ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 698
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Физическое воспитание и спорт в быту народов нашей страны
В XVIII веке среди простого народа бытовали излюб- ленные физические упражнения, к которым в первую оче- редь можно отнести борьбу и кулачный бой.
Борьба и кулачный бой проводились в праздничные дни, когда на соревнования приходило много зрителей. Были выработаны неписаные правила соревнований, кото- рых неуклонно придерживались противники.
Имена кулачных бойцов были широко известны в горо-
де и в деревне. В России славились не только петербург-
94
ские и московские бойцы, но и казанские, калужские и тульские. В Москве был известен своей недюжинной силой Семен Трещала. В Петербурге лучшим кулачным бойцом долгое время был целовальник Гордей. Не менее известным был тульский оружейник Алеша Родимый.
Среди молодежи были популярны такие игры, как го- родк
и, свайка, игры в мячик (ножик, мушка, чушка). Все эти игры на ловкость, силу и скорость были древнейшего происхождения и полностью сохранили свою самобытность в XVIII веке.
Сохранились в XVIII в. также и другие виды народных развлечений: качели, катание с гор и на коньках.
Вот как описывает А. Ровинский (1881) народные уве- селения: «Одним из главных увеселений на масленице бы- ли борьба и кулачные бои... Борьба была разная – простая... и охотничья.... Практиковался и особый способ борьбы, так называемый московский, при котором борец, покосив про- тивника на правую сторону, вместе с тем подбивал ему носком правой ногой его левую ногу и этим способом мгновенно сшибал его с ног на землю; с этой борьбы пошла и народная поговорка: «Матушка, Москва, бьет родимая с носка».
Впрочем, борьба один на один не давала народу на- стоящего простора и потому далеко не была в таком ходу, как бой на кулачках, который представлял возможность принимать участие не только взрослым, но и малолеткам... Присутствующие разделялись
на двое и выстраивалась друг перед другом в две стены; драку начинали в небольших боях – мальчики, в больших заправских боях – заводные, один на один, потом шли все остальные, стена на стену; запасные бойцы стояли в стороне и принимали участие в драке только тогда, когда их стену начинала теснить про- тивная сторона. Сцеплялка – свалка, в которой бой обра- щался в беспорядочную свалку и бесцельное тузение, не
95
причислялась к охотничьим боям, а представляла переход к простой обиходной драке».
Физическое воспитание в быту дворянства
В этот период в физическом воспитании привилегиро- ванных сословий, в отличие от народных его форм, про- изошли значительные изменения.
Первое, что следует отметить, – широкое применение физического воспитания в форме военизированных игр в потешных войсках Петра I. Ни до Петра I, ни после него, вплоть до появления в России перед Первой мировой вой- ной
скаутского движения, мы не знаем ничего подобного этому в истории физической культуры. Широко задуман- ный, а затем и осуществленный проект военной и физиче- ской подготовки юношества, состоящий из увлекательных потех на суше и на воде, с постепенным охватом значи- тельного числа дворянской молодежи и детей «иных чи- нов» – таков был путь развития физического воспитания в потешных войсках, положивших начало регулярной армии Петра I.
После смерти Петра I придворное дворянство стало культивировать модные в Западной Европе «светские» фи- зические упражнения. На первом плане была охота и стрельба. Во дворцах устраивались тиры, где проводилась стрельба, обязательная для всех придворных.
Культивирование верховой езды, являвшейся излюб- ленным видом спорта среди знатных дам, носило характер подражания Западной Европе. Специальные берейторы обучали главным образом красивой посадке. Придворное дворянство не только могло широко пользоваться ино- странной литературой, но
получило руководство на рус- ском языке, изданное в 1795 г. Байером, под названием
«Школа верховой езды для охотников, желающих обучать-
ся и т.д.»
96
В 60-х годах XVIII в. придворная знать стала увлекаться
«каруселью» – конной военной игрой, заимствованной опять же на Западе и считавшейся «рыцарским упражнени- ем». Лучшими ездоками считались братья Орловы – Григо- рий и Алексей.
Развитие педагогической и естественнонаучной мысли в области физического воспитания
Педагогические идеи в России после Петра I тесно свя- заны с возвышением дворянского класса и его стремлением не только к приобретению материальных благ, но и к полу- чению образования. Дворянство стремилось получить соот- ветствующее его значению, как привилегированного клас- са, воспитание. Поскольку русская педагогика того времени находилась еще в
В XVIII веке среди простого народа бытовали излюб- ленные физические упражнения, к которым в первую оче- редь можно отнести борьбу и кулачный бой.
Борьба и кулачный бой проводились в праздничные дни, когда на соревнования приходило много зрителей. Были выработаны неписаные правила соревнований, кото- рых неуклонно придерживались противники.
Имена кулачных бойцов были широко известны в горо-
де и в деревне. В России славились не только петербург-
94
ские и московские бойцы, но и казанские, калужские и тульские. В Москве был известен своей недюжинной силой Семен Трещала. В Петербурге лучшим кулачным бойцом долгое время был целовальник Гордей. Не менее известным был тульский оружейник Алеша Родимый.
Среди молодежи были популярны такие игры, как го- родк
и, свайка, игры в мячик (ножик, мушка, чушка). Все эти игры на ловкость, силу и скорость были древнейшего происхождения и полностью сохранили свою самобытность в XVIII веке.
Сохранились в XVIII в. также и другие виды народных развлечений: качели, катание с гор и на коньках.
Вот как описывает А. Ровинский (1881) народные уве- селения: «Одним из главных увеселений на масленице бы- ли борьба и кулачные бои... Борьба была разная – простая... и охотничья.... Практиковался и особый способ борьбы, так называемый московский, при котором борец, покосив про- тивника на правую сторону, вместе с тем подбивал ему носком правой ногой его левую ногу и этим способом мгновенно сшибал его с ног на землю; с этой борьбы пошла и народная поговорка: «Матушка, Москва, бьет родимая с носка».
Впрочем, борьба один на один не давала народу на- стоящего простора и потому далеко не была в таком ходу, как бой на кулачках, который представлял возможность принимать участие не только взрослым, но и малолеткам... Присутствующие разделялись
на двое и выстраивалась друг перед другом в две стены; драку начинали в небольших боях – мальчики, в больших заправских боях – заводные, один на один, потом шли все остальные, стена на стену; запасные бойцы стояли в стороне и принимали участие в драке только тогда, когда их стену начинала теснить про- тивная сторона. Сцеплялка – свалка, в которой бой обра- щался в беспорядочную свалку и бесцельное тузение, не
95
причислялась к охотничьим боям, а представляла переход к простой обиходной драке».
Физическое воспитание в быту дворянства
В этот период в физическом воспитании привилегиро- ванных сословий, в отличие от народных его форм, про- изошли значительные изменения.
Первое, что следует отметить, – широкое применение физического воспитания в форме военизированных игр в потешных войсках Петра I. Ни до Петра I, ни после него, вплоть до появления в России перед Первой мировой вой- ной
скаутского движения, мы не знаем ничего подобного этому в истории физической культуры. Широко задуман- ный, а затем и осуществленный проект военной и физиче- ской подготовки юношества, состоящий из увлекательных потех на суше и на воде, с постепенным охватом значи- тельного числа дворянской молодежи и детей «иных чи- нов» – таков был путь развития физического воспитания в потешных войсках, положивших начало регулярной армии Петра I.
После смерти Петра I придворное дворянство стало культивировать модные в Западной Европе «светские» фи- зические упражнения. На первом плане была охота и стрельба. Во дворцах устраивались тиры, где проводилась стрельба, обязательная для всех придворных.
Культивирование верховой езды, являвшейся излюб- ленным видом спорта среди знатных дам, носило характер подражания Западной Европе. Специальные берейторы обучали главным образом красивой посадке. Придворное дворянство не только могло широко пользоваться ино- странной литературой, но
получило руководство на рус- ском языке, изданное в 1795 г. Байером, под названием
«Школа верховой езды для охотников, желающих обучать-
ся и т.д.»
96
В 60-х годах XVIII в. придворная знать стала увлекаться
«каруселью» – конной военной игрой, заимствованной опять же на Западе и считавшейся «рыцарским упражнени- ем». Лучшими ездоками считались братья Орловы – Григо- рий и Алексей.
Развитие педагогической и естественнонаучной мысли в области физического воспитания
Педагогические идеи в России после Петра I тесно свя- заны с возвышением дворянского класса и его стремлением не только к приобретению материальных благ, но и к полу- чению образования. Дворянство стремилось получить соот- ветствующее его значению, как привилегированного клас- са, воспитание. Поскольку русская педагогика того времени находилась еще в