиление функции прогнозирования.

Любой предмет учебного плана высшего учебного заведения должен быть направлен на профессиональную подготовку будущего специалиста. В области физической культуры профилированная подготовка в условиях перестройки высшего образования наряду с другими факторами призвана обеспечить успешное и надежное формирование профессиональных знаний, умений и навыков, высокую работоспособность, сохранить здоровье и творческое долголетие, морально-психическую основу профессиональной готовности. Это позволит в конечном итоге расширить диапазон социальной и трудовой активности будущего специалиста.





  1. Общая характеристика профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП)

В настоящее время в нашей стране насчитывается несколько тысяч профессий, а специальностей – десятки тысяч. В связи с этим появилось стремление профилировать физическую подготовку применительно к требованиям профессии, что выразилось, кроме прочего, в создании особой разновидности физической деятельности – профессионально-прикладной физической культуры и культивировании профессионально-прикладных видов спорта. В качестве разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физи-ческая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Это такой процесс обучения, который обогащает индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от которых напрямую зависит профессиональная дееспособность. Типичные для ППФП упражнения и методика их применения характеризуются, с одной стороны, моделированием форм и особенно существенных моментов координации движений, входящих в профессиональную деятельность, а с другой – более направленным и в конечном счете – более высокими требованиями к двигательным и связанным с ними способностям.


В комплексе упражнений и методике профессионально-прикладной физической гимнастики часто преимущественно выражен своего рода аналитический подход, при котором последовательно конструируются необходимые формы движений и избирательно осуществляется направленное влияние на определенные звенья опорно-двигательного аппарата, его морфофункциональные качества (в частности, силовые, подвижность в суставах, локальную и региональную статическую выносливость), причем исходя не только из требований, предъявляемых профессиональной деятельностью, но и из необходимости профилактики, возникающих в ходе ее неблагоприятных воздействий на физическое и общее состояние работника, на что направлены, в частности, гимнастические упражнения, предупреждающие и корригирующие нарушения осанки, обусловленные особенностями рабочей позы.

В профессионально-прикладных видах спорта ярко выражено целостно акцентированное воздействие на развитие двигательных и тесно сопряженных с ними способностей, имеющих существенное значение для совершенствования в профессиональной деятельности. Соответственно ориентированное спортивное совершенствование может оказывать прямое положительное влияние на профессиональную деятельность, при условии, конечно, если предмет спортивной специализации имеет значительную общность с профессиональной деятельностью как по операциональному составу действий, так и по характеру проявляемых способностей. Именно это является определяющим при выборе профессионально-прикладных видов спорта представителями той или иной профессии.

Теоретические основы обучения (спортивного и профессионального) разработаны в достаточной степени. В их основе лежат формирование и автоматизация двигательного навыка. В результате автоматизации двигательного навыка обеспечивается четкое, быстрое выполнение движения и вырабатывается способность с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу или действовать изящно и энергично.

Хотя степень интенсивности физических усилий в большинстве современных видов профессиональной деятельности сравнительно невысока и стабильна, в методике построения ППФП следует руководствоваться принципом постепенного прироста тренирующих нагрузок, причем в той мере, в какой это нужно не только для подготовки к конкретным профессионально-трудовым нагрузкам, но и для общего подъема уровня функциональных возможностей организма, укрепления и сохранения здоровья. Здесь так же, как и в физическом воспитании в целом, не может быть неких универсальных количественных норм прироста нагрузок,
одинаково пригодных во всех случаях, поскольку границы целесообразного увеличения и динамика их зависят от многих переменных обстоятельств, в том числе от реально складывающегося суммарного объема нагрузок и режима занятий физическими упражнениями в индивидуальном образе жизни (например, одни параллельно с ППФП уделяют массу времени и сил углубленным занятиям тем или иным видом спорта, а у других основные занятия физическими упражнениями ограничиваются преимущественно или исключительно рамками ППФП).

При организации занятий по ППФП создаются унифицированные программы, разрабатываемые для групп родственных профессий или отдельных профессий. Основными формами занятий по ППФП являются урочные формы, которые имеют обычную в физическом воспитании структуру.

Эффективной формой занятий по профессионально-прикладной физической подготовке являются соревнования в профессионально-прикладных упражнениях. Соревновательные формы занятий наиболее широко представлены в случае углубленной специализации в избранном профессионально-приклад-ном виде спорта. Система занятий при этом приобретает характер специализированной спортивной тренировки и регулярного участия в состязаниях, что выдвигает особую проблему рационального сбалансирования спортивной, профессионально-образовательной, трудовой деятельности.

2. Личная и социально-экономическая необходимость социальной психофизической подготовки человека к труду в современных условиях

Для чего будущему специалисту нужна специальная психофизическая подготовка к профессии? Это связано с влиянием современной технизации труда и быта на жизнедеятельность человека, с изменением функциональной роли человека в современном производственном процессе и с другими факторами.

Влияние современной технизации труда и быта на жизнедеятельность человека. По мере дальнейшего развития научно-технической мысли человека все больше окружает искусственная техническая среда. Медики и биологи обращают внимание на ряд явлений, отрицательно сказывающихся не только на здоровье человека, но и на его профессиональной работоспособности, а именно: детренированность организма из-за недостатка двигательной активности, напряженное эмоциональное состояние человека в процессе его повседневного труда, неблагоприятное влияние внешней среды. Эти факторы по-разному воздействуют на людей, но общее для всех то, что естественная физиологическая адаптация человека не успевает за ускорением темпов и изменением условий современной жизни. Отсюда постоянное эмоциональное возбуждение, нервно-психическая усталость и утомление, а значит, снижение работоспособности и возможное возникновение заболеваний.