Файл: Программа основного общего образования для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 379
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
психологическая коррекция эмоциональных нарушений;
-
психологическая коррекция социально-психологических проявлений. Для успешной интеграции в общеобразовательную школу дети с
НОДА, помимо организации доступной среды, нуждаются в организации специальной помощи. Обязательным условием является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого ребенка с двигательными нарушениями. Психолого-педагогическая поддержка предполагает:
-
помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, одноклассниками, родителями, учителями;
-
работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/школе;
-
поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;
-
обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом.
Рекомендации, | содержащихся | в ИПР | ребенка-инвалида | с НОДА, | ||
представлены в следующей таблице: | | | | | ||
| | | | |||
Вид реабилитации | Перечень | Прогнозируемые | Исполнитель | |||
| мероприятий | мероприятия | проведения | |||
| | | | | мероприятий | |
Медицинская | Восстановительная | Частичное | ГБУЗ | Кыштовская | ||
| терапия, | санаторно- | восстановление | ЦРБ. | | |
| курортное лечение | нарушенных | | | ||
| | | функций | | | |
Психолого- | Получение | Реализация | МКОУ | Кыштовская | ||
педагогическая | общего | образования; | возможности | СОШ | №2, | |
| проведение | получения основного | реабилитационны | |||
| психолого- | общего | образования; | центр, семья. | ||
| педагогической | компенсация | | | ||
| | | | | | 106 |
Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Кыштовская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Российской Федерации К.А.Тимермана»
| коррекции | функций | общения, | | |||
| | контроля | за своим | | |||
| | поведением; | | | |||
| | достижение | | | |||
| | психологической | | | |||
| | коррекции | | | | ||
| | мотиваций | | к | | ||
| | обучению, | к труду | | | ||
Физкультурно- | Различные | Частичное | | | Семья | ||
оздоровительн | упражнения | достижение | | | |||
ые | | способности | к | | |||
мероприятия | | самообслуживани | ю, | | |||
| | частичное | | | | ||
| | восстановление | | | |||
| | навыков | бытовой | | |||
| | деятельности, | | | |||
| | частичное | | | | ||
| | восстановление | | | |||
| | | | | |
Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение определяется исходя из особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА на основании рекомендаций ПМПК и ИПР.
Направлениями коррекционной работы являются диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.
Диагностический модульобеспечивает своевременное выявление отклонений у детей сограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательной организации;
Диагностический модуль включает в себя следующие виды деятельности:
-
своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
-
комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
-
определение уровня актуального развития и зоны ближайшего развития детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
-
изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся школы;
-
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
-
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов;
-
системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
-
анализ эффективности коррекционно-развивающей работы (мониторинг).
Конечной целью диагностического этапа является выработка индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося (ИКОМ).
Коррекционно-развивающий модуль обеспечивает своевременнуюспециализированную помощь в освоении содержания образования и коррекции недостатков физического и (или) психического развития детей с ограниченными возможностями
107
Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Кыштовская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Российской Федерации К.А.Тимермана»
здоровья, в т.ч. детей-инвалидов в условиях
общеобразовательной организации; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Коррекционно – развивающий модуль представлен направлениями коррекции в соответствии с укомплектованностью службы сопровождения школы специалистами и включает в себя:
-
Психологическое сопровождение – коррекция и психопрофилактика личностной (интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой) сферы ребенка.
-
Дефектологическое сопровождение - коррекция и развитие познавательной деятельности, устранение пробелов в знаниях, помощь в усвоении учебных предметов, обучение детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний.
-
Логопедическое сопровождение – коррекция и развитие устной и письменной речи ребенка в целом, профилактическая работа по предупреждению нарушений письменной речи.
-
Социально-педагогическое сопровождение – коррекция поведенческих отклонений, профилактика правонарушений и преступлений, развитие коммуникативных навыков, обеспечение социальной адаптации.
Консультативный модуль обеспечивает актуальность,системность,гибкость инепрерывность специального сопровождения детей, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся.
Информационно-просветительский модуль предусматривает:
– различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса, обучающимся и их родителям (законным представителям), педагогическим работникам вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ОВЗ, проведение тематических выступлений для педагогов и родителей школы по разъяснению особенностей развития различных категорий детей.
Аналитический модуль предусматривает анализ(самоанализ)и оценку результатовдеятельности, а также условий, при которых были получены результаты, внесение корректив.
Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с НОДА, включающую комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения АОП ООО представлена в документации ШПМПк. Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы, учителей, родителей позволяет обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка.
Одним из основных механизмов психолого-педагогического сопровождения является оптимально выстроенный механизм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей в образовательных отношениях. Такое взаимодействие обеспечивает:
— комплексность в определении и решении проблем обучающегося, предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи;
— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития каждого
108
Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Кыштовская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Российской Федерации К.А.Тимермана»
обучающегося;
— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка (ИОМы обучающихся).
Формой организованного взаимодействия в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными
возможностями здоровья является школьный консилиум, функционирование которого
осуществляется под руководством и при непосредственном участии службы сопровождения. Участники образовательных отношений МКОУ Кыштовская СОШ №2,
участвуют в деятельности консилиума на коллегиальной основе при условии строгого соблюдения принципа конфиденциальности.
ИОМы и карты развития обучающихся являются документами в разработке которых принимает участие весь педагогический коллектив и специалисты службы сопровождения. Деятельность специалистов службы сопровождения регламентирована планами работы.