Файл: Пензенский государственный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 361

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)


ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ


    1. Проблемы функционирования института несостоятельности (банкротства) физических лиц


Проблемы функционирования правового института несостоятельности физических лиц являются важным вопросом для современного российского общества, так как во многом от института банкротства зависит эффективность кредитного механизма экономики страны. Затруднения применения норм касаемо данного института вызвано, на наш взгляд, относительно недавним сроком введения законодательного регулирования процедуры банкротства граждан. По этому поводу О.М. Свириденко справедливо пишет: «Нуждается в оптимизации правовое регулирование несостоятельности (банкротства) физических лиц. С одной стороны, гражданам-должникам должна быть предоставлена судебная защита от односторонних действий кредиторов и коллекторов, с другой стороны, кредиторам должна быть обеспечена хотя бы частичная возможность получения удовлетворения по долгам 1 . Правоприменительная практика позволяет выделить следующий ряд проблем при банкротстве физических лиц.

Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» в ст. 213.4 устанавливает при наличии определенных критериев, рассмотренных ранее, банкротство как обязанность физического лица. Однако на практике для вступления в процедуру банкротства гражданину и подачи заявления в арбитражный суд необходимо собрать внушительный перечень документов
о состоянии банковских счетов, выписки кредитных историй, наличии дебиторских задолженностей и др. Для среднестатистического гражданина,





1 Осипов М.Ю. О некоторых проблемах правового регулирования банкротства граждан // Юрист. - 2019. - 2. - С. 9.

не обладающего познаниями в юриспруденции, это сделать крайне затруднительно, ведь зачастую должник, прикрывая один кредит другим, даже не помнит полный список всех своих кредиторов. Оплата финансового управляющего лежит на гражданине-банкроте, обращение за правовой помощью к юридическим фирмам также стоит денег. Как в такой ситуации быть физическому лицу, итак ограниченному в денежных средствах, неясно.

Вторая проблема связана с ограничением дееспособности должника- банкрота. При проведении процедуры финансовый управляющий обладает широкими полномочиями (в том числе он вправе подавать в арбитражный суд от имени гражданина заявления о признании недействительными сделок по основаниям, предусмотренным ст. 61.2 и 61.3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», а также заявлять отказ от исполнения сделок гражданина в порядке, установленном Федеральным законом). Складывается ситуация, что помимо представления интересов кредиторов финансовый управляющий является и представителем должника. Тем самым возможно появление конфликта интересов при реализации деятельности финансового, управляющего, что отрицательно сказывается на эффективности процедуры.



Еще одна проблема связана с правовыми последствиями несостоятельности для гражданина. С одной стороны, он освобождается от всех долговых обязательств, но с другой, после признания банкротом он не может в течение 5 лет принимать на себя обязательства по договору займа или кредитному договору без указания на факт своего банкротства., в течение 3 лет не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, в течение 10 лет не вправе занимать должности в органах управления кредитной организации и некоторые др. Федеральный Закон № 127-ФЗ таким образом ограничивает правоспособность гражданина, при том, что Гражданским кодексом РФ такое умаление прав не предусматривается, указывается положение об ограничении прав лишь в той степени, чтобы защитить тем самым правы других лиц. Налицо правовая

коллизия в расхождении между кодифицированным и некодифицированным федеральным законодательством.

В некоторых случаях банкротство физического лица является несправедливым по отношению к кредиторам. Рассмотрим такую ситуацию: должник вступает в процедуру банкротства и в соответствии с юридическими документами не обладает никаким имуществом, или же является собственником имущества, не подлежащего взысканию (ст. 446 ГПК РФ) 1, официально не трудоустроен, доходов не имеет. Получается, что требования кредиторов оказываются неудовлетворенными, между тем должник-гражданин вполне может найти новую работу или ему достанется богатое наследство, позволяющее рассчитаться с кредиторами.

Также проблемным является вопрос, касающийся получения сведений
об имуществе должника финансовым управляющим. Пункт 7 ст. 213.9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» наделяет арбитражного управляющего правом получения любой информации об имуществе должника за любой период времени. Статья 213.4 настоящего Закона фиксирует, что для подачи заявления в арбитражный суд должнику необходимо предоставить документы о совершении сделок на сумму свыше 300 000 рублей только за последние 3 года. Так, в тени могут остаться безвозмездные сделки с имуществом (дарение), сделки, совершенные накануне возбуждения дела о банкротстве, сделки по отчуждению долей физического лица в обществах по их номинальной стоимости. Формальный подход финансовых управляющих (проведение анализа имущественного состояния должника только за 3 последних года) вредит достоверному сбору информации для принятия справедливого судебного решения.

Сложности вызывает и оценка имущества должника. В целях минимализации расходов на проведение процедуры банкротства оценка имущественного состояния осуществляется финансовым управляющим и





1 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 138-ФЗ (ред. от 30.04.2021)

// Российская газета. - 220. - 20.11.2002.

оформляется его письменным решением. Законодатель не устанавливает специальной формы такого решения, судебная практика исходит из того, что оно должно соответствовать существующим федеральным стандартам оценки (например, ФСО № 1 «Общие понятия оценки, подходы и требования к
проведению оценки», ФСО 2 «Цель оценки и виды стоимости», ФСО 3 «Требования к отчету об оценке» и другим). Суды указывают, что согласно Единой программе подготовки арбитражных управляющих, утвержденной Приказом Федеральной регистрационной службы от 10 декабря 2009 г. № 517 1, арбитражный управляющий должен обладать комплексными знаниями, включающими познания в области гражданского, налогового, трудового и уголовного права, гражданского, арбитражного и уголовного процесса, бухгалтерского учета и финансового анализа, оценочной деятельности и менеджмента, для осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего. На практике наблюдается массовое обращение граждан, конкурсных кредиторов, уполномоченного органа об оспаривании результатов оценки активов гражданина исходит из того, что при самостоятельном определении стоимости имущества арбитражный управляющий должен руководствоваться рыночными ценами и действующими стандартами оценки. Так, например, Арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 23 августа 2017 года № Ф07- 8795/2017 по делу № А56-71670/2015 2 указал, что «определение рыночной стоимости имущества финансовым управляющим в порядке статей 67 и 68 АПК РФ не подтверждено: опись движимого имущества, составленная финансовым управляющим, не содержит собственно подробного описания каждой вещи, позволяющего сопоставить выявленные предметы и





1 Приказ Минэкономразвития РФ от 10.12.2009 № 517 «Об утверждении Единой программы подготовки арбитражных управляющих» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.01.2010 16135) //