Файл: Занятие Основные формы и методы воспитательной работы офицера.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 198

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Главное управление воспитательной


работы Вооруженных Сил Российской Федерации






Управление воспитательной работы

(вид ВС)

Отдел воспитательной работы ВДВ



Управление воспитательной работы (военный округ, фронт, флот,

МО ВВС и ПВО)




Отдел воспитательной работы

(армия, флотилия, корпус, эскадра)




Отделение воспитательной работы (дивизия, бригада)



Органы организации и проведения

воспитательной работы в частях и

подразделениях

(полк, дивизион, батарея, батальон, рота)




2-й вопрос: Основные направления и формы воспитательной работы в армии
2.1. Система воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
Воспитание военнослужащих - это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а также органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с требованиями создания современной военной организации государства, обеспечения готовности военнослужащих к выполнению задач по предназначению в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства.

Воспитание военнослужащих осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации,

нормативных правовых актов Министерства обороны.

Воспитание военнослужащих осуществляется на основе многовековых нравственных устоев, воинских традиции, патриотизма и уважительного отношения к народам и народностям многонационального Российского государства, общечеловеческих ценностей, лучших образцов отечественной и мировой культуры. При этом учитываются исторический опыт, современное состояние, проблемы и тенденции развития российского общества.

Воспитание военнослужащих является приоритетным направлением служебной деятельности должностных лиц Вооруженных Сил всех степеней.

Основной целью воспитания военнослужащих является формирование и развитие у военнослужащих качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности.

Достижение данной цели включает комплексное решение следующих задач:

1) с офицерами:

- формирование готовности беспрекословно выполнить приказ старшего начальника и ответственности за отданный приказ подчиненным;

- развитие чувства офицерского долга, чести, гордости за профессию офицера и службу в Вооруженных Силах;

- развитие мотивации к повышению профессионального мастерства и самосовершенствованию;

- повышение уровня педагогической культуры, формирование личной ответственности за обучение и воспитание военнослужащих., заботливое и уважительное отношение к ним;

- формирование личной ответственности за выполнение должностных обязанностей;

2) с прапорщиками (мичманами):

- формирование личной ответственности за беспрекословное выполнение приказов командиров (начальников), воинского долга, требований уставов Вооруженных Сил;

- развитие стремления к повышению профессионализма, компетентности и личной примерности в выполнении должностных обязанностей, педагогического мастерства, заботливого отношения к подчиненным;

- формирование бережного отношения к сохранности государственного имущества;

- привитие навыков и умений самообучения, самовоспитания;

3) с солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по призыву:

- формирование готовности к защите Родины, верности Военной присяге,
готовности беспрекословно выполнить приказ командира (начальника);

- формирование гордости за службу в Вооруженных Силах, высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства;

- развитие стремления к преодолению трудностей военной службы, добросовестному освоению воинской специальности;

- формирование уважительного отношения к командирам (начальникам), войскового товарищества и войскового братства;

4) с сержантами и старшинами, солдатами, матросами, проходящими военную службу по контракту:

- формирование готовности к беспрекословному выполнению приказа, положительной мотивации и осознанного отношения к службе в Вооруженных Силах;

- формирование высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства, грамотную эксплуатацию и сбережение вооружения и военной техники;

- формирование уважительного отношения к командирам (начальникам), войскового товарищества и войскового братства;

5) с военнослужащими-женщинами:

- формирование готовности к беспрекословному выполнению приказа командиров (начальников), положительной мотивации и осознанного отношения к службе в Вооруженных Силах;

- развитие гордости за избранную специальность, высоких морально-нравственных качеств, трудолюбия и умения работать в воинском коллективе;

- формирование ответственности за исполнение должностных обязанностей, повышение профессионального мастерства.

Центральными элементами системы воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации являются субъекты и объекты.

Субъектами воспитания выступают:

- государство;

- органы местного самоуправления;

- средства массовой информации;

- семьи и близкие родственники военнослужащих;

- командиры и начальники всех степеней;

- штабы, службы, другие органы военного управления;

- органы воспитательной работы;

- воинские коллективы;

- военные учреждения культуры;

- общественные организации в воинских частях.

Объектами воспитания являются:

- проходящие военную службу офицеры, прапорщики, мичманы;

- проходящие военную службу по контракту и по призыву сержанты (старшины), солдаты (матросы), курсанты, слушатели, не имеющие офицерских званий; женщины-военнослужащие;


- суворовцы, нахимовцы, кадеты, воспитанники, а также воспитанники воинских частей и военных оркестров;

- воинские коллективы.

Взаимодействие субъектов и объектов воспитания в воспитательном процессе выступает как целостная система. Субъекты воспитания в процессе своей деятельности решают воспитательные задачи, соответствующие своему уровню.

Содержание воспитательной работы на всех уровнях воспитания определяется государственной политикой в духовно-нравственной сфере общества.

На социальном (социально-культурном) уровне основные аспекты жизнедеятельности общества, Вооруженных Сил, обладающие огромным воспитательным потенциалом, являются объектом общественно-государственного управления, в том числе и целенаправленного управления в интересах укрепления морального духа граждан в целом и военнослужащих в частности.

На этом уровне первым и важным субъектом воспитания выступает государство. Государство осуществляет консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, ведомственных, общественных и иных организаций по решению широкого комплекса проблем воспитания на основе программных методов и единой государственной политики.

На институциональном уровне вопросы воспитания решаются организациями, специально созданными для решения воспитательных задач или имеющими функции воспитания (воинские части, военные образовательные учреждения высшего профессионального образования

Вооруженных Сил (далее именуются - военно-учебные заведения), культурно-досуговые учреждения и т.п.).

На социально-психологическом уровне в качестве субъекта воспитания выступают воинские коллективы, женсоветы и другие общественные организации.

На межличностном уровне воспитание рассматривается как практика межличностного взаимодействия, субъекта и объекта системы воспитания.

На интраперсональном уровне субъектом воспитания выступает сам объект (самовоспитание). Настоящее воспитание то, которое переходит на самовоспитание.

Повышению эффективности системы воспитания военнослужащих