ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 330

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Можно предложить сделать зарисовки и наброски с на­туры трав или веток деревьев. Работа выполняется без про­стого карандаша сразу гелевой ручкой или чёрной тушью, что заставляет ребят быть более наблюдательными и внима­тельными при выполнении задания.

У современных детей почти отсутствует умение заме­чать красоту того, что не движется на экране. В процессе выполнения зарисовок учитель обращает внимание детей на неброскую красоту засушенной травинки, учит восхи­щаться неповторимой красотой природы, результатами сво­его труда. Из отдельных рисунков может быть собрана
кол­лективная работа, но каждая индивидуальная графическая работа уже представляет собой небольшое произведение искусства.

Внимательное изучение кустарников, деревьев, трав даёт возможность выразительно изображать окружающую нас природу, её неповторимую красоту. Прославленным знато­ком русского леса был И. И. Шишкин. Художник знал харак­тер, пластику, анатомию каждого дерева, куста. Он требовал и от других, чтобы по рисунку можно было узнать не только породу дерева, но и его возраст, историю его жизни, опреде­лить, где оно растёт: на светлой полянке или в тёмной чаще, в глубоком овраге или на склоне холма.

Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» посвятил це­лую главу изображению деревьев. Из главы «О деревьях и зе­лени» можно узнать, как ветвятся деревья и как трескается их кора, какие цветы на кусте распускаются первыми и какие осенние листья задерживаются на дереве дольше всех, какое строение имеют кустарники и деревья, как влияет на их кро­ну сильный ветер и многое, многое другое. А замечательный русский пейзажист А. А. Рылов в наставлении начинающим рисовальщикам писал: «Хорошо нарисовать совсем малень­кую ёлочку — трёхлетнюю детку. Какие у неё славные зелёные лапки, в начале лета яркие и мягкие! У такой ёлочки ещё мало веток и потому её легче нарисовать. При рисовании самое главное — правильная форма. Рисуйте её осторожно, внима­тельно, не давите карандашом или пером бумагу. Карандаш у художника то же, что смычок у скрипача. Штрих должен быть лёгким, чутким и выразительным».

Типичные ошибки учащихся:

  • неумелая композиция, неумение расположить на ли­сте бумаги несколько объектов. Белый, чистый лист бумаги подталкивает учащихся к действиям, они торопятся закрыть нетронутый лист, часто начиная с частностей. В процессе рисования происходит уточнение пропорций и формы объ­екта, а задуманная композиция нарушается. Необходимо по­советовать учащимся не помещать изображение у края листа, оставлять больше свободного места вокруг объектов, чтобы при необходимости в дальнейшем можно было исправить не­точности;

  • неумение видеть общий характер формы. Часто учащи­еся увлекаются подробностями и частностями, упуская из ви­ду характер общей формы. И неудивительно, что получаются «падающие» предметы, искаженные пропорции и т. д.

Планируемые результаты:

  • получить представление о выразительных возможно­стях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечат­лений художника;

  • рассуждать о характере художественного образа в раз­личных линейных рисунках известных художников;

  • объяснять, что такое ритм и каково его значение в соз­дании изобразительного образа;

  • выбирать характер линий для создания ярких, эмоцио­нальных образов в рисунке;

  • овладевать навыками передачи разного эмоциональ­ного состояния, различного настроения с помощью ритма и характера линий, штрихов, росчерков и др.;

  • овладевать навыками ритмического линейного изобра­жения движения (динамики) и статики (спокойствия).


Понятия: характер линии, ритм.

Практическая работа: изображение колыхания трав на ве­тру с использованием разнохарактерных линий.

Материалы: карандаш или тушь, гелевые ручки, краски, бумага.

Зрительный ряд: В. Ван Гог. Барки на берегу, Море; рисунки П. Пикассо; П. В. Митурич. Заборчик; А. А. Дей- нека. Ночной пейзаж; учебные рисунки (учебник, с. 30—33).

Основная художественная проблема урока — изучение выразительных возможностей линии, знакомство с разным характером линий. Эта тема продолжает и развивает пре­дыдущую тему, посвящённую рисунку. Если учитель ранее сосредоточился на проведении беседы или презентации проектов, посвящённых возможностям рисунка в изобрази­тельном искусстве, то уроки по данной теме целесообразно посвятить выполнению практических заданий.

При формулировании заданий важно ещё раз подчеркнуть, что линии могут быть разными по своему характеру. Учитель может напомнить репродукции прошлого урока, предложив учащимся поработать разнообразной линией, используя мяг­кие материалы — соус, сангину или материалы для чёткой, точной линии — перо или гелевые ручки. При выполнении заданий учащиеся должны постараться почувствовать то ве­сомость и уверенность, то беглость и поспешность или об­стоятельность линий. Линией можно очерчивать контур, как упругой проволокой, выявляя изображение на бумаге, а мож­но работать росчерком, оставляющим на бумаге свободный след впечатлений.

Можно сказать, что в природе линий нет. В то же время мы их видим. Линией мы обозначаем контур предмета, его край, но в жизни этой черты нет. Линия — это знак, она условна, придумана нами как способ обозначения. У человека, рису­ющего линией, есть свой почерк — своя манера вести линию, обрисовывать контуры предмета. И этот почерк может быть очень разным: строгим или непринуждённым, упругим, энер­гичным и т. д. Характер линии выражает эмоции, чувства, настроение художника!

Выразительным средством композиции является ритм. Приложим руку к груди, послушаем ритм сердца — равномер­ный и спокойный. Можно предложить учащимся самим найти примеры проявления ритма.

Ритм — универсальное природное свойство. Само сло­во «ритм» в переводе с древнегреческого означает «такт» или «соразмерность». Мы живём в мире изменяющихся рит­мов. Прислушайтесь к ритмам города — звук машин, работа­ющих механизмов, шагов, порывы ветра, капли дождя; таких примеров можно найти множество. Ритм можно воспринимать не только на слух, но и зрительно. Понаблюдайте за чередова­нием света и теней, да просто за движением часовой стрелки.


В искусстве возможны перебои ритма, ритмические ак­центы, неравномерность ритма, т. е. не математическая точность, как в технике, а живое разнообразие, находящее соответствующее пластическое решение. Ритм организует внутреннюю динамику произведения, создаёт определённую музыкальность картины. Ритм можно определить как чередо­вание, повторение через определённый интервал различных элементов изображения (фигур, линий, цветов). Из этих эле­ментов составляется ритмический ряд. Пространство между элементами называется интервалом. Когда интервалы одина­ковы, возникает равномерный ритм (например, так работает мотор в машине). Равномерный ритм передаёт ощущение не­прерывного движения, однообразного и бесконечного (учеб­ник, с. 33). Такой ритм часто используется при построении орнамента в декоративном искусстве.

Но человеческому восприятию не свойственна монотон­ность (хорошо бы понаблюдать это в действительности, ис­пользуя для наглядности аллею деревьев, линию электропе­редачи и др.). Представим себе греческий портик. Стоя лицом к портику, мы видим ряд одинаковых колонн, расположенных на одинаковом расстоянии одна от другой. И это воспринима­ется нами как метрический ряд. Но если мы поменяем точку зрения, сместимся в сторону и посмотрим на портик под не­которым углом сбоку, то одна колонна перекроет другую, раз­меры колонн станут разными — в результате тот же самый портик будет восприниматься нами уже не как метрический, а как ритмический ряд.

Для нашего глаза привычнее неравномерный ритм, имею­щий свои акценты — элементы, наиболее привлекающие наше внимание. Один ритмический рисунок может переплетаться с другим, третьим, создавая ощущение внутренней жизни,

движения в картине. Ритм — это дыхание произведения. Мож­но спокойно и глубоко вздохнуть, а можно дышать прерывисто и напряжённо. Это внутреннее дыхание способно раскрыть самые сильные и глубокие чувства автора.

Учитель вправе провести анализ ритмической организации любого произведения на выбор. Можно рассмотреть рисунки Ван Гога, выполненные пером (учебник, с. 31, 165), и срав­нить их с рисунками Рембрандта. Ван Гог не продолжает ка­ких-либо традиций в своих рисунках, он опирается целиком на обострённое восприятие ритмического строя окружающей его действительности. Но он не списывает, не повторяет этот ритм, а черпает в нём свои мотивы. Заметим, что художник очень редко прибегал к перекрещиванию, так как оно идёт в ущерб динамике штриха, а динамика для него была очень важна. Такое впечатление, что он работал, мысленно пере­бирая в уме все осязательные свойства каждой вещи («Вот тут колко, вот тут мягко или кудряво и т. д.»).


Если в рисунках, например, Рембрандта (которые Ван Гог, конечно, знал) всегда заключена определённая пластика штриха, то в рисунках Ван Гога скачкообразность ритма ча­сто угрожает цельности произведения, поэтому он исполь­зует повторяющиеся нажимы, в некоторых случаях и тожде­ственность штриха. Всё это объединяет композицию рисунка. Например, в работе «Барки на берегу» рваный, динамичный ритм мачт и контуров барок резко контрастирует с плоским, протяжённым пространством песка. Пространство художник изобразил с помощью точечной и декоративной штриховки, а не с помощью воздушной перспективы или тона.

Практическая работа: задания на разнохарактерность линий, изображение колыхания трав на ветру. Почувствовать огромные возможности линии помогут несколько заданий.

Вариант задания: изображение разнохарактерных по­черков.

Дети выполняют творческую композицию, используя чере­дование элементов и пространства. Темы композиции: «Шум дождя», «Крик», «Полёт» и т. д.

Вариант задания: изображение трав на ветру.

Дети вспоминают ветреный день, как шумит и сгибается под ветром трава, как быстро меняется направление движе­ния трав от порывов ветра. Затем в рисунке передаётся колы­хание трав на ветру. Заполняя всё пространство листа, юные художники показывают ритмическое разнообразие чередова­ний травинок, листьев, колосков. Эта работа — не подробное изучение натуры, а передача впечатления от дуновения ветра по траве.

Можно предложить работу на выразительность линии под названием «Морское дно». Фон воды выполняется в тех­нике монотипии (вид печатной графики, в котором с каждой пластины можно получить только один отпечаток). Для по­лучения отпечатка краску можно нанести обычной кистью на плотный лист бумаги (или вырезанную из картона форму) и затем, положив сверху второй лист, хорошо прогладить его ладонью. Далее, используя различную толщину линии, ребята рисуют гелевой ручкой или пером снующих рыбок, добавляют колышущиеся в воде водоросли, ракушки и др.

Урок: «Пятно как средство выражения. Ритм пятен»

Планируемые результаты:

  • овладевать навыками обобщённого, целостного виде­ния формы;

  • овладеть представлениями о пятне как об одном из ос­новных средств изображения;

  • развивать аналитические возможности глаза, виде­ния тональных отношений (светлее — темнее);

  • осваивать навыки композиционного мышления на ос­нове ритма пятен, ритмической организации плоскости листа;

  • овладевать простыми навыками изображения с помо­щью пятна и тональных отношений;

  • практически осуществить на основе ритма тональ­ных пятен собственный художественный замысел, связанный с изображением состояния природы (гроза, туман, солнце).