Файл: Практикум по логистике рекомендовано в качестве учебного пособия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 725

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 4. Транспортная логистика





    1. Рольизадачитранспортировкивлогистическойсистеме


Современную миссию транспортировки в системе логистического сервиса можно кратко сформулировать следующим образом: «достав- лять нужный товар требуемого качества и количества в заданное время и с оптимальными затратами».

В структуре логистических затрат транспортные расходы состав- ляют значительную долю – 20-40% и более, поэтому оптимизация ре- шений в транспортировке позволит логистическому менеджменту полу- чить значительную экономию затрат, но потребует и специального внимания.

Транспорту принадлежит особая роль в становлении и развитии логистики в России. Отечественные транспортные и экспедиторские предприятия, участвующие в международных перевозках грузов, пер- выми увидели необходимость внедрения современных логистических технологий транспортировки и грузопереработки: интер-, мультимо- дальных и терминальных систем перевозки грузов, технологии перевоз- ки «от двери до двери», современных телекоммуникационных систем сопровождения грузоперевозок и т.д.

Крупные российские государственные и частные транспортные и экспедиторские предприятия стали активно создавать свои терминаль- ные сети, грузораспределительные и логистические центры, системы информационно-компьютерной поддержки логистического сервиса. Тем не менее, потенциал логистики в транспортном комплексе используется недостаточно.

Для повышения конкурентоспособности отечественных транс- портных и экспедиторских компаний, а также других логистических по-
средников в транспортировке необходимо улучшить качество транс- портно-логистического сервиса в следующих направлениях:

  • развивать производственно-техническую базу, инфраструк- туру транспортного сервиса, информационные системы поддержки ло- гистического процесса для осуществления транспортировки;

  • совершенствовать действующие системы документооборота и таможенных процедур оформления грузов;

  • повышать уровень взаимодействия и информационной связи между участниками перевозочного процесса, терминалами, складами, таможнями, другими предприятиями и потребителями их услуг;

  • создавать единую нормативно-правовую базу, принимать со- временные законы в области транспортной логистики;

  • внедрять современные логистические технологии транспорт- но-экспедиционной деятельности.

Современное представление о транспортировке грузов в России стало существенно изменяться с развитием рыночных отношений от транспорта как отрасли, приравненной к промышленным отраслям, до сферы услуг транспортного сервиса. Поэтому потребители транспорт- ных услуг выбирают такие виды транспорта и способы транспортиров- ки, которые обеспечивают наилучшее качество логистического сервиса. Транспортный сервис в современных условиях включает не толь-

ко собственно перевозку грузов от поставщика потребителю, но и большое число экспедиторских, информационных и трансакционных операций, услуг по грузопереработке, страхованию, охране и т.п. По- этому транспортировку можно определить как ключевую логистиче- скую функцию, связанную с перемещением продукции транспортным

средством (или средствами) по определенной технологии в цепи поста- вок и состоящую из логистических операций и функций, включая экс- педирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав собственности на груз, страхование рисков, таможенные процедуры и т.п.

На уровне логистического менеджмента фирмы управление транспортировкой состоит из нескольких основных этапов:

  1. выбор способа транспортировки;

  2. выбор вида транспорта;

  3. выбор транспортного средства;

  4. выбор перевозчика и логистических партнеров по транспор- тировке;

  5. оптимизация параметров транспортного процесса.

При организации транспортировки необходимо согласовать и спланировать ее операции совместно с другими логистическими функ- циями, например, складированием, грузопереработкой, упаковкой и т.п. Это наглядно иллюстрирует следующий простой пример.
Пример4.1

Имеется груз их двух коробок, каждая размером 1м × 1м × 1м, ко- торый предполагается транспортировать автомобильным транспортом. Маркировка на упаковке указывает, что груз может транспортироваться только при укладке в 1 ряд. Это влечет за собой увеличение стоимости транспортировки вдвое.

Возможные действия логистического менеджера:

  • дать указание перевозчику поставить коробку на коробку, а риск повреждения груза взять на себя;

  • создать более прочную упаковку, что ведет к увеличению за-

трат;

  • дождаться перевозки грузов, упаковка которых позволит распо-

ложить на них эти две коробки, что ведет к увеличению времени транс- портировки, расходов на хранение груза на терминале перевозчика, снижению эффективности работы терминала перевозчика.

Таким образом, логистический менеджер должен
в комплексе ре- шать три задачи: собственно транспортировка, упаковка, промежуточ- ное складирование груза. Задача транспортировки груза даже для рас- сматриваемого простейшего случая требует оптимизационных расчетов. В процессе транспортировки решается большое число оптимиза- ционных задач. Кроме того, при организации интегрированной логисти- ки необходимо комплексное планирование транспортировки совместно

с другими логистическими функциями:

  • совместное планирование транспортных процессов на различ- ных видах транспорта в случае смешанных (интермодальных, мульти- модальных) перевозок;

  • обеспечение технологического единства транспортно- складского процесса;

  • совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным процессами и др.




    1. Оптимизацияпараметровтранспортногопроцесса


Под термином «транспортные задачи» понимается широкий круг задач не только транспортного характера, Общим для них является, как правило, распределение ресурсов, находящихся у тпроизводителей (поставщиков), по nпотребителям этих ресурсов. В логистическом управлении наиболее часто встречаются следующие задачи, относящие- ся к транспортным:

  • прикрепление потребителей ресурса к производителям;

  • привязка пунктов отправления к пунктам назначения;

  • взаимная привязка грузопотоков прямого и обратного направлений;

  • отдельные задачи оптимальной загрузки промышленного оборудования;

  • оптимальное распределение объемов выпуска промышленной продукции между заводами-изготовителями.


Примеррешениятранспортнойзадачиметодомпотенциалов

Рассмотрим экономико-математическую модель прикрепления пунктов отправления к пунктам назначения. Имеется т пунктов отправ- ления груза и объемы отправления по каждому пункту a1, a2, …, am. Из- вестна потребность в грузах b1,b2,…,bnпо каждому из nпунктов назначения. Задана матрица стоимостей доставки по каждому варианту cij,i=1÷m,j=1÷n.

Необходимо рассчитать оптимальный план перевозок, т. е. опре- делить, сколько груза должно быть отправлено из каждого i-го пункта отправления (от поставщика) в каждый j-й пункт назначения (до потре- бителя) xij,с минимальными транспортными издержками.

В общем виде исходные данные представлены в таблице 4.1.
Таблица 4.1

Потребитель


В1


В2





Вn

Запасы

(объем от- правления)

Поставщик


А1

с11
х11

с12
х12




с1n
х1n


а1


А2

с21
х21

с22
х22




с2n
х2n


а2














Аm

сm1
хm1

сm2
хm2




сmn
хmn


am

Потребность (объем по-

требления)


b1


b2





bn