ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 700
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
изического воспитания в учебные заведения
В условиях больших преобразований в России со вре- мен Петра I, неизмеримо возросли потребности в квалифи- цированных кадрах. В стране создаются светские учебные заведения. В 1701 г. в Москве в школе математических и навигационных наук вводится физическая подготовка как обязательный учебный предмет, а затем и в Морской ака- демии (1719) в С.-Петербурге, в гимназии Глюка в Москве (1703). Средствами физического воспитания были – фехто- вание, верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы и игры.
Наряду с государственными учебными заведениями в это же время в С.-Петербурге появляются частные общеоб- разовательные школы, в учебном плане которых значи- тельное место было отведено и физическому воспитанию. Школы эти принадлежали, как правило, шведам, попавшим когда-то в плен. В этих школах учились дети не только шведов, но и русских. Шведские преподаватели
учили
«вверяемых им детей латинскому, французскому и другим языкам и также морали, математике и всякого рода телес- ным упражнениям».
Во второй половине XVIII в. открываются гимназии и пансионаты для обучения детей дворян и разночинцев. Здесь внимание обращалось на привитие внешних манер поведения, а также фехтованию, танцам.
В учебные планы гражданских учебных заведений так-
же были включены элементы физического воспитания. В
1755 г. был открыт Московский университет с двумя гим- назиями для подготовки учащихся в Университет – для дворян и разночинцев. Сословный характер гимназий обу-
90
словил и систему постановки физического воспитания в них. В то время как в гимназии для дворян преподавались
«экзерциции воинские, ежели иметь будет учеников», фех- тование и танцы, в учебном плане гимназии для разночин- цев эти предметы не предусматривались. Тот же учебный план
сохранен для открытой в 1758 г. Казанской гимназии.
В правление Екатерины II большое внимание уделялось организации просвещения. Главное внимание обращалось на военно-учебные заведения, комплектовавшие своих вос- питанников из дворян.
В связи с учебно-воспитательными реформами И.И. Бец- кого, кадетский шляхетный корпус получил новый устав, утвержденный 11 сентября 1766 г. Значительно была рас- ширена программа по общеобразовательным предметам. Однако наибольшие изменения коснулись физического вос- питания. Учебный план предусматривал только преподава- ние «танцевания и фехтования», тем не менее, физическое развитие признавалось решающим в быту кадетского кор- пуса.
В детском возрасте кадеты получали общее физическое воспитание согласно правилам, изложенным в «настав- лении о воспитании детей». В возрасте от 15 до 18 лет главное внимание обращалось на верховую езду, вольти- жировку и фехтование. С 1772 г. по инициативе Бецкого в корпусе велось обучение «мячиковой
игре», преподавате- лем который был приглашен «профессор мячиковой игры господин Корбин де Плеси из Парижа». Обязанности его заключались в обучении «во всем том, что до мячечной игры принадлежит, т.е. мортировать игру, сделать мячики и рапиры». Несмотря на то, что желающих обучаться не ока- залось, Плеси по заключенному с ним контракту получал в течение 6 лет по 1000 рублей в год, причем по истечении этого срока с ним был заключен контракт еще на три года. В 1796 г., упорно стремясь привить «благородному юноше-
91
ству» вкусы французской дворянской молодежи, среди ко- торой игра в мяч пользовалась большой популярностью, Бецкой пригласил другого «профессора», некоего Бионна на этот раз с жалованием 500 рублей в год.
Этот пример свидетельствует о том, что если в первой половине XVIII века физическое развитие проводилось по методам, усвоенным из немецких кадетских корпусов, то при Екатерине II «решающее влияние оказала система фи- зического воспитания французской дворянской молодежи».
В 1804 г. создается Устав учебных заведений. Появляет- ся система в образовании – приходские и уездные училища, гимназии и университеты. В училищах физическое воспи- тание не было предусмотрено, а в гимназиях и университе- тах – необязательный предмет.
Лучше всего физическое воспитание было поставлено в
закрытых дворянских учебных заведениях-лицеях. В Цар- скосельском лицее был
В условиях больших преобразований в России со вре- мен Петра I, неизмеримо возросли потребности в квалифи- цированных кадрах. В стране создаются светские учебные заведения. В 1701 г. в Москве в школе математических и навигационных наук вводится физическая подготовка как обязательный учебный предмет, а затем и в Морской ака- демии (1719) в С.-Петербурге, в гимназии Глюка в Москве (1703). Средствами физического воспитания были – фехто- вание, верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы и игры.
Наряду с государственными учебными заведениями в это же время в С.-Петербурге появляются частные общеоб- разовательные школы, в учебном плане которых значи- тельное место было отведено и физическому воспитанию. Школы эти принадлежали, как правило, шведам, попавшим когда-то в плен. В этих школах учились дети не только шведов, но и русских. Шведские преподаватели
учили
«вверяемых им детей латинскому, французскому и другим языкам и также морали, математике и всякого рода телес- ным упражнениям».
Во второй половине XVIII в. открываются гимназии и пансионаты для обучения детей дворян и разночинцев. Здесь внимание обращалось на привитие внешних манер поведения, а также фехтованию, танцам.
В учебные планы гражданских учебных заведений так-
же были включены элементы физического воспитания. В
1755 г. был открыт Московский университет с двумя гим- назиями для подготовки учащихся в Университет – для дворян и разночинцев. Сословный характер гимназий обу-
90
словил и систему постановки физического воспитания в них. В то время как в гимназии для дворян преподавались
«экзерциции воинские, ежели иметь будет учеников», фех- тование и танцы, в учебном плане гимназии для разночин- цев эти предметы не предусматривались. Тот же учебный план
сохранен для открытой в 1758 г. Казанской гимназии.
В правление Екатерины II большое внимание уделялось организации просвещения. Главное внимание обращалось на военно-учебные заведения, комплектовавшие своих вос- питанников из дворян.
В связи с учебно-воспитательными реформами И.И. Бец- кого, кадетский шляхетный корпус получил новый устав, утвержденный 11 сентября 1766 г. Значительно была рас- ширена программа по общеобразовательным предметам. Однако наибольшие изменения коснулись физического вос- питания. Учебный план предусматривал только преподава- ние «танцевания и фехтования», тем не менее, физическое развитие признавалось решающим в быту кадетского кор- пуса.
В детском возрасте кадеты получали общее физическое воспитание согласно правилам, изложенным в «настав- лении о воспитании детей». В возрасте от 15 до 18 лет главное внимание обращалось на верховую езду, вольти- жировку и фехтование. С 1772 г. по инициативе Бецкого в корпусе велось обучение «мячиковой
игре», преподавате- лем который был приглашен «профессор мячиковой игры господин Корбин де Плеси из Парижа». Обязанности его заключались в обучении «во всем том, что до мячечной игры принадлежит, т.е. мортировать игру, сделать мячики и рапиры». Несмотря на то, что желающих обучаться не ока- залось, Плеси по заключенному с ним контракту получал в течение 6 лет по 1000 рублей в год, причем по истечении этого срока с ним был заключен контракт еще на три года. В 1796 г., упорно стремясь привить «благородному юноше-
91
ству» вкусы французской дворянской молодежи, среди ко- торой игра в мяч пользовалась большой популярностью, Бецкой пригласил другого «профессора», некоего Бионна на этот раз с жалованием 500 рублей в год.
Этот пример свидетельствует о том, что если в первой половине XVIII века физическое развитие проводилось по методам, усвоенным из немецких кадетских корпусов, то при Екатерине II «решающее влияние оказала система фи- зического воспитания французской дворянской молодежи».
В 1804 г. создается Устав учебных заведений. Появляет- ся система в образовании – приходские и уездные училища, гимназии и университеты. В училищах физическое воспи- тание не было предусмотрено, а в гимназиях и университе- тах – необязательный предмет.
Лучше всего физическое воспитание было поставлено в
закрытых дворянских учебных заведениях-лицеях. В Цар- скосельском лицее был