Файл: Практикум по логистике рекомендовано в качестве учебного пособия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 720
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
–Объектипредметлогистики какнауки
Таким образом, с позиций бизнеса логистика должна поддержи- вать выполнение корпоративной стратегии компании с оптимальными затратами материальных, финансовых, трудовых, информационных, энергетических и других видов ресурсов. Логистика должна служить стратегической платформой поддержки бизнеса компании за счет пра- вильного выбора логистических концепций, стратегий, систем и техно- логий, правильной организации логистической деятельности (логисти- ческих процессов) в цепи поставок, решения проблем межфункциональной и межорганизационной координации и интегра- ции.
Главной целью логистикиявляется обеспечение конкурентоспо- собных позиций организации бизнеса на рынке. Этого логистика доби- вается посредством управления потоковыми процессами на основе сле- дующих правил (правиласемиR):
Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти семь условий выполнены, т.е. нужный товар необходимого качества, в необходимом количестве доставлен в нужное время, в нужное место нужному потребителю с минимальными затратами.
Необходимо отметить, что представленные правила являются вы- ражением идеального случая, к которому следует стремиться. Чтобы данное стремление имело под собой прочную основу, главная цель кон- кретизируется
подцелями, например создание эффективной системы контроля, создание функционально согласованной и технологически рациональной структуры организации бизнеса и т.п. При этом подцели также декомпозируются и определяют цели для каждого элемента логи- стической цепи и т.д. вплоть до отдельного исполнителя логистической операции.
Логистические цели достаточно универсальны и вполне органич- но вписываются в стратегические и тактические цели хозяйственной ор- ганизаций. Таким образом происходит горизонтальная интеграция це- лей (взаимоувязка целей в каждой отдельно взятой функциональной сфере) и вертикальная (взаимоувязка целей по уровням управления). Например, цель: максимальная загрузка существующих складских мощностей при минимальных затратах на складирование. Оперативная
цель предприятия – это максимальная загрузка мощностей, логистиче- ская – минимизация складских издержек.
В логистической системе как при горизонтальной, так и при вер- тикальной интеграции важны постоянное взаимодействие и наличие об- ратных связей между функциональными сферами и уровнями управле- ния. Это является важнейшим определяющим условием эффективности процессов выработки и реализации управленческих и исполнительных решений. Для практической реализации целей логистики необходимо найти адекватные решения ряда соответствующих задач, основные из которых представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Основныезадачифункциональныхобластейлогистики
По степени значимости задачи логистики разделяются на две группы: глобальные и частные (локальные) задачи.
К глобальнымзадачамлогистикиотносятся следующие:
Одной из глобальных логистических задач для отечественного предприятия может быть внедрение новой информационной технологии управления, например программных продуктов. При решении глобаль- ных задач очень важен временной компонент. Дело в том, что внешняя среда меняется достаточно быстро, поэтому, если решение глобальной
задачи происходит медленнее, чем происходят изменения во внешней среде, результат решения будет отрицательным.
Частныезадачив логистике имеют локальныйхарактер,они бо- лее динамичны и разнообразны:
Решения глобальных и локальных задач должны находиться в рамках общих задач логистической системы, к которым относят следу- ющие:
ций;
рынка в логистических операциях и возможностями логистической си- стемы;
Следует отметить, что число задач логистики в функциональных областях чрезвычайно велико, их состав многообразен. Однако все за- дачи в конечном итоге направлены на оптимизацию ресурсов и повы- шение конкурентоспособности компании за счет правильно выстроен- ной логистической системы.
Управление затратами по организации продвижения материально- го потока от предприятия – источника сырья до конечного потребителя является основной задачей логистики. Однако управлять логистически- ми затратами на любом этапе их возникновения можно лишь в том слу- чае, если они точно измерены.
Задача менеджера по логистике заключается в анализе затрат каждого звена логистической цепи, их дифференциации, в поиске по-
вышения эффективности деятельности. Логистические затраты пред- ставляют собой затраты трудовых, материальных, финансовых и ин- формационных ресурсов, обусловленные выполнением предприятиями своих функций заказов потребителей.
Для разработки системы управления затратами необходимо клас- сифицировать логистические затраты по различным признакам и опре- делить их роль в указанной системе. Очень важное значение в процессе управления затратами имеет их распределение на постоянные и пере- менные в зависимости от объема деятельности предприятия – звена ло- гистической цепи.
К постоянным затратам (
FC, англ. fixed cost) производства отно- сятся затраты, величина которых не меняется с изменением объема про- изводства. Они должны быть оплачены, даже если предприятие не про- изводит продукцию (отчисления на амортизацию, арендная плата, налог на имущество, административные и управленческие расходы и т. д.).
Под переменными (VC, англ. variable cost) понимаются затраты, общая величина которых находится в непосредственной зависимости от объемов производства и реализации, а также от их структуры при про- изводстве нескольких видов продукции. К ним относятся: сдельная за- работная плата рабочих, расходы на сырье, материалы, комплектующие изделия, технологическое топливо и энергию и др.
В сумме постоянные и переменные затраты составляют общие, или валовые, затраты производства (ТС,англ. total cost):
Таким образом, с позиций бизнеса логистика должна поддержи- вать выполнение корпоративной стратегии компании с оптимальными затратами материальных, финансовых, трудовых, информационных, энергетических и других видов ресурсов. Логистика должна служить стратегической платформой поддержки бизнеса компании за счет пра- вильного выбора логистических концепций, стратегий, систем и техно- логий, правильной организации логистической деятельности (логисти- ческих процессов) в цепи поставок, решения проблем межфункциональной и межорганизационной координации и интегра- ции.
Главной целью логистикиявляется обеспечение конкурентоспо- собных позиций организации бизнеса на рынке. Этого логистика доби- вается посредством управления потоковыми процессами на основе сле- дующих правил (правиласемиR):
-
1R(rightproduct): нужный товар; -
2R(rightquality):необходимого качества; -
3R(rightquantity):в необходимом количестве; -
4R(righttime):должен быть доставлен в нужное время; -
5R(rightplace):в нужное место; -
6R(rightcustomer):нужному потребителю; -
7R(rightcost):с требуемым (минимальным) уровнем затрат.
Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти семь условий выполнены, т.е. нужный товар необходимого качества, в необходимом количестве доставлен в нужное время, в нужное место нужному потребителю с минимальными затратами.
Необходимо отметить, что представленные правила являются вы- ражением идеального случая, к которому следует стремиться. Чтобы данное стремление имело под собой прочную основу, главная цель кон- кретизируется
подцелями, например создание эффективной системы контроля, создание функционально согласованной и технологически рациональной структуры организации бизнеса и т.п. При этом подцели также декомпозируются и определяют цели для каждого элемента логи- стической цепи и т.д. вплоть до отдельного исполнителя логистической операции.
Логистические цели достаточно универсальны и вполне органич- но вписываются в стратегические и тактические цели хозяйственной ор- ганизаций. Таким образом происходит горизонтальная интеграция це- лей (взаимоувязка целей в каждой отдельно взятой функциональной сфере) и вертикальная (взаимоувязка целей по уровням управления). Например, цель: максимальная загрузка существующих складских мощностей при минимальных затратах на складирование. Оперативная
цель предприятия – это максимальная загрузка мощностей, логистиче- ская – минимизация складских издержек.
В логистической системе как при горизонтальной, так и при вер- тикальной интеграции важны постоянное взаимодействие и наличие об- ратных связей между функциональными сферами и уровнями управле- ния. Это является важнейшим определяющим условием эффективности процессов выработки и реализации управленческих и исполнительных решений. Для практической реализации целей логистики необходимо найти адекватные решения ряда соответствующих задач, основные из которых представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Основныезадачифункциональныхобластейлогистики
№ п/п | Область логистики | Основные задачи |
1 | Запасы | Планирование, формирование и содержание не- обходимых материальных запасов |
2 | Транспортировка продук- ции | Выбор вида транспорта, транспортного средства, планирование и мониторинг доставки продукции |
3 | Складирование и склад- ская обработка | Выбор варианта размещения склада, управление складской переработкой, упаковка |
4 | Информационное обеспе- чение | Сбор данных о движении материальных потоков |
По степени значимости задачи логистики разделяются на две группы: глобальные и частные (локальные) задачи.
К глобальнымзадачамлогистикиотносятся следующие:
-
создание комплексных, интегрированных систем материаль- ных, информационных, а по возможности и других сопутствующих по- токов; -
стратегическое согласование, планирование и контроль за использованием логистических мощностей сфер производства и обра- щения; -
достижение высокой системной гибкости; -
постоянное совершенствование логистической концепции в рамках избранной стратегии в рыночной среде.
Одной из глобальных логистических задач для отечественного предприятия может быть внедрение новой информационной технологии управления, например программных продуктов. При решении глобаль- ных задач очень важен временной компонент. Дело в том, что внешняя среда меняется достаточно быстро, поэтому, если решение глобальной
задачи происходит медленнее, чем происходят изменения во внешней среде, результат решения будет отрицательным.
Частныезадачив логистике имеют локальныйхарактер,они бо- лее динамичны и разнообразны:
-
максимальное сокращение времени хранения продукции; -
сокращение времени перевозок; -
рациональное распределение транспортных средств; -
быстрая реакция на требования потребителей; -
оперативная обработка и выдача информации и т.п.
Решения глобальных и локальных задач должны находиться в рамках общих задач логистической системы, к которым относят следу- ющие:
-
осуществление сквозного контроля за потоковыми процесса- ми в логистических системах; -
разработка и совершенствование способов управления мате- риальными потоками; -
многовариантное прогнозирование развития событий; -
стандартизация требований к качеству логистических опера-
ций;
-
выявление несбалансированности между потребностями
рынка в логистических операциях и возможностями логистической си- стемы;
-
выявление центров возникновения потерь материальных и нематериальных ресурсов; -
оптимизация технической и технологической структуры ор- ганизации и т.п.
Следует отметить, что число задач логистики в функциональных областях чрезвычайно велико, их состав многообразен. Однако все за- дачи в конечном итоге направлены на оптимизацию ресурсов и повы- шение конкурентоспособности компании за счет правильно выстроен- ной логистической системы.
-
Оценкаэкономическихиздержеквлогистике
Управление затратами по организации продвижения материально- го потока от предприятия – источника сырья до конечного потребителя является основной задачей логистики. Однако управлять логистически- ми затратами на любом этапе их возникновения можно лишь в том слу- чае, если они точно измерены.
Задача менеджера по логистике заключается в анализе затрат каждого звена логистической цепи, их дифференциации, в поиске по-
вышения эффективности деятельности. Логистические затраты пред- ставляют собой затраты трудовых, материальных, финансовых и ин- формационных ресурсов, обусловленные выполнением предприятиями своих функций заказов потребителей.
Для разработки системы управления затратами необходимо клас- сифицировать логистические затраты по различным признакам и опре- делить их роль в указанной системе. Очень важное значение в процессе управления затратами имеет их распределение на постоянные и пере- менные в зависимости от объема деятельности предприятия – звена ло- гистической цепи.
К постоянным затратам (
FC, англ. fixed cost) производства отно- сятся затраты, величина которых не меняется с изменением объема про- изводства. Они должны быть оплачены, даже если предприятие не про- изводит продукцию (отчисления на амортизацию, арендная плата, налог на имущество, административные и управленческие расходы и т. д.).
Под переменными (VC, англ. variable cost) понимаются затраты, общая величина которых находится в непосредственной зависимости от объемов производства и реализации, а также от их структуры при про- изводстве нескольких видов продукции. К ним относятся: сдельная за- работная плата рабочих, расходы на сырье, материалы, комплектующие изделия, технологическое топливо и энергию и др.
В сумме постоянные и переменные затраты составляют общие, или валовые, затраты производства (ТС,англ. total cost):