ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 333
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Союзные слова
В сложноподчиненном предложении в роли подчинительных союзов выступают слова самостоятельных частей речи — местоимения и наречия. Относительные местоимения и относительные местоименные наречия называют союзными словами.
В отличие от союзов, слов служебной части речи, они выполняют роль союза и в то же время остаются полноправными членами предложения.
Союзные слова | |
Относительные местоимения | Что, кто, какой, который, каков, чей, сколько |
Местоимённые наречия | Где, как, когда, куда, откуда, почему |
Меня спросили, кто я такой, сперва по-португальски, потом по-испански, потом по-французски, но ни одного из этих языков я не знал (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
-
(Кто?) я — это подлежащее; -
(что говорится обо мне?) кто такой — составное именное сказуемое.
Перечислим союзные слова — местоимения:
-
кто -
что -
какой -
каков -
который -
чей -
сколько (сколь).
Примеры предложений с союзными словами — местоимениями
Разрешите полюбопытствовать, кто имеет честь быть первым? (Артур Конан Дойль. Собака Баскервилей).
Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).
Бывало барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихнет и милостиво со мною разговаривает (А. С. Пушкин. Повести Белкина).
Ответа не было, кроме того общего ответа, который дает жизнь на все самые сложные и неразрешимые вопросы (Лев Толстой. Анна Каренина).
Но каков этот срок, не знал и узнать не мог (Анатолий Рыбаков. Дети Арбата).
Неужели он обречен на гибель, этот юноша с прекрасным сильным телом
, юноша, чей голос звучит, как призыв горна и звон оружия? (Джек Лондон. Железная пята).
А вот поди же ты, сколько в ней еще неиспорченного, детского (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Но он вошел уже в такой раж, что не замечал, сколь тщетны его усилия (Джек Лондон. Сердца трех).
Союзными словами являются местоименные наречия:
-
где -
зачем -
как -
когда -
куда -
откуда -
отчего -
почему -
насколько.
Примеры предложений с союзными словами — наречиями
Богатое собрание пистолетов было единственной роскошью бедной мазанки, где он жил (А. С. Пушкин. Повести Белкина).
Догадывались, зачем царь позвал во дворец (Алексей Толстой. Пётр Первый).
Неизвестно, как он это делал, но только нос его звучал, как труба (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
А когда он их открыл, увидел, что все кончилось, марево растворилось, клетчатый исчез, а заодно тупая игла выскочила из сердца (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).
Он не соображал, куда он шагает, широко раскидывая ноги, но ноги прекрасно знали, куда несли его (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Двое уже ехали вперед к месту, откуда должны были пускать (Лев Толстой. Анна Каренина).
Мод выпустила его руку, отчего пальцы его слегка разжались и карандаш выпал (Джек Лондон. Морской волк).
Тут он потерял терпение и начал роптать, почему его всегда заставляют делать то, что он не хочет (Марк Твен. Приключения Тома Сойера).
Юра понимал, насколько он обязан дяде общими свойствами своего характера (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Понимание предоставленной информации. Контроль теоретических знаний учащихся Определение и отбор информации, разбиение на связные части. Использование понятий в новых ситуациях. Побуждение учеников оценивать свою деятельность | Стратегия «Верно - не верно» Словесная оценка учителя. Взаимооценивание | | ||||
Подведение итогов урока (5 мин) | Рефлексия. В конце урока учащиеся выполнят задание «3-х минутная пауза». На экран интерактивной доски вывести фразы рефлексии (либо распечатать на листах) и предложить учащимся продолжить подходящую к его ощущениям от урока фразу Учащиеся должны продолжить одну из фраз: - Я изменил мое отношение к.. - Я узнал больше о... - Я был удивлен ... - Я почувствовал... - Я соотнес ... - Я сопереживал.. | Ученики показывают умение обосновывать свое понимание Записывают д.з. в дневники | Самооценивание | Рефлексивный лист, стикеры |
Раздел | Сухопутные страны. Синтаксис | |||||
ФИО педагога | Нифталиева А.А. | |||||
Дата | | |||||
Класс | Количество присутствующих: | отсутствующих: | ||||
Тема урока | Проблемы сухопутных стран. Средства связи частей сложных предложений. Союзные слова. | |||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 9.4.3.1 использовать правильно морфологические средства связи (союзы и союзные слова) в сложных предложениях 9.2.1.1 понимать открытую и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов, соотнося заключённую в тексте информацию с информацией других источников /личным опытом; 9.4.1.1 соблюдать орфографические нормы; | |||||
Цель урока | Определять основную мысль текста, выявляя особенности и роль структуры текста. . Использовать просмотровое чтение и чтение с составлением тезисов; | |||||
Критерии успеха | . Выявляет особенности и роль структуры текста, определяет основную мысль текста; . Использует просмотровое чтение и чтение с составлением тезисов; | |||||
Ход урока | ||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Оценивание | Ресурсы | ||
Организационный этап | Разбирает практическую часть домашнего задания по вопросам учащихся В начале урока сделать акценты на: - концентрацию внимания учащихся - совместно с учащимися определить цели урока/ЦОие затруднения | Показывают решения задач, при возникновении вопросов разбирают с учителем | Интерактивное обучение | Диалогическое обучение Саморегулируемое обучение Критическое мышление | ||
Изучение нового материала |
Предтекстовая работа с несплошным текстом- Где находится Казахстан?- Сколько населения проживает в нем?-С кем граничит Казахстан?- Ответы учащихся. Республика Казахстан — центральное евразийское государство с населением более 18 млн человек. Республика расположена между Каспийским морем, Уралом, Сибирью, Китаем и Средней Азией. Узнайте, с кем и каким образом граничит Казахстан. Учащиеся получат текст. (см. приложение). Учащиеся читают текст, разделяют его на 2 смысловые части и выделяют главное предложение каждой части, содержащее основную мысль. Наблюдение учителя. 2.Текстовая работа Казахстан — одна из крупнейших стран мира (9-я по площади), которая имеет такую отличительную особенность, как отсутствие прямого выхода к открытому морю.По очертаниям и превышению чуть ли не в два раза протяженности с запада на восток (2,96 тыс. км), чем с севера на юг (1,65 тыс. км), Казахстан на карте напоминает уменьшенную копию самого материка Евразия. При этом 85% страны располагается в Азии, а 15% — в Европе.Несмотря на огромную занимаемую территорию Казахстана (2,7 млн кв. км), в Республике проживает не так много людей.Казахстан занимает 63-е место в мире по численности населения. Это означает, что по густоте расселения в Казахстане на одного человека приходится 6,64 кв. км — 184-е место в мире.Такая низкая плотность населения объясняется преобладанием пустынь и полупустынь среди природных зон Республики. Чтобы понять, какие международные отношения можно успешно выстроить с соседними странами, необходимо выяснить, с кем граничит Казахстан. Сначала узнаем общие сведения:
Разберемся, с какими странами граничит Казахстан по суше:
Здесь самая протяженная граница Казахстана — 7,55 тыс. км. Граница в большей части условная. Это связано с тем, что страны входят в Евразийский экономический союз, благодаря которому рыночные и таможенные отношения между ними максимально облегчены.
Границы установлены в большей мере произвольно. Но территориальные вопросы между соседними странами давно урегулированы.
Окончательные границы между странами согласованы в 2002-м. Чтобы разобраться, какой потенциал у Казахстана в области развития международных торговых и экономических отношений со странами-соседями, необходимо понять, с кем Республика граничит. Удачное расположение в практически центральной части Евразии обеспечивает Казахстан соседством сразу с 5-ю странами по суше и 2-мя по водной границе. Перед тем, как привить языковые навыки, учитель проводит с учениками повторительную работу. Получает ответ на следующие вопросы. Что такое сложное предложение? На какие виды делятся сложные союзные предложения? Чем отличаются союзы от союзных слов? Различие между союзами и союзными словами заключается в том, что союз — это служебное слово, используемое в данном случае только для связи предикативных частей сложноподчиненного предложения, тогда как союзное слово — это знаменательное слово, служащее также для этой цели, но выполняющее функции одновременно члена предложения (придаточной части): Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочитали друг у друга в глазах (А. Куприн). Вместо союзного слова можно поставить другое знаменательное слово, которое часто имеется в главной части, например: «которое прочитали друг у друга в глазах» — «отчаяние прочитали друг у друга в глазах». В русском языке что, как, когда могут выступать и в роли союза, и в роли союзного слова: Дети работают с дополнитнельным материалом. Каждая группа выписывает одно сложное союзное предложение, выясняет, как союзы и союзные слова связываются морфологически. | Контроль теоретических знаний учащихся Понимание предоставленной информации. Контроль теоретических знаний учащихся Умение находить на рисунке вертикальные и смежные углы Определение и отбор информации, разбиение на связные части. Использование понятий в новых ситуациях. Побуждение учеников оценивать свою деятельность | Словесная оценка учителя . Взаимооценивание Стратегия «Стикер | Критическое мышление. Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями). | ||
Рефлексия | Рефлексия. В конце урока учащиеся выполнят задание «3-х минутная пауза». На экран интерактивной доски вывести фразы рефлексии (либо распечатать на листах) и предложить учащимся продолжить подходящую к его ощущениям от урока фразу Учащиеся должны продолжить одну из фраз: - Я изменил мое отношение к.. - Я узнал больше о... - Я был удивлен ... - Я почувствовал... - Я соотнес ... - Я сопереживал.. | Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме. | | |
Раздел | Сухопутные страны. Синтаксис | |||||
ФИО педагога | Нифталиева А.А. | |||||
Дата | | |||||
Класс | Количество присутствующих: | отсутствующих: | ||||
Тема урока | Проблемы сухопутных стран. Средства связи частей сложных предложений. Союзные слова. | |||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 9.4.3.1 использовать правильно морфологические средства связи (союзы и союзные слова) в сложных предложениях 9.2.1.1 понимать открытую и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов, соотнося заключённую в тексте информацию с информацией других источников /личным опытом; 9.4.1.1 соблюдать орфографические нормы; | |||||
Цель урока | Учащиеся смогут: пересказать текст прочитанного материала, выявлять структурные части несплошного текста, определить основную мысль. Участвовать в полемике, используя материалы изученной темы. | |||||
Критерии успеха | - понимание прочитанного материала; -выявление структурных частей и основной мысли текста; - участие в обсуждении темы. | |||||
Ход урока | ||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Оценивание | Ресурсы | ||
| 0 Организационный момент. 1.1.Приветствие . Опрос пройденного. Объяснительный диктант | Настраиваются на положительный настрой урока. Отвечают на вопросы | | | ||
Изучение нового материала |
Учитель предлагает рассмотреть картину, написанную по мотивам А.Айвазовского. Учащиеся рассказывают, что они видят на ней. Далее учащиеся объединяются в группы находят информацию о видах морского транспорта, изображенных на картине. 1 группа составляет устное высказывание о лодке, а 2 группа рассказывает о корабле. Ф. Самооценивание. Работа у доски с дополнителтьным материалом. Работа по учебнику. Союзное слово оттенка условия: Матъ заснула и не услышала, когда ушел Рыбин (М. Горький); Слово за слово пришлось рассказать ему, когда и почему я удрал из детдома (В. Каверин); Доктор захотел узнать, когда мальчик очутился в океане, но разговор с пациентом оказался решительно невозможным (К. Станюкович).
(А. Ахматова); Помните, как на войну провожали? (Ю. Левитанский). Союз Какая же польза от такого учения,(когда) в человеке страху нет (А. Куприн). 3. В придаточных изъяснительных, если они имеют оттенок условия (когда = если)'. Замена тельно, Омгда)у тебя есть друг, но совсем здорово, (еслй)друг и его жена приняты как родные в твоей семье (Ю. Нагибин). В остальных случаях: Шифер на крыше от пекла крошился и стрелял этим крошевом, (как) стреляют и подпрыгивают орехи на раскаленной сковородке (В. Распутин); Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, (как) в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима (В. Маяковский); А вы на земле проживете, $сакgt; черви слепые живут (М. Горький). | . | Стратегия «Верно - не верно» Словесная оценка учителя. Взаимооценивание Стратегия «Стикер» | | ||
Подведение итогов урока (5 мин) | Домашнее задание упражнение Рефлексия | Ученики показывают умение обосновывать свое понимание Записывают д.з. в дневники | Самооценивание | |