Файл: Занятие Основные формы и методы воспитательной работы офицера.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 242

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 10. Организация воспитательной работы в части, подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера

Занятие 1. Основные формы и методы воспитательной работы офицера



1-й вопрос: Необходимость и сущность воспитательного процесса в Вооруженных силах
1.1. Необходимость наличия воспитательного процесса в современных Вооруженных силах, его основная задача и сущность
Строительство и развитие Вооруженных Сил РФ осуществляется в сложной социально-экономической, общественно-политической и информационной обстановке. Существенно изменился социальный портрет армии. Значительно снизился образовательный уровень среди молодого пополнения, поступающего на военную службу. Резко ухудшилось состояние физического и психического здоровья молодежи. Устойчивы пацифистские и антиармейские настроения. Более трети призывников приходит в армию с негативными установками на военную службу. Все большее значение приобретают религиозный и национальный факторы. Изменилась направленность жизненных приоритетов. Принижено чувство коллективизма и общественная активность. На военнослужащих серьезное влияние оказывает криминальная обстановка в стране, рост детской безнадзорности и беспризорности, проблемы пьянства и наркомании среди молодежи.

Негативное влияние на морально-психологическое состояние военнослужащих Вооруженных Сил оказывает целенаправленная деятельность определенных политических сил по подрыву авторитета военной службы, доверия в обществе к армии и политике руководства страны в области обороны и безопасности государства.

Уровень морально-психологического состояния, правопорядка и воинской дисциплины военнослужащих, не в полной мере отвечает требованиям современного этапа строительства и подготовки Вооруженных Сил. Воспитание военнослужащих осуществляется с низкой эффективностью. Ответственность органов военного управления и должностных лиц за его конечные результаты принижена. В работе с военнослужащими недостаточно учитываются как негативные, так и положительные факторы, имеющиеся в
обществе в целом.

Воспитание и обучение людей — одна из сложнейших сфер общественной деятель­ности. Люди бесконечно разнообразны. На земле нет двух абсолютно похожих друг на друга людей. Изредка встречаются близнецы, почти не различимые внешне. В духовном же облике даже таких редких исключений не бывает. Каждая личность своеобразна, индивидуальна, обладает своими особенностями мышления, прояв­ления чувств, поведения, отношения к окружающим и даже к самому себе. И успех в воспитательной работе во мно­гом зависит от того, сумеет ли воспитатель при выборе средств воздействия на челове­ка учесть присущие ему особенности.

Выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский отмечал, что если педа­гогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. Вот в этом «узнать его» выражено основное требование индивидуального воспитания военнослужащих Вооруженных сил России. Поэтому опытные командиры и воспитатели процесс обучения и воспитания солдат и матросов, сержантов и старшин, прапорщиков и мичманов, офицеров всех степеней строят с учетом их психологических осо­бенностей, личных качеств, жизненного опыта, общеобразовательной и военной подготовки.

Главный ориентир строительства и развития Вооруженных Сил человек. Он не только средство любых преобразований, но и их цель. Выдвижение на первый план человека, который управляет оружием и боевой техникой, утверждение приоритета его духовно-нравственных ценностей, личностной позиции, социального самочувствия - решающее условие успеха любой социальной деятельности, в том числе военной. Без соответствующего морального настроя всех категорий военнослужащих, без их психологической готовности добросовестно исполнять обязанности военной службы нельзя ожидать весомых результатов в реформировании современной российской армии.

Необходимость учитывать индивидуально-психологические особенности каждого при обучении и воспитании военнослужащих ВС РФ диктуется характером и особенностями современного боя. Современный бой ведется объединенными усилиями соединений, частей и подразделений всеx видов Вооруженных сил и родов войск.



Xарактерными чертами современного боя наряду с решительностью целей, маневренностью, высокой напряженностью, динамичностью являются и резкие изменения обстановки, комплексное применение разнообразныx средств вооруженной борьбы, многообразие способов выполнения боевыx задач, сложная радиоэлектронная обстановка, возрастание потерь в живой силе и технике, оказание большого воздействия на моральное и физическое состояние людей, на их сознание и волю.

Современный бой требует от воинов мужества, стойкости и вы-носливости, непреклонной воли к победе, инициативы и дисциплини-рованности, а от командиров, кроме того, умелой его организации, твердого управления войсками, современного и всестороннего обеспечения.

На формирование таких качеств каждого военнослужащего Вооруженных сил РФ и нацелена воспитательная работа.

Успех в современном бою в решающей степени зависит от морально-психологических качеств и боевого мастерства личного состава, в формировании которых важнейшая роль принадлежит воспитательной работе.

Основной задачей воспитательной работы в ВС РФ является неустанное повышение морально-психологических и боевых качеств военнослужащих с учетом дифференцированного подхода к людям, их характера и способностей.

Сегодня воспитательная работа является важнейшей составной частью деятельности органов военного управления и воинских дол­жностных лиц.

В традициях российских вооруженных сил командир для своих подчиненных всегда был не только начальником, но и старшим то­варищем, наставником и воспитателем. Особая роль отводилась именно воспитанию, так как при всем понимании важности про­фессионализма воина, его специальной и физической подготовки духовной составляющей личности солдата и матроса, состоянию духа воинских коллективов российские военачальники придавали первостепенное значение.

«Мало солдата обучить стрельбе и ружейным приемам, — пи­сал полковник К. Кузьминский, известный теоретик в области во­инского обучения и воспитания, — нужно еще воспитать любовь к Родине. Нужно показать ему
, что он защитник Отечества... иначе он будет не более как автомат, который не может проявить личной инициативы, которая так нужна в современной войне, ни силы воли, без которой нигде и ни в чем нет успеха».

Вот почему выдающийся представитель российской школы во­енной педагогики генерал М.И. Драгомиров считал, что «воспита­ние солдата должно быть выше образования и поэтому должно об­ращать на себя преимущественное и ежеминутное внимание его руководителей».

В соответствии с руководящими документами система воспита­тельной работы со всеми категориями военнослужащих и граждан­ского персонала, членами их семей представляет собой важнейшее средство формирования здорового морального духа войск (сил), компонент строительства, подготовки и применения Вооруженных сил. Поэтому министр обороны требует обеспечения единства и согласованности участия в воспитательной работе всех органов военного управления, а от командиров (начальников) всех степе­ней — считать воспитание личного состава одним из приоритет­ных направлений служебной деятельности. При этом каждый офи­цер, прапорщик и мичман несет ответственность за результаты вос­питательной работы с подчиненными.

Системный характер воспитания в подразделении и части (на корабле) проявляется в целенаправленном, организационно офор­мленном взаимодействии всех членов воинского коллектива, регу­лируемом действующим законодательством, педагогическими прин­ципами и направленном на обеспечение успешного решения задач военной службы.

В узком смысле воспитание рассматривается как процесс систематического воздействия командира на подчиненно­го в интересах привития ему качеств, соответствующих воспита­тельным целям и задачам.

Данное определение охватывает саму суть процесса воспитания как единства деятельности, с одной сто­роны — командиров, осуществляющих систему педагогических воздействий на сознание, чувства, волю воина, а с другой — под­чиненных, активно реагирующих на эти воздействия.

Для качественного решения проблем воспитания подчиненных командиру, который является ключевой фигурой в этом процессе, необходимы знания в различных областях науки, и прежде всего в педагогике и психологии, а также жизненный и служебный опыт.


При этом командиру следует сосредоточить основные усилия на таких направлениях воспитательной работы, как информацион­ное, социально-правовое, укрепление воинской дисциплины, пра­вопорядка и некоторых других.

Успех в решении этих задач во многом зависит от умения офи­церов и прапорщиков работать с людьми, от их способности спло­тить подчиненных в дружный коллектив единомышленников, вос­питать патриотов, до конца выполняющих свой воинский долг.

Это не каждому по силам. «Велика и почтенна роль офицера... — писал по этому поводу МИ. Драгомиров, — и тягость ее не всякому под силу. Много души надо положить в свое дело для того, чтобы с чистой совестью сказать: «Много людей прошло через мои руки и весьма мало было между ними таких, которые от того не стали лучше, развитие, пригоднее для выжного делаю Ни одного я не сделал негодяем; ни одного не заморил бестолковой работой или невниманием к его нуждам; ни в одном не подорвал доверия к собсвенныи силам».

Только целенаправленная системная воспитательная работа дает командирам возможность поддерживать высокий уровень морально-психологического состояния воинских коллективов, позволит успешно решать задачи, стоящие перед подразделениями, частями и кораблями.
1. 2. Структура органов воспитательной работы Вооруженных Сил РФ
Органы воспитательной работы составной частью вxодят в органы военного управления, подчиняются министру обороны РФ и соответствующим командирам (начальникам). Они создаются в соответствии с организационно-штатной структурой войск и характером решаемыx задач. Структура органов воспитательной работы разрабатывается Генеральным штабом ВС РФ с участием и по представлению Главного управления воспитательной работы МО РФ. Структура органов воспитательной работы Вооруженныx Сил РФ определена Приказом министра обороны Российской Федерации №70 от 11 марта 2004 года, который вводит в действие Положение об органаx воспитательной работы Вооруженныx Сил Российской Федерации.
Структура органов воспитательной работы Вооруженных Сил

Российской Федерации