Файл: Ортопедия (сложное протезирование) этиология, патогенез и классификация деформаций зубных рядов. Методы обследования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 311

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- не препятствовать проведению профессиональной и индивидуальной гигиены полости рта;
- не оказывать раздражающего действия на десну;
- не препятствовать медикаментозным и хирургическим воздействиям на пародонтальный карман;
- не создавать своей окклюзионной поверхностью блокирующих моментов движению нижней челюсти;
- не нарушать речи;
- не вызывать грубых нарушений внешнего вида;
- создание шины не должно быть связано с удалением большого слоя твердых тканей зубов.
ПОКАЗАНИЯ К ШИНИРОВАНИЮ ЗУБОВ:
1) I степень подвижности зубов с хроническими периапикальными изменениями и хорошо запломбированными корневыми каналами;
2) I степень подвижности зубов при атрофии кости лунки более ½ длины корня при пародонтозе;
3) II степень подвижности зубов с хроническими периапикальными изменениями;
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ:
1) III степень подвижности зубов;
2) II степень подвижности зубов при атрофии кости лунки более 2/3 длины корня;
3) I степень подвижности зубов при атрофии кости лунки более ½ длины корня при пародонтите;
4) зубы с обострением хронического периодонтита и плохо запломбированными корневыми каналами;
5) зубы с хроническим гранулирующим периодонтитом.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ШИНИРОВАНИЯ И ПОКАЗАНИЯ К НИМ.
1. Временное и полупостоянное (от нескольких дней до нескольких месяцев): эти типы шинирования предотвращают дальнейшую травму, вызванную парафункциями и вредными привычками. Временное шинирование может проводиться в качестве экстренной помощи; позволяет уменьшить механическую травму во время пародонтологического лечения.
2. Полупостоянное и постоянное (от нескольких месяцев до нескольких лет) шинирование используется для стабилизации зубов после породонтального лечения, особенно если применялись регенеративные методы.

3. Постоянное шинирование (на многие годы) проводится с целью комплексной реабилитации; помогает распределить окклюзионную нагрузку, когда парафункция не поддается лечению.
ВРЕМЕННОЕ ШИНИРОВАНИЕ
Временные шины применяются на срок от нескольких недель до нескольких месяцев.
Временное шинирование чаще всего осуществляется на период активного проведения консервативных и хирургических манипуляций и содействует закреплению лечебного эффекта. Необходимость такого раннего шинирования диктуется тем, что после консервативных и хирургических воздействий в тканях пародонта возникает воспалительный отек, увеличивающий уже существующую патологическую подвижность зубов.
Шины позволяют ослабить негативное влияние этого явления на репаративные процессы в пародонте.
20. ОРТОПЕДИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОГО ЛЕЧЕНИЯ
ЗАБОЛЕВАНИЙ ПАРОДОНТА.
Ортопедические методы, применяемые для лечения заболеваний пародонта, позволяют снять воспалительные явления, улучшить кровообращение и трофику тканей за счет устранения патологической подвижности, нормализации окклюзионных соотношений, снятия травмирующего действия жевательного давления.
ПОКАЗАНИЯ К ШИНИРОВАНИЮ ЗУБОВ:
1) I степень подвижности зубов с хроническими периапикальными изменениями и хорошо запломбированными корневыми каналами;
2) I степень подвижности зубов при атрофии кости лунки более ½ длины корня при пародонтозе;
3) II степень подвижности зубов с хроническими периапикальными изменениями;
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ:
1) III степень подвижности зубов;
2) II степень подвижности зубов при атрофии кости лунки более 2/3 длины корня;
3) I степень подвижности зубов при атрофии кости лунки более ½ длины корня при пародонтите;
4) зубы с обострением хронического периодонтита и плохо запломбированными корневыми каналами;
5) зубы с хроническим гранулирующим периодонтитом.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ШИНИРОВАНИЯ И ПОКАЗАНИЯ К НИМ.


1. Временное и полупостоянное (от нескольких дней до нескольких месяцев): эти типы шинирования предотвращают дальнейшую травму, вызванную парафункциями и вредными привычками. Временное шинирование может проводиться в качестве экстренной помощи; позволяет уменьшить механическую травму во время пародонтологического лечения.
2. Полупостоянное и постоянное (от нескольких месяцев до нескольких лет) шинирование используется для стабилизации зубов после породонтального лечения, особенно если применялись регенеративные методы.
3. Постоянное шинирование (на многие годы) проводится с целью комплексной реабилитации; помогает распределить окклюзионную нагрузку, когда парафункция не поддается лечению.
ВРЕМЕННОЕ ШИНИРОВАНИЕ
Временные шины применяются на срок от нескольких недель до нескольких месяцев.
Временное шинирование чаще всего осуществляется на период активного проведения консервативных и хирургических манипуляций и содействует закреплению лечебного эффекта. Необходимость такого раннего шинирования диктуется тем, что после консервативных и хирургических воздействий в тканях пародонта возникает воспалительный отек, увеличивающий уже существующую патологическую подвижность зубов.
Шины позволяют ослабить негативное влияние этого явления на репаративные процессы в пародонте.
ПОСТОЯННОЕ ШИНИРОВАНИЕ.
Постоянные шины применяют как лечебные аппараты для иммобилизации зубов на продолжительное время. Больной такими шинами пользуется постоянно.
В зависимости от топографии дефекта зубного ряда, распространенности и степени деструкции пародонта постоянные
- конструкции могут быть съемными
- несъемными
- комбинированными
НЕСЪЕМНЫЕ ШИНЫ.
Несъемные протезы лучше, чем съемные, т.к. фиксируют зубы в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Они обеспечивают надежное укрепление подвижных зубов, образуя из них блок, способный противостоять как единое целое горизонтальным и
вертикальным силам, развивающимся при жевании. Они мало нарушают речь, и больные быстро привыкают к ним.
Главная проблема при изготовлении - обеспечение надежной фиксации шины или шины-протеза к шинируемому зубу. Конструкция должна быть достаточно жесткой и точно прилегать к протезному ложу, имеющему к тому же достаточную площадь контакта. Увеличить площадь контакта и повысить устойчивость к боковому сдвигу можно путем введения в конструкцию парапульпарных или внутриканальных штифтов. Наиболее надежной несъемной конструкцией следует признать такую, фиксирующим элементом которой является цельнолитая облицованная или необлицованная коронка
Шинирующие свойства съемных шин обеспечиваются различной комбинацией непрерывных опорно-удерживающих и перекидных кламмеров, а также разной формы окклюзионных накладок.
Распространению их способствовала разработка методик параллелометрии, точного литья на огнеупорных моделях, применение хромокобальтовых сплавов и сплавов из благородных металлов.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

СЪЕМНЫЕ ШИНЫ
Съемные шины могут применяться для шинирования одной какой-либо группы зубов или всего зубного ряда. При иммобилизации передних зубов шину желательно доводить до премоляров, а при шинировании боковых - до клыков.
Съемные шины могут включаться в конструкцию дугового протеза как его составляющая часть. Это шины-протезы:
- шина типа непрерывного кламмера;
- шина-каппа;
- единая шина для всего зубного ряда.
ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕЗИРОВАНИЯ БОЛЬНЫХ С ДЕФЕКТАМИ ЗУБНОГО
РЯДА ПРИ ПАРОДОНТОЗЕ И ПАРОДОНТИТАХ.
•К особенностям клинической картины пародонта, осложненной потерей зубов, следует отнести появление дополнительной функциональной нагрузки, обусловленной уменьшением числа зубов. Большое значение для развития болезни в этих условиях имеет количество утраченных зубов, расположение дефекта, вид прикуса, степень атрофии альвеолярной части.
При утрате боковых зубов передние получают дополнительную нагрузку. В связи с этим увеличивается подвижность зубов, верхние резцы и клыки веерообразно расходятся, выдвигаясь вперед, промежутки между ними увеличиваются, уменьшается межальвеолярная высота, и как следствие уменьшается нижняя треть лица. Одновременно изменяется положение
нижней головки нижней челюсти в суставной ямке, возникает опасность функциональной перегрузки сустава.
Все указанные особенности течения пародонтоза и пародонтита при частичной потере зубов определяют характер ортопедической терапии.
Она заключается в шинировании сохранившихся зубов и протезировании дефекта.
Пациентов с заболеваниями пародонта и нарушением непрерывности зубных рядов модно разделить на три группы. К первой группе относятся больные с включенными, ко второй - с концевыми (односторонними и двусторонними) дефектами зубной дуги; третью группу составляют больные с множественными дефектами и небольшими (по 2-3) группами зубов.
При расположении дефекта в переднем отделе зубного ряда протезирование осуществляется при помощи различных видов мостовидных протезов. Опорами являются оставшиеся зубы. Мостовидный протез является шиной. Если дефект большой (потеря клыков, премоляров), оставшиеся корневые зубы шинируют несъемной шиной, а дефект замещают съемным протезом.
При односторонних и двусторонних включенных дефектах, образующихся при удалении 1-2 моляров и премоляров, шинирование осуществляется мостовидными протезами, опорными элементами которых являются экваторные и полные коронки.
Понижение высоты тела мостовидного протеза ведет к уменьшению площади спайки его с коронкой, что вызывает поломку протезов. В этих случаях применяют литые конструкции или малые седловидные протезы с кламмерами на зубы, блокированные несъемными шинами. Мостовидные протезы противопоказаны, если дистально расположенный зуб подвижен.
Для этого применяют шинирование дуговым протезом с непрерывным кламмером и когтевидными отростками при подвижности передних зубов.
Съемные шинирующие протезы показаны при больших включенных дефектах, значительном поражении пародонта или отсутствии достаточно прочной дистальной опоры. Применяют дуговой протез, который позволяет осуществить поперечную стабилизацию.
Передняя группа зубов шинируется несъемными шинами. При большой подвижности зубов шинирование может быть усилено путем включения в нижний дуговой протез многозвеньевого кламмера, благодаря чему передние зубы получают дополнительную поддержку с язычной стороны. Можно создать и круговую фиксацию. Для этого многозвеньевой кламмер снабжают когтевидными отростками. Лучшая

круговая фиксация достигается при взаимном сочетании несъемных шин и шинирующего съемного протеза.
Шинирование остаточного зубного ряда возможно тремя способами: несъемными шинами, шинирующими приспособлениями, включенными в конструкцию съемного протеза и путем комбинации этих способов. Конструкция несъемной шины зависит от положения шинированных зубов. Предпочтение отдается шинам, покрывающим окклюзионную поверхность.
При пародонтопатиях, осложненных концевыми (односторонними или двусторонними) дефектами, протезирование производится съемными протезами. Показания к применению определяются величиной дефекта, состоянием пародонта сохранившихся зубов, выраженностью альвеолярных отростков и твердого неба.
При комбинированных дефектах протезированию предшествует шинирование каждой группы зубов несъемными протезами. Дистально расположенные зубы блокируют экваторными, а зубы, видимые при улыбке - комбинированными коронками. Границы протезов у таких больных должны быть максимально полными, чтобы с одной стороны, сделать протез устойчивым, а с другой - разгрузить оставшиеся зубы путем передачи давления на небе и беззубые альвеолярные части.
21. КОНСТРУКЦИИ ШИН. ВЫБОР КОЛИЧЕСТВА ОПОРНЫХ
ЗУБОВ В ШИНЕ.
ХАРАКТЕРИСТИКА БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ:
1. Шина, укрепленная на зубах, вследствие жесткости ограничивает свободу их подвижности. Зубы могут совершать движения лишь вместе с шиной и в одном направлении.
2. Шинирующая конструкция, объединяя в блок все передние и все боковые зубы, разгружает их пародонт при откусывании или разжевывании пищи.
3. Нагрузка в шинирующем блоке воспринимается в первую очередь зубами, имеющими меньшую патологическую подвижность: они разгружают зубы с более пораженным пародонтом.
4. Зубы расположены по дуге, кривизна которой более выражена в переднем отделе, поэтому шинирующая конструкция, расположенная по дуге, более устойчива к действию наружных сил, чем шина, расположенная линейно.
5. Порядок распределения жевательной нагрузки зависит от точки приложения сил.

6. При линейном расположении шины возможны колебания шин, когда зубы имеют Ι или ΙΙ степень подвижности.
КЛАССИФИКАЦИЯ ШИН:
1. по продолжительности – постоянные и временные;
2. по способу фиксации – съемные и несъемные;
3. по способу изготовления – лабораторного и клинического изготовления;
4. по материалу – металлические, пластмассовые, композитные, комбинированные;
5. по методике изготовления – литые, штампованные, паяные, изготовленные путем полимеризации, лигатурные;
6. по конструкции – разные виды вкладок, коронок, мостовидных протезов, бюгельных и пластиночных протезов.
ТРЕБОВАНИЯ К ШИНАМ:
- создавать прочный блок из группы зубов, ограничивая их движения в трех направлениях: вертикальном, вестибулооральном и мезиодистальном;
- быть жесткой и прочно фиксированной на зубах;
- не иметь ретенционных пунктов для задержки пищи и зубного налета;
- не препятствовать проведению профессиональной и индивидуальной гигиены полости рта;
- не оказывать раздражающего действия на десну;
- не препятствовать медикаментозным и хирургическим воздействиям на пародонтальный карман;
- не создавать своей окклюзионной поверхностью блокирующих моментов движению нижней челюсти;
- не нарушать речи;
- не вызывать грубых нарушений внешнего вида;
- создание шины не должно быть связано с удалением большого слоя твердых тканей зубов.
ПОКАЗАНИЯ К ШИНИРОВАНИЮ ЗУБОВ:
1) I степень подвижности зубов с хроническими периапикальными изменениями и хорошо запломбированными корневыми каналами;
2) I степень подвижности зубов при атрофии кости лунки более ½ длины корня при пародонтозе;
3) II степень подвижности зубов с хроническими периапикальными изменениями;
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ:
1) III степень подвижности зубов;


2) II степень подвижности зубов при атрофии кости лунки более 2/3 длины корня;
3) I степень подвижности зубов при атрофии кости лунки более ½ длины корня при пародонтите;
4) зубы с обострением хронического периодонтита и плохо запломбированными корневыми каналами;
5) зубы с хроническим гранулирующим периодонтитом.
22. МЕТОДИКА ПАРАЛЛЕЛОМЕТРИИ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ
ШИНИРУЮЩИХ АППАРАТОВ И ПРОТЕЗОВ.
ПАРАЛЛЕЛОМЕТРОМ называется аппарат, предназначенный для определения параллельности стенок опорных зубов, нанесения на них межевой линии и определения вида и места расположения элементов кламмеров, что обеспечивает надежную фиксацию протеза и свободное введение, и выведение его из полости рта.
ЗАДАЧИ ПАРАЛЛЕЛОМЕТРИИ
Рациональное распределение жевательной нагрузки.
Определение пути введения шинирующих аппаратов и протезов.
Обеспечение фиксации и стабилизации шинирующих аппаратов и протезов. Достижение эстетических норм
МЕТОДИКА ПАРАЛЛЕЛОМЕТРИИ
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАКЛОНА МОДЕЛИ.
Параллелометр, набор инструментов к нему, диагностические модели челюстей. Модель устанавливается на столике параллелометра так, чтобы окклюзионная поверхность зубов модели была перпендикулярна анализирующему стержню. Стержень подводится к каждому опорному зубу по очереди и изучается величина опорной и удерживающих зон.
Может оказаться, что на одном или нескольких зубах определяются хорошие условия для расположения элементов кламмера, а на других неудовлетворительные. Тогда модель должна быть рассмотрена под другим углом наклона.
2. НАНЕСЕНИЕ ЛИНИИ ОБЗОРА.
Выбрав наиболее рациональный наклон модели, анализирующий стержень заменить грифелем и, не меняя выбранного наклона модели, нанести межевую линию на вестибулярной и оральной поверхности зубов.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЛУБИНЫ РЕТЕНЦИИ.
Для определения глубины ретенции в наборе параллелометра имеются три специальных стержня с шириной козырька 0,25, 0,5, 0,75 мм. Глубина ретенции зависит от выпуклости поверхности зуба и от типа
кламмера. Чем выпуклее поверхность коронки, тем ближе к экватору мы должны располагать ретенционное плечо кламмера (стержень № 1), но длина и толщина его увеличиваются. А чем больше выражено поднутрение (стержень № 3), тем тоньше, эластичнее и короче должен быть фиксирующий конец кламмера. При определении глубины ретенции стержень должен касаться опорного зуба по межевой линии, а козырек касаться зуба в зоне ретенции.
4. НАНЕСЕНИЕ РИСУНКА КАРКАСА ШИНЫ.
Химический карандаш. Нанести на модели рисунок каркаса и сёдел
(шинах-протезах), расположение других элементов шинирующих аппаратов и шин-протезов, ориентируясь на клиническую картину, начертить на опорных зубах конструкцию кламмера.
23. МЕТОДИКА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОЛИТЫХ СЪЕМНЫХ
ШИН И ШИН-ПРОТЕЗОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ЛЕЧЕНИИ
ЗАБОЛЕВАНИЙ ПАРОДОНТА.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЦЕЛЬНОЛИТЫХ СЪЕМНЫХ ШИН СКЛАДЫВАЕТСЯ ИЗ
СЛЕДУЮЩИХ ЭТАПОВ:
1)изучение диагностических моделей;
2) сошлифовывание участков окклюзионных поверхностей зубов для расположения окклюзионных частей шин;
3) получение слепков и рабочих моделей, определение центральной окклюзии;
4) изучение рабочей модели в параллелометре и выбор пути введения шины или шины-протеза;
5) планирование конструкции шины и нанесение рисунка ее каркаса на гипсовую модель;
6) подготовка модели к дублированию и получение огнеупорной модели;
7) воспроизведение рисунка каркаса шины на огнеупорной модели;
8) моделировка каркаса шины;
9) создание литниковой системы;
10) нанесение огнеупорного покрытия, получение литейной формы, процесс литья;
Процесс литья:
- изготовление восковых моделей деталей (при литье на огнеупор¬ных
- моделях предварительное получение таковых);
- установка литникобразующих штифтов и создание литниковой сис¬темы;
- покрытие моделей огнеупорным облицовочным слоем;