Файл: 1. История создания, определение и задачи единой гос системы предупреждения и ликвидации чс (рсчс).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 233
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
После вывода из зоны бедствия пострадавших, спасатели приступают к сбору останков погибших для их дальнейшего опознания.
34. Медико-тактическая характеристика ЧС при ДТП. Организация оказания помощи пострадавшим при ДТП.
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения. Основные виды ДТП - наезд на пешеходов, столкновение и опрокидывание транспортных средств.
Повреждения при ДТП могут быть самыми различными. При одном и том же виде происшествия пострадавшие получают разные повреждения, а сходные травмы возникают при различных видах ДТП, но с разной частотой. Погибшим в ДТП считается лицо, погибшее на месте происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток. К раненым относят лиц, получивших повреждения и потерявшие трудоспособность на срок не менее одних суток.
Ведущим поражающим фактором при ДТП является механический (динамический) поражающий фактор. Механизм возникновения повреждений, их локализация и тяжесть зависят от вида ДТП, скорости движения транспортного средства, его конструктивных особенностей.
Выделяют четыре основных механизма возникновения повреждений: от прямого удара транспортным средством, от общего сотрясения тела человека вследствие удара, от прижатия тела к дорожному покрытию или неподвижному предмету и от трения различных поверхностей тела человека о части автомобиля или покрытие дороги. Основное место в структуре санитарных потерь занимают механические травмы - до 90 %. Большинство повреждений, полученных при ДТП, – сочетанные черепно-мозговые травмы.
Помимо механического поражающего фактора при ДТП на человека достаточно часто может действовать и термический (ожоги, обморожение, переохлаждение).ражающего фактора при ДТП на человека могут действовать термический ()
Дорожно-транспортные катастрофы происходят в 70% случаев по вине водителя из-за столкновения и опрокидывания автомобиля, наездов на пешеходов и различные препятствия, выпадения пассажиров из движущихся транспортных средств. По вине пассажиров происходит 30% дорожно-транспортных катастроф из-за беспечности, невнимательности, нахождения в нетрезвом состоянии.
Из общего числа происшествий по вине водителя около 30% происходят по причине алкогольного опьянения.
Аварийность зависит от технического состояния транспортных средств и дорог, климатических и природных условий, скорости движения транспортных средств, дисциплинированности и профессионализма водителей и пешеходов.
Среднее соотношение погибших и раненных при автомобильных катастрофах составляет 1:5.
Предусмотрены три последовательных этапа оказания помощи:
первый--на месте ДТП. Он включает самопомощь и взаимопомощь лицам, оказавшимся на метсе проишествия, а также помощь вызванных медицинских работников;
второй--при траспортировке пострадавших в лечебное учереждение;
третий--в лечебном учереждении.
Для оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожнотранспортных происшествиях создают систему быстрого реагирования при ДТП, спасения пострадавших и оказания им высокопрофессиональной экстренной медицинской помощи на месте происшествия и в стационаре. Обязательным элементом данной системы должен быть медицинский вертолёт. Основные задачи системы быстрого реагирования:
• точная и своевременная информация о характере происшествия, количестве пострадавших и доступности медицинской помощи;
• быстрое извлечение пострадавших из повреждённых автомобилей спасателями, имеющими на оснащении соответствующие технические средства;
• оказание неотложной медицинской помощи на месте происшествия и немедленная эвакуация пострадавших в специализированные медицинские учреждения авиационным или автомобильным санитарным транспортом;
• заблаговременное определение лечебных учреждений, осуществляющих госпитализацию пострадавших при ДТП;
• оборудование вертолётных площадок при лечебных учреждениях, принимающих пострадавших;
• предоставление современных технологий передачи информации о ДТП, ведении спасательных работ, оказании медицинской помощи и эвакуации пострадавших в стационар, обеспечивающих проведение всего комплекса работ в течение «золотого часа».
При решении этих задач предпринимают следующие действия:
• применение санитарных вертолётов и реанимобилей;
• оснащение лечебных учреждений (стационаров), включённых в систему медицинской помощи на дорогах и принимающих пострадавших, современными приборами реанимации
, интенсивного лечения и мониторинга;
• специальную подготовку медицинского персонала для сопровождения пострадавших в вертолётах;
• обеспечение радиосвязью медицинского работника вертолёта с руководителем спасательных работ и приёмным отделением медицинского стационара, принимающего пострадавшего.
При некоторых транспортных катастрофах медицинскую помощь оказывают штатные силы и средства, входящие в организационную структуру соответствующих министерств или ведомств.
В рамках сохранения жизни пассажиров и членов экипажа при авиационных происшествиях в гражданской авиации созданы специальные формирования: поисково-спасательная служба и аварийноспасательные команды. Укомплектованность этих формирований медицинскими силами и медико-санитарным имуществом должна соответствовать структуре санитарных потерь и объёму оказываемой помощи.
На территории объектов гражданской авиации медико-санитарное обеспечение поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ организует начальник медицинской службы, а в районе ответственности - начальник медицинского учреждения предприятия или учебного заведения гражданской авиации.
35. Оказание медицинской помощи и спасение пострадавших на водном транспорте.
Чрезвычайная ситуация на воде характеризуется следующими особенностями:
• изолированностью людей, в том числе и поражённых;
• относительным недостатком сил и средств медицинской и психологической помощи;
• возможностью возникновения паники среди терпящих бедствие людей.
При этом возможными видами поражений могут быть механические травмы, термические ожоги, острые химические отравления, переохлаждения в воде и утопления. Обычно последствия катастроф оценивают по количеству погибших, раненых и больных. Однако в число пострадавших входят также люди, перенёсшие тяжёлую психическую травму.
Перечисленные виды патологии определяют соответственные методы лечения и медико-психологической коррекции нарушений функционального и психического состояния пора- жённых.
Порядок оказания медицинской помощи поражённым на месте любой катастрофы и во время их транспортировки едины. В период изоляции, когда пострадавшие в зоне ЧС предоставлены сами себе, основной принцип их действий - оказание само- и взаимопомощи. Продолжительность периода изоляции зависит от срока прибытия спасательных и медицинских сил извне и может составлять от нескольких минут до нескольких часов.
Спасения судов проводят специальные суда-спасатели, пожарные катера, буксиры, экипажи плавсредств, подразделения судоподъемных и аварийно-спасательных служб.
Что касается ликвидации аварий и катастроф или спасения утопающих на воде, к подобным работам привлекаются члены экипажа. Всеми работами руководит капитан. Основные задачи в аварийной ситуации: спасение потерпевших бедствие людей, борьба за живучесть корабля, ликвидация пробоин, пожара и т.п. Капитан корабля (судна или группы судов) прибывает первым в район проведения аварийной операции и руководит всеми действиями до тех пор, пока эту обязанность не передадут назначенному руководителю. Основные аварийно-спасательные службы, привлекаемые к работам по ликвидации последствий аварий на воде (транспорте): аварийно-спасательные и поисково-спасательные службы и формирования, специально подготовленные команды и подразделения, прошедшие аварийно-спасательную подготовку. В обязательном порядке назначается координатор поисково-спасательной операции. Учитывая то, что операции часто продолжаются довольно долго, координатор становится руководителем операции. Желательно, чтобы руководство выполнялось одним человеком, пока работы не будут завершены.
Силы и средства должны быть привлечены в кратчайшие сроки. Основные задачи служб: поисковые работы (выполняются авиационными и морскими средствами), оказание пострадавшим первой помощи, спасение людей, доставка потерпевшим бедствие аварийного снаряжения, помощь самолетам, которые совершили посадку на воду. Для доставки аварийно-спасательного оборудования и снаряжения, медперсонала, спасателей и других средств используются самолеты и вертолеты. Для операций по поиску и спасению пострадавших также привлекаются морские средства: государственные спасательные суда, малые суда и военные корабли. Для успешного проведения поисково-спасательной операции на воде нужно организовать ее грамотно и в минимально короткое время, так как зачастую при подобных авариях есть пострадавшие, нуждающиеся в сторонней помощи. С каждой минутой уменьшается вероятность их выживания. Как показывает опыт, вероятность выживания потерпевших за первые 24 часа после аварийной ситуации уменьшается на 80%. Учитывая этот факт, средства спасания направляются на быстрое определение места нахождения потерпевших, их спасение и оказание первой помощи.
36. Организация и оказание мед.помощи при взрывах и пожарах.
Взрывы на промышленных предприятиях обычно сопровождаются обрушениями и деформациями производственных помещений, транспортных линий, выходом из строя технологического оборудования, энергосистем и утечкой ядовитых веществ; при взрывах на атомных станциях - выбросом радиоактивных веществ в атмосферу и загрязнением ими больших территорий.К взрыво- и пожароопасным веществам относят ряд топливных материалов, в основном углеводородов (например, ацетилен, бутан, метан, пропан, этан, этилен).
Пожары в зданиях и сооружениях характеризуются быстрым повышением температуры окружающей среды, задымлением помещений, распространением огня скрытыми путями.
В результате самостоятельного или комбинированного воздействия поражающих факторов среди поражённых в ЧС на пожароопасных объектах возможны изолированные, комбинированные или сочетанные поражения: ранения различной локализации и характера, ожоги кожи и глаз, термические поражения и баротравма органов дыхания, травма органов желудочно-кишечного тракта