Файл: Т. И. Ермакова, Е. Г. Ивашкин проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 510

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  • использование повторения для закрепления знаний;




  • соответствие процесса обучения реальной жизненной ситуации;


-своевременность непредвзятой, адекватной оценки действий обучаемых преподавателем-тренером.
Непосредственно обучение включает в себя два этапа: информационный блок или предоставление теоретических знаний и выработка практических навыков.
Этап информационного блока можно начать с ответов на вопросы из опросников, которые вызвали массовое затруднение. Основной материал может быть преподнесен в виде лекции, мультимедийной презентации. Затем на выбор преподавателя (тренера) могут быть использованы различные методы интерактивного обучения: ролевые игры, дискуссии, приглашение визитера, работа в малых группах и т.д.
Этап выработки практических навыков должен учитывать, что любые знания информационного, теоретического плана должны обязательно сочетаться с практическими умениями и навыками, необходимо вырабатывать эти навыки. Данный этап тренинга призван способствовать приобретению участниками практического опыта по защите своей жизни и здоровья, а также окружающих. С этой целью можно использовать ролевые игры, инсценировки, дискуссии, «мозговую атаку» и другие интерактивные формы работы в зависимости от условий.
Итоги подводятся в конце любого занятия, тренинга. Как правило, эта процедура рассчитана на то, чтобы участники поделились своими впечатлениями, ощущениями, высказали свои пожелания. Подведение
125

итогов можно проводить в виде заполнения «листов откровения», опросников, анкет.
Тренер может спросить участников семинара, что нового они узнали, что было для них интересно, полезно, предложить вспомнить, какие упражнения они выполняли, закрепляя пройденный материал. Хорошо, если тренер постоянно поощряет участников тренинга различными доступными ему способами: выражает устную или письменную благодарность, вручает какие-то брошюры, буклеты, сувениры и т.п., либо доверяет отличившимся наиболее ответственные задания.

126

  1. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ПОДХОДЫ



ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

4.1. Интерактивные подходы

Костяком интерактивных подходов являются интерактивные задания, которые выполняются обучающиеся. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

  • Творческие задания;




  • Работа в малых группах;




  • Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);




  • Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);




  • Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, выставки);

  • Разминки;




  • Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «студент в роли учителя», использование вопросов, Сократический диалог);




  • Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум);




  • Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов»);




  • Творческие задания.


Под творческими заданиями мы будем понимать такие учебные задания, которые требуют не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент
127

неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует его. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:



  • не имеет однозначного и односложного ответа или решения;




  • является практическим и полезным для учащихся;




  • связано с жизнью учащихся;




  • вызывает интерес у учащихся;




  • максимально служит целям обучения.


Работа в малых группах
Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе — неотъемлемая часть многих интерактивных методов.
При организации групповой работы следует обращать внимание на следующие ее аспекты. Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, поэтому надо инструкции продемонстрировать на слайде и (или) карточках. Надо предоставить группе нужное время на выполнение задания (подробно о работе в малых группах стр.34).
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество
128

вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:
Постановка проблемы.Предварительный этап.В начале этогоэтапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма. На первом этапе проведения «мозгового штурма» группе задается определенная проблема для обсуждения, участники по очереди высказывают предложения.

Генерация идей. Основной этап,от которого во многом зависитуспех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа. Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений. Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Комбинируйте и улучшайте любые идеи. На втором этапе обсуждают высказанные предложения, возможна дискуссия.
Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают,ноименно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей. На третьем этапе группа представляет презентацию результатов по заранее определенному принципу. Для проведения «мозгового штурма» возможно деление участников на несколько групп:
генераторы идей, которые высказывают различные предложения, направленные на разрешение проблемы;

129

    • критики, которые пытаются найти отрицательное в предложенных идеях;

    • аналитики, которые привязывают выработанные предложения




  • конкретным реальным условиям с учетом критических замечаний. Мозговые атаки. Для проведения мозговой атаки обычно создают


две группы: участники, предлагающие новые варианты решения задачи и члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения. Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки. В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».



  • процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи. Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.



4.2. Разновидности лекций при интерактивных формах работ

Разновидность лекций при интерактивных формах работы представлена на рис. 6. Интерактивная лекция – выступление ведущего обучающего перед большой аудиторией с применением следующих активных форм обучения: дискуссия, беседа, демонстрация слайдов или учебных фильмов, презентация на основе современных мультимедийных средств, мозговой штурм.
130

Презентация на основе современных мультимедийных средств - эффективный способ донесения информации, наглядно представить содержание, выделить и проиллюстрировать сообщение и его содержательные функции. Средством для этого может являться интерактивная доска. Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение из которого передает на доску проектор. Интерактивная доска предоставляет преподавателю и студентам уникальное сочетание компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности: с ее помощью можно работать с практически любым программным обеспечением и одновременно реализовывать различные приемы индивидуальной, коллективной, публичной («ответ у доски») работы студентов. Принципы работы интерактивной доски с прямой проекцией (на отражение) довольно просты. Практически речь идет о большом графическом планшете. Его белая поверхность играет роль обычного экрана.



Лекция

Бинарная

лекция дискуссия




Лекция с




Интерактивная




запланированными




лекция

ошибками