ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 699
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
зачаточном состоянии и не соответство- вала тем требованиям, которые предъявляло русское дво- рянство, приходилось опять обращаться к накопленным веками педагогическим идеям Запада. Теория физического воспитания стояла далеко не на втором плане. Это понимал уже младший современник Петра I, Василий Никитич Та- тищев (1686 – 1750), пытавшийся обосновать в своем «Раз- говоре о пользе наук и училищ» (1733) значение его для дворянского класса. Татищев был одним из образованней- ших людей своего времени. Он был хорошо знаком с за- падноевропейской философией и политической литерату- рой. Татищев понимал, интересы своего класса и знал, что именно внешний лоск, «щегольские науки» дадут русскому дворянству полное равноправие с западноевропейским дво- рянством. Характерно также, что Татищев в своей класси- фикации наук (полезные, нужные, вредительские, щеголь- ские, любопытные) – фехтование и верховую езду
, стрельбу из пистолета относил к «нужные наукам». Изучение этих наук, по мысли Татищева, дворянину нужно не только для обороны отечества, но и «для отвращения общего вреда», т.е. для защиты своих классовых интересов.
97
При Екатерине II вопросы физического воспитания ста- ли ставиться совершенно по-новому и серьезнее, на прак- тике этим занимался Иван Иванович Бецкой (1704 – 1795). Прекрасный знаток французской просветительной филосо- фии, Бецкой занимал посты президента Академии худо- жеств и директора сухопутного шляхетского корпуса. Именно в этих учебных заведениях, а также в московском коммерческом училище, в воспитательном обществе для благородных девиц и воспитательных домах стал прово- дить Бецкой новые идеи физического воспитания. Им были написаны уставы для этих заведений, составившие два об- ширных тома «Учреждений и уставов, касающихся до вос- питания и обучения в России юношества обоего пола» (1774 г.). Кроме того, Бецкой составил «Краткое наставле- ние, выбранное из лучших авторов с некоторыми физиче- скими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества», в котором
впервые на русском языке под- робно и систематически излагались правила физического воспитания.
Основное, к чему стремился Бецкой, – это к созданию новой «породы» людей путем воспитания, т.е. «новых от- цов и матерей, кои бы детям своим те же прямые и основа- тельные воспитания правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, и от них де передали бы паки своим детям; и так следуя из родов в роды в будущие века». По- этому основной задачей является изолирование детей от
«звероподобных и неистовых в словах и поступках» людей и создании воспитательных домов и училищ, в которых должна проводиться новая система воспитания. Для него было важно, чтобы дети были крепкого сложения, которое достигается закаливанием и суровым физическим воспита- ние уже с младенческих лет. «Для порядочного воспитания и обучения» Бецкой определил пять возрастов, причем для каждого полагались
определенные физические упражнения.
98
Основное для физического развития – это движения, и чем они разнообразнее, тем здоровее ребенок. Вот почему Бец- кой придает большое значение подвижным играм на откры- том воздухе. Он решительно высказывается против тех игр, в которых нет или мало движения, а рекомендовал: чистый воздух, увеселение забавами, играми.
Стремясь к тому, чтобы ребенок получил «крепкое сло- жение», Бецкой не заботился о том, чтобы обеспечить это на практике.
Таким образом, с одной стороны, сказалась малоподго- товленность и необоснованность применения западноевро- пейской теории физического воспитания в условиях рус- ской действительности, вследствие чего реформы Бецкого потерпели неудачу; с другой стороны, классовый характер теории физического воспитания Бецкого нашел достаточно яркое подтверждение в системе организации воспитатель
, стрельбу из пистолета относил к «нужные наукам». Изучение этих наук, по мысли Татищева, дворянину нужно не только для обороны отечества, но и «для отвращения общего вреда», т.е. для защиты своих классовых интересов.
97
При Екатерине II вопросы физического воспитания ста- ли ставиться совершенно по-новому и серьезнее, на прак- тике этим занимался Иван Иванович Бецкой (1704 – 1795). Прекрасный знаток французской просветительной филосо- фии, Бецкой занимал посты президента Академии худо- жеств и директора сухопутного шляхетского корпуса. Именно в этих учебных заведениях, а также в московском коммерческом училище, в воспитательном обществе для благородных девиц и воспитательных домах стал прово- дить Бецкой новые идеи физического воспитания. Им были написаны уставы для этих заведений, составившие два об- ширных тома «Учреждений и уставов, касающихся до вос- питания и обучения в России юношества обоего пола» (1774 г.). Кроме того, Бецкой составил «Краткое наставле- ние, выбранное из лучших авторов с некоторыми физиче- скими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества», в котором
впервые на русском языке под- робно и систематически излагались правила физического воспитания.
Основное, к чему стремился Бецкой, – это к созданию новой «породы» людей путем воспитания, т.е. «новых от- цов и матерей, кои бы детям своим те же прямые и основа- тельные воспитания правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, и от них де передали бы паки своим детям; и так следуя из родов в роды в будущие века». По- этому основной задачей является изолирование детей от
«звероподобных и неистовых в словах и поступках» людей и создании воспитательных домов и училищ, в которых должна проводиться новая система воспитания. Для него было важно, чтобы дети были крепкого сложения, которое достигается закаливанием и суровым физическим воспита- ние уже с младенческих лет. «Для порядочного воспитания и обучения» Бецкой определил пять возрастов, причем для каждого полагались
определенные физические упражнения.
98
Основное для физического развития – это движения, и чем они разнообразнее, тем здоровее ребенок. Вот почему Бец- кой придает большое значение подвижным играм на откры- том воздухе. Он решительно высказывается против тех игр, в которых нет или мало движения, а рекомендовал: чистый воздух, увеселение забавами, играми.
Стремясь к тому, чтобы ребенок получил «крепкое сло- жение», Бецкой не заботился о том, чтобы обеспечить это на практике.
Таким образом, с одной стороны, сказалась малоподго- товленность и необоснованность применения западноевро- пейской теории физического воспитания в условиях рус- ской действительности, вследствие чего реформы Бецкого потерпели неудачу; с другой стороны, классовый характер теории физического воспитания Бецкого нашел достаточно яркое подтверждение в системе организации воспитатель