ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 701
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
специальный зал, где занимались фехтованием, гимнастикой и другими физическими упраж- нениями и играми.
Военно-физическая подготовка в русской армии
Реформы XVII и XVIII вв. оказали влияние на создание системы военно-физической подготовки в русской армии.
Все началось с организации Петром I Семеновского и Преображенского потешных полков. Здесь были выходцы из всех слоев. В ходе потех совершенствовались боевая выучка солдат, развивались проворство, ловкость, вынос- ливость, сила, быстрота. Во время игр и походов солдаты учились брать искусно построенные крепости, преодоле- вать препятствия.
После смерти Петра I иностранцы обучали русских сол-
дат ненужным приемам, муштре, парадности.
Большая заслуга в сохранении Петровских традиций принадлежит А.В. Суворову (1730 – 1800). В своих произ-
92
ведениях об армии он изложил взгляды на военно-физи-
ческую подготовку солдат и офицеров.
Суворов начал службу простым солдатом и поэтому прекрасно знал быт и нужды русского войска. Будучи хи- лым от рождения, он систематически закалял себя. Суз- дальский полк под его командованием значительно выде- лялся своей военной и физической подготовкой из числа других. Вопросы морального и физического воспитания русского бойца стояли у него на первом плане. Физическая подготовка солдат велась Суворовым весьма разнообразно. Он учил быстроте перестроений, меткому огню. Каждое ученье заканчивалось штыковым боем, которому он прида- вал решающее значение. Знаменитый суворовский военный переход через Альпы стал возможен лишь потому, что и в мирное время Суворов придавал большое значение физиче- ской выносливости. Во время тренировок солдат учили проходить через густые леса, бегу, лазанию по лестнице, переходам через валы и рвы. Суворов сам подавал пример физической закалки и выносливости, проделав в 69 лет труднейший в
истории военного искусства Швейцарский поход. «Учить не рассказом, а показом» – было основное правило Суворова. Его методика обучения солдат, подыто- женная в книжке «Наука побеждать», сводилась к следую- щему: «Экзерцирование мое было не на караул и не на пле- чо, но прежде торопливость, затем различное марширова- ние, а потом уже приемы, скорый заряд и конец – удар в штыки».
Вопросам гигиены и здоровья солдат Суворов уделял большое внимание. В русской армии ежегодная убыль сол- дат от болезней достигала колоссальной цифры. Суворов в
1796 г. добился того, что смертность его солдат составляла
0,012%.
На флоте петровско-суворовские традиции военно-фи-
зической подготовки воплощал адмирал Ф.Ф. Ушаков (1744
– 1817). Специальная физическая подготовка матросов
93
включала упражнения в лазании по канатам
и мачтам, бег по корабельным снастям, упражнения на быстроту в уста- новке и уборке парусов, занятия плаванием и греблей, при- цельной стрельбой с движущихся качелей, имитирующих качку, учебные абордажные бои из наиболее прогрессив- ных систем военно-физической подготовки моряков, она способствовала повышению боеспособности российского флота.
После А.В. Суворова его направление военно-физичес- кой подготовки войск развивали М.И. Кутузов, П.И. Баг- ратион и другие офицеры и генералы, прославившиеся в Отечественной войне 1812 года. Однако с окончанием этой войны и созданием Священного союза (1815) в русской армии снова наступила полоса реакции. Суворовские мето- ды военно-физического воспитания были преданы забве- нию. Царское правительство насаждало в армии муштру, шагистику, изучение бессмысленных артикулов (приемов), палочную дисциплину. Все это ослабляло боеспособность армии.
Поражение России в Крымской войне в
середине
50-х гг. XIX в. обнаружило недостатки в боевой и физиче-
ской подготовке войск.
Военно-физическая подготовка в русской армии
Реформы XVII и XVIII вв. оказали влияние на создание системы военно-физической подготовки в русской армии.
Все началось с организации Петром I Семеновского и Преображенского потешных полков. Здесь были выходцы из всех слоев. В ходе потех совершенствовались боевая выучка солдат, развивались проворство, ловкость, вынос- ливость, сила, быстрота. Во время игр и походов солдаты учились брать искусно построенные крепости, преодоле- вать препятствия.
После смерти Петра I иностранцы обучали русских сол-
дат ненужным приемам, муштре, парадности.
Большая заслуга в сохранении Петровских традиций принадлежит А.В. Суворову (1730 – 1800). В своих произ-
92
ведениях об армии он изложил взгляды на военно-физи-
ческую подготовку солдат и офицеров.
Суворов начал службу простым солдатом и поэтому прекрасно знал быт и нужды русского войска. Будучи хи- лым от рождения, он систематически закалял себя. Суз- дальский полк под его командованием значительно выде- лялся своей военной и физической подготовкой из числа других. Вопросы морального и физического воспитания русского бойца стояли у него на первом плане. Физическая подготовка солдат велась Суворовым весьма разнообразно. Он учил быстроте перестроений, меткому огню. Каждое ученье заканчивалось штыковым боем, которому он прида- вал решающее значение. Знаменитый суворовский военный переход через Альпы стал возможен лишь потому, что и в мирное время Суворов придавал большое значение физиче- ской выносливости. Во время тренировок солдат учили проходить через густые леса, бегу, лазанию по лестнице, переходам через валы и рвы. Суворов сам подавал пример физической закалки и выносливости, проделав в 69 лет труднейший в
истории военного искусства Швейцарский поход. «Учить не рассказом, а показом» – было основное правило Суворова. Его методика обучения солдат, подыто- женная в книжке «Наука побеждать», сводилась к следую- щему: «Экзерцирование мое было не на караул и не на пле- чо, но прежде торопливость, затем различное марширова- ние, а потом уже приемы, скорый заряд и конец – удар в штыки».
Вопросам гигиены и здоровья солдат Суворов уделял большое внимание. В русской армии ежегодная убыль сол- дат от болезней достигала колоссальной цифры. Суворов в
1796 г. добился того, что смертность его солдат составляла
0,012%.
На флоте петровско-суворовские традиции военно-фи-
зической подготовки воплощал адмирал Ф.Ф. Ушаков (1744
– 1817). Специальная физическая подготовка матросов
93
включала упражнения в лазании по канатам
и мачтам, бег по корабельным снастям, упражнения на быстроту в уста- новке и уборке парусов, занятия плаванием и греблей, при- цельной стрельбой с движущихся качелей, имитирующих качку, учебные абордажные бои из наиболее прогрессив- ных систем военно-физической подготовки моряков, она способствовала повышению боеспособности российского флота.
После А.В. Суворова его направление военно-физичес- кой подготовки войск развивали М.И. Кутузов, П.И. Баг- ратион и другие офицеры и генералы, прославившиеся в Отечественной войне 1812 года. Однако с окончанием этой войны и созданием Священного союза (1815) в русской армии снова наступила полоса реакции. Суворовские мето- ды военно-физического воспитания были преданы забве- нию. Царское правительство насаждало в армии муштру, шагистику, изучение бессмысленных артикулов (приемов), палочную дисциплину. Все это ослабляло боеспособность армии.
Поражение России в Крымской войне в
середине
50-х гг. XIX в. обнаружило недостатки в боевой и физиче-
ской подготовке войск.