ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Физическая культура

Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 6063

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

16 

Организационные формы в деятельности тренера 

Каждый тренер ежедневно задает себе десятки вопросов типа: 
"Где найти средства для выезда на УТС?". 

"Какие тренировочные нагрузки использовать сегодня?". 
"Что сказать мэру, чтобы он помог решить жилищный вопрос для ученика?". 

"Когда следует выполнить последнюю ударную нагрузку перед главным 
соревнованием?" 

"Как повысить эффективность тренировки в подготовительном периоде?". 
"Надо ли брать ученику академический отпуск в институте?". 

Вопросы, которые приходится решать тренеру, многоплановы. И непонятно, какие из 
этих вопросов главные - организационные или методические: не решишь бытовые 

проблемы - ученик не сможет полностью отдавать себя тренировке. Круг замкнут, и 
поэтому приходится брать на себя решение всех вопросов, которые выдвигает жизнь. 

Когда тренер начинает думать, как поступить в той или иной ситуации, то всегда 
найдет несколько возможных вариантов. Эти варианты предоставляет жизнь, а выбрать 

один из них должен он сам. Какой из них лучший? Опытный и знающий тренер всегда 
сделает правильный выбор. Это факт. 

Успешность подготовки во многом зависит от индивидуальных условий, в которых 

живет бегун. Чтобы эффективно тренироваться, нужно научиться решать немало 
повседневных задач. Одна из них: где взять время для тренировки? Начинающий бегун 

тренируется три - пять раз в неделю. Это не занимает много времени. Но постепенно он 
перейдет к ежедневным двухразовым занятиям. Следует учитывать, что тренировочную 
нагрузку можно использовать через 3 часа после еды, а принимать пищу в очередной 

раз, спустя минимум 1 час после завершения занятия. Поэтому время для занятий 
бегом найти достаточно трудно. Надо искать его резервы. 

Утверждаю, что бегуны, тренирующиеся по полтора часа после рабочего дня или 

учебы, не могут конкурировать с теми, кто тренируется более 4 часов в день. 

Тяжелые климатические условия и отсутствие спортивной базы могут облегчить только 
энтузиазм тренеров и спортсменов, а еще - вера в себя. 

Часто слышу: "Нет условий для тренировки". Так говорят молодые тренеры. Нужно 
искать способ достижения поставленной цели даже тогда, когда нет условий для 
организации тренировочного процесса. Выход всегда найдется. 

Тренировку бегунов, в отличие от представителей других легкоатлетических видов, 
нельзя привязать только к стадиону. Бегунам нужны специальные базы, где в одном 
месте были бы синтетическая беговая дорожка, трассы для бега на местности и 

восстановительный центр. Я имею в виду не грандиозные сооружения, а небольшие 
базы, рассчитанные на 20-30 бегунов. Сейчас таких баз нет. Место постоянной 
дислокации легкоатлетов перед крупными соревнованиями -Подольская база - для 

бегунов не подходит: на глинистой почве после дождя не побегаешь, стадион 
превращен в руины. А возьмите места, где мы готовимся в среднегорье. Ведь там нет 

даже минимальных условий для восстановления. А для бегунов, выполняющих жесткие 
беговые нагрузки, восстановление - это не прихоть. Восстановление столь же важная 

часть тренировочного процесса, как и сам бег. 

Все многообразие форм учебно-тренировочного процесса можно условно 
сгруппировать. В своей тренерской практике я использую четыре типа занятий: 
тренировочные, восстановительные, модельные, контрольные. 


background image

 

17 

В тренировочном занятии в том или ином сочетании решаю основные задачи 
подготовки: обучаю спортивной технике, развиваю физические качества, 

совершенствую функциональные возможности, укрепляю здоровье, а также 
осуществляю воспитание спортивного характера. 

Восстановительные занятия включаю в тренировочный процесс планово. Кроме того, 
такие занятия предусматриваю в те моменты, когда проявляются какие-либо признаки 

утомления бегуна, ухудшения его состояния. В восстановительных занятиях в основном 
применяю средства и методы для улучшения общей физической подготовленности. При 

этом уменьшаю нагрузку, исключаю специфичные упражнения. Применяю широкий 
спектр восстановительных мероприятий. 

Модельные занятия провожу, главным образом, на предсоревновательном и 
соревновательном этапах годичного цикла тренировки. В ходе таких занятий стремлюсь 

соблюдать все условия, которые ожидают бегуна в предстоящем соревновании. 

Контрольные занятия использую на всех этапах годичного цикла (кроме 
восстановительного) для контроля за технической, тактической, физической и 
функциональной подготовленностью. 

Все занятия провожу индивидуально или в группе. Количество занимающихся при 

групповой форме занятий зависит от квалификации бегунов. Оно колеблется от 2 до 6-
8 человек. Большее количество занимающихся в одной группе допустимо только для 
начинающих и в тех случаях, когда ведется работа по обеспечению общей физической 

подготовленности. 

В каждом занятии, как правило, решаю четыре структурные задачи: 
* организация занимающихся, 

* общая и специальная разминка, 
* основная работа, 
* организованное окончание занятия. 

При любом содержании основной части занятия стараюсь добиться решения каждой из 
поставленных задач, число которых у меня никогда не превышает трех (!). Все задачи 
должны быть взаимосвязаны - "из одной оперы". Такой подход создает предпосылки 

для проведения занятий на более высоком эмоциональном фоне, что важно само по 
себе. 

По своему содержанию каждое очередное тренировочное занятие обязательно 
связываю с предыдущим и последующим. Этот подход помогает лучше решать задачи 

обучения, тренировки и восстановления спортивной работоспособности в данном 
микроцикле. С учетом ритма изменений двигательных возможностей человека в 

пределах суток наименьшую нагрузку даю в утренние часы. Одно из двукратных 
занятий является основным в отношении величины нагрузки, другое - дополнительным, 

с меньшими нагрузками. 

Чтобы предупредить травматизм и патологические состояния (запредельная усталость, 
переутомление, переохлаждение, солнечный удар) в каждом занятии стараюсь: 
* провести своевременную и полноценную разминку, 

* предупредить возможность перегревания или переохлаждения, 
* беспрерывно контролировать у атлета пульс, цвет и выражение лица, дыхание, 

степень потоотделения, координацию движений и др., 
* вносить оперативные изменения в содержание занятия и величину нагрузки в 
зависимости от состояния бегуна. 

Кроме того, всегда интересуюсь общим самочувствием перед и после занятия. 


background image

 

18 

Известно, что спортивный путь любого атлета имеет определенные этапы. Уровень 
возможностей бегуна на каждом из этапов соответствует таким определениям, как: 

начинающий, подготовленный, опытный, квалифицированный, 
высококвалифицированный, элитный. 

Из-за ограниченности во времени и занятости не могу себе позволить работу с 
начинающими. Как правило, выбираю бегунов, которые прошли первичную подготовку 

и имеют некий опыт в тренировке и соревнованиях. Редко попадаются уже вполне 
квалифицированные спортсмены. Возможности каждого являются строго 

индивидуальными и редко соответствуют тем требованиям, которые предъявляет 
бегуну его специализация. Чтобы не навредить, наблюдаю за своим новым учеником не 
менее года. Присматриваюсь, как тот тренируется, организует досуг, устраивает свои 

взаимоотношения с товарищами. Меня всегда беспокоит вопрос: сможет ли спортсмен 
совмещать тренировку с учебой? В поле зрения держу любые детали, которые так или 

иначе влияют на тренировку. 

По мере того, как квалифицированный бегун постепенно становится 
высококвалифицированным, а затем элитным, постепенно смещаю акценты в 
подготовке. 

"Мелочи", о которых следует помнить бегуну 

Думаю, что во всем мире найдется только несколько человек, у которых идеальные 
условия для тренировки. Прав тот бегун, который ищет любую возможность 

тренироваться, а не тот, кто занят поисками веских причин, чтобы остаться дома. 

Если бегун не имеет возможности тренироваться в светлое время суток (особенно в 
зимние месяцы), то бег по пересеченной местности, предусматриваемый программой 
тренировки, следует переносить на конец недели, когда в выходной день можно 

выполнить эту работу днем. В очень жаркую погоду лучше бегать рано утром или 
поздно вечером, чтобы избежать крайней жары. Холодная погода также создает 

проблемы для тренировки. Однако всегда можно найти выход, если бегун решителен в 
достижении цели. 

Многие профессиональные бегуны предпочитают проводить основное тренировочное 
занятие утром, начиная его в 10-11 часов. Тем бегунам, которые имеют возможность 

тренироваться только рано утром или поздно вечером рекомендую первое занятие 
начинать в 7.00-7.30, а дополнительно легко бегать незадолго до сна. 

Распорядок дня может, например, быть таким. Утром до 8 часов -пробежка с 
последующим завтраком. Обед в 13 часов. Основное тренировочное занятие в 17-19 

часов, а ужин в 20 часов. Такой распорядок позволит выполнять нормально 
повседневные дела: ходить в школу, в институт, на службу. 

Такие нагрузки, как аэробный бег или фартлек, могут начинаться от порога дома, что 
требует меньше времени. Для занятий на беговой дорожке нужно ездить на стадион и 

обратно: траты времени значительно возрастают, так как оно уходит не только на 
дорогу, но и на прием душа после тренировочного занятия. Переезды дважды в день - 

трудное занятие, особенно если учесть, что требуется время для приема пищи и отдыха 
между тренировочными занятиями. 

Характеризуя исполнительские возможности певца, говорят: "У него поставленный 
голос". И каждый понимает, что с певцом долго занимались опытные педагоги и теперь 

у него хорошая техника пения. Точно так же у молодого бегуна нужно ставить: технику 
бега, тактику, мышление, выносливость, скоростно-силовые качества. ; 


background image

 

19 

Я видел немало бегунов, которые для достижения своей цели тренируются ежедневно, 
точно роботы. Они в своей целеустремленности готовы напряженно тренироваться, не 

предусматривая никакого отдыха или облегченных нагрузок. Это серьезная 
методическая ошибка, ценой которой может стать спортивная карьера. 

В группе легче выполнить трудную тренировочную нагрузку. Правда, неудобные 
партнеры вызывают чувство досады и мешают тренировочному процессу. Очень ценно, 

когда спортсмен выполняет длительные пробежки не в одиночестве. Хорошо, когда в 
ходе интенсивной повторной тренировочной нагрузки ему кто-то мог оказать помощь. 

Бегун всегда должен чувствовать, что партнеры пытаются помочь, а не стремятся во 
что бы то ни стало потеснить его. В тренировочном занятии нужно решать 
определенные задачи, а не превращать каждую пробежку в соревнование. 

Рост технических результатов также более заметен при коллективной тренировке: 
тренированность прирастает быстрее, когда используются групповые занятия. Однако, 
есть опасность перетренировки, когда малоопытный молодой бегун тянется за мастером 

и "перебирает". Тренер должен внимательно наблюдать за действиями каждого, чтобы 
не допустить неадекватных нагрузок. 

Когда молодой бегун освоит основы техники и тактики, научится адекватно переносить 
нагрузки, получит хороший соревновательный опыт и приобретет необходимый объем 

навыков и умений, следует изменить подход к организации учебно-тренировочного 
процесса. Групповые занятия надо постепенно перемежать индивидуальными. На этапе 

становления спортивного мастерства удельный вес групповых и индивидуальных 
занятий приблизительно одинаков. 

Однажды наступит время, когда бегун приобретет высокую квалификацию. Это 
потребует нового подхода в организации учебно-тренировочного процесса. На этом 

этапе занятия должны проводиться, как правило, индивидуально. Тренер может 
поставить рядом спарринг-партнеров, но их действия должны быть целиком подчинены 

интересам лидера. 

Спортивный режим играет важную роль, так как он обеспечивает достижение высоких 
спортивных результатов: стабильность спортивной формы, повышение 
работоспособности, быстрейшее восстановление после значительных тренировочных и 

соревновательных нагрузок, спортивное долголетие, профилактику травм, быструю 
адаптацию при подготовке и соревнованиях в сложных условиях (жаркий климат, 

среднегорье, быстрая смена климатических и временных зон). Особую роль режим 
играет на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям, а также при 
выступлении бегунов на крупнейших международных турнирах в сложных 

климатических условиях. 

Анализ подготовки выдающихся спортсменов показывает, что одним из главных 
условий их стабильных успехов было неуклонное выполнение режима на протяжении 

многих лет спортивной жизни. 

Вместе с этим имеется много примеров, когда талантливым молодым спортсменам так и 
не удавалось добиться выдающихся результатов, или они вынуждены были оставить 
большой спорт лишь потому, что пренебрегали спортивным режимом, не находили в 

себе сил отказаться от вредных привычек (курения, употребления алкогольных 
напитков и т.п.). 

В современных условиях значение режима еще больше возрастает, что связано с 
основными тенденциями развития мирового любительского и профессионального 

спорта. Это, прежде всего, острая конкуренция, возрастающий уровень технико-
тактического мастерства, неуклонное повышение тренировочных и соревновательных 


background image

 

20 

нагрузок, проведение крупных международных турниров в сложных условиях (жаркий 
климат, среднегорье, быстрая смена климатических и временных зон). 

Особое внимание надо уделять сну. Сон - основной и ничем не заменимый вид отдыха. 
Сон способствует сохранению здоровья, высокой спортивной работоспособности. Новые 
научные данные свидетельствуют о необходимости создания надлежащих условий для 

сна - этой сложной и важнейшей функции организма. 

Каждый бегун должен сам определить для себя оптимальную продолжительность сна и 
строго ее придерживаться. В период напряженных тренировок и соревнований 
продолжительность сна следует увеличить. Систематическое недосыпание и 

бессонница опасны тем, что вызывают истощение нервной системы, снижение 
работоспособности, ослабление защитных сил организма. Однако и излишний сон не 

рекомендуется. Сон должен быть непрерывным и протекать в определенные часы. 
Целесообразно рано ложиться и рано вставать: спать с 22-23 до 6-7 часов. В этом 
случае вырабатывается привычка ложиться и вставать в определенное время, и 

поэтому спортсмен быстро засыпает и легко просыпается. Всегда настаиваю, чтобы 
ученики после обеда спали по 40-50 минут (но ни в коем случае сон не должен 

продолжаться больше часа!). 

Тишина и покой - непременные условия полноценного сна. Свет, музыка, разговоры и 
другие раздражители мешают нормальному сну, так как нарушают деятельность 
центральной нервной системы. 

Суточный режим при подготовке к ответственным соревнованиям составляется с учетом 
сроков их проведения (день недели, часы выступления, разница во времени). При этом 
важно спланировать тренировочный процесс и распорядок дня таким образом, чтобы 

наивысший подъем работоспособности приходился на дни и часы выступлений 
спортсмена в соревновании. В этих случаях пересматривается весь режим, то есть 
время подъема и отхода ко сну, время тренировочных занятий, приема пищи и т.д. 

Перестройка дневного режима в условиях привычного времени подъема и отхода ко сну 
составляет обычно 2 недели, а изменение всего распорядка дня требует 3-х недель. 

При необходимости переходить на новый режим следует сразу. Это более эффективно, 
чем постепенное его изменение. Во время многодневных соревнований и турниров не 

следует резко менять привычный режим. Тренировочные занятия желательно 
проводить в часы предстоящих соревнований. 

Следует отметить, что у отдельных людей наблюдаются некоторые отклонения в 
суточной динамике работоспособности. Это послужило основанием для условного 

выделения трех категорий людей: голуби, совы, жаворонки. Примерно половина - 
"голуби". Они легко приспосабливаются к любому режиму труда, то есть могут работать 

в любое время, когда это требуется. Около 35 процентов - "совы". В ранние часы у них 
низкая работоспособность. В первой половине дня их самочувствие, настроение, 

работоспособность постепенно улучшаются и достигают своего пика во второй 
половине дня. Наиболее эффективно "совы" работают в вечерние часы. Примерно 15 
процентов населения - "жаворонки". Они рано встают и имеют хорошее самочувствие и 

высокую работоспособность в первой половине дня. Такие индивидуальные 
особенности также необходимо учитывать для составления наиболее рационального 

суточного режима спортсменов. 

Тренировочные и соревновательные нагрузки не могут быть вне зависимости друг от 
друга: они взаимосвязаны и соподчинены. Во время напряженного тренировочного 

процесса нельзя осуществлять активную соревновательную деятельность. И наоборот, 
в период напряженных соревнований тренировочная нагрузка должна быть снижена. 
Другими словами, тренировочный процесс и соревновательная деятельность имеют 

разную полярность.