Добавлен: 06.02.2019
Просмотров: 6576
Скачиваний: 37
116
для молодого мальчишки, который готовится к первенству области, будет уделено
больше времени, чем Борзаковскому и Богданову, вместе взятым.
Тренеру сильно повезет, если он встретит бегуна, которого, по образному народному
выражению, называют "семижильным". Такое качество является врожденным и
встречается крайне редко. Известно, что многолетняя тренировка развивает и
совершенствует стойкость, решимость, веру в собственные силы. Но я знаю и другое:
механический подход к тренировке не дает возможность развить сильный характер.
Чтобы воспитать "семижильность", требуются серьезные педагогические усилия
тренера и творческий осознанный подход ученика. Нужно целенаправленно
воспитывать у бегуна твердость характера, учить его презирать усталость. Это
позволит ему научиться пересиливать себя даже во время мучительных страданий,
вызванных утомлением. Важное замечание: "семижильность" лучше воспитывать в
соревновательных нагрузках, когда усилия воли и физических сил могут быть
запредельными. В тренировочном процессе лучше ограничивать нагрузки "приятной
усталостью". Изнурительная тренировочная деятельность способствует появлению
такого чувства, которое я называю подавленностью. Если на очередное занятие бегун
пришел в подавленном состоянии, - это первый предвестник того, что тренировочные
нагрузки неадекватны.
Тренировка в беге слагается не только из механического выполнения ряда
спланированных физических нагрузок. В ходе тренировочного процесса тренер
формирует вполне определенный образ мышления у своих учеников, давая им знания о
спортивной тренировке и совершенствуя их навыки в выполнении упражнений,
включая соревновательные. Все это способствует увеличению коэффициента полезного
действия в тренировочном процессе и, в конечном итоге, улучшает результат в
соревнованиях. Количество времени и усилий, которые бегун должен отдавать
тренировке, определяется ценностью времени и обстоятельствами жизни спортсмена.
Профессионалы бега, которые стремятся достичь в соревнованиях максимума своих
потенциальных возможностей, должны рассматривать свою многолетнюю тренировку
как образ жизни. Они "обречены" отдавать своей тренировочной деятельности
максимум времени. Эти спортсмены должны организовать свою личную жизнь так,
чтобы она полностью соответствовала задачам тренировки. Их сон, питание, быт
должны быть оптимальными. Для учебы, семьи, общения с внешним миром, к
сожалению, остается мало времени. Не устаю твердить своим ученикам, что период
занятий спортом - это только один этап жизни. Поэтому, несмотря ни на какие
трудности спортивной деятельности, подталкиваю их к тому, чтобы они получали
образование и создавали семьи. Как тренер и воспитатель я удовлетворен плодами
своей деятельности. Мои ученики, в большинстве случаев, закончили институты и
создали хорошие семьи.
Бег для моих учеников - это работа, которая одновременно является их увлечением.
Профессионал отличается от любителя тем, что для первого бег - работа, а для второго
- способ получить острые эмоции. Профессионального бегуна не следует дрессировать.
Как правило, он хорошо умеет делать свое дело. Его физические и функциональные
возможности уже давно находятся на высоком уровне. Сам бегун уже не может ничего
дополнительно выжать из этих составляющих его подготовленности. В таких случаях
говорят: "Он на пределе своих возможностей". Поэтому главная задача тренера:
развить у профессионала уверенность в том, что тот способен решать любые задачи
соревновательной деятельности. Стараюсь научить своих бегунов спокойно относиться
к любым трудностям. Главное - не бояться новизны. Создаю атмосферу свободы,
самоутверждения, взаимопонимания - это часть моей воспитательной работы. Я рад,
что мои ученики хотят не просто знагь, что предстоит выполнить на занятии. Они часто
спрашивают: "А почему сегодня именно такая тренировочная нагрузка?"
117
Методическая подготовка бегуна должна базироваться на основных теоретических
знаниях о спортивной тренировке, технике, тактике, анатомии, физиологии,
психологии, спортивной медицине, самоконтроле, массаже, средствах восстановления и
правилах соревнований. (В скобках замечу, что даже матерые бегуны часто попадают
впросак из-за незнания этих самых правил!). Естественно, такая учеба идет не в
аудитории. Все значительно проще: все действия, планы, установки тренера должны
быть логичными и объяснимыми. Постепенно ученик вберет в себя все, что ему
пригодится в жизни, тренировочном процессе и соревнованиях. Не следует забывать,
что многие бегуны учатся в вузах соответствующего профиля. Тренер, постоянно
интересуясь учебой своего подопечного, ненавязчиво должен ставить нужные акценты
и время от времени "подсовывать" методические книжки и журналы.
В современном спорте успеха, как правило, добиваются те бегуны, кто разбирается в
методике тренировки, участвует в планировании и коррекции тренировочного
процесса, кто способен самостоятельно принимать решения. В процессе выполнения
тренировочной нагрузки (или во время соревнований) внимание спортсмена не должно
отвлекаться от предмета его действий. В это время тренер должен говорить только то,
что помогает решать конкретную задачу.
Одно из основных средств решения образовательных задач - это самообразование
атлета. Спортивная тренировка и участие в соревнованиях стимулируют приобретение
знаний по всему кругу вопросов теории спорта, физиологии, биомеханики, а также
изучение иностранных языков. Вместе с тем надо сказать, что нельзя установить связь
между объемом и глубиной знаний спортсмена, его образованностью и уровнем его
спортивных результатов.
Кроме практических навыков, тренер должен дать своему ученику определенные
методические знания, которые помогут ему осознанно выполнять тренировочные
нагрузки. Бегун должен понимать, как и почему следует поступить в каждом
конкретном случае в ходе тренировочной или соревновательной деятельности.
На ранних этапах подготовки тренер является учителем, наставником. Его мысли,
знания, опыт в организации и планировании тренировочной и соревновательной
деятельности постепенно переходят к ученику. В конце концов тренер и атлет
становятся единой командой, в которой не должно быть отношений хозяина и слуги.
Тренера должны отличать хорошие практические знания и навыки по всем аспектам
бега. Наставник, который считает, что его дело - думать, а спортсмен должен только
тренироваться, глубоко заблуждается. Такой дуэт рано или поздно распадется. Тренер
должен оценить возможности ученика и на этой основе дать идеи, как развить до
предела его индивидуальные качества. Если ученик будет сопротивляться действиям
тренера, то лучше разорвать союз. Непрочным будет партнерство, в котором тренер и
ученик не уважают опыта и суждений друг друга.
Считаю, что особенно тесно объединяют тренера и атлета такие взаимоотношения за
пределами беговой дорожки, когда радость, печаль, житейские проблемы, отдых, юмор
становятся общими. Многого стоят многочасовые совместные дискуссии по методике
тренировки, технике, тактике, соревновательной деятельности. Такие взаимоотношения
полезны обоим.
Каждый атлет вправе желать себе такого тренера, который имеет необходимые знания,
опыт и является примером честности и благородства. Тренер обязан объяснить
спортсмену, что тот может ожидать от той или иной тренировочной нагрузки и какую
пользу принесет выполненная им работа. Выбирая себе наставника, бегун должен
искать такого специалиста, у которого есть хорошие результаты и чьи методы
базируются на здоровых принципах. Нужно выбрать энтузиаста своего дела, за
которым можно пойти без оглядки.
118
Если вдруг бегун обнаружит, что никто из его товарищей не хочет выполнять с ним
продолжительный бег и только лишь иногда кто-то соглашается пробежать вместе в
повторной тренировке, то это плата за неразумные действия, которые допустил он сам
в предыдущих тренировочных занятиях.
Не перестаю внушать бегунам, что поднять форму нельзя за счет одного (даже самого
трудного) тренировочного занятия. На новый, более высокий уровень
подготовленности можно выйти только после продолжительной тренировки.
Бегуны с низким уровнем притязаний недооценивают себя, не стремятся подняться
выше достигнутого уровня, неохотно берутся за решение сложных задач; боятся
неудач, которые не являются для них стимулом для дальнейшей работы над собой. Они
занижают цели соревновательной деятельности и, как правило, не реализуют свои
возможности.
Хороший тренер умеет внушить спортсмену уверенность в успехе, внести необходимые
коррекции в уровень притязаний ученика, который не должен превышать имеющихся
возможностей или быть ниже их, что наблюдается у эмоционально неустойчивых
спортсменов (эмоционально стабильные бегуны оценивают свои возможности лучше).
Спортивная форма
Стрессы, которыми изобилует жизнь, часто мешают тренировочному процессу и
соревновательной деятельности бегунов на средние и длинные дистанции. Проблемы,
связанные с учебой (работой), семьей, финансами и т. п., могут значительно снизить
работоспособность и расстроить спортивную форму. Всегда рекомендую своим
ученикам снизить напряженность тренировочных нагрузок и исключить соревнования в
период, когда возникают стрессовые ситуации. Однако прекращать тренировки не
следует. Наоборот, легкий бег поможет легче перенести стресс. К тренировкам в
прежнем объеме и интенсивности после стресса следует возвращаться постепенно.
В тренерской практике встречается много случаев, когда ученик вынужден по каким-то
причинам прервать регулярную тренировку. Это может быть травма, перетренировка,
стрессовые жизненные ситуации, болезнь и прочее. Мой многолетний опыт убедил
меня, что вернуть спортивную форму после перерыва легче и быстрее, чем вывести
ученика на новый уровень результатов. В данном случае я говорю о тренировке
сформировавшихся бегунов со стажем (для начинающих бегунов это не так актуально).
Планируя тренировочный процесс после вынужденных перерывов, я руководствуюсь
этим убеждением. Если перерыв был не затяжным, то одного микроцикла
продолжительностью 7-10 дней бывает достаточно. Следует подчеркнуть только, что
такой подход возможен, если не поврежден опорно-двигательный аппарат бегуна. Если
была травма стопы (колена, надкостницы), то спешка противопоказана.
Такое управление спортивной формой всегда связано и с определенным, наиболее
рациональным для индивидуума, общим числом стартов, стартов с максимальной
мобилизацией возможностей организма и соответствующей подводкой к главным из них
путем включения в соревновательный период промежуточных тренировочных
мезоциклов с ограничением числа стартов.
Опыт учебно-тренировочной работы с молодыми бегунами показывает, что применение
однообразных средств тренировочного воздействия и высоких нагрузок в стремлении к
достижению скорейших спортивных успехов приводит к тому, что рост результатов
останавливается вместе с переходом их из молодого возраста в зрелый. Надо полагать,
что это происходит вследствие косвенной адаптации к применяемым тренировочным
средствам и нагрузкам, исчерпания приспособительных возможностей организма
молодого человека.
119
На спортивной форме отражается качество и продолжительность отдыха, который
получает организм бегуна в периоды между тренировочными и соревновательными
нагрузками. Полноценный отдых - залог эффективности последующей тренировки.
Бегун может чувствовать себя уставшим перед тренировкой или соревнованием, но,
если после разминки он будет готов выполнить нагрузку, значит отдых был
адекватным. Когда после разминки остается вялость и нежелание выполнять работу -
это признак того, что отдых был недостаточным.
Придаю важное значение рациональному, сбалансированному питанию как средству
поддержания работоспособности и спортивной формы. Считаю, что для бегуна на
средние и длинные дистанции вполне достаточно потребление пищи, которая дает 4000
калорий энергии. В пище должно содержаться достаточное количество белков,
углеводов, жиров, железа, минеральных солей, витаминов. Мне видны с первого
взгляда излишки веса на бедрах, спине, животе. Вес является показателем уровня
готовности бегуна к соревнованиям. Рекомендую ученикам всегда следить за своим
"боевым" весом. Допускаю, конечно, его незначительный прирост в подготовительном и
особенно переходном периоде. Но всегда борюсь с теми, у кого вес выше допустимого
и легко расстаюсь с теми, чей вес регулярно "зашкаливает".
Какими правилами должен руководствоваться бегун, составляя свой рацион питания?
* Избегать калорийной пищи, в которой нет белков, витаминов и минералов (кексы,
конфеты, бисквиты).
* Не употреблять жирную и плохо усваиваемую пищу.
* Есть много свежих фруктов и овощей.
* Употреблять богатую белками пищу (постное мясо, домашнюю птицу, рыбу, молоко,
сыр).
* Больше употреблять продуктов, содержащих железо (печень, зерно, сардины, бобы,
фасоль).
Не следует преувеличивать значение мяса в рационе бегунов.
Спортивную форму, работоспособность можно контролировать, следя за уровнем
гемоглобина - субстанции крови, которая "отвечает" за перенос кислорода из легких к
тканям. Низкий уровень гемоглобина является признаком истощения организма
(мужчины-бегуны имеют средний показатель 15,8 г, женщины - 13,8 г на 100 мл
крови).
В начале 1980-х годов комплексная научная группа (КНГ), работавшая с бегунами
сборной команды страны, активно осуществляла контроль за подготовкой. Регулярно
проводились текущие обследования (ТО), этапные комплексные обследования (ЭКО),
обследования соревновательной деятельности (ОСД). Тестирования проводили
специалисты из ВНИИФКа и ГЦОЛИФКа. Каждый ученый работал со своей методикой.
Мне это помогало в работе: было легко контролировать динамику спортивной формы
учеников, входящих в сборную команду страны. Жаль, что в наши дни эта работа не
осуществляется.
Индивидуальный подход
Каждый из великих бегунов достиг вершин в спорте не потому, что обладал полным
набором замечательных физических качеств, а потому, что ему удавалось полностью
использовать свои индивидуальные возможности.
Говоря о необходимости учета индивидуальных особенностей, следует иметь в виду,
что люди не только отличаются друг от друга, но и изменяются по сравнению с каким-
то условно принятым средним своим состоянием. Эти изменения зависят от суточного
ритма физиологических процессов, характера предшествующей деятельности,
утомления, влияния эмоциональных факторов и др. Все это в совокупности ведет к
120
существенной вариативности двигательных возможностей одного и того же человека,
порой на протяжении даже одного дня.
Когда тренер вместе с учеником приступают к индивидуальному планированию
годичного цикла, то им следует "вооружиться":
* данными анализа тренировочных нагрузок за предыдущий год,
* полной информацией об исходном состоянии бегуна,
* знанием всех деталей международного и российского спортивного календаря,
* точным представлением о том, каким должно быть планируемое (модельное)
состояние спортсмена.
Никогда не насилую учеников тренировочной работой. Всегда помню народную
мудрость: насильно мил не будешь. Мне скажут, что эта формула "из другой оперы", и
я соглашусь с этим. Но все равно руководствуюсь этим крылатым выражением. Когда
вижу, что тот или иной вид тренировочной нагрузки не доставляет внутреннего
удовлетворения ученику, произношу про себя заветную формулу и начинаю думать,
как подойти к решению задачи с другой стороны. Но никогда не заставляю ученика
выполнять тренировочную нагрузку, в которой тот будет мучиться. Это в полной мере
относится и к Юрию Борзаковскому. Обычно думаю: "Он молодой, зачем парня
мучить?". А у меня в группе все ребята молодые! Какой уж тут "жесткий подход"? Это
мой выбор, мой подход...
В советское время были другие подходы. Тогда осуществлялась жесткая
централизованная подготовка. Планирование тренировочного процесса спускалось
сверху. Никого не интересовал индивидуальный подход. Надо - и все тут!
Существовала Комплексная целевая программа подготовки советских легкоатлетов к
очередным Олимпийским играм (КЦП), отступать от которой не следовало. Ученые из
комплексной научной группы (КНГ) вели строгий учет всех тренировочных и
соревновательных нагрузок. Тренер должен был выполнять все предписания КЦП, а
потом отчитываться о выполненных нагрузках. Результаты анализа тренировочных и
соревновательных нагрузок попадали на столы руководителей управления легкой
атлетики Госкомспорта СССР, спортивного отдела ЦК КПСС.
Оттуда регулярно поступали сигналы: "Мало бегаете!", "Низкие объемы!", "Слабая
интенсивность!", "Тренируйтесь жестче!"...
В общем, ругали все и всех. Личный тренер должен был изворачиваться, чтобы
провести свою линию. Был даже двойной стандарт: это записываю для отчета в
дневник, а это вношу в заветную тетрадочку, которую никому и никогда не покажу.
Сейчас каждый тренирует согласно своим убеждениям. Работай, как хочешь, главное -
добейся результата. Теперь могу сказать, что тренер - личность творческая.
Спортивная тренировка в беге на средние и длинные дистанции в последние 25-30 лет
стала интернациональной. Постепенно методических секретов становилось все меньше
и меньше. В настоящее время общая схема тренировки средневиков и стайеров
общепринята. Однако большего успеха добиваются такие бегуны, тренеры которых
уделяют особое внимание специфичным средствам тренировки. Основная
отличительная черта современной системы - индивидуализация, потому тренер и
ученик должны совместно решить, каким специфичным средствам следует уделить
больше времени.
В чем заключается индивидуализация тренировочного процесса? Варьирую
индивидуальные и групповые занятия в соответствии со следующим принципом: чем
выше спортивное мастерство, тем больше индивидуальных занятий.
При планировании тренировочной программы учитываю индивидуальные особенности
каждого бегуна и стаж тренировочных занятий. Для молодого спортсмена при