Файл: Практикум по логистике рекомендовано в качестве учебного пособия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 726
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 6. Логистика складирования
-
Основныезадачиифункциилогистикискладирования
Следует заметить, что логистика складирования занимается не управлением складом, а управлением товарными потоками, проходя- щими через склад.
Главная стратегическая проблема в логистике складирования – формирование складской сети. На данном этапе планирования предпри- ятие практически создает оптимальную логистическую систему, кото- рая, с одной стороны, должна обеспечить минимальные затраты, свя- занные с продвижением грузопотока до конечного потребителя, а с другой – гарантированное обслуживание каждого клиента на необходи- мом для него уровне. Этот этап также можно назвать этапом макропро- ектирования.
Стратегия формирования складской сети требует решения сле- дующих основных задач:
-
выборстратегиискладированиязапасовсвязан с выбором формы собственности складов; -
определениечисласкладов,обеспечивающих обслуживание всего региона при бесперебойном снабжении клиентов; -
размещениескладскойсетикак региона, так и конкретного места расположения каждого склада; -
выборформснабженияскладоввскладскойсети(централи- зованное или децентрализованное).
Вторая проблема логистики складирования связана с формирова- нием складского хозяйства и инфраструктуры. На этом этапе решается вопрос микропроектирования, включающего разработку генплана, структуры складских зон и их объемно-планировочных
решений.
Залогом эффективногофункционированияскладскогохозяйства
является:
-
разработкасхемыгенпланаскладов, -
правильныйвыборвидасклада (здания или сооружения); -
расчетмощностискидасучетом перспективы развития фирмы; -
оптимальный выбор системы складирования, обеспечиваю- щей максимальное использованиескладскихмощностейпри условии минимизации общих затрат на ее создание.
Управление логистическим процессом на складе является особой задачей в рамках логистики складирования, решение которой связано с:
де;
-
обеспечениемуправлениялогистическимпроцессомнаскла-
-
координациейсосмежнымислужбами,обеспечивающими
продвижение продукции через склад (службы закупки, маркетинга, продаж и т.д.);
-
организациейгрузопереработкинаскладе.
Материальный поток в логистической системе компании- производителя товара от источника сырья до конечного потребителя проходит три функциональные области логистики, каждая из которых характеризуется наличием складов определенного вида.
Во-первых, область снабжения производства материальными ре- сурсами: склады материальных ресурсов (сырья, материалов, комплек- тующих, вспомогательных материалов и т.п.).
Во-вторых, область поддержки производства, функцией которой является обеспечение непрерывного функционирования производствен- но-технологического цикла внутри предприятия: склады материальных ресурсов, инструментов, незавершенного производства (промежуточной продукции), остатков и отходов, склады готовой продукции.
В-третьих, область распределения готовой продукции: склады го- товой продукции (распределительно-производственные, оптовых ком- паний и т.п.).
В большинстве случаев функциональные области логистики начинаются и заканчиваются складами. Склад одновременно является границей этих областей и соединительным элементом движения мате- риальных потоков между звеньями логистической системы.
Среди задач, связанных с формированием складской сети, в соот- ветствии с последовательностью их решения можно выделить:
-
определение формы собственности склада; -
определение числа складов и размещение складской сети; -
выбор места расположения склада; -
определение вида и размеров склада; -
разработка системы складирования; -
разработка логистического процесса на складе.
Основными причинамииспользованияскладовв логистической системе можно считать следующие:
-
координация и выравнивание спроса и предложения в снаб- жении и распределении (за счет создания страховых и сезонных запасов продукции); -
снижение логистических издержек при транспортировке (за счет формирования оптимальных партий доставки);
-
максимальное удовлетворение потребительского спроса; -
создание условий для активной стратегии продаж; -
расширение географии рынка; -
бесперебойное снабжение конечных потребителей и органи- зация у них товарных запасов; -
гибкая политика обслуживания, в частности, в системах с не- зависимым спросом.
Поясним эти преимущества на примере, характеризующем пре- имущества складирования при консолидации отправок.
Предположим, имеются четыре фирмы – производители продук- ции, соответственно: А, В, С, D. Проанализируем изменения затрат при распределении их продуктов потребителям в двух вариантах:
-
без складирования; -
со складированием (консолидацией) продуктов в одном дис- трибутивном центре.
Исходные данные и результаты сравнительных расчетов логисти- ческих издержек в распределении приведены в таблице 6.1.
Таблица 6.1
Примерпотенциальногоснижениязатратприскладировании
| Iвариант:безскладирования | ||||||||
Фирмы- произво- дители | Вес отправки (кг) | Транспортный тариф за доставку (долл./100 кг) | Суммарные транспортные рас- ходы (долл.) | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 =2Х3 | ||||||
А В С D | 10000 8000 15000 7000 | 2,00 1,80 3,40 1,60 | 200 133 510 112 | ||||||
Итого__40000__-__966'>Итого | 40000 | - | 966 | ||||||
| IIвариант:соскладированием | ||||||||
Фирмы- произво- дители | Вес от- прав- ки (кг) | Тариф за до- ставку до дистрибью- торского центра (долл./100 кг) | Общие затра- ты до дис- трибьютор- ского центра (долл.) | Затраты на складиро- вание (кон- солида- цию), долл. | Тариф от дистрибью- торского цен- тра до потре- бителя (долл./ 100 кг) | Общие затра- ты от дис- трибьютор- ского центра (долл.) | Тоталь- ные логи- стические издержки (долл.) | ||
1 | 2 | 3 | 4 =2Х3 | 5 | 6 | 7 =2Х6 | 8 = 4 +5+7 | ||
А В С D | 10000 8000 15000 7000 | 0,75 0,60 1,20 0,50 | 75 48 180 35 | 10 8 15 7 | 1,00 1,00 1,00 1,00 | 100 80 150 70 | 185 136 345 112 | ||
Итого | 40000 | | 778 |
Из рассмотренного примера видно, что при складировании (в дис- трибьюторском центре) для консолидации продукции производителей общие логистические издержки ниже.
Склады в рамках логистической системы выполняют следующие основные функции (рисунок 6.1).
Рисунок6.1–Функциискладов
Выравнивание интенсивности материальных потоков (т.е. изме- нение объема перерабатываемого груза в единицу времени) предполага- ет, что склад должен играть не просто роль буфера между поставщиком и потребителем, но и гибко реагировать на изменения спроса путем ма- неврирования размерами соответствующей партии поставки.
Преобразование складом ассортимента материального потока в соответствии со спросом означает создание необходимого ассортимента для выполнения заказов клиентов. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей, отли- чающихся по функциям, размеру, форме, цвету и т.д. Создание нужного ассортимента на складе позволяет эффективно выполнять заказы потре- бителей и осуществлять более частые поставки в объеме, необходимом клиенту.
Концентрация и хранение запасов позволяет выравнивать разницу между производством (выпуском) продукции и ее потреблением и осу- ществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов. В распределительной системе хранение товаров
необходимо для выравнивания сезонных колебаний в потреблении и гибкого реагирования на любые изменения потребительского спроса. Стремление к максимальному повышению уровня обслуживания клиен- тов требует значительного увеличения запасов на складе поставщика.
Сглаживаниеасинхронностипроизводственного
процесса– функция производственных складов, а именно складов незавершенного производства (промежуточной продукции). Речь идет о выравнивании асинхронных моментов между технологическими и организационными процессами, а также между отдельными рабочими операциями произ- водственного процесса.
Унитизация партии отгрузки связана с тем, что многие потреби- тели заказывают со складов партии «меньше, чем вагон» или «меньше, чем трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с до- ставкой таких грузов, так как тариф перевозчика на такую отправку обычно существенно выше, чем на отправку транзитной нормы, т.е. при полном использовании грузоподъемности (грузовместимости) транс- портного средства. Для сокращения транспортных расходов склад мо- жет осуществлять функцию консолидации (унитизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов до полной загрузки транспорт- ного средства.
Среди основныхуслугскладаможно выделить четыре группы:
-
материальные – связаны с выполнением операций по повы- шению технологической готовности продукции к производственному потреблению согласно заказам потребителей в системе снабжения. Например, нарезка, раскрой, расфасовка в мелкую тару, подбор ком- плектов, составление колеров красок и другие услуги. В системе рас- пределения эта группа услуг связана с подготовкой товара к продаже и приданием ему товарного вида; -
организационно-коммерческие– направлены на повышение эффективности процессов товарно-денежного обмена, включают реали- зацию излишних материальных ценностей путем перераспределения, в том числе на комиссионных началах, реализацию промышленных отхо- дов предприятий, сдачу на прокат (в аренду) оборудования, техники, аппаратуры и т.д.; -
складские– связаны с выполнением операций собственно складирования за плату, приемом материальных ценностей на времен- ное хранение, сдачей в аренду складских площадей; -
транспортно-экспедиторские – связаны с доставкой грузов клиентам своим или арендованным транспортом.