ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Физическая культура

Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 6064

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

111 

тренироваться и выступать в соревнованиях. Если же бегун, пренебрегая советом, 
продолжает себя истязать, то вскоре наступает состояние, называемое 

перетренировкой, последствия которой непредсказуемы. Бегун потеряет впустую 
многие месяцы тренировки. 

Соревнования - это регулятор спортивной формы. Предстартовое ожидание и 

возбуждение способствуют выделению адреналина - гормона, стимулирующего работу 
сердца, повышающего его работоспособность. Когда спортсмен не ощущает волнения 
перед стартом, то не получает добавочный прилив сил. Такие соревнования проходят 

вяло, и бегун не может рассчитывать на высокий результат. Искусство тренера 
заключается в том, чтобы правильно дозировать количество и уровень соревнований, 

поскольку бегун неодинаково реагирует на рядовые и ключевые старты. 

Успех зависит от многих факторов. Так, неправильно спланированный календарь 
соревнований не позволит реализовать достигнутый уровень подготовленности. Какие 
ошибки допускаются в организации соревновательной деятельности в беге на средние 

и длинные дистанции? 

Назову две наиболее типичные. 
* Игнорирование стартов на смежных дистанциях. Например, некоторые из бегунов на 

1500 м мало стартуют на 1000 и 800 м. Кроме того, многие не видят проку от дистанции 
400 м. Почти все из них исключают из соревновательной практики бег на 200 м. Это 
приводит к тому, что они не знают своих максимальных возможностей на более 

коротких дистанциях, а потому им трудно правильно планировать тактические 
варианты бега с использованием быстрого финиша. 

* Необоснованный отказ от соревнований в эстафетном беге, в кроссах и в беге по 
шоссе. 

Наблюдал, что эффективность соревновательной деятельности таких бегунов 
снижается и на основной дистанции. Я кропотливо подбираю соревнования для того, 

чтобы ученики могли стартовать на различных дистанциях. Масштаб соревнований при 
этом не в счет. Уверен, что в главном соревновании более уверенным будет тот 

спортсмен, который знает свои возможности на различных дистанциях. Особенно 
широким диапазон соревновательных дистанций должен быть у молодых бегунов. 

Достижение высокого уровня спортивных результатов в беге на средние и длинные 
дистанции - это плод кропотливой работы по комплексному развитию качеств, 

необходимых для хорошего бегуна: общая выносливость, специальная выносливость, 
силовые и скоростно-силовые качества, высокий уровень мотивации, уверенность и др. 

При этом соревновательная деятельность в широком диапазоне дистанций не самоцель, 
а способ повышения уровня подготовленности, который, в свою очередь, положительно 

отражается на спортивных результатах. 

Есть еще одна ошибка, которая часто встречается в спортивной практике. 
Распространено мнение, что соревновательная деятельность должна осуществляться в 
ограниченном промежутке времени. Тренеры рассуждают приблизительно так: если 

главный старт - в августе, а отборочные соревнования - в июле, то соревновательная 
деятельность должна осуществляться в июне - августе, то есть около трех месяцев. 

Такой подход ведет к тому, что тренировочный процесс в подготовительном периоде 
осуществляется ради самой тренировки. Я давно пришел к убеждению, что 

соревновательные нагрузки - лучшее средство подготовки. Стараюсь, чтобы мои 
воспитанники соревновались практически круглый год. Это позволяет им более 

целенаправленно повышать уровень своей подготовленности. 

Соревновательная деятельность будет более эффективной у тех бегунов, которые 
планируют соревнования сериями. Это помогает решать следующие задачи: 
* "обкатывать" модель главного соревнования (предварительный забег + полуфинал + 


background image

 

112 

финал); 
* выводить себя на новый, более высокий уровень спортивной формы; 

* обеспечивать высокий уровень подготовленности; 
* приобретать тактический опыт; 

* вырабатывать психологическую уверенность. 

В микроциклах продолжительностью 7-10 дней вполне возможно участие в серии из 3-
4-х соревнований. Важно после такого "всплеска" соревновательной деятельности 
запланировать микроцикл со сниженными нагрузками и без соревнований. 

В мезоциклах продолжительностью 5-7 недель могут быть 2-3 серии по 3-4 
соревнования в каждой из них. Обязательно после мезоцикла с активной 
соревновательной деятельностью следует мезоцикл не менее 3-х недель, в котором 

бегун должен отдохнуть ог соревнований и получить новую "порцию" тренировочных 
нагрузок развивающего характера. 

В течение года можно подготовиться не более чем к двум-трем соревнованиям высокого 
уровня. Участие в ответственных соревнованиях приводит к снижению физических и 

психических сил. Организация процесса подготовки требует определенного времени 
для восстановления этих сил, которые затрачиваются в процессе тренировочной и 

соревновательной деятельности. Думаю, что в большом спорте труднее 
восстанавливается психический потенциал. В подготовке бегунов нужны соревнования 
невысокой эмоциональной напряженности. Многие спортсмены, особенно те, кто 

специализируется в беге на 800-1500 м, после официальных стартов стараются 
пробежать "на волне" в каких-либо других соревнованиях и показать при этом хорошие 

результаты. 

Считаю, что вполне возможно дважды подряд выступить в ответственных 
соревнованиях на средних и длинных дистанциях с интервалом в две-четыре недели. 
Для этого необходимо, чтобы за одним важным соревнованием сезона следовала фаза 

восстановления достаточной продолжительности с адекватной тренировкой, 
направленной на сохранение хорошей спортивной формы. 

Хорошо подготовленные бегуны могут в течение года успешно стартовать в 15-25 

соревнованиях по бегу на различные дистанции. Для бегунов, выступающих в основном 
на дистанции 3000 м с препятствиями, соревновательная деятельность в годичном 
цикле может быть, например, такой: 

* 2-3 старта в кроссах, 
* 5-8 стартов на 800,1000,1500 м, 

* 2-5 стартов на 5000-10 000 м, 
* 3-4 старта в эстафетах и беге по шоссе, 

* 4-8 стартов на избранной дистанции. 

Для спортсменов, которые специализируются в беге на 1500 м, возможен такой вариант 
распределения соревнований в годичном цикле:  
* 2-3 старта в кроссах, 

* 6-10 стартов на 400,800,1000 м, 
* 3-5 стартов на 3000 м, 

* 1-2 старта на 5000 м, 
* 3-4 старта в эстафетах и беге по шоссе, 

* 7-12 стартов на избранной дистанции. 

Приведенные примеры - лишь два варианта из тысячи возможных. Имеется много 
спортсменов, которые осуществляют значительно более активную соревновательную 
деятельность. Некоторые бегуны соревнуются редко. Когда планирую календарь 

соревнований, учитываю индивидуальные особенности и прошлый опыт. Считаю 


background image

 

113 

безрассудным увеличить число соревнований вдвое по сравнению с предыдущим годом 
только потому, что какой-то выдающийся бегун имеет 45 соревнований в год! 

Повторяю, планирование соревновательной деятельности - процесс строго 
индивидуальный. Твердо уверен, что слишком частые старты должны быть 
исключением, а не правилом. После каждой серии соревнований следует планировать 

адекватный по продолжительности период отдыха. Когда спортсмен непрерывно 
участвует в соревнованиях, он сужает разнообразие тренировочных нагрузок и 
вынужден использовать однообразную схему построения учебно-тренировочных 

занятий. А это неизбежно и очень быстро приводит к потере спортивной формы, что, в 
свою очередь, влечет за собой застой спортивных результатов. Таким образом, подход 

к организации соревновательной деятельности должен осуществляться по принципу: 
каждому - свое. 

Что может произойти, когда тренер и спортсмен чрезмерно увлекаются тренировочным 
процессом, оставляя мало места для соревновательной деятельности? Думаю, что никто 

не возразит мне, если скажу, что техника тренировочного и соревновательного бега 
различна. Это очевидный факт. Если бегун будет мало соревноваться, то будет 

утрачена специфичность в его подготовке. Тренировочный процесс без 
соревновательной деятельности неизбежно приведет к застою в спортивных 

результатах. Объяснение этому простое: спортсмен не будет иметь практики в 
соревновательном беге, техника которого отличается от бега в обычных тренировочных 

занятиях. Ухудшение техники соревновательного бега чревато многими неприятными 
последствиями. Если спортсмен имеет малую соревновательную практику, то это может 
стать причиной воспалительных процессов и травм в мышцах, костях, сухожилиях и 

суставах. Как говорят, мало не покажется! 

Соревнование следует рассматривать не только как цель тренировочного процесса, но 
и как средство подготовки для бегуна. Соревнование - это центр притяжения всей 

системы тренировки. Задачи на выступление формируются в зависимости от ранга 
соревнований, которые могут быть главными, отборочными, подводящими, 
контрольными и (такова жизнь!) коммерческими. 

В настоящее время для высококвалифицированных бегунов проводится много 
соревнований на коммерческой основе. Это широкое поле для методических ошибок, 
которые может допустить тренер. Убежден, если во главу угла поставить только 

коммерческие задачи, то бегун никогда не станет великим. 

Соревнования как средство подготовки должны включаться в индивидуальный план 
только по мере необходимости. Любой спортивный результат оцениваю в зависимости 
от той задачи, которую поставил ученику перед стартом. При обсуждении итогов 

выступления стараюсь выяснить все детали прошедшего бега. С годами пришел к 
убеждению: спортивный результат может быть высоким, оптимальным или низким. Не 

признаю понятия "средний результат". Эту оценку часто приходится слышать от других 
тренеров. 

Есть понятия "отличное выступление" и "высокий результат". Что за ними скрывается? 
Надо ли рассматривать их как идентичные? Думаю, по глубокому смыслу - это разные 

определения. Отличным может быть выступление в главном соревновании. Например, 
ученик завоевал золотую медаль на чемпионате мира. Здесь результат не в счет. Нужна 

победа. Но чтобы быть уверенным в своих силах в главном состязании, важно показать 
высокий результат (а лучше серию высоких результатов) за 12-15 дней до того. 

Один и тот же результат (например на уровне 1 мин 46 с, показанный в беге на 800 м 
Юрием Борзаковским) может быть: 

* низким, если в соревновании, которое было за 12 дней до главного старта, стояла 
задача пробежать быстро; 


background image

 

114 

* оптимальным, если спортсмен состязался в начале сезона и это был первый или 
второй старт. 

Высоким этот результат нельзя считать ни при каких условиях, поскольку у спортсмена 
личный рекорд - 1.44. 

Такой методический подход помогает дать однозначную оценку итогам выступления в 
соревнованиях. Уровень спортивных результатов надо планировать в зависимости от 
многих факторов. Например, нет причины требовать от спортсмена высокого результата 

в малозначащем соревновании, но его обязательно следует продемонстрировать 
незадолго до главного старта. Всегда есть искушение показать высокий результат в 

главном соревновании. 

Долгие годы кросс на призы газеты "Правда" служил источником, из которого 
"черпали" талантливых бегунов. Теперь этот общегосударственный праздник бега не 
проводится. А это было единственное легкоатлетическое соревнование, по итогам 

которого хвалили или ругали партийных, советских, профсоюзных, комсомольских и 
спортивных руководителей на местах. Даже футболисты завидовали легкоатлетам! По 

большому счету, я хотел бы вернуть из прошлого только такой общенациональный 
кросс. 

Воспитательная работа 

Активная тренировочная и соревновательная деятельность бегуна способствует 

развитию спортивного характера и некоторых сторон интеллекта: улучшается 

внимание, память, наблюдательность, развивается смекалка, совершенствуется 
мышление. Серьезные занятия бегом - одно из радикальных средств развития волевых 
черт, целенаправленности, самостоятельности, инициативности, способности 

преодолевать трудности. 

Тренер оказывает повседневное воспитательное воздействие на своего ученика. 
Особенно это заметно во время выездов на сборы или соревнования. В рабочей 

обстановке тренер формирует гражданские качества своего воспитанника, 
воздействует на его личностные качества. Кроме того, тренер способствует развитию 
интеллектуальной и волевой сферы спортсмена, способности регулировать свое 

эмоциональное состояние. 

Считаю, что главные направления воспитательной работы с бегунами - это: 
* выработка самодисциплины, 

* создание сплоченного коллектива, 
* формирование мотивов поведения, 
* воспитание уверенности в свои силы, 

* обеспечение рациональной организации досуга спортсмена. 

Жестко пресекаю всякое самолюбование ученика. Пусть он будет хоть лучшим из 
лучших. Его сегодняшняя завышенная самооценка обязательно приведет к утрате 

успеха завтра. Притязания бегунов различны: одни счастливы от того, что наконец-то 
победили в соревновании местного уровня, другие ставят цель пробиться в 
национальную команду, третьи стремятся обойти бегуна, которому ранее всегда 

проигрывали. 

Никакой талант не спасет, если бегун не придерживается спортивного режима. 
Недостаточность сна, несбалансированное питание замедляют процессы 

восстановления, что усугубляется такими отклонениями от нормального образа жизни, 
как курение, прием наркотиков и спиртных напитков, половые излишества. Спортивная 
деятельность бегуна должна быть бок о бок с основными делами в жизни: семьей, 

учебой, работой. 


background image

 

115 

Рациональный суточный режим не только помогает спортсменам сохранить высокую 
работоспособность, но и позволяет планировать время. Неуклонное соблюдение 

режима дня - тоже хорошее средство воспитания у спортсменов сознательной 
организованности и воли. 

Доброжелательная поддержка и понимание со стороны родителей, жен, мужей, 
родственников помогают бегуну. Хорошо, когда кто-то (например бабушка) возьмет на 

себя все заботы по организации быта: приготовит нужную пищу, будет содержать в 
чистоте спортивную одежду и обувь, обеспечит хороший отдых, поинтересуется 

успехами, утешит в неудачах. Родители, тренер, друзья, подруги, муж или жена -это те 
люди, на поддержку которых следует всегда рассчитывать. Если бегун учится или 
работает, то должен найти симпатии преподавателей или руководителей, которые, 

оценив его спортивные успехи, смогут оказать при случае поддержку. 

В тренировочной группе очень важно сохранять здоровый внутренний микроклимат. 
Нужно находить способы, как сгладить конфликтную ситуацию, даже в том случае, 

если ее причиной стал чей-то неуживчивый характер. Добрый климат среди 
спортсменов и тренеров, которые много времени проводят вместе на тренировочных 
занятиях и сборах, - это основа для плодотворной работы. И очень важно сохранять 

нормальный микроклимат всеми доступными средствами. Если того требуют 
обстоятельства, то ради сохранения группы надо отчислять из коллектива чрезмерно 

капризных и легковозбудимых спортсменов, которые, как правило, создают вокруг себя 
обстановку нервозности и напряжения. Тренер отвечает своим авторитетом за 

микроклимат в группе. Если взаимоотношения внутри коллектива испорчены, то тренер 
быстро растеряет свое влияние на учеников. 

Верю в коллектив. Всегда стараюсь воспитывать у своих учеников командный дух. Если 
учебно-тренировочная группа состоит из единомышленников, то такой коллектив 

хорошо способствует росту спортивного мастерства. Давно заметил, что на начальных 
этапах многолетней тренировки обучаемость технике в большой группе лучше, чем при 

индивидуальной работе. Если завести порядок, чтобы техника бега в исполнении 
новичка стала предметом доброжелательного обсуждения в группе, то достаточно 

быстро под присмотром "коллективного глаза" его умения подтянутся до уровня 
группы. По такому сценарию лучше происходит и становление тактического 
мастерства. 

Лидер в коллективе бывает всегда, даже если учебно-тренировочная группа состоит из 
одних второразрядников. Случается, что сильный и уже вполне сформировавшийся 
бегун приходит в новую для себя группу на роль лучшего, а там свой лидер. Что делать 

тренеру? 

Как поступить? Если оказать больше внимания новенькому, чем "старожилам" 
гарантировано его неприятие всем коллективом. Если никак не выделять среди других, 
то можно потерять его. Такой проблемы не будет, если тренер одинаково относится ко 

всем независимо от уровня мастерства. 

Это позволяет также исключить звездную болезнь у учеников, которые находятся на 
вершине мастерства. Все в группе должны жить по общим правилам большой 
крестьянской семьи, а ее глава по-отцовски быть одинаково внимательным ко всем. Вот 

совсем недавний пример. В группе стал тренироваться Дмитрий Богданов. Ему сразу же 
было сказано, что он такой же, как все, включая Юрия Борзаковского. И внимание 

будет одинаковое: как ко всем. Он принял правила такими, какие они есть. 

Прошу не путать разные понятия: "внимание" и "время". Внимание к проблемам 
каждого ученика - одинаковое, а время, затрачиваемое на тренировочный процесс, 
зависит от уровня мастерства и задач этапа подготовки. Вполне возможно, что однажды