Файл: Программа основного общего образования для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 380

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. Посещение театров, музеев, выставок и т.д.


При организации внеурочной деятельности обучающегося с НОДА учитываются психофизиологические особенности, операционально- деятельностными возможности, используются нетрадционные формы работы для профилактики переутомления. Обучающийся с НОДА, соблюдая индивидуальный принимает посильное участие во внеклассных мероприятиях спортивно- оздоровительного, культурно-развлекательного характера и профориентационного характера.


  • период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления. Задачи, реализуемые во внеурочной деятельности, включаются в индивидуальную специальную образовательную программу.


С родителями данного обучающегося с НОДА педагогом-психологом, социальным педагогом, классным руководителем проводится информационно- просветительская работа, направленная на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями учебно-воспитательного процесса; консультативная работа по вопросам социально-педагогической, социально- психологической и социокультурной реабилитации.


  • целях обеспечения комплексного сопровождения МКОУ Кыштовской СОШ №2 взаимодействует с учреждениями дополнительного образования и другими учреждения социально-образовательной сферы


2.4. Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с НОДА посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Цель программы коррекционной работы заключается в определении комплексной системы психолого-медико-педагогической и социальной помощи обучающимся с НОДА для успешного освоения АОП ООО на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-
103

Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования

для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Кыштовская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Российской Федерации К.А.Тимермана»



психологической адаптации личности ребенка.

Задачи программы коррекционной работы:




определение особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА и оказание им специализированной помощи при освоении АОП ООО;




определение оптимальных специальных условий для получения основного общего образования обучающимися с НОДА, для развития их личностных, познавательных, коммуникативных способностей;




разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционных образовательных программ, учебных планов для обучения школьников с НОДА с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей;




реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с НОДА (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации (ПМПк));




реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с НОДА;




обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в комплексной работе с обучающимися с НОДА;




осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся с НОДА.
Программа направлена на реализацию коррекционных занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающейся с НОДА и освоение ею АОП; систему комплексного психолого- медико-педагогического сопровождения обучающейся с НОДА в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающейся с целью выявления ее особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающейся, ее успешности в освоении АОП; механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, психолога, социального педагога, учителя


адаптивной физической культуры, логопеда и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов; планируемые результаты коррекционной работы.
Программа коррекционной работы реализуется в классно-урочной форме обучения с учетом специфическихобразовательные потребности обучающихся.
Реализация программы коррекционной работы осуществляется специалистами службы психолого-медико-педагогического сопровождения школы в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательных отношений. Варьироваться могут как степень участия специалистов сопровождения, так и организационные формы коррекционной работы. Организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения образовательных отношений является психолого–медико-педагогический консилиум, деятельность которого обеспечивает системное сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля. Основные задачи консилиума:


  • защита прав и интересов ребенка;




  • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития обучающегося, в т.ч. диагностика по проблемам развития;




  • составление индивидуальных образовательных маршрутов общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально- волевой и личностной сфер ребёнка (ИОМы обучающихся).




  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня их актуального


104

Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования

для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Кыштовская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Российской Федерации К.А.Тимермана»


развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья в программе обучения и развития;



  • выявление групп детей, требующих внимания специалистов;


консультирование и просвещение всех участников образовательных отношений. Коррекционное образование предполагает исправление вторичных недостатков восприятия, памяти, внимания, личности и т.п., обусловленных недостаточным сенсорным опытом, сужением круга воспринимаемого и круга общения. Функции, не подлежащие исправлению, могут быть компенсированы.
Задачами коррекционно-развивающих занятий являются:


  • предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию ребенка;




  • исправлениенарушенийпсихофизическогоразвитиямедицинскими,


психологическими, педагогическими средствами; формирование у учащейся средств
компенсации дефицитарных психомоторных функций, не поддающихся исправлению;


  • формирование способов познавательной деятельности, позволяющих учащемуся осваивать общеобразовательные предметы.


Коррекционное воздействие и стимуляция процессов компенсации осуществляются в течение всего времени образования ребенка. Развитие моторных навыков имеет важнейшее значение в абилитации обучающейся с НОДА, но, уделяя большое значение их развитию, нужно учитывать необходимость реализации интеллектуального и креативного потенциала.
У обучающихся с НОДА наблюдается выраженная дисгармония в способностях усваивать разные циклы учебных дисциплин. При хороших (и даже высоких) показателях усвоения одних предметов они могут испытывать значительные затруднения при обучении другим учебным предметам. Это связано и с направленностью личности ребенка, но чаще – со спецификой познавательной деятельности, обусловленной поражением центральной нервной системы. Для данной категории детей характерно сочетание нескольких нарушений (ДЦП в сочетании с нейросенсорной тугоухостью, нейровизуальными нарушениями, различными неврологическими синдромами и др.).
Большое значение в образовательном процессе имеет личность ребенка, его эмоциональное состояние, отношение к себе и окружающим. Дети с выраженными двигательными расстройствами нуждаются в психологической поддержке и коррекции.
Логопедическая работа направлена на развитие коммуникативных навыков, включающих устную речь ребенка, развитие коммуникативных навыков с использованием заместителей устной речи, развитие лингвистической системы обучающихся с НОДА, развитие произносительных способностей. Развитие лингвистической системы обучающихся с НОДА тесно связано с содержанием обучения, прежде всего, по предметам гуманитарного цикла.

Коррекция и компенсация двигательных расстройств обучающихся реализуется под контролем инструктора физического воспитания. Индивидуальные занятия поадаптивной
физической культуре обеспечивают коррекцию индивидуального двигательного дефекта.
Психологическое сопровождение обучающегося с ОВЗ осуществляется в рамках реализации основных направлений психологической службы. Педагог- психолог проводит индивидуальные занятия по комплексному изучению и развитию личности школьника. Основные направления деятельности школьного педагога-психолога состоят в проведении психодиагностики познавательной сферы, интеллекта и умственного развития, эмоционального состояния, личностных особенностей и межличностных отношений;
105

Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования

для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Кыштовская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Российской Федерации К.А.Тимермана»


развитии и коррекции эмоционально-волевой сферы обучающегося; формировании коммуникативных навыков, навыков самоконтроля и саморегуляции, совершенствовании навыков социализации и расширении социального взаимодействия со сверстниками (совместно с социальным педагогом); разработке и осуществлении развивающих программ; психологической профилактике, направленной на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащегося с ОВЗ. Педагог- психолог проводит консультативную работу с педагогами и родителями по вопросам, связанным с обучением и воспитанием учащегося. Кроме того, в течение года педагог-психолог осуществляет информационно-просветительскую работу с родителями и педагогами. Данная работа включает чтение лекций, проведение обучающих семинаров и тренингов.
Для детей с НОДА устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной помощи:


  • медицинская коррекция и абилитация (лечебно-воспитательные мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение);




  • психологическая коррекция познавательных процессов;