Файл: Образ жизни человека является определяющим фактором охраны и укрепления его здоровья, постоянно находится в фокусе повышенного внимания общественного сознания, культуры, образования и воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 356

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обтирание – начальный этап закаливания водой. Это самый «нежный» вид водных процедур. Его можно проводить, обтираясь полотенцем, губкой или рукой, смоченной водой, в любом возрасте, начиная с младенческого. Начинать процедуру нужно с шеи, затем обтирать грудь, спину, после чего полотенцем вытереть их насухо и растереть до красноты. Далее обтирают ноги, вытирают и растирают их полотенцем. Общая продолжительность процедуры – около пяти минут.

Следующий по силе воздействия способ – обливание. Выделяют местное, например, ног или рук, и общее обливание. Для первых процедур рекомендуется применять воду температуры от +30 °С и ниже. После обливания проводится энергичное растирание тела полотенцем. Общее обливание целесообразно начинать с более высокой температуры, чем местное, лучше летом. При обливании в осенне-зимний период необходимо, чтобы вода охватывала как можно большую поверхность спины, затем груди и живота и в заключение – правой и левой поверхностей тела. Время пребывания под струей воды составляет около 20 – 40 с.

Следующим этапом закаливания является душ. Он вызывает более сильную местную и общую реакцию организма, чем простое обливание, так как оказывает массирующее действие, при этом температура воды ощущается как более высокая, чем при обливании. На первом этапе закаливания рекомендуе­мая температура воды 30 – 35 °С, продолжительность процедуры не более 1 мин. Затем температуру воды постепенно снижают, а время приема душа увеличивают до 2 мин. Рекомендуемый минимальный температурный порог около +15 °С. Заканчивать процедуру необходимо энергичным растиранием тела полотенцем, что способствует бодрому настроению.

При высокой степени закаленности после физических нагрузок полезно применять контрастный душ. Данная процедура используется в гигиенических целях и способствует снятию утомления, вызванного тренировкой или тяжелой физической работой. Ее особенностью является попеременное использование теплой и холодной воды с варьированием температуры в диапазоне от 5 – 7 до 20 ° С и более. После адаптации организма к охлаждениям можно переходить к специальному режиму закаливания водой. Перед процедурами и после них полезно применять физические упражнения и самомассаж.


Еще одной формой закаливания является горячее обтирание. При данном способе закаливания на поверхность тела воздействует не холодная вода, как в большинстве закаливающих процедур, используется эффект испарения воды с поверхности кожи. В процессе испарения происходит интенсивная отдача тепла, что стимулирует процессы теплорегуляции. При регулярной тренировке этот процесс становится автоматическим: охлаждение кожи при испарении воды дает мгновенную реакцию выработки организмом дополнительного тепла. Кожа не успевает переохладиться, так как процедура горячего обтирания циклична, и новая порция теплой воды тут же согревает ее. При этом испарительное закаливание является более комфортным оздоровительным мероприятием, чем закаливание холодной водой, вызывающее острую стрессовую реакцию организма, ощущается лишь приятное прикосновение горячей воды к коже. Происходит процесс расширения приспособительных возможностей системы терморегуляции, т. е. закаливание без заметных усилий над собой. Тем не менее при горячем закаливании следует соблюдать принцип постепенности, особенно пожилым и ослабленным людям. Обтирание нужно начинать не со всего тела, а постепенно увеличивая площадь обтирания. Также следует учитывать, что перед процедурой не следует принимать теплый душ, так как когда организм хорошо прогрет, испарение не вызовет интенсивной теплопродукции и закаливающего эффекта не будет.

Купание в открытых водоемах – один из наиболее эффективных способов закаливания, так как температурное воздействие воды сочетается с одновременным воздействием на поверхность тела воздуха и солнечных лучей. Плавание, кроме того, имеет большое оздоровительное значение, способствует гармоничному развитию организма, укрепляет мышечную, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, формирует важные двигательные навыки. Начинать купальный сезон рекомендуется, когда температура воды и воздуха достигнет 18 – 20 °С. Заканчивать купальный сезон следует при температуре воздуха 14 – 15 °С, воды – 10 – 12 °С. Лучшее время для купания – утренние и вечерние часы. Начинать купаться рекомендуется один раз в день, затем два – три раза, соблюдая при этом промежуток между купаниями (3 – 4 ч). Перерыв до плавания после приема пищи должен быть не менее 1,5 – 2 ч. Не следует входить в воду чрезмерно разгоряченным или охлажденным. В воде необходимо больше двигаться и плавать. Чем прохладнее вода, тем энергичнее должны быть движения. Продолжительность купания вначале составляет 4 – 5 мин, в дальнейшем увеличивается до 15 – 20 мин и более.



Пользуясь данными табл. 7, можно количественно представить степень своей закаленности.

Таблица 7

Определение степени закаленности

Вид процедур

Выполнение процедуры

Количество очков

Воздушные ванны

Закаливаемый не принимает

2

Закаливаемый принимает при температуре более 10 – 15 °С


1

Закаливаемый принимает при температуре ниже 15 °С в движении


0

Пребывание на свежем воздухе

Менее одного часа

2

1 – 2 ч

1

Более 2 ч

0

Водные процедуры

Закаливаемый не принимает

2

Частичное обтирание

1

Контрастный или холодный душ

0

Для предупреждения простудных заболеваний, повышения умственной и физической работоспособности требуется 0 – 1, 2, 3 (предел!) очка, более трех очков отрицательно сказывается на здоровье и работоспособности.

0 – 1 очко – высокая степень закаленности, 2 – 3 – умеренная, 4 – 5 – слабая, 6 очков – отсутствие закаленности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого человека, и он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20 – 30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Несмотря на достижения современной медицины, она не может гарантировать отсутствие болезней. Человек в значительной мере сам несет ответственность за свое здоровье. Для его сохранения и укрепления нужно прилагать усилия. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены – словом, разумными путями добиваться подлинной гармонии здоровья. Целостность человеческой личности прежде всего проявляется во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психических и физических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет работоспособность, продолжая созидательный труд.


В ОмГУПСе созданы достаточно хорошие условия для занятий физической культурой обучающихся и сотрудников, кафедра физического вос­питания и спорта оснащена двумя спортивными комплексами и площадками, на базе которых студентам предоставляется возможность заниматься в спортив­ных секциях по 13 видам спорта. Кроме того, на академических занятиях и спортивных тренировках преподавателями кафедры постоянно проводится работа по обучению и внедрению основных компонентов здорового образа жизни в повседневную жизнь обучающихся.

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности.

Поэтому здоровый образ жизни играет значимую роль в профессиональ­ной и личной деятельности людей.

В заключение хотелось бы сказать, что если мы не станем заниматься физическими упражнениями, закаляться, употреблять в пищу нужные и натуральные продукты, мы погибнем от инфарктов, инсультов, диабетов, инфекций, психических расстройств, аллергий и прочих напастей.
ВВЕДЕНИЕ Физическая культура как учебная дисциплина в вузе прежде всего предназначена для того, чтобы научить студентов использовать средства и методы физической подготовки для укрепления собственного здоровья и более успешного освоения профессиональной деятельности, а также поддержания мотивации к занятиям массовыми видами спорта. В результате изучения данной дисциплины у студентов должен появиться личный опыт использования средств физической культуры для физического совершенствования. Осмысленное использование физических упражнений, формирующееся как раз в студенческие годы, позволит юношам и девушкам получить необходимый результат процесса физической подготовки. Содержание данного издания предполагает помощь студентам в их самостоятельном физическом совершенствовании и в подготовке к теоретическим вопросам по физической культуре. С 1 сентября 2014г. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 172 введен в действие Всероссийский физкультурный спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», который является программной и нормативной основой физического воспитания населения. Сегодня идут дискуссии об организации внедрения комплекса ГТО, о формах подготовки к сдаче нормативов. Данное издание предназначено для самостоятельной подготовки студентов к сдаче нормативов ГТО, а также для повышения уровня знаний в области физической культуры и спорта. 6 1.Понятие общей физической подготовки, ее цели и задачи Общая физическая подготовка (ОФП) – это часть спортивной подготовки, которая направлена на укрепление организма человека, на повышение функциональных возможностей и оптимальное развитие всех двигательных качеств (выносливости, силы, гибкости, быстроты, координации). ОФП рассматривают не только как фундамент спортивной карьеры, но и как отличное средство оздоровления и продления жизни. Здоровье почти всегда отождествлялось с телесной красотой. Гармоничная соразмерность человеческого тела была воспета еще древними цивилизациями. Например, в Древней Греции стыдно было иметь плохую осанку, слабые, неразвитые мышцы, быть ожиревшим, а особенно – не уметь плавать. Мужчина в Древней Греции считался годным к воинской службе до 60 лет. К сожалению, расцвет цивилизации привел к ограничению двигательной активности, что противоречит биологическим законам развития живого существа. Сегодня становится невозможным сохранить крепкое здоровье и работоспособность без использования физических упражнений. Многочисленными исследованиями было доказано, что система ОФП благотворно влияет на формирование центральной нервной, сердечно – сосудистой, дыхательной систем и опорно – двигательного аппарата. В большинстве своем люди не
знают истинного значения физических упражнений, о роли определенного объема двигательной активности для сохранения здоровья. Только грамотно организованная тренировка укрепляет здоровье человека. Основное место в ОФП должны занимать упражнения комплексного воздействия (бег, ходьба на лыжах, плавание, езда на велосипеде, спортивные игры и т.д.), заставляющие активно работать все органы и системы. Естественно, необходимы и упражнения более ограниченного влияния для совершенствования отдельных звеньев организма. В конечном счете должен достигаться суммированный эффект ОФП. Особенно важно такими упражнениями укреплять «слабые места» в организме, повышать функциональные возможности «отстающих» органов и систем. Задачи ОФП: 1. Укрепление здоровья и повышение работоспособности; 2. Комплексное развитие всех двигательных способностей человека; 3. Развитие «отстающих» физических качеств; 4. Создание фундамента для занятий определенным видом спорта и профессионально – прикладной физической подготовкой. 7 В программу ОФП должны быть включены упражнения, развивающие выносливость, силу, гибкость, быстроту и координацию. В основе любой программы ОФП должны быть упражнения для развития общей выносливости, так как именно они дают главный оздоровительный эффект, заключающийся в улучшении работы сердечно – сосудистой, дыхательной, центральной нервной систем, опорно – двигательного аппарата и в повышении защитных сил организма. 2.Средства и методы общей физической подготовки. Формы занятий физическими упражнениями Основу физической культуры и спорта составляют упражнения, специально организуемые действия, способствующие формированию телесно-двигательных умений. Совокупность упражнений, направленных формирование навыков в физкультурно-спортивной деятельности, составляют средства физической культуры. Для реализации задач, решаемых в высшем учебном заведении, используются многие средства физического воспитания и образования. Специфическую группу среди них составляют те, которые основаны на целесообразно направленной двигательной активности. В процессе физкультурно-спортивной деятельности используются следующие средства: физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Физические упражнения – это движения и действия, направленные на улучшение физического состояния личности. Перечень основных упражнений, которые включаются в занятия с учащимися, определяется образовательными программами. Бег, ходьба, прыжки и другие упражнения развивают силу, выносливость, ловкость, быстроту и координацию. Ряд упражнений из гимнастики, спортивных игр, лыжной подготовки и плавания вырабатывают специфические физические и психологические качества, прикладные навыки. Выполнение упражнений обеспечивается совокупностью медикобиологических и физиолого-психических процессов. В результате перестройки организма, происходящей под их воздействием, развиваются и совершенствуются физические качества, двигательные навыки, улучшается координация движений, укрепляется здоровье. При осознанном выполнении упражнений совершенствуются умственные способности. Овладение различными движениями, их точное и своевременное применение в соответствии с конкретно сложившимися условиями требуют от обучаемых осмысленных действий, памяти и внимания. Упражнения могут быть самыми разнообразными по форме и содержанию. Форма – это их структура. Содержание и форма находятся в единстве и взаимосвязи. Упражнение, выполняемое определенным способом, 8 называется техникой, в которой выделяют основу, главное звено и детали. Основы техники и главное звено упражнения едины, а детали могут быть различными и зависят от индивидуальных особенностей человека. При обучении новому упражнению обучаемые овладевают основами техники. При многократном его повторении у них формируются наиболее эффективные способы выполнения элементов в соответствии с их индивидуальностью, что придает технике специфическую окраску. Техника упражнения постоянно совершенствуется и определяется пространственными, временными, скоростными и силовыми показателями, положением и амплитудой, скоростью и силой, темпом и ритмом. Упражнения делятся на группы: одни направлены на развитие силы, быстроты, ловкости и выносливости; другие развивают гибкость; третьи снимают застойные явления в организме при длительной статической работе; четвертые формируют навыки плавания, передвижения на лыжах и т.д. По структурным признакам выделяются упражнения циклические (ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание), упражнения ациклические (поднятие тяжестей, прыжки с места), смешанные (прыжки с разбега в длину и высоту, движения в спортивных играх). По характеру режима деятельности мышц упражнения делятся на динамические, когда напряжение мышц чередуется с расслаблением; статические, когда мышцы относительно продолжительное время находятся в напряжении (например, удержание груза на вытянутой руке, угол в положении виса или упора). Классификация упражнений дает возможность лучше понимать сущность, значение, особенности использования их в решении задач физического воспитания и образования. Оздоровительные силы природы – это солнце, воздух, вода, другие элементы окружающей среды. Они способствуют закаливанию организма человека, улучшают обмен веществ, укрепляют нервную систему. При закаливании повышается сопротивляемость организма холоду, жаре, резкому перепаду температур, а также устойчивость к инфекционным заболеваниям и работоспособность. Закаливание включает в себя обтирание тела холодной водой, принятие холодного душа, полоскание горла, мытье ног холодной водой и другие формы. Оно происходит на утренней зарядке, учебных физкультурных занятиях, тренировках и соревнованиях. Плавание, бег или ходьба, передвижение на лыжах обеспечивают непосредственный контакт с оздоровительными силами природы. Гигиенические факторы – это санитарное состояние мест занятий и учебно-спортивного оборудования, которое определяет чистоту воздуха, определенную температуру и влажность, освещение и постоянную уборку помещений. Личная гигиена – непременный атрибут физической культуры обучаемых, которые должны соблюдать гигиенические требования, самостоятельно выполнять процедуры общественной и личной гигиены. 9 Несоблюдение этих правил снижает эффективность упражнений, отрицательно отражается на здоровье. Упражнения – основное средство физического воспитания и образования личности. Термин «упражнение» имеет двоякое значение: определённые виды двигательных действий, сложившихся в качестве средств воспитания; процесс неоднократного воспроизведения действий, которые проводятся в соответствии с принципами обучения. Эти понятия взаимосвязаны и частично совпадают. Однако смешивать их не следует. Необходимо знать воздействие упражнений на состояние человека в процессе обучения, какими методами оно осуществляется. Целесообразно пользоваться терминами «физические упражнения», «методы упражнения». Двигательные действия – трудовые, бытовые и игровые, совершаемые человеком, многообразны. Через совокупность движений, объединённых в целостные действия, проявляется практически активное отношение человека к миру. Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности (по И. М. Сеченову) сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению. Посредством двигательных действий человек удовлетворяет свои потребности и изменяет самого себя. Физическими упражнениями могут быть не все движения и действия. Они, как виды двигательных действий направлены на реализацию задач обучения и подчинены закономерностям. Это определение подчеркивает важный отличительный признак упражнений: соответствие формы и содержания действий сущности обучения, закономерностям, по которым оно происходит. Средства физического воспитания могут использоваться различными способами, поэтому появляется понятие метода. В физическом воспитании выделяют следующие методы упражнений. Метод регламентированного упражнения предусматривает твердо предписанную программу движений; точное дозирование нагрузки; использование внешних условий, которые облегчали бы управление действиями занимающихся (применение снарядов, тренажеров). Признаками игрового метода являются ярко выраженное соперничество и эмоциональность; чрезвычайная изменчивость условий выполнения действий; высокие требования к творческой инициативе в действиях; отсутствие строгой регламентации двигательной нагрузки; комплексное