Файл: Занятие Основные формы и методы воспитательной работы офицера.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 260
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 10. Организация воспитательной работы в части, подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера
Занятие 1. Основные формы и методы воспитательной работы офицера
1-й вопрос: Необходимость и сущность воспитательного процесса в Вооруженных силах
1.1. Необходимость наличия воспитательного процесса в современных Вооруженных силах, его основная задача и сущность
Строительство и развитие Вооруженных Сил РФ осуществляется в сложной социально-экономической, общественно-политической и информационной обстановке. Существенно изменился социальный портрет армии. Значительно снизился образовательный уровень среди молодого пополнения, поступающего на военную службу. Резко ухудшилось состояние физического и психического здоровья молодежи. Устойчивы пацифистские и антиармейские настроения. Более трети призывников приходит в армию с негативными установками на военную службу. Все большее значение приобретают религиозный и национальный факторы. Изменилась направленность жизненных приоритетов. Принижено чувство коллективизма и общественная активность. На военнослужащих серьезное влияние оказывает криминальная обстановка в стране, рост детской безнадзорности и беспризорности, проблемы пьянства и наркомании среди молодежи.
Негативное влияние на морально-психологическое состояние военнослужащих Вооруженных Сил оказывает целенаправленная деятельность определенных политических сил по подрыву авторитета военной службы, доверия в обществе к армии и политике руководства страны в области обороны и безопасности государства.
Уровень морально-психологического состояния, правопорядка и воинской дисциплины военнослужащих, не в полной мере отвечает требованиям современного этапа строительства и подготовки Вооруженных Сил. Воспитание военнослужащих осуществляется с низкой эффективностью. Ответственность органов военного управления и должностных лиц за его конечные результаты принижена. В работе с военнослужащими недостаточно учитываются как негативные, так и положительные факторы, имеющиеся в
обществе в целом.
Воспитание и обучение людей — одна из сложнейших сфер общественной деятельности. Люди бесконечно разнообразны. На земле нет двух абсолютно похожих друг на друга людей. Изредка встречаются близнецы, почти не различимые внешне. В духовном же облике даже таких редких исключений не бывает. Каждая личность своеобразна, индивидуальна, обладает своими особенностями мышления, проявления чувств, поведения, отношения к окружающим и даже к самому себе. И успех в воспитательной работе во многом зависит от того, сумеет ли воспитатель при выборе средств воздействия на человека учесть присущие ему особенности.
Выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский отмечал, что если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. Вот в этом «узнать его» выражено основное требование индивидуального воспитания военнослужащих Вооруженных сил России. Поэтому опытные командиры и воспитатели процесс обучения и воспитания солдат и матросов, сержантов и старшин, прапорщиков и мичманов, офицеров всех степеней строят с учетом их психологических особенностей, личных качеств, жизненного опыта, общеобразовательной и военной подготовки.
Главный ориентир строительства и развития Вооруженных Сил человек. Он не только средство любых преобразований, но и их цель. Выдвижение на первый план человека, который управляет оружием и боевой техникой, утверждение приоритета его духовно-нравственных ценностей, личностной позиции, социального самочувствия - решающее условие успеха любой социальной деятельности, в том числе военной. Без соответствующего морального настроя всех категорий военнослужащих, без их психологической готовности добросовестно исполнять обязанности военной службы нельзя ожидать весомых результатов в реформировании современной российской армии.
Необходимость учитывать индивидуально-психологические особенности каждого при обучении и воспитании военнослужащих ВС РФ диктуется характером и особенностями современного боя. Современный бой ведется объединенными усилиями соединений, частей и подразделений всеx видов Вооруженных сил и родов войск.
Xарактерными чертами современного боя наряду с решительностью целей, маневренностью, высокой напряженностью, динамичностью являются и резкие изменения обстановки, комплексное применение разнообразныx средств вооруженной борьбы, многообразие способов выполнения боевыx задач, сложная радиоэлектронная обстановка, возрастание потерь в живой силе и технике, оказание большого воздействия на моральное и физическое состояние людей, на их сознание и волю.
Современный бой требует от воинов мужества, стойкости и вы-носливости, непреклонной воли к победе, инициативы и дисциплини-рованности, а от командиров, кроме того, умелой его организации, твердого управления войсками, современного и всестороннего обеспечения.
На формирование таких качеств каждого военнослужащего Вооруженных сил РФ и нацелена воспитательная работа.
Успех в современном бою в решающей степени зависит от морально-психологических качеств и боевого мастерства личного состава, в формировании которых важнейшая роль принадлежит воспитательной работе.
Основной задачей воспитательной работы в ВС РФ является неустанное повышение морально-психологических и боевых качеств военнослужащих с учетом дифференцированного подхода к людям, их характера и способностей.
Сегодня воспитательная работа является важнейшей составной частью деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц.
В традициях российских вооруженных сил командир для своих подчиненных всегда был не только начальником, но и старшим товарищем, наставником и воспитателем. Особая роль отводилась именно воспитанию, так как при всем понимании важности профессионализма воина, его специальной и физической подготовки духовной составляющей личности солдата и матроса, состоянию духа воинских коллективов российские военачальники придавали первостепенное значение.
«Мало солдата обучить стрельбе и ружейным приемам, — писал полковник К. Кузьминский, известный теоретик в области воинского обучения и воспитания, — нужно еще воспитать любовь к Родине. Нужно показать ему
, что он защитник Отечества... иначе он будет не более как автомат, который не может проявить личной инициативы, которая так нужна в современной войне, ни силы воли, без которой нигде и ни в чем нет успеха».
Вот почему выдающийся представитель российской школы военной педагогики генерал М.И. Драгомиров считал, что «воспитание солдата должно быть выше образования и поэтому должно обращать на себя преимущественное и ежеминутное внимание его руководителей».
В соответствии с руководящими документами система воспитательной работы со всеми категориями военнослужащих и гражданского персонала, членами их семей представляет собой важнейшее средство формирования здорового морального духа войск (сил), компонент строительства, подготовки и применения Вооруженных сил. Поэтому министр обороны требует обеспечения единства и согласованности участия в воспитательной работе всех органов военного управления, а от командиров (начальников) всех степеней — считать воспитание личного состава одним из приоритетных направлений служебной деятельности. При этом каждый офицер, прапорщик и мичман несет ответственность за результаты воспитательной работы с подчиненными.
Системный характер воспитания в подразделении и части (на корабле) проявляется в целенаправленном, организационно оформленном взаимодействии всех членов воинского коллектива, регулируемом действующим законодательством, педагогическими принципами и направленном на обеспечение успешного решения задач военной службы.
В узком смысле воспитание рассматривается как процесс систематического воздействия командира на подчиненного в интересах привития ему качеств, соответствующих воспитательным целям и задачам.
Данное определение охватывает саму суть процесса воспитания как единства деятельности, с одной стороны — командиров, осуществляющих систему педагогических воздействий на сознание, чувства, волю воина, а с другой — подчиненных, активно реагирующих на эти воздействия.
Для качественного решения проблем воспитания подчиненных командиру, который является ключевой фигурой в этом процессе, необходимы знания в различных областях науки, и прежде всего в педагогике и психологии, а также жизненный и служебный опыт.
При этом командиру следует сосредоточить основные усилия на таких направлениях воспитательной работы, как информационное, социально-правовое, укрепление воинской дисциплины, правопорядка и некоторых других.
Успех в решении этих задач во многом зависит от умения офицеров и прапорщиков работать с людьми, от их способности сплотить подчиненных в дружный коллектив единомышленников, воспитать патриотов, до конца выполняющих свой воинский долг.
Это не каждому по силам. «Велика и почтенна роль офицера... — писал по этому поводу МИ. Драгомиров, — и тягость ее не всякому под силу. Много души надо положить в свое дело для того, чтобы с чистой совестью сказать: «Много людей прошло через мои руки и весьма мало было между ними таких, которые от того не стали лучше, развитие, пригоднее для выжного делаю Ни одного я не сделал негодяем; ни одного не заморил бестолковой работой или невниманием к его нуждам; ни в одном не подорвал доверия к собсвенныи силам».
Только целенаправленная системная воспитательная работа дает командирам возможность поддерживать высокий уровень морально-психологического состояния воинских коллективов, позволит успешно решать задачи, стоящие перед подразделениями, частями и кораблями.
1. 2. Структура органов воспитательной работы Вооруженных Сил РФ
Органы воспитательной работы составной частью вxодят в органы военного управления, подчиняются министру обороны РФ и соответствующим командирам (начальникам). Они создаются в соответствии с организационно-штатной структурой войск и характером решаемыx задач. Структура органов воспитательной работы разрабатывается Генеральным штабом ВС РФ с участием и по представлению Главного управления воспитательной работы МО РФ. Структура органов воспитательной работы Вооруженныx Сил РФ определена Приказом министра обороны Российской Федерации №70 от 11 марта 2004 года, который вводит в действие Положение об органаx воспитательной работы Вооруженныx Сил Российской Федерации.
Структура органов воспитательной работы Вооруженных Сил
Российской Федерации