ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Физическая культура

Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 6065

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

21 

В образе идеального тренера на первый план выходит способность к пониманию, 
эмоциональному отклику, на втором месте - компетентность тренера, уровень его 

знаний, на третьем - умение справедливо распоряжаться властью. Чтобы сохранить 
контакт с воспитанниками, тренеру важно уметь отказаться от авторитарных методов и 
развивать способность к самовоспитанию у легкоатлетов. 

В тренировочном процессе случаются многие неожиданности. Например, однажды один 
из учеников неожиданно заявит, что не может даже видеть этой беговой дорожки, не 
говоря о том, чтобы тренироваться на ней. Разнообразие форм и мест тренировочных 

занятий помогут избежать таких "забастовок". Я стараюсь давать меньше бегать на 
стадионе, а ищу места для тренировочных занятий в лесу, парке, на песчаном пляже, 
шоссе, пересеченной местности. Любимое место для тренировки моих учеников - 

Кисловодск. Альтернативы этому месту в России нет! 

Придаю особое внимание спортивной обуви, в которой тренируются бегуны. Правильно 
подобранная обувь помогает выдержать жесткие нагрузки. В подготовительном 

периоде, когда бегуны выполняют в основном умеренные по напряженности беговые 
нагрузки, дело обстоит проще. Никому в голову не придет бегать в туфлях с шипами. 
Все тренируются в кроссовках. Благо теперь можно купить замечательную 

специализированную обувь по своему выбору. Раньше о таком и мечтать не 
приходилось. С наступлением предсоревновательного этапа многие совершают ошибку, 

начиная бегать в облегченной обуви: туфлях с шипами или марафонках. Получая таким 
образом облегчение в тренировке, они подвергают себя риску получить травму. 

Переходить на более легкую обувь следует постепенно. Это уменьшит риск 
травмироваться. 

Бегун будет чувствовать себя значительно увереннее, когда сумеет накопить 
многолетнюю информацию о своей предшествующей подготовке. Дневник способен 

"запомнить" все. Позже он окажет неоценимую услугу при подготовке к соревнованиям. 
Полезной может оказаться любая достоверная информация, которая в свое время была 

внесена о: 
* выполненных тренировочных нагрузках, 

* результатах соревнований, 
* впечатлениях о выполненной тренировочной или соревновательной деятельности, 
* самочувствии после тренировочных нагрузок и соревнований, 

* травмах и болезнях, 
* соперниках, 

* спортивных сооружениях, 
* тренировочных трассах, 

* результатах обследований у специалистов, 
* данных самоконтроля и т. п. 

Тренировочный процесс должен сопровождаться творческим обучением с учетом 
данных анализа дневниковых записей. Бегуна нужно обязательно подключить в 

процесс разработки его индивидуальной системы тренировки, в поиск новых 
методических решений. Такой подход следует использовать уже на раннем этапе 

тренировки. Успеха в беге может достигнуть только тот, кто на это способен от природы 
и специально к этому подготовлен. 

Тренировочные и соревновательные нагрузки в многолетнем процессе подготовки 
должны нарастать прогрессивно, постепенно увеличиваясь из года в год. Особенно 

осторожно нужно тренировать девушек в возрасте, когда наступает менструация. Это 
период очень серьезной перестройки в их организме. 

В 13-15 лет девушка по своим антропометрическим характеристикам была идеальной 

для бега. Ее достоинства: легкая и "узкая" костная система, длинные ноги, свобода 
движений. А в 16 природа может внести свои коррективы, и очертания фигуры никак 


background image

 

22 

не будут соответствовать специализации. Считаю, что генетический фактор много 
значит. Трудно полностью изменить то, что дала природа. Но регулярная тренировка и 

соответствующая диета в этом возрасте могут приостановить нежелательные для 
бегуньи антропометрические изменения. Разнообразные овощи и фрукты должны 

преобладать в меню девушек этого возраста. Это поможет сохранить им нужные для 
бега пропорции тела. В таком деле важна самодисциплина бегуньи. 

В юношеском возрасте соревнования становятся средством самовыражения. В бег 
приходят амбициозные юноши и девушки. Они хотят как можно чаще демонстрировать 

свое превосходство над сверстниками и готовы соревноваться хоть каждый день. Есть 
много юных бегунов, которые, практически не тренируясь, пытаются от старта к старту 

улучшать личные рекорды. Такой азарт не следует приветствовать. Частые 
соревнования нежелательны для юных, особенно для тех, которые хотят (и могут) в 

перспективе добиться успеха. 

Я уже отмечал, что юные бегуны не должны иметь слишком напряженные нагрузки. 
Профессионалы (а я вполне осознанно употребляю это слово) должны беречь себя в 
тренировке. Но вместе с тем этот тренировочный процесс должен быть достаточным, то 

есть адекватным (как я говорил выше, - "взвешенным"). Считаю, что до 14 лет вполне 
достаточно: 

* тренироваться 2-3 раза в неделю, 
* соревноваться не чаще 2-х раз в месяц и не более 15 раз в год. 

И только к 18-летнему возрасту можно постепенно довести число занятий до 6-7 раз в 
неделю, а количество соревнований до 20-25 в год. 

В тренировочном процессе следует использовать широкий круг средств и методов. 

Нагрузки должны быть разнообразными. В соревновательной практике нужно 
использовать широкий диапазон дистанций, поскольку еще непонятно, какую 
специализацию юный бегун выберет впоследствии. 

В юном возрасте достаточно энергично происходит естественный прирост 
определенных физических качеств. Тренер в работе с юными должен следовать в 
фарватере их естественного развития. Тренировочные и соревновательные нагрузки 

следует подбирать так, чтобы они способствовали более быстрому продвижению по 
пути естественного взросления. Действия наставника должны быть слегка 
"подталкивающими". Однако толкать следует аккуратно, точно, без резких действий. В 

этом деле нельзя переусердствовать... 

У юных особенно заметны естественный прирост быстроты, гибкости, способности к 
проявлениям "скоростной силы". Соответствующие упражнения очень важны в 

тренировочном процессе. Их удельный вес должен быть достаточно высоким. Нет 
нужды строить тренировку так, чтобы она препятствовала естественному приросту 

столь важных для соревновательной деятельности физических качеств. 

В юном возрасте трудно определить беговую специализацию. Независимо от того, что 
молодой человек или девушка в перспективе могут стать стайерами, рекомендую 
тренировать их в юном возрасте как бегунов на средние дистанции. Когда в тренировке 

юных излишне много внимания уделяется воспитанию выносливости, у них 
утрачивается скорость, гибкость и сила. Во взрослом спорте им будет трудно добиться 

высоких результатов в беге на длинные дистанции. 

Ранние спортивные достижения юных нарушают естественный биологический процесс 
развития организма. Нужно помнить, что в годы роста ему требуется много энергии. 
Слишком напряженные тренировочные нагрузки - сбивающий фактор в онтогенезе. 

Подчеркиваю: чтобы стать "большим" бегуном, не следует торопить события, нужно 
уметь ждать, и результаты придут. 


background image

 

23 

Планирование 

Каждый раз, когда приступаю к планированию многолетней подготовки того или иного 

ученика, вспоминаю несколько "золотых" правил. Ими я руководствуюсь многие годы и 
никогда не жалел об этом. 

Правило первое. Тренировочные и соревновательные нагрузки в многолетней 
подготовке должны быть доступными и постоянно прогрессировать. 

Я уверен, что доступность тренировочной нагрузки - обязательное условие при 
организации многолетнего тренировочного процесса. На любой стадии спортивной 
биографии одна-две неадекватных нагрузки могут повлечь за собой необратимые 

процессы, в результате которых бегун будет вынужден уйти из спорта. Поэтому каждую 
планируемую нагрузку в тренировочном занятии или соревновании следует примерять 
к уровню текущей готовности. Нагрузка должна быть доступной каждый раз и, при 

этом, постоянно прогрессировать. Использовать однообразные по величине нагрузки - 
пустое занятие. 

Нужно обеспечить прогрессирующую динамику тренировочных и соревновательных 

нагрузок в многолетнем плане. Всякий раз, когда предлагаю бегуну использовать новое 
или уже апробированное средство, но с повышенной интенсивностью, бываю особенно 
осторожным. Даю достаточно времени на приспособление организма к новому режиму 

деятельности. Каждый человек индивидуален и не похож на серийную машину, поэтому 
приспособительные реакции проходят по-разному. 

Правило второе. Тренировочные и соревновательные нагрузки должны обеспечивать 
хорошую суперкомпенсацию. 

Правило третье. Бегуну необходимо предоставлять достаточно времени для адаптации 
и восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок. 

Жизненно необходимо предоставлять бегуну достаточно времени для восстановления 
между тренировочными занятиями и после соревнований. Всегда предусматриваю 

"легкие" дни и периоды в тренировочных планах. "Жесткие" нагрузки изо дня в день 
нелогичны. Иногда свободный от тренировки день принесет больше пользы, чем самая 
трудная работа. Управление тренировкой предполагает разумное планирование дней и 

периодов для восстановления. Правильное чередование нагрузок разной 
интенсивности - искусство, которое нужно постигать годами. 

Бегун приспосабливается к любой тренировочной или соревновательной нагрузке. 

Постепенно происходит накопление сил и в следующий раз нагрузка не будет такой 
утомительной. Каждый раз организм про запас подтягивает дополнительный 
энергетический ресурс. Происходит то, что называется суперкомпенсацией, то есть 

организм становится готовым вынести более тяжелую работу. Способности организма 
противостоять утомлению постепенно возрастают. Второе правило перекликается с 

первым: хорошая суперкомпенсация энергоресурса возможна только тогда, когда 
тренировочные и соревновательные нагрузки в многолетней подготовке будут 

доступными и постоянно прогрессирующими. 

Многолетний тренировочный процесс для бегуна на средние и длинные дистанции 
предполагает определенную системность. Я уже говорил, что работа тренера - это 
творческая деятельность. Но творчество можно осуществлять только на определенном 

поле. В противном случае это будет хаос. Я не приверженец планов, расписанных на 
год вперед, но являюсь убежденным сторонником системного подхода. Поэтому 

стратегическую линию организации тренировочного процесса определяю на 
длительный срок. Копаться в деталях начинаю, когда обдумываю тренировочный 

процесс на ближайший месяц. В месячных планах намечаю относительно устойчивый 


background image

 

24 

порядок применения средств и методов. Кроме того, стараюсь расставить все 
тренировочные и соревновательные нагрузки сообразно с их удельным весом. 

Распределяю также приоритетность видов подготовки: общефизическая, 
функциональная, специально-подготовительная, техническая, тактическая, 

психологическая и т.п. И наконец, устанавливаю отношение между объемом и 
интенсивностью нагрузки, определяю дни ударных нагрузок и отдыха. 

Основным элементом процесса подготовки в тренерском деле является конкретное 
тренировочное занятие, в ходе которого решаю все спортивно-педагогические задачи. 

Считаю, что именно в тренировочном занятии воплощается каждодневный труд 
тренера. Здесь проявляются его искусство, эрудиция и сила авторитета. Авторитет 

тренера (с поправкой на одаренность, целенаправленность и трудолюбие ученика) 
способствует успеху их творческого дуэта Поэтому считаю важным обсуждать 

предстоящую месячную программу подготовки вместе с учеником. 

Составление плана, его реализация и оценка достигнутого - это то, что характеризует 
системность проведения любой практической работы. Данная триада пронизывает 
действия тренера на протяжении 

всей его деятельности. Это обусловлено тем, что составленный план, как правило, не 

удается реализовать полностью. Приходится вносить поправки, поскольку изменяется 
состояние бегуна, возникают новые задачи и условия - тренер должен составлять 
новый вариант плана. И так на протяжении всей своей деятельности. Уверен, что самое 

точное повторение ранее составленного распределения средств и методов даже для 
сходного контингента и решения аналогичных задач не дает положительных 

результатов. Обучение, направленное развитие, воспитание, построение и проведение 
занятий - это виды деятельности, которые характеризуются творческим началом. Они 

не терпят точного копирования даже того, что ранее приводило к положительным 
результатам. 

Разрабатывая тренировочные планы, учитываю массу нюансов, относящихся к 
личности каждого бегуна. Система тренировки, разработанная для одного бегуна, не 

подойдет другому. Поэтому можно говорить лишь об общей ее направленности с учетом 
основных принципов физиологии и спортивной тренировки. Детали плана - 

индивидуальны для каждого ученика. 

Всегда в начале сезона тренер должен вместе со своим учеником набросать, по 
крайней мере в общих чертах, твердый план состязаний и предпринять меры 
постоянной охраны спортсмена от перенапряжения, скоординировав для этого важные 

соревнования и энергично вычеркнув из плана ненужные. 

Не могу дать гарантий, что разработанная мной программа приведет на пьедестал 
любого спортсмена, который выполнит ее. Задача заключается в том, чтобы тщательно 

изучить спортсмена и с учетом его индивидуальных психологических и физических 
особенностей спланировать направленность подготовки. Следует подчеркнуть, что 
тренировка должна быть длительной - это дает возможность сделать выводы о 

правильности плана тренировки. Конечно же, будет неправомерным такое заявление: 
"Я тренируюсь по этому плану уже три месяца, а результаты не улучшил". Атлет 

должен запастись терпением: ведь требуются годы, чтобы стать хорошим бегуном. 

Тренировочный микроцикл - это структура построения учебно-тренировочных занятий, 
как правило, на одну неделю, в которой определяются ритм проведения занятий - 
работы и отдыха, последовательность решаемых задач, указываются основные 

двигательные средства и дозировка упражнений. Недельным планам я придаю особое 
значение. В них отражаю содержание отдельного тренировочного занятия и, по мере 

необходимости, вношу соответствующие коррективы. 


background image

 

25 

С квалифицированными бегунами иногда организую 2-3 работы подряд, в которых 
применяю одни и те же тренировочные средства и величины нагрузок. При этом 

очередное занятие провожу на фоне значительного недовосстановления после 
предыдущего. В этом случае происходит суммирование следовых явлений нескольких 
занятий. Следовательно, наступает большее утомление и создаются предпосылки для 

обеспечения сверхвосстановления затраченных энергетических ресурсов, то есть роста 
тренированности. Этот подход является моделированием соревнований в 2-3 круга: 

(забег) / (полуфинал) / финал. После такого рода сдвоенных или строенных занятий с 
высокими нагрузками планирую на два последующих дня только активный отдых и 

разминки. Затем еще 2-4 дня применяю малые или средние нагрузки. 

Выстраивая микроциклы, придерживаюсь следующих правил: 
* решаю в каждом занятии не более двух-трех задач; 
* чередую высокие, средние и малые нагрузки, изменяя их внутри микроцикла 

волнообразно; 
* применяю внутри микроцикла определенное количество работ: на подготовительном 

и соревновательном этапах не более двух, на предсоревновательном - не более трех; 
* допускаю на предсоревновательном этапе (крайне редко) использование 

высокоинтенсивных нагрузок на нескольких занятиях подряд. 

Несколько микроциклов, которые объединены общностью задач, характером и ритмом 
изменения нагрузки в них, составляют мезоцикл, продолжительность которого 
колеблется от 3 до 6 недель. В зависимости от направленности микро- и мезоциклов я 

делю их на ряд типов: 
* втягивающий, 

* базовый, 
* контрольный, 
* шлифовочный, 

* предсоревновательный, 
* соревновательный, 

* восстановительный (разгрузочный). 

Каждый из названных микро- и мезоциклов характеризуется решаемыми задачами и, в 
соответствии с этим, преимущественно используемыми средствами и величиной 
нагрузки. 

Втягивающий цикл. Основная задача - создать предпосылки для целенаправленной 
спортивной подготовки. Функция цикла сходна с функцией вводной части 
тренировочного занятия: основное внимание обращается на общую физическую 

подготовку бегуна. Нагрузка постепенно повышается сначала за счет объема, а позже 
за счет интенсивности. 

Базовый цикл. Такие циклы имеют задачу обеспечить все виды спортивной подготовки, 
необходимые для успеха на избранной дистанции. Это главный тип микро- и мезоцикла 

в подготовительном периоде тренировки. Нагрузка в них (и в некоторых других типах 
микро- и мезоциклов) варьируется от развивающих до стабилизирующих. 

Контрольный цикл. Задача контрольного цикла - проверить степень подготовленности 
спортсмена (успешность решения задач спортивной тренировки) путем участия в 

прикидках и контрольных соревнованиях. 

Шлифовочный цикл. В ходе тренировочных занятий цикла я устраняю выявленные 
недостатки в технической, физической и других видах подготовки. Использую, как 

правило, средние по объему и интенсивности тренировочные нагрузки.