Файл: Образ жизни человека является определяющим фактором охраны и укрепления его здоровья, постоянно находится в фокусе повышенного внимания общественного сознания, культуры, образования и воспитания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 364
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для того чтобы практически осуществить эту общую направленность ППФП на формирование и совершенствование специфических физических способностей, необходимо иметь достаточно полные данные о профессии. Осуществляется это с помощью составления профессиограмм.
Профессиограмма содержит следующие разделы:
О п и с а т е л ь н ы й. Включает в себя характеристику производственного процесса с описанием приемов работы, характеристикой типичных аварий и травм. Требования к физическим качествам, навыкам и психологическим функциям специалиста.
Санитарно-гигиенический: описание санитарных условий труда (микроклимат, требования к освещению, вентиляции и т. д.), описание профессиональных вредностей (запыленности, загазованности, уровня шума и вибрации и т. д.).
Требования к физическим и психическим качествам. Содержит требования к физическим качествам, навыкам и психологическим функциям специалиста.
Различные профессиограммы профессий, наиболее близких к выпускаемым в ОмГУПСе специальностям, приведены в приложении.
После того как выяснены профессионально важные физические способности и определены специфические профессиональные двигательные навыки, подбирают наиболее эффективные средства, содействующие развитию этих качеств. При подборе средств важно учитывать, чтобы данное упражнение по возможности действовало комплексно: решало несколько задач одновременно, развивало физические способности, формировало двигательный навык, способствовало совершенствованию функций организма, его возможности противодействовать влиянию неблагоприятных факторов внешней среды и т. п.
Важным в решении задач ППФП является отбор соответствующих средств, выбор эффективных методов и форм организации занятий.
4. Средства профессионально-прикладной физической
подготовки, основы методики и формы занятий
Особое значение при целенаправленном формировании профессионально необходимых свойств и качеств будущего специалиста имеют средства воз-действия на организм занимающихся. Основным из этих средств являются физические упражнения, которые заимствуются из богатого арсенала основных, подготовительных и специальных упражнений видов спорта, общей физи-ческой подготовки, лечебной физической культуры и трудовой деятельности.
Физические упражнения, применяемые в целях ППФП, классифицируются по следующим группам:
развивающие сердечно-сосудистую, дыхательную системы, вестибулярный аппарат и т. д. (в зависимости от преимущественной направленности их влияния на функциональные системы организма). Они в основном берутся из арсенала лечебной и оздоровительной физической культуры;
развивающие отдельные физические способности и психические качества: координационные, силовые, скоростные способности, выносливость, гибкость, а также эмоциональную устойчивость, волевые качества, внимание и т. д. Такие упражнения широко используются в общей физической и спортивной подготовке;
упражнения для формирования прикладных двигательных навыков: ла- занья, работы на высоте, переноски грузов, преодоления препятствий, рациональной ходьбы. Они преимущественно заимствуются из основных и специальных упражнений таких видов спорта, как альпинизм, скалолазание, гимнастика, тяжелая атлетика, туризм, легкая атлетика и др.
В качестве средств ППФП могут быть использованы отдельные элементы профессиональной деятельности, например, лазанье и взбегание по крутой лестнице для пожарных; самбо, дзюдо, бокс – для оперативных работников.
Для решения задач ППФП широко используются физические упражнения, имеющие достаточно выраженный эффект так называемого неспецифического воздействия. Как уже говорилось, в некоторых профессиях на организм работающего оказывают воздействие ряд неблагоприятных факторов внешней среды (загазованность, недостаток кислорода, резкие перепады температуры и атмосферного давления и др.). В этих случаях широко используются бег, плавание, лыжные гонки, гребля и другие физические упражнения высокой интенсивности, которые повышают устойчивость организма к недостатку кислорода, активизируют умственную работоспособность, способствуют развитию общей выносливости, которая, в свою очередь, лежит в основе высокоэффективной трудовой деятельности.
Автоматизация и компьютеризация современного производства влечет за собой увеличение в ряде производств доли умственного труда. Умственным трудом считают такую работу, которая проходит, ведется в определенном, ограниченном целевыми установками направлении, по строгому плану, для решения конкретизированных целью задач, имеющих социальное значение: обучение, самообучение, изобретение, рационализация и т. п.
Доказано, что умственная деятельность (учебно-трудовая деятельность студентов относится именно к этой категории) сопровождается различными изменениями функционального состояния органов и систем организма. Так, мозговая ткань использует больше кислорода, чем другие ткани тела, – около 20 % (из расчета: вес человека – 70 кг, вес головного мозга – 1,5 – 2 кг, т. е. 2 – 3 % от веса тела), т. е. 40 – 50 см
3 в одну минуту. Суточный расход энергии при умственной работе в средних пределах – 2800 – 3000 ккал. По сравнению с расходом энергии в состоянии покоя некоторые виды умственного труда требуют повышения энергозатрат: чтение сидя «про себя» – на 16 %; вслух – на 48; слушание лекций, выполнение (стоя) практических, лабораторных зада-ний – на 46; чтение лекций (стоя), доклады – на 94 %.
Для успешной умственной деятельности необходимы тренированный мозг и тренированное тело.
Приведенные в табл.1 данные могут служить некоторым ориентиром применения различных физических нагрузок с целью оптимизации умственной деятельности.
При отборе средств для решения задач ППФП руководствуются следующими принципами: максимальная реализация задач ППФП; адекватность и наибольший положительный перенос качеств и навыков; обеспечение комплексности решения задач физического воспитания.
Т а б л и ц а 1
Изменение умственной работоспособности при использовании различных
физических нагрузок в течение 90 мин, % (М. Я. Виленский, В. И. Ильинич, 1987)
Интенсивность нагрузки | Частота сердцебиений, уд./мин | Уровень работоспособности | |||||
исходный | через 2 ч | через 4 ч | через 6 ч | через 8 ч | через 10 ч | ||
Небольшая Средняя Высокая | 100 – 130 130 – 150 160 и более | 100 100 100 | 118 108 103 | 107 115 97 | 102 139 92 | 103 128 86 | 120 120 89 |
Первый принцип из названных предполагает, что выбранное средство в максимальной степени обеспечивает решение задач ППФП, второй предусматривает использование таких воздействий, которые в наибольшей степени улучшают качества и навыки, необходимые специалисту в его профессиональной деятельности, третий предполагает, что применяемые приемы для целенаправленного формирования конкретного качества должны одновременно улучшать и многие другие жизненно и профессионально важные способности, эффективно содействовать решению основных задач физического воспитания занимающихся, не вести к отрицательным последствиям.
В основе методики профессионально-прикладной физической подготовки лежит органичное сочетание общей физической подготовки (ОФП) и ППФП, причем последняя имеет в качестве базы определенный, оптимальный для каждой профессии уровень общей физической подготовки и двигательного опыта.
Необходимо учитывать, что положительное влияние различных физичес- ких упражнений на повышение работоспособности специалистов будет зависеть от положительного переноса физических способностей и двигательных навыков. Например, установлено, что у учащихся, занимающихся баскетболом, волейболом, настольным теннисом, повысились показатели нервно-мышечной лабильности, быстроты зрительного различения, тактильной чувствительности, что положительно повлияло на освоение профессии сборщика часовых механизмов. В процессе выполнения физических упражнений для мышц одной стороны тела (например, левой руки) повышается работоспособность другой, симметрично расположенной части тела, увеличивается сила, быстрота движений, выносливость данной группы мышц. Перенос способностей может происходить не только одновременно, но и влиять на разные качества. Например, если под воздействием физических упражнений развивать силу, то это будет способствовать более эффективному развитию быстроты. Перенос двигательных навыков носит более узконаправленный характер, при достаточно высокой степени совпадения с исходными движениями он позволяет применять навыки в усложненных условиях.
Физическая подготовка, организуемая вне связи со спецификой труда, может не только не способствовать освоению профессии, но в ряде случаев и затруднять в силу отрицательного переноса формирование профессионально важных качеств и навыков. Учет этого факта имеет принципиальное значение, в частности, для обоснования необходимости специальной физической подготовки применительно к требованиям профессии (табл. 2).
Формы занятий по ППФП классифицируются в настоящее время по следующим группам.
1. Академические учебные занятия (комплексные и специализированные).
Специализированные учебные занятия по ППФП направлены на решение прикладных задач (обучение прикладным навыкам, на их совершенствование, углубленное развитие отдельных качеств и функций). Относительная однонаправленность таких занятий позволяет обеспечить значительное воздействие на отдельные системы с тем, чтобы получить наибольший эффект в их развитии.
Т а б л и ц а 2
Иллюстрация прямого прикладного переноса двигательных и сопряженных умений и навыков (по В. П. Полянскому, 1999)
Двигательные навыки | Виды упражнений, спорта | Профессии |
Действия под водой Вождение автотранспорта Координационно сложные действия на высоте Вращательные движения Оперирование с картами, схемами Использование оружия Рукопашная схватка | Плавание, подводный спорт Авто- и мотоспорт Альпинизм, гимнас-тика Акробатика, прыжки на батуте Спортивное ориентирование Стрельба, биатлон Бокс, все виды борьбы | Водолаз Водитель Монтажник-высотник Летчик, космонавт Штурман, инженер Военнослужащий, охотник Милиционер, военнослужащий, сотрудник службы безопасности |
Комплексные учебные занятия могут включать в себя средства и ОФП, и ППФП или только средства ППФП из различных ее разделов. С физиологи-ческой точки зрения применение комплексных занятий наиболее эффективно. Это связано с закономерностями адаптации организма одновременно к воздействию нескольких факторов.
Структура учебного занятия с профессиональной направленностью не является постоянной, а может носить гибкий, подвижный характер. Учебное занятие по ППФП состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Особое внимание следует уделять вводной части, подготавливающей к предстоящей физической работе. Продолжительность вводной части составляет 10 – 15 мин. Эта часть включает в себя комплекс специальных физических упражнений, которые выполняются с постепенным повышением нагрузки.
Составляющие разминку упражнения должны способствовать и общей, и профессионально-прикладной физической подготовленности.
Разминка состоит из двух частей. Средствами первой части являются медленный бег в спокойном темпе, с ускорением, с чередованием с ускоренной спортивной ходьбой, разогревающие упражнения для рук, плечевого пояса, туловища, ног, упражнения на гибкость и растягивание. В эту часть следует включать упражнения, обеспечивающие проявление профессиональных качеств. Первая часть разминки может проводиться круговым методом с повторным бегом два – три раза по 200 – 400 м, чередуемым с упражнениями, которые выполняются в паузах между бегом. Специальные упражнения подготовительной части подбираются прежде всего в зависимости от рода трудовой деятельности и направлены на совершенствование необходимых физических и психических качеств и навыков, чаще всего они представляют собой имитацию основных движений, присущих данному виду труда, но могут быть направлены и на более тщательную проработку отдельных групп мышц.