Файл: Конфликт. Сочинительные союзы, их типы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 340

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Раздел

Традиции и культура. Синтаксис и пунктуация

ФИО педагога

Мухамадиева Г.К.

Дата




Класс

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Национальная специфика культуры. Стилистически окрашенные слова. Сложносочинённые предложения.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)


9.1.2.1 определять основную мысль на основе микротем, выражая свое отношение к услышанному;

9.4.2.1.использовать стилистически окрашенные слова;

9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях.

Цель урока

Ознакомиться с ССП, правильно выделять части сложного предложения, расставлять знаки препинания.

Критерии успеха

Критерий оценивания:
- верноформулирует вопросы;

- соблюдает орфографические нормы;

- использует вопросы высокого порядка (творческие, оценочные, практические).

Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Орг. момент

Приветствие. Проверка домашнего задания.

Знакомство с темой и целями урока.

Опрос пройденного.


Настраиваются на положительный настрой урока.
Формулируют

Цели обучения, критерии оценивания






Изучение нового материала


Вступительнаясловоучителя.

Семейныеценности, система ценностей,нравственность, институт отцовства.
Семейныеценности (такжетрадиционныесемейныеценности) —культивируемаявобществесовокупностьпредставленийосемье, влияющаянавыборсемейныхцелей, способоворганизациижизнедеятельностиивзаимодействия.

Систе́маце́нностей—понятиетеорииценностей, обозначающеесовокупностьсложившихсяулюдеймненийозначениивихжизнивещейиявлений, встречаемыхвприродеиобществе («социальныхустановок»).

Нравственность—моральноекачествочеловека, некиеправила, которымируководствуетсячеловеквсвоёмвыборе. Термин, чащевсегоупотребляющийсявречиилитературекаксинонимморали, иногда—этики.
Работа по учебнику. Работа с теоретическим материалом

Союзы и значения сложносочинённых предложений


Сложные предложения – это предложения, состоящие из нескольких простых.

Основными средствами связи простых предложений в сложных являются интонация, союзы (сочинительные и подчинительные) и союзные слова (относительные местоимения и местоимённые наречия).

В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные. Союзные предложения подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые.

Сложносочинённые предложения (ССП) – это сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.

Работа по учебнику. Выполнение заданий.

Домашняя работа упражнение





Институтотцовства - совокупностьнормправаотцакакглавысемьив отношении своих детей.
Учащиеся объединяются в группы и читают текст. После прочтения текста учитель рекомендует обсудить в группах содержание текста. (Дифференциация)
Дмитрий Березин,главный редактор журнала для пап «Батя»
КРИЗИС ИНСТИТУТА ОТЦОВСТВА КАК ОДНА ИЗ ПРИЧИН КРИЗИСА СЕМЬИ И ИНСТИТУТА СЕМЬИ
Когда мы создавали журнал для пап «Батя», особо ярко стояла проблема демографии, и мы задумались, а в чём же причина. Мы все говорим: кризис семьи, разваленные семьи. Мы пришли к выводу, что одна из важнейших причин – это отцы. Отцы отсутствуют в информационном пространстве как класс, можно сказать. Если вы возьмёте передачи, газеты, журналы, Интернет-сайты, посвящённые воспитанию детей, вы не найдёте там практически ни одного папы, меньше процента. Папы не знают, что делать с детьми:пойти в театр, в зоопарк, как играть с ними, что с ними делать дома.

Очень важно поддерживать молодёжные движения, которые учат ответственности и взаимодействию между людьми, такие как скаутское движение, летние,спортивные лагеря, клубы исторической реконструкции.

Важно формировать правильное отношение к семье и отцовству на таком вторичном уровне, на уровне игрушек. Куклы современные – это кто? Это страшные такие с большими головами и глазами, с длиннющими ногами существа. Это классические Барби, Шрэки и т. д. Почему бы нам не сделать самим, может быть? Куклы, где бы были папа, мама, дети, дом у них был бы. То есть на уровне сознания уже у детей бы закладывалось определённое семейное отношение.

Откуда будущие папы узнают об образе семьи, какой должна быть семья? Первое, естественно, своя семья, но статистика говорит о том, что своя семья очень нечасто бывает достойным примером, который стоит воплощать. То есть учиться на примерах собственной семьи важно и нужно, и это обязательно.

Второе: школа. В школе нет ни одного предмета, который бы говорил о семье, который бы учил детей. Мы учим математике, физике, химии, истории, это всё хорошо. Но учить создавать семью тоже, по-хорошему бы, надо. И был предмет «Этика и психология семейной жизни». Он сейчас не входит в обязательный стандарт, но тем не менее он существует, его никто не отменял..

И вот хотелось бы в качестве предложения к итоговой резолюции всё-таки настоять на том, чтобы этот курс «Семейное воспитание» существовал в качестве обязательного компонента, чтобы наши старшеклассники, которые так или иначе задумываются о семье, узнавали не о половом воспитании, слава Богу, что этого предмета уже нет, а узнавали о том, как знакомиться друг с другом, как начинать семью, что такое семья, что такое рождение детей, с какими сложностями они столкнутся, как их преодолевать. То есть такой хороший полноценный курс.
Ответьте на вопросы;

  • Какова основная идея данного текста?

  • Считаете ли вы, что вопрос, который поднимает редактор журнала «Батя» является актуальным? Почему?

  • Согласны ли вы с мнением Дмитрия Березина, что кризис института отцовства является причиной кризиса семьи и института семьи?

  • Какие идеи внес редактор журнала для решения проблемы? Оцените их.

  • Какие предложения вы бы внесли в дополнение к предложениям Дмитрия Березина?

Задания:

- в группах составьте три вопроса по данной теме;

- обсудив, выберите в группах лучшие вопросы;

- задайте вопросы другой группе;

- при составлении вопросов используйте Ромашку Блума.



Критерий оценивания:

- правильно составляет вопросы по Ромашке Блума;

Дескрипторы:

- правильно формулирует вопросы;

- соблюдает орфографические нормы;

- использует Ромашку Блума.

После вопросно-ответной беседы учащиеся в тетрадях записывают понравившийся вопрос и ответ на него.

Обратная связь учителя.

Устно отвечают на вопросы, с объяснением.


Стратегия

«Верно - не верно»

Словесная оценка учителя.

Взаимооценивание

Стратегия «Стикер»





Подведение итогов урока (5 мин)


Рефлексия

Стратегия «Лестница успеха»

Дает инструкцию: 1.В на столах стикер.2. На доске рефлексивный лист «Лестница успеха» приклейте ваш стикер на понимание темы: на верхней- поняли все, смогу применить; на средней- не совсем поняли; на нижней- не понял.


Ученики показывают умение обосновывать свое понимание
Записывают д.з. в дневники


Самооценивание


Рефлексивный лист, стикеры




Раздел

Традиции и культура. Синтаксис и пунктуация

ФИО педагога

Нифталиева А.А.

Дата




Класс 

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Что такое традиции. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)


9.2.3.1 понимать применение аббревиации, парцелляции, иронии, намёков, преуменьшения, преувеличения и другие приемы в словосочетания;


Цель урока

Правильно определять ССП с сединительной связью.

Правильно расставлять знаки препинания


Критерии успеха

- определяет основную мысль текста

- отвечает на вопросы по содержанию текста;

- уместно использует тематическую и терминологическую лексику в речи

- выражает личное мнение к услышанному

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Организационный этап

  1. Организационный момент

  2. 1.Поприветствовать учащихся

  3. 2.Проверить готовность к уроку

3. Психологический настрой (создание коллаборативной среды)


Предтекстовая работа

Дайте определение терминам «традиция», «культура», «обряд», «обычай», «семейные ценности».

- Какие обычаи своего народа вы знаете?

- Каких семейных традиций придерживается ваша семья?

Ф наблюдение учителя

Показывают решения задач, при возникновении вопросов разбирают с учителем

Интерактивное обучение

Диалогическое обучение

Саморегулируемое обучение

Критическое мышление

Изучение нового материала

Работа по учебнику. Работа с текстом.

Знакомство с темой урока. Теоретический материал.

Запятыми разделяются предикативные части сложносочиненного предложения (простые предложения), между которыми стоят союзы:

1) соединительные союзы [и, да (в значении и), ни…ни]:

Песок блестит на солнце тёплым, жёлтым блеском, и на его бархате прозрачные здания подобны тонким вышивкам из белого шёлка (М. Г.); Получив известие о болезни Наташи, графиня, ещё не совсем здоровая и слабая, с Петей и со всем домом приехала в Москву, и всё семейство Ростовых перебралось от Марьи Дмитриевны в свой дом (Л. Т.); Оглянитесь вокруг, и увидите столько нового и интересного (Газ.) — сложносочиненное предложение (глагольные формы разных наклонений не выступают в роли однородных членов простого предложения); Наташа говорила шёпотом, да и дед и лесничий тоже говорили вполголоса (Пауст.);

Примечание. Перед союзом и запятая ставится также в тех случаях, когда он присоединяет предложение, в котором подлежащее выражено личным местоимением, относящимся к подлежащему первой части сложносочиненного предложения или повторяющим его: Вдали по-прежнему машет крыльями мельница,и всё ещё она похожа на маленького человечка, размахивающего руками (Ч.); Ты всегда был строг ко мне, и ты был справедлив (Т.).

Но: Автор прочитал корректуру и сам внёс нужные исправления — предложение простое, а слово сам не является подлежащим.

Физминутка

Выполнение заданий по учебнику.

Домашняя работа упражнение

Анализируют правило 1-3

Ознакамливаются с методами решения

Разбирают совместно с учителем понятие

Словесная оценка учителя

. Взаимооценивание

Стратегия «Стикер

Критическое мышление.

Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями).

Рефлексия

Повторить формулы и определения по теме: «Погрешности»

В конце урока учащиеся проводят рефлексию:

- что узнал, чему научился

- что осталось непонятным

- над чем необходимо работать

Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме.











Раздел

Традиции и культура. Синтаксис и пунктуация

ФИО педагога

Нифталиева А.А.

Дата




Класс 

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Что такое традиции. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)


9.2.3.1 понимать применение аббревиации, парцелляции, иронии, намёков, преуменьшения, преувеличения и другие приемы в словосочетания;

9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях

Цель урока

Правильно использовать знаки препинания в ССП, разграничивать виды сложных предложений

Критерии успеха

Соблюдает смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения;

Соблюдает орфографические и пунктуационные нормы языка

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Организационный этап

К

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Определение темы урока и цели обучения

Предтекстовый этап

Беседа Часто ли вы в жизни встречаетесь с приметами и суевериями?

Верите ли вы в них?

Объяснительный диктант

Отвечают на вопросы

Интерактивное обучение




Изучение нового материала


Сочинительные союзы могут связывать не только части сложносочинённого предложения, но и однородные члены. Их разграничение особенно важно для расстановки знаков препинания. Поэтому при разборе обязательно выделите грамматические основы, чтобы определить тип предложения (простое с однородными членами или сложносочинённое предложение).

Ср.: От дымной проруби шёл человек и нёс большого осетра (Песков) – простое предложение с однородными сказуемыми; Денег дам на дорогу, и вертолёт вызвать можно (Песков) – сложносочинённое предложение.

2) Сочинительные союзы обычно занимают место в начале второй части (второго простого предложения).

Кое-где Дунай служит границей, но он служит и дорогой людям друг к другу (Песков).

Исключение составляют союзы тоже, также, частицы-союзы же, только. Они обязательно занимают или могут занимать место в середине второй части (второго простого предложения).

Мы с сестрой плакали, мать также плакала (Аксаков); Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (Куприн).

Проверить знания
пунктуации
поможет практикум
по русскому языку:


Поэтому при разборе такие сложносочинённые предложения часто путают с бессоюзными сложными предложениями.

3) Двойной союз не только..., но и выражает градационные отношения и в школьных учебниках отнесен к соединительным союзам. Очень часто при разборе принимают во внимание только его вторую часть (но и) и ошибочно относят к противительным союзам. Чтобы не ошибиться, попробуйте заменить этот двойной союз союзом и.

Ср.: Язык должен быть не только понятный или простонародный, но и язык должен быть хороший (Л. Толстой). – Язык должен быть понятный или простонародный, и язык должен быть хороший.

4) По значению сложносочинённые предложения очень разнообразны. Достаточно часто они близки по значению к сложноподчинённым предложениям.

Ср.: Уйдёшь ты – и станет темно (Шефнер). – Если уйдёшь ты, станет темно; Я ничего не ел, но голода я не чувствовал (Тендряков). – Хотя я ничего не ел, голода я не чувствовал.

Однако при разборе принимается во внимание не это конкретное значение, а значение, обусловленное типом сочинительного союза (соединительный, противительный, разделительный).

Примечания. В некоторых учебниках и пособиях к сложносочинённым предложениям относят сложные предложения с пояснительными союзами то есть, а именно, например: Правление уполномочило его ускорить работы, то есть, иными словами, он сам себя уполномочил к этому (Куприн); Перелёты птиц выработались как приспособительный инстинктивный акт, а именно: он даёт птицам возможность избежать неблагоприятных условий зимы (Песков). Другие исследователи относят их к сложноподчинённым предложениям или выделяют в самостоятельный тип сложных предложений. Часть исследователей предложения с частицами только, же относят к бессоюзным предложениям.

 

Физминутка

Работа по учебнику, выполнение заданий.

Домашняя работа упражнение


.

Изучают новый материал


Словесная оценка учителя

. Взаимооценивание

Стратегия «Стикер




Рефлексия

Рефлексия деятельности учеников в конце урока:

- Учсщиеся заполняют таблицу «ЗХУ» графу «Узнал»

Отвечая на вопросы: - что еще не ясно;

- в каком направлении необходимо работать,

- достигли ли поставленной цели,

уч-ся дополняют таблицу графой «Хочу узнать»

Подсчитываются баллы за урок в оценочном листе.

15 – 19 б – Ты сегодня Прекрасно Поработал!

10- 14 б – Ты Молодец!

Менее 10б- «Твой успех зависит от тебя!

Учащиеся клеят стикеры с лицом, соответствующим их настроению к концу урока., на соответствующей ступеньке Лестницы достижений


Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме.











Раздел

Традиции и культура. Синтаксис и пунктуация

ФИО педагога

Нифталиева А.А.

Дата




Класс 

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Язык и культура. Сложносочинённые предложение с противительными, разделительными союзами. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)


9.2.4.1 определять типы текстов, характерные черты, языковые особенности текстов разных жанров

9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях

Цель урока

-создают текст-описание с элементами рассуждения соответствующих стилей (отчет о поездке) с учетом целевой аудитории;

-используютстилистически окрашенные слова;

- правильно используют знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях.

Критерии успеха

-создает текст-описание с элементами рассуждения соответствующих стилей (отчет о поездке);

- учитывает целевую аудиторию;

-используетстилистически окрашенные слова;

- использует простые, простые осложненные и сложные предложения;

- правильно использует знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях.

Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Орг момент

Организационный момент. Подготовка к уроку

Настраиваются на положительный настрой урока.








Изучение нового материала

Предтекстоваяработа. Учащиеся в тетрадях записывают значения ключевых слов.
Обычаи - исторически сложившиеся и распространённые в обществе формы действий, повторяющиеся в определённых обстоятельствах.

Они представляют собой показатели образа жизни, принятого в какой-либо социальной среде (коллективе, семье и т.п.)

Традиции (с латинского – «передача») –разновидности (или формы) обычаев, отличающихся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранять неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения.

Именно обычаи и традиции (а также привычки и вкусы) и составляют ту совокупность особенностей и отличают этносы друг от друга.

Обряды и ритуалы – составные элементы традиций и обычаев.

Обряд –символизированное действие, в котором проявляются конкретные обычаи и традиции.

Тип ССП

Союзы

Примеры

1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами (соединительные отношения).

И; да (в значении и); ни..., ни; да и; тоже; также; не только..., но и.

Открыли дверь, и в кухню паром вкатился воздух со двора (Паустовский).
Лицо её бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели (Тургенев).
Не только не было никакой рыбки, но и удилище не имело даже лески (Садовский).
Он шуток не любил, да и её при нём оставляли в покое (Тургенев).

2. Сложносочинённые предложения с противительными союзами (противительные отношения).

А; но; да (в значении но); однако (в значении но); зато; но зато; а то; не то; а не то; частица же (в значении союза а); частица только (в значении союза но).

Иван Петрович ушёл, а я остался (Лесков).
Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером (Герцен).
Я ничего не ел, но голода я не чувствовал (Тендряков).
Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо (Паустовский).
Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоём отъезде (Писемский).
Лодки сразу исчезают во тьме, только долго слышны всплески вёсел и голоса рыбаков (Дубов).

3. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами (разделительные отношения).

Или; либо; не то..., не то; то..., то; то ли..., то ли.

Либо рыбку съесть, либо на мель сесть (пословица).
Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней (Тургенев).
То ли на него подействовала тишина и одиночество, то ли он просто вдруг взглянул другими глазами на успевшую стать привычной обстановку (Симонов).




Устно отвечают на вопросы, с объяснением.


Стратегия

«Верно - не верно»

Словесная оценка учителя.

Взаимооценивание

Стратегия «Стикер»





Подведение итогов урока (5 мин)


Рефлексия. «Благодарю…»



Ученики показывают умение обосновывать свое понимание
Записывают д.з. в дневники


Самооценивание


Рефлексивный лист, стикеры




Класс 

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Язык и культура. Сложносочинённые предложение с противительными, разделительными союзами. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)


9.2.4.1 определять типы текстов, характерные черты, языковые особенности текстов разных жанров

9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях

Цель урока

-создают текст-описание с элементами рассуждения соответствующих стилей (отчет о поездке) с учетом целевой аудитории;

-используютстилистически окрашенные слова;

- правильно используют знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях.

Критерии успеха

-создает текст-описание с элементами рассуждения соответствующих стилей (отчет о поездке);

- учитывает целевую аудиторию;

-используетстилистически окрашенные слова;

- использует простые, простые осложненные и сложные предложения;

- правильно использует знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях.

Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Орг момент

Организационный момент. Подготовка к уроку. Объяснительный диктант

Настраиваются на положительный настрой урока.








Изучение нового материала




Тип ССП

Союзы

Примеры

1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами (соединительные отношения).

И; да (в значении и); ни..., ни; да и; тоже; также; не только..., но и.

Открыли дверь, и в кухню паром вкатился воздух со двора (Паустовский).
Лицо её бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели (Тургенев).
Не только не было никакой рыбки, но и удилище не имело даже лески (Садовский).
Он шуток не любил, да и её при нём оставляли в покое (Тургенев).

2. Сложносочинённые предложения с противительными союзами (противительные отношения).

А; но; да (в значении но); однако (в значении но); зато; но зато; а то; не то; а не то; частица же (в значении союза а); частица только (в значении союза но).

Иван Петрович ушёл, а я остался (Лесков).
Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером (Герцен).
Я ничего не ел, но голода я не чувствовал (Тендряков).
Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо (Паустовский).
Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоём отъезде (Писемский).
Лодки сразу исчезают во тьме, только долго слышны всплески вёсел и голоса рыбаков (Дубов).

3. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами (разделительные отношения).

Или; либо; не то..., не то; то..., то; то ли..., то ли.

Либо рыбку съесть, либо на мель сесть (пословица).
Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней (Тургенев).
То ли на него подействовала тишина и одиночество, то ли он просто вдруг взглянул другими глазами на успевшую стать привычной обстановку (Симонов).













Устно отвечают на вопросы, с объяснением.


Стратегия

«Верно - не верно»

Словесная оценка учителя.

Взаимооценивание

Стратегия «Стикер»





Подведение итогов урока (5 мин)


Рефлексия. «Благодарю…»



Ученики показывают умение обосновывать свое понимание
Записывают д.з. в дневники


Самооценивание


Рефлексивный лист, стикеры