Файл: Конфликт. Сочинительные союзы, их типы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 341

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ход урока

Этапы урока

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало


Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку

Объяснительный диктант

  1. Зелёные лягушата прыгают по камням около ручья; на самом большом камне лежит, греясь на солнце, золотой уж.

  2. Голова у меня закружилась, в глазах заплясали звёзды.

  3. Всё утро, чистые и яркие, сверкали краски; полдня серебрились на окне морозные хризантемы.



Приветствуют учителя. Готовятся к уроку

ФО

https://fb.ru/article/263015/znaki-prepinaniya-v-bsp-tablitsa-s-primerami-pravilo

Середина

Знакомство с темой урока на стр.132-134

Теоретический материал

Понять тебя я рад – пойми и ты меня.


Внимательно слушают, работают у доски и самостоятельно







Конец


Домашнее задание упражнение 212 А










Поурочное планирование

Наименование организации среднего образования

ОСШ №47 имени Аль-Фараби

Предмет

Русский язык

Раздел

Подросток в современном мире. Синтаксис и пунктуация

ФИО

Нифталиева А.А

Дата

29.01.2021

Класс

9 «Б»

Тема урока

БСП со значением причины, пояснения, дополнения

Цели обучения в соответствии с учебной программой

9.1.6.1 оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение;

9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях


Цели урока

Определять БСП со значением причины, пояснения, дополнения от других видов БСП; правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы


Ход урока

Этапы урока

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало


Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку.

Опрос пройденного


Приветствуют учителя. Готовятся к уроку
Отвечают на вопросы

ФО




Середина

Знакомство с новой темой урока. Теоретический материал на стр.137-138

Приложение 1
У Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:

1. Второе простое предложение поясняет смысл первого (отношения пояснения). Перед вторым предложением можно поставить слова а именно, то есть.

Ср.: Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников (Пушкин). – Страшная мысль мелькнула в уме моём, а именно: я вообразил её в руках разбойников.

Обратите внимание!

Двоеточие ставится обязательно, если в первом предложении бессоюзного сложного предложения есть слова так, таков, такой, одно и т.п., конкретное содержание которых раскрывается во втором предложении.

Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой (Грибоедов); Я вам скажу только одно: нельзя сидеть сложа руки (Чехов).

2. Второе простое предложение дополняет содержание первого (дополнительные отношения). Перед вторым предложением можно вставить союз что.

Ср.: Я знал: удар судьбы меня не обойдёт (Лермонтов). – Я знал, что удар судьбы меня не обойдёт.

Обратите внимание!

Иногда в первом предложении есть глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и др.; словосочетания поднять глаза, поднять голову и др., предупреждающие о дальнейшем изложении. В этом случае между частями бессоюзного предложения можно вставить не просто союз что, а сочетание слов: и увидел, что; и услышал, что; и почувствовал, что и т.п.

Ср.: Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь (Пушкин). – Я выглянул из кибитки и увидел, что всё было мрак и вихорь; Он подумал, понюхал: пахнет мёдом (Чехов). – Он подумал, понюхал и почувствовал, что пахнет мёдом.

3. Второе простое предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении (причинные отношения). Перед вторым предложением можно вставить причинный союз потому что.

Ср.: Теперь все в доме имели суровое выражениеземлетрясение было не к добру (Тынянов). – Теперь все в доме имели суровое выражение, потому что землетрясение было не к добру; Птиц не было слышноони не поют в часы зноя (Тургенев). – Птиц не было слышно, потому что они не поют в часы зноя.

пражнение217

Внимательно читают правила, слушают объяснения учителя.
Разбирают предложения




https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/40-kurs_russkogo_yazyka_sintaksis_i_punktuaciya/

Конец


Домашнее задание упражнение 218 А












Поурочное планирование

Наименование организации среднего образования

ОСШ №47 имени Аль-Фараби

Предмет

Русский язык

Раздел

Подросток в современном мире. Синтаксис и пунктуация

ФИО

Нифталиева А.А

Дата




Класс

9 «Б»

Тема урока

БСП со значением причины, пояснения, дополнения

Цели обучения в соответствии с учебной программой

9.1.6.1 оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение;

9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях


Цели урока

Определять БСП со значением причины, пояснения, дополнения от других видов БСП; правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы

Ход урока

Этапы урока

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало


Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку.

Опрос по теме.


Приветствуют учителя. Готовятся к уроку

ФО




Середина

Объяснительный диктант.

Шмахин взглянул на часы: было только без десяти семь (СБП; дополнительные отношения, между частями можно вставить «и увидел, что»).

Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях /1: бревно на избах было темно и старо (СБП; 1 и 2 – отношения пояснения, между частями можно вставить слова а именно)

Помню также: она любила одеваться и прыскаться духами (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что).

20. Я тебе определённо скажу: у тебя есть талант (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что).

21. Федор понял: речь шла о связи (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что). 

Он даже испугался: так было темно, тесно и нечисто (СБП; отношения причины, между частями можно вставить союз потому что).

Окна в бараке то освещались, то гасли: кто-то чиркал спички (СБП; отношения причины, между частями можно вставить союз потому что).

Сорока поднял голову: вверху сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица (СБП; дополнительные отношения, между частями можно вставить слова «и увидел, что»).

Так было и в этом году: осень стояла холодная, голая земля промерзла и была твердая, как камень (Г. Скребицкий).


Приложение 1



Пишут под диктовку, объясняют постановку знаков препинания

ФО

Сборник словарных диктантов

Конец


Домашнее задание упражнение 219











Приложение 1

Поурочное планирование

Наименование организации среднего образования

ОСШ №47 имени Аль-Фараби

Предмет

Русский язык

Раздел

Подросток в современном мире. Синтаксис и пунктуация

ФИО

Нифталиева А.А

Дата




Класс

9 «Б»

Тема урока

БСП со значением причины, пояснения, дополнения

Цели обучения в соответствии с учебной программой

9.1.6.1 оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение;

9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях


Цели урока

Определять БСП со значением причины, пояснения, дополнения от других видов БСП; правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы

Ход урока

Этапы урока

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало


Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку.

Опрос пройденного


Приветствуют учителя. Готовятся к уроку







Середина

Работа по карточкам. Раздаточный материал.

Преобразуйте СПП и ССП в БСП

1) Вижу, что что-то мелькнуло в просвете, потом еще и еще. Белка! (Г. Федосеев).

2) Летом в лесах средней полосы снегирей не увидишь, потому что гнездятся они в лесах северных (В Песков).

3) Поднимешь глаза вверх и увидишь, что белки видны среди ветвей (К. Паустовский).

4) Ночь всё наступала и лес придвигался ближе к костру.

5) Ремонт был бы гибелью для дома, потому что нельзя тормошить старые, задубелые кости (В. Белов).

6 )Однако плохо, если он [снег] будет сыпать всю ночь до утра. Тогда в лес хоть не ходи, потому что большинство зверей днем спит, а ночью бродит в поисках пищи (Г. Скребицкий).

7 )Леса задумчиво вспыхивают золотом и изумрудно играют озими на легких осенних морозцах (Ю. Грибов).


Работают по карточкам

ФО

https://russkiiyazyk.ru/sintaksis/primeryi-bessoyuznyih-slozhnyih-predlozheniy.html#i

Конец


Домашнее задание 216 А












Поурочное планирование

Наименование организации среднего образования

ОСШ №47 имени Аль-Фараби

Предмет

Русский язык

Раздел

Подросток в современном мире. Синтаксис и пунктуация

ФИО

Нифталиева А.А

Дата

11.02.2021

Класс

9 «Б»

Тема урока

БСП со значение времени, условия, следствия



Цели обучения в соответствии с учебной программой

9.1.6.1 оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение;

9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях


Цели урока

Определять БСП со значением условия, времени, следствия от других видов БСП; правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы

Ход урока

Этапы урока

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало


Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку. Опрос пройденного


Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Отвечают на вопросы

ФО




Середина

Знакомство с новой темой урока, теоретический материал на стр. 141.

Тире в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:

1. Второе простое предложение содержит неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий. Перед вторым предложением можно вставить слова и вдруг, и неожиданно, и внезапно, и сразу:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крылов). – Сыр выпал, и неожиданно с ним была плутовка такова; Дунул ветер – всё дрогнулоожилозасмеялось (М. Горький). – Дунул ветер, и сразу всё дрогнуло, ожило, засмеялось.

2. Во втором предложении сложного бессоюзного предложения выражено противопоставление. Между простыми предложениями можно вставить союзы а, но.

Ср.: Служить бы рад – прислуживаться тошно (Грибоедов). – Служить бы рад, а прислуживаться тошно; Он гость – я хозяин (Багрицкий). – Он гость, а я хозяин.

3. Второе предложение содержит следствие, результат, вывод. Между частями можно вставить слова поэтому, тогда, в результате.

Ср.: Я умираю – мне не к чему лгать (Тургенев). – Я умираю, поэтому мне не к чему лгать; Я бы в летчики пошёл – пусть меня научат (Маяковский). – Я бы в летчики пошёл, поэтому пусть меня научат.

Примечание. Если значение следствия не выражено интонационно, вместо тире ставится запятая, например: Человек не иголка, найдём (Чехов).

4. В первом предложении есть значение времени или условия. Перед первой частью можно поставить союзы когда, если.

Ср.: Кошки грызутся – мышам приволье (пословица). – Когда кошки грызутся, мышам приволье; Будет дождик – будут и грибки (Пушкин). – Если будет дождик, будут и грибки.

Примечание Если второе предложение в бессоюзном сложном предложении начинается с частицы так, то вместо тире ставится запятая, например: Всякому давать на водку, так самому скоро придётся голодать (Пушкин).

5. Во втором предложении содержится сравнение. Между простыми предложениями можно поставить союзы будто, словно.

Ср.: Молвит слово – соловей поёт (Лермонтов). – Молвит слово, будто соловей поёт.

6. Второе предложение в сложном бессоюзном предложении имеет присоединительное значение и начинается словами так, такой, таков:

Приказ есть приказ – так его воспитали (Воробьёв).

Второе предложение имеет присоединительное значение и перед ним можно поставить слово это (иногда слово это имеется в самом предложении):

Идёт большая вода – это всего интереснее (М. Горький); На стене ни одного образа – дурной знак (Лермонтов). – На стене ни одного образа – это дурной знак.

Упражнение 222

Работают у доски и самостоятельно

ФО




Конец


Домашнее задание упражнение 223