Добавлен: 06.02.2019
Просмотров: 6606
Скачиваний: 37
26
Предсоревновательный цикл. Циклы такого рода помогают создать предпосылки для
приведения бегуна в состояние соревновательной формы, что достигается за счет
уменьшения суммарного объема нагрузки, но не ее интенсивности.
Соревновательный цикл. Основная задача, которую я решаю с использованием
соревновательных циклов, заключается в том, чтобы приобрести необходимый
соревновательный опыт, проверить бегуна, подготовить его к достижению наиболее
высоких результатов в ответственном соревновании. Эту задачу решаю за счет
повышения интенсивности тренировочной нагрузки. Незадолго до кульминационного
соревнования (обычно за две недели) я изменяю тренировочный план и значительно
снижаю общий объем тренировочной работы. Особенно легкие нагрузки - за три
(четыре) дня до старта. Ученики поддерживают спортивную работоспособность, бегая
со скоростью ниже соревновательной или равной ей, но с очень маленьким объемом. За
сутки до соревнования обязательно провожу легкую тренировку или разминку.
Востановителъный цикл. Задача восстановительных (разгрузочных) циклов - создать
условия для отдыха после больших физических и психологических нагрузок.
Восстановительные циклы реализую в двух вариантах. В восстановительно-
подготовительном варианте снижаю интенсивность упражнения при сохранении
содержания занятий. Восстановительно-поддерживающий вариант характеризуется
сменой форм, содержания и условий тренировочных занятий. Чем выше была
предыдущая нагрузка, тем легче тренировочные занятия восстановительного цикла.
Многолетний план подготовки строится на основе прогнозирования тех показателей,
которые могут быть достигнуты в будущем в установленные сроки и которые для этих
атлетов выражают цель всей тренировочной работы. В этом плане, кроме цели, также
необходимо определить следующее:
* сформулировать задачи подготовки по годам,
* выбрать рациональное соотношение различных видов подготовки,
* указать применение традиционных и нетрадиционных средств и методов развития
двигательных качеств,
* установить оптимальные параметры объема и интенсивности нагрузки, распределив
ее по периодам и циклам подготовки,
* рационально спланировать соревновательную деятельность, подобрав оптимальное
соотношение контрольных, отборочных, основных и главных соревнований.
В нем особое значение приобретает "целесообразное преувеличение". При этом следует
учесть возможности того или иного человека и степень его мобилизации при
выполнении "сверхзадач" соревновательной деятельности. Это может проявляться в
значительном повышении требований к содержанию тренировки, росту объемов или
интенсивности тренировочных воздействий, "настройке" на победу над заведомо
сильным противником.
Олимпийский цикл - своеобразная спираль, каждый виток которой характеризуется
новым уровнем состояния спортсмена. А новому уровню состояния требуются и новые
подходы к организации тренировочного процесса. Другими словами, тренировка
квалифицированного бегуна в многолетнем плане есть не что иное, как процесс
перманентной коррекции многих составляющих годичного цикла тренировки -
прогнозов, запланированных средств, методов, тренировочных нагрузок,
соревновательной деятельности, способов восстановления спортивной
работоспособности и др.
Прогнозирование - это предвидение, основанное на определенных данных о
спортсмене.
По временным отрезкам прогнозирование может быть:
* краткосрочным - в пределах от нескольких минут до нескольких часов, когда тренер
27
должен предсказать возможности ученика в предстоящем тренировочном занятии или
соревновании;
* среднесрочным - в пределах недели и месяца, когда тренер пытается определить
возможный уровень развития тренированности бегуна, достижения установленных
результатов;
* долгосрочным - в пределах от многих месяцев до нескольких лет, когда производится
отбор учеников, их ориентирование на достижение возможных результатов и
определяется перспективный план подготовки.
Главная задача тренера состоит в том, чтобы сформировать у бегуна четкую
целенаправленность его действий. Цели, которые ставят перед собой тренер и
спортсмен, обычно бывают трех видов:
* перспективные - на срок одного или нескольких годичных циклов,
* промежуточные (этапные) - на срок одного-двух этапов подготовки в рамках
годичного цикла,
* ближайшие - на срок одного-трех (четырех) микроциклов в рамках этапа подготовки.
Составление эффективного тренировочного плана - искусство сродни "колдовству" при
приготовлении салата. У одной хозяйки салат изыскан и отвечает самым
взыскательным вкусам: гости "сметают" его со стола. А в другом доме к салату едва
притронулись, и то из-за вежливости. У этой хозяйки угощение не получилось. Хотя обе
пользовались одним рецептом.
Оптимальная система подготовки бегунов на средние и длинные дистанции
предполагает использование:
* в нужных тренировочных нагрузок
* в нужном объеме,
* в нужное время.
Найти это "нужное" и есть искусство тренера. При этом, тренировочный план станет
эффективным только в том случае, если позволит ученику показать запланированные
результаты в "нужном" соревновании.
Бегун показал блестящие результаты полтора месяца спустя после главного
соревнования, которое он умудрился проиграть по всем статьям. Знакомая картина!
Даже мировой рекорд не будет ему утешением... Спортсмен должен иметь такой план,
который рассчитан на достижение наивысшей готовности к главному соревнованию.
В планировании не должно быть единообразия. Можно и нужно использовать в своей
работе опыт других специалистов. В практическом опыте каждого из них всегда
найдется особая крупица знаний. Потому, изучив программы подготовки сильнейших
бегунов, можно отобрать нужное для своей работы. Собственный план должен
опираться на все то лучшее, что есть в современной мировой практике подготовки
бегунов на средние и длинные дистанции.
В подготовительном периоде основную направленность подготовки ориентирую на
развитие хорошей базы выносливости независимо от специализации бегуна.
Многолетний опыт научил меня придавать первоочередное значение тренировочным
нагрузкам, которые хорошо развивают и совершенствуют энергетические процессы в
организме бегуна. Об этом я более подробно расскажу позже.
Планируя интенсивные тренировочные нагрузки в подготовительном периоде,
использую не только равномерный бег, но и работу на отрезках. Напряженность таких
занятий повышаю постепенно. От микроцикла к микроциклу нагрузки увеличиваю по
следующей схеме:
* сначала увеличиваю отрезки до оптимальной длины,
28
* потом повышаю количество повторений,
* и, наконец, усиливаю темп пробежек.
При этом слежу, чтобы план не предусматривал увеличение напряженности
одновременно за счет нескольких факторов (длина, количество, темп).
Когда составляю план, продумываю много деталей. Например:
* если в воскресенье и среду намечаю увеличить дистанцию бега, то усиление темпа
планирую на другие дни недели (например, в понедельник или четверг);
* каждую неделю предусматриваю не менее одного дня для восстановления (в этот
день разрешаю только равномерный легкий бег и гимнастику);
* намечаю дни, когда можно включить круговую тренировку, эстафету или игру
(баскетбол, футбол);
* регулярно планирую посещение сауны или парной бани и т. п.;
* включаю в планы восстановительные микроциклы: по 5-7 дней в конце ноября, в
декабре и январе. Кроме того, в конце соревновательного периода обязательно
планирую восстановительный двухнедельный микроцикл. (Восстановительные
микроциклы способствуют лучшей адаптации организма к тренировочным нагрузкам.
Если отдых не будет предусмотрен, возможны срывы.)
Перерыв в тренировочных занятиях влечет коррекцию плана подготовки. Когда по
каким-то причинам бегун прервал регулярную тренировку, то перед тренером сразу же
встают вопросы:
* Каким по продолжительности может быть перерыв в тренировке, чтобы
принципиально не менять план?
* Что нужно предпринять для выхода из сложившейся ситуации?
По моим наблюдениям, даже потеря 7-10 тренировочных дней не может серьезно
повредить подготовленности. Поэтому паниковать не следует. Рекомендую несколько
снизить напряженность нагрузки и продолжить тренироваться в соответствии с
составленным ранее планом. Если атлет не тренируется более продолжительное время,
то снижение спортивной формы - неотвратимо. В этом случае надо составить новый
план, который предусмотрит все нюансы подготовки после вынужденного перерыва.
В своих планах на подготовительный период, в зависимости от особенностей
спортивного календаря, предусматриваю снижение нагрузок в январе-феврале или в
феврале-марте. Это позволяет моим бегунам подойти к зимнему соревновательному
сезону с хорошим уровнем физической и психологической готовности. Серию зимних
соревнований рассматриваю как средство тренировки. Участие в них значительно
усиливает эффективность подготовки бегунов на средние и длинные дистанции.
Составить план предсоревновательной подготовки труднее, чем спланировать базовый
период: тренировочный процесс становится все более вариативным и напряженным. На
этом этапе кроме физических сил от бегуна требуется много психологических усилий.
На предыдущем этапе, где развивались аэробные возможности организма,
использовался в основном не очень напряженный бег. Теперь бегуну предстоит
испытать трудности и познать настоящую боль от интенсивных типов тренировочных
нагрузок.
Соотношение тренировочных средств должно быть особенно хорошо сбалансировано,
чтобы к началу соревновательного этапа бегун был способен решить все стоящие
перед ним задачи. На предсоревновательном этапе атлет должен познать себя
всесторонне, подготовиться физически и психологически к предстоящим
соревнованиям. Чем ближе к окончанию предсоревновательного этапа, тем более
напряженным становится каждое занятие.
29
Тренер и бегун в каждом конкретном случае должны выбрать наиболее оптимальную
форму тренировочного занятия. Предсоревновательный этап чреват травмами.
Возникает вопрос: "Как выдержать напряженные тренировочные нагрузки этого
этапа?". Избежать перенапряжений и травм помогут:
* хорошая разминка,
* систематическое выполнение упражнений на силу, гибкость и расслабление,
* дни отдыха,
* "перебивка" трех-четырех напряженных тренировочных микроциклов одним
восстановительным.
В последние недели предсоревновательного этапа целесообразно выступить в двух-
трех малозначительных соревнованиях.
К окончанию предсоревновательного этапа необходимая база для высокоинтенсивных
тренировочных нагрузок и активной соревновательной деятельности должна быть
создана.
Основные задачи тренировочного процесса на соревновательном этапе:
* поддержать достигнутый уровень подготовленности,
* создать предпосылки для успешного выступления в главном соревновании.
Тренировочный процесс на этом этапе должен быть разносторонним, чтобы не только
поддержать, но и развить спортивную форму. Известно много способов, как это
сделать. Основным средством повышения спортивной формы являются специфичные
тренировочные нагрузки, которые, однако, нельзя выполнять ежедневно. Нужно
постоянно искать оптимальное соотношение между нагрузками разной направленности.
Чтобы получить хорошие результаты, прежде всего нужно правильно сбалансировать
нагрузки аэробной и анаэробной направленности. Только в этом случае удастся
напряженно тренироваться и сохранять "свежесть" перед соревнованиями.
Думаю, что абсолютное большинство высококлассных бегунов предпочитает побеждать
в соревнованиях. И лишь немногие стремятся показать высокие результаты, не
придавая значения занятым местам. Интервальные беговые нагрузки, в которых
моделируется соревновательная деятельность, помогают поддержать способность к
напряженному бегу и психологическую уверенность в своих силах. В таких
тренировочных занятиях всегда следует помнить о цели, ради которой бегун
подвергает себя этим изнурительным нагрузкам. Слышал пословицу: "Не выкапывайте
корней, чтобы убедиться, что растение еще живо".
Тренер должен пресекать попытки ученика отличиться в каждой пробежке. Не следует
улучшать тренировочные результаты несколько раз в неделю или побивать личные
рекорды в каждом соревновании. Это - самоуничтожение.
Я уже подчеркивал, что являюсь приверженцем индивидуальной работы с каждым
квалифицированным атлетом. Особенно важен индивидуальный подход в
соревновательном периоде. Малейшая методическая ошибка может привести к
непоправимым последствиям. Поэтому, планируя тренировочную и соревновательную
деятельность этого мезоцикла, учитываю многие детали:
* масштаб и сроки главного соревнования,
* число "обязательных" стартов,
* места и время проведения коммерческих соревнований, их количество,
* способы перемещений к местам проведения соревнований и обратно,
* время, необходимое для отдыха перед каждым стартом и для восстановления после
соревнований.
Положив графически на бумагу всю информацию, пытаюсь представить возможности
спортсмена. Как долго он будет способен в соревновательном периоде сохранять
30
уровень подготовленности при снижении объемов нагрузки? Ответ на этот вопрос
помогает оптимально распределить тренировочные и соревновательные нагрузки на
весь соревновательный сезон.
В начале каждого годичного цикла цель следует определить так, чтобы ориентировать
бегуна на достижение наивысшего успеха в крупнейших состязаниях года.
Устанавливая уровень предполагаемого достижения бегуна, следует исходить прежде
всего из его потенциальных возможностей. Учесть следует многое: его возраст, пол,
все стороны подготовленности (общую, специальную, техническую, тактическую).
Особо следует принять во внимание уровень психологической готовности спортсмена к
борьбе с "неудобными" противниками. Ставя задачи перед своим учеником, важно
знать уровень спортивных результатов его основных соперников и правильно
спрогнозировать их потенциальные возможности.
Тренеров, работающих с высококвалифицированными бегунами, особенно волнует
проблема оптимального построения соревновательной деятельности в олимпийском
цикле. Здесь много спорного. Единой точки зрения нет и, наверное, быть не может.
Предлагаю несколько возможных вариантов планирования соревновательной
деятельности:
* напряженная соревновательная деятельность в четные годы;
* постепенно прогрессирующая из года в год соревновательная деятельность;
* акцентированная соревновательная деятельность в послеолимпийский год ("на
волне");
* затухание активной деятельности;
* всплеск спортивных результатов накануне очередных Олимпийских игр.
Тренер должен обладать педагогическим мастерством, большим тактом, чтобы подвести
своего ученика к соревнованию в состоянии "боевой готовности". Важно при этом
свести на нет влияние различных "сбивающих" факторов, которые могут помешать
настроиться бегуну на соревновательную деятельность (об одном таком примере будет
рассказано ниже).
Часто спрашивают: "Как изменились за эти годы тренировочные нагрузки?", "Вырос ли
общий объем бега?". Еще раз повторюсь, что я не гонюсь за объемом бега и точно его
не подсчитываю. Для дела, которому я служу, более важно следить за текущим
состоянием спортсмена и правильно подбирать нагрузку в предстоящем тренировочном
занятии или соревновании. Эта нагрузка должна вывести бегуна на более высокий
уровень подготовленности или поддержать его текущее состояние. Процесс подготовки
квалифицированного бегуна - это не что иное, как строительство большой стены из
мелких фрагментов: каждый кирпич следует положить в нужное место и прочно
соединить его с другими деталями. Если кирпичи не скрепляются раствором, то стена
не получится. Представим: каждое из отдельно взятых упражнений в тренировочном
занятии - замечательное, но между ними нет логической связи. Может ли такая
нагрузка принести пользу? Ответ может быть только один: "Нет!". А об объеме беговых
нагрузок могу сказать, что в подготовительном периоде у Юрия Борзаковского
получается 440-450 км в месяц. Но еще раз повторю, что объем бега - не главный
фактор в подготовке бегунов.
В подготовительном периоде основным средством подготовки являются кроссы. Юра в
одном тренировочном занятии обычно пробегает по 12 км. Иногда, "в охотку", он
добавляет 1,5-2 км. Мы пришли к соглашению, что ему не следует бегать более
длинные тренировочные дистанции. Он рассказывал, что раньше с удовольствием
бегал длительные кроссы - порядка 20 км. "В активе" у Юры есть 30-километровые
пробежки, которые он совершал, будучи на летних школьных каникулах в деревне. Его
товарищи поделились со мной воспоминаниями и сказали, что в отрочестве Юра любил
убегать от них и долго "носился" по пересеченной местности. Потом, правда, "страдал"
ногами. Кстати, в мае 2000 года он совершил серьезную методическую ошибку. Едва