Файл: Практикум по логистике рекомендовано в качестве учебного пособия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 726

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 6. Логистика складирования





    1. Основныезадачиифункциилогистикискладирования


Следует заметить, что логистика складирования занимается не управлением складом, а управлением товарными потоками, проходя- щими через склад.

Главная стратегическая проблема в логистике складирования формирование складской сети. На данном этапе планирования предпри- ятие практически создает оптимальную логистическую систему, кото- рая, с одной стороны, должна обеспечить минимальные затраты, свя- занные с продвижением грузопотока до конечного потребителя, а с другой – гарантированное обслуживание каждого клиента на необходи- мом для него уровне. Этот этап также можно назвать этапом макропро- ектирования.

Стратегия формирования складской сети требует решения сле- дующих основных задач:

  • выборстратегиискладированиязапасовсвязан с выбором формы собственности складов;

  • определениечисласкладов,обеспечивающих обслуживание всего региона при бесперебойном снабжении клиентов;

  • размещениескладскойсетикак региона, так и конкретного места расположения каждого склада;

  • выборформснабженияскладоввскладскойсети(централи- зованное или децентрализованное).

Вторая проблема логистики складирования связана с формирова- нием складского хозяйства и инфраструктуры. На этом этапе решается вопрос микропроектирования, включающего разработку генплана, структуры складских зон и их объемно-планировочных
решений.

Залогом эффективногофункционированияскладскогохозяйства

является:

  • разработкасхемыгенпланаскладов,

  • правильныйвыборвидасклада (здания или сооружения);

  • расчетмощностискидасучетом перспективы развития фирмы;

  • оптимальный выбор системы складирования, обеспечиваю- щей максимальное использованиескладскихмощностейпри условии минимизации общих затрат на ее создание.

Управление логистическим процессом на складе является особой задачей в рамках логистики складирования, решение которой связано с:


де;

  • обеспечениемуправлениялогистическимпроцессомнаскла-




  • координациейсосмежнымислужбами,обеспечивающими

продвижение продукции через склад (службы закупки, маркетинга, продаж и т.д.);

    • организациейгрузопереработкинаскладе.

Материальный поток в логистической системе компании- производителя товара от источника сырья до конечного потребителя проходит три функциональные области логистики, каждая из которых характеризуется наличием складов определенного вида.

Во-первых, область снабжения производства материальными ре- сурсами: склады материальных ресурсов (сырья, материалов, комплек- тующих, вспомогательных материалов и т.п.).

Во-вторых, область поддержки производства, функцией которой является обеспечение непрерывного функционирования производствен- но-технологического цикла внутри предприятия: склады материальных ресурсов, инструментов, незавершенного производства (промежуточной продукции), остатков и отходов, склады готовой продукции.

В-третьих, область распределения готовой продукции: склады го- товой продукции (распределительно-производственные, оптовых ком- паний и т.п.).

В большинстве случаев функциональные области логистики начинаются и заканчиваются складами. Склад одновременно является границей этих областей и соединительным элементом движения мате- риальных потоков между звеньями логистической системы.

Среди задач, связанных с формированием складской сети, в соот- ветствии с последовательностью их решения можно выделить:

    • определение формы собственности склада;

    • определение числа складов и размещение складской сети;

    • выбор места расположения склада;

    • определение вида и размеров склада;

    • разработка системы складирования;

    • разработка логистического процесса на складе.

Основными причинамииспользованияскладовв логистической системе можно считать следующие:

    • координация и выравнивание спроса и предложения в снаб- жении и распределении (за счет создания страховых и сезонных запасов продукции);

    • снижение логистических издержек при транспортировке (за счет формирования оптимальных партий доставки);


    • максимальное удовлетворение потребительского спроса;

    • создание условий для активной стратегии продаж;

    • расширение географии рынка;

    • бесперебойное снабжение конечных потребителей и органи- зация у них товарных запасов;

    • гибкая политика обслуживания, в частности, в системах с не- зависимым спросом.

Поясним эти преимущества на примере, характеризующем пре- имущества складирования при консолидации отправок.

Предположим, имеются четыре фирмы – производители продук- ции, соответственно: А, В, С, D. Проанализируем изменения затрат при распределении их продуктов потребителям в двух вариантах:

    • без складирования;

    • со складированием (консолидацией) продуктов в одном дис- трибутивном центре.

Исходные данные и результаты сравнительных расчетов логисти- ческих издержек в распределении приведены в таблице 6.1.
Таблица 6.1

Примерпотенциальногоснижениязатратприскладировании





Iвариант:безскладирования

Фирмы- произво-

дители


Вес отправки (кг)

Транспортный тариф за доставку (долл./100 кг)

Суммарные транспортные рас- ходы (долл.)

1

2

3

4 =2Х3

А В С

D

10000

8000

15000

7000

2,00

1,80

3,40

1,60

200

133

510

112

Итого__40000__-__966'>Итого

40000

-

966




IIвариант:соскладированием


Фирмы- произво- дители

Вес от- прав- ки (кг)

Тариф за до- ставку до дистрибью- торского центра (долл./100 кг)

Общие затра- ты до дис- трибьютор- ского центра (долл.)

Затраты на складиро- вание (кон- солида- цию), долл.

Тариф от дистрибью- торского цен- тра до потре- бителя (долл./ 100 кг)

Общие затра- ты от дис- трибьютор- ского центра (долл.)

Тоталь- ные логи- стические издержки (долл.)

1

2

3

4 =2Х3

5

6

7 =2Х6

8 =

4 +5+7

А В

С D

10000

8000

15000

7000

0,75

0,60

1,20

0,50

75

48

180

35

10

8

15

7

1,00

1,00

1,00

1,00

100

80

150

70

185

136

345

112

Итого

40000




778


Из рассмотренного примера видно, что при складировании (в дис- трибьюторском центре) для консолидации продукции производителей общие логистические издержки ниже.

Склады в рамках логистической системы выполняют следующие основные функции (рисунок 6.1).




Рисунок6.1Функциискладов
Выравнивание интенсивности материальных потоков (т.е. изме- нение объема перерабатываемого груза в единицу времени) предполага- ет, что склад должен играть не просто роль буфера между поставщиком и потребителем, но и гибко реагировать на изменения спроса путем ма- неврирования размерами соответствующей партии поставки.

Преобразование складом ассортимента материального потока в соответствии со спросом означает создание необходимого ассортимента для выполнения заказов клиентов. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей, отли- чающихся по функциям, размеру, форме, цвету и т.д. Создание нужного ассортимента на складе позволяет эффективно выполнять заказы потре- бителей и осуществлять более частые поставки в объеме, необходимом клиенту.

Концентрация и хранение запасов позволяет выравнивать разницу между производством (выпуском) продукции и ее потреблением и осу- ществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов. В распределительной системе хранение товаров

необходимо для выравнивания сезонных колебаний в потреблении и гибкого реагирования на любые изменения потребительского спроса. Стремление к максимальному повышению уровня обслуживания клиен- тов требует значительного увеличения запасов на складе поставщика.

Сглаживаниеасинхронностипроизводственного
процесса функция производственных складов, а именно складов незавершенного производства (промежуточной продукции). Речь идет о выравнивании асинхронных моментов между технологическими и организационными процессами, а также между отдельными рабочими операциями произ- водственного процесса.

Унитизация партии отгрузки связана с тем, что многие потреби- тели заказывают со складов партии «меньше, чем вагон» или «меньше, чем трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с до- ставкой таких грузов, так как тариф перевозчика на такую отправку обычно существенно выше, чем на отправку транзитной нормы, т.е. при полном использовании грузоподъемности (грузовместимости) транс- портного средства. Для сокращения транспортных расходов склад мо- жет осуществлять функцию консолидации (унитизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов до полной загрузки транспорт- ного средства.

Среди основныхуслугскладаможно выделить четыре группы:

  1. материальные – связаны с выполнением операций по повы- шению технологической готовности продукции к производственному потреблению согласно заказам потребителей в системе снабжения. Например, нарезка, раскрой, расфасовка в мелкую тару, подбор ком- плектов, составление колеров красок и другие услуги. В системе рас- пределения эта группа услуг связана с подготовкой товара к продаже и приданием ему товарного вида;

  2. организационно-коммерческие направлены на повышение эффективности процессов товарно-денежного обмена, включают реали- зацию излишних материальных ценностей путем перераспределения, в том числе на комиссионных началах, реализацию промышленных отхо- дов предприятий, сдачу на прокат (в аренду) оборудования, техники, аппаратуры и т.д.;

  3. складские связаны с выполнением операций собственно складирования за плату, приемом материальных ценностей на времен- ное хранение, сдачей в аренду складских площадей;

  4. транспортно-экспедиторские – связаны с доставкой грузов клиентам своим или арендованным транспортом.