Файл: Практикум по логистике рекомендовано в качестве учебного пособия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 725
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 4. Транспортная логистика
-
Рольизадачитранспортировкивлогистическойсистеме
Современную миссию транспортировки в системе логистического сервиса можно кратко сформулировать следующим образом: «достав- лять нужный товар требуемого качества и количества в заданное время и с оптимальными затратами».
В структуре логистических затрат транспортные расходы состав- ляют значительную долю – 20-40% и более, поэтому оптимизация ре- шений в транспортировке позволит логистическому менеджменту полу- чить значительную экономию затрат, но потребует и специального внимания.
Транспорту принадлежит особая роль в становлении и развитии логистики в России. Отечественные транспортные и экспедиторские предприятия, участвующие в международных перевозках грузов, пер- выми увидели необходимость внедрения современных логистических технологий транспортировки и грузопереработки: интер-, мультимо- дальных и терминальных систем перевозки грузов, технологии перевоз- ки «от двери до двери», современных телекоммуникационных систем сопровождения грузоперевозок и т.д.
Крупные российские государственные и частные транспортные и экспедиторские предприятия стали активно создавать свои терминаль- ные сети, грузораспределительные и логистические центры, системы информационно-компьютерной поддержки логистического сервиса. Тем не менее, потенциал логистики в транспортном комплексе используется недостаточно.
Для повышения конкурентоспособности отечественных транс- портных и экспедиторских компаний, а также других логистических по-
средников в транспортировке необходимо улучшить качество транс- портно-логистического сервиса в следующих направлениях:
-
развивать производственно-техническую базу, инфраструк- туру транспортного сервиса, информационные системы поддержки ло- гистического процесса для осуществления транспортировки; -
совершенствовать действующие системы документооборота и таможенных процедур оформления грузов; -
повышать уровень взаимодействия и информационной связи между участниками перевозочного процесса, терминалами, складами, таможнями, другими предприятиями и потребителями их услуг; -
создавать единую нормативно-правовую базу, принимать со- временные законы в области транспортной логистики; -
внедрять современные логистические технологии транспорт- но-экспедиционной деятельности.
Современное представление о транспортировке грузов в России стало существенно изменяться с развитием рыночных отношений – от транспорта как отрасли, приравненной к промышленным отраслям, до сферы услуг – транспортного сервиса. Поэтому потребители транспорт- ных услуг выбирают такие виды транспорта и способы транспортиров- ки, которые обеспечивают наилучшее качество логистического сервиса. Транспортный сервис в современных условиях включает не толь-
ко собственно перевозку грузов от поставщика потребителю, но и большое число экспедиторских, информационных и трансакционных операций, услуг по грузопереработке, страхованию, охране и т.п. По- этому транспортировку можно определить как ключевую логистиче- скую функцию, связанную с перемещением продукции транспортным
средством (или средствами) по определенной технологии в цепи поста- вок и состоящую из логистических операций и функций, включая экс- педирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав собственности на груз, страхование рисков, таможенные процедуры и т.п.
На уровне логистического менеджмента фирмы управление транспортировкой состоит из нескольких основных этапов:
-
выбор способа транспортировки; -
выбор вида транспорта; -
выбор транспортного средства; -
выбор перевозчика и логистических партнеров по транспор- тировке; -
оптимизация параметров транспортного процесса.
При организации транспортировки необходимо согласовать и спланировать ее операции совместно с другими логистическими функ- циями, например, складированием, грузопереработкой, упаковкой и т.п. Это наглядно иллюстрирует следующий простой пример.
Пример4.1
Имеется груз их двух коробок, каждая размером 1м × 1м × 1м, ко- торый предполагается транспортировать автомобильным транспортом. Маркировка на упаковке указывает, что груз может транспортироваться только при укладке в 1 ряд. Это влечет за собой увеличение стоимости транспортировки вдвое.
Возможные действия логистического менеджера:
-
дать указание перевозчику поставить коробку на коробку, а риск повреждения груза взять на себя; -
создать более прочную упаковку, что ведет к увеличению за-
трат;
-
дождаться перевозки грузов, упаковка которых позволит распо-
ложить на них эти две коробки, что ведет к увеличению времени транс- портировки, расходов на хранение груза на терминале перевозчика, снижению эффективности работы терминала перевозчика.
Таким образом, логистический менеджер должен
в комплексе ре- шать три задачи: собственно транспортировка, упаковка, промежуточ- ное складирование груза. Задача транспортировки груза даже для рас- сматриваемого простейшего случая требует оптимизационных расчетов. В процессе транспортировки решается большое число оптимиза- ционных задач. Кроме того, при организации интегрированной логисти- ки необходимо комплексное планирование транспортировки совместно
с другими логистическими функциями:
-
совместное планирование транспортных процессов на различ- ных видах транспорта в случае смешанных (интермодальных, мульти- модальных) перевозок; -
обеспечение технологического единства транспортно- складского процесса; -
совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным процессами и др.
-
Оптимизацияпараметровтранспортногопроцесса
Под термином «транспортные задачи» понимается широкий круг задач не только транспортного характера, Общим для них является, как правило, распределение ресурсов, находящихся у тпроизводителей (поставщиков), по nпотребителям этих ресурсов. В логистическом управлении наиболее часто встречаются следующие задачи, относящие- ся к транспортным:
-
прикрепление потребителей ресурса к производителям; -
привязка пунктов отправления к пунктам назначения; -
взаимная привязка грузопотоков прямого и обратного направлений; -
отдельные задачи оптимальной загрузки промышленного оборудования; -
оптимальное распределение объемов выпуска промышленной продукции между заводами-изготовителями.
Примеррешениятранспортнойзадачиметодомпотенциалов
Рассмотрим экономико-математическую модель прикрепления пунктов отправления к пунктам назначения. Имеется т пунктов отправ- ления груза и объемы отправления по каждому пункту a1, a2, …, am. Из- вестна потребность в грузах b1,b2,…,bnпо каждому из nпунктов назначения. Задана матрица стоимостей доставки по каждому варианту cij,i=1÷m,j=1÷n.
Необходимо рассчитать оптимальный план перевозок, т. е. опре- делить, сколько груза должно быть отправлено из каждого i-го пункта отправления (от поставщика) в каждый j-й пункт назначения (до потре- бителя) – xij,с минимальными транспортными издержками.
В общем виде исходные данные представлены в таблице 4.1.
Таблица 4.1
Потребитель | В1 | В2 | … | Вn | Запасы (объем от- правления) |
Поставщик | |||||
А1 | с11 х11 | с12 х12 | … | с1n х1n | а1 |
А2 | с21 х21 | с22 х22 | … | с2n х2n | а2 |
… | … | … | … | … | … |
Аm | сm1 хm1 | сm2 хm2 | … | сmn хmn | am |
Потребность (объем по- требления) | b1 | b2 | … | bn | |