Файл: 1. История создания, определение и задачи единой гос системы предупреждения и ликвидации чс (рсчс).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Задачи РСЧС:

– разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

– осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

– обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

– подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

– прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

− создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– осуществление государственной экспертизы и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

– ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций;

– осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

– реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, участвующих в ликвидации;

– международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
6. Порядок функционирования единой гос.системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

А) режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и пожаров (При отсутствии угрозы возникновения ЧС)


Б) режим повышенной готовностивводится при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС; (при угрозе возникновения ЧС)

В) режим чрезвычайной ситуации при возникновении и во время ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

В зависимости от режима функционирования РСЧС проводит следующие мероприятия.

В режиме повседневной деятельности РСЧС осуществляются:

•изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;

•сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

•планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

•подготовка населения к действиям в ЧС, в том числе при получении сигналов экстренного оповещения;

•пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

•руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

•проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

•осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

•проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС;

•ведение статистической отчётности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработка мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.

В режиме повышенной готовности РСЧС осуществляют следующие мероприятия:

•усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;

•введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;

• непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о ЧС;



•принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС;

•уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;

•приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

•восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;

•проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

В режиме чрезвычайной ситуации осуществляются следующие мероприятия:

•непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;

•оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС;

•проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;

•организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС;

•непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по её ликвидации;

•организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;

•проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.
7. Принципы деятельности единой гос.системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

-все мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС проводятся заблаговременно

- планирование и осуществление мероприятий по защите от ЧС проводятся с учётом особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС


-объём и содержание мероприятий по защите от ЧС определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимального использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства ГО

-ликвидация ЧС проводится своими силами и средствами, при недостаточности привлекаются федеральные силы и средства

- силы и средства ГО привлекаются в установленном порядке

8. История становления, определение и задачи ВСМК

Ежегодно увеличивается количество возникающих катастроф природного и техногенного характера, растёт количество санитарных и безвозвратных потерь среди населения и масштабы материального ущерба.

В 1975 г. в Женеве организовано Международное общество медицины катастроф (МОМК), объединяющее 30 государств.

В 1976 г. в ФРГ был организован «Клуб Майнца», в который вошли 10 самых видных реаниматологов мира под председательством Рудольфа Фрея, где рассматривался вопрос разработки простых методов поддержания жизни поражённых.

В 1983 г. этот клуб трансформировался во Всемирную ассоциацию неотложной медицины и медицины катастроф, которую возглавил американский реаниматолог Питер Сафар.

В декабре 1988 г. – мощное землетрясение в Армении. Потери: 30 тыс. погибших и 30 тыс. раненых.

В оказании медицинской помощи пострадавшим принимали участие квалифицированные врачи со всей страны.

В 1989 г. после анализа организации ликвидации медико-санитарных последствий землетрясения стала очевидной неэффективность методов работы, используемых в повседневной деятельности, при ликвидации ЧС.

Поэтому всерьёз заговорили о необходимости создания структуры, специально предназначенной для оказания медицинской помощи в ЧС природного и техногенного характера.

В 1990 г. Постановлением Правительства СССР была создана служба экстренной медицинской помощи (СЭМП).

Постановление Правительства РФ от 3 мая 1994 г. № 420.

В 1996 г. разработано Положение о ВСМК, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. № 195.

Медицина катастроф - отрасль медицины, представляющая собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья населения при ЧС, предупреждение и лечение поражений (заболеваний), возникших в результате ЧС, сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС.


Нормативные акты, регламентирующие деятельность ВСМК.

-ФЗ РФ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья в РФ»

-Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности РФ»

-Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 г. № 734 «Об утверждении положения о ВСМК»

В РФ законодательством закреплено, что организация и оказание медицинской помощи пострадавшим в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий, террористических актов и в вооружённых конфликтах, в т.ч. медицинская эвакуация, осуществляется ВСМК, являющейся подсистемой РСЧС, подведомственной МЗ России.

9. Основные принципы деятельности ВСМК

Всероссийская служба медицины катастроф организована на принятых в нашей стране общих принципах охраны здоровья и оказания медицинской помощи населе­нию. Основными из них являются следующие:

Государственный и приоритетный характер. Обеспечивается соответствую­щими указами Президента России, Постановлениями Правительства Российской Фе­дерации и созданием в стране Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Вышеуказанные документы определили защиту населения и медико-санитарное обеспечение его в ЧС как важнейшую государствен­ную задачу.

Организация по территориально-производственному принципу.. Российская служба МК организуется по территориально-производственному и региональному принципу и представлена на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Сочетание централизованного и децентрализованного управления.

Централизация управления в период ликвидации медико-санитарных последст­вий ЧС предполагает единое управление всеми силами и средствами ВСМК незави­симо от их ведомственной принадлежности на любом уровне ее функционирования. Централизация управления обеспечивается созданием системы управления службой (информационно-управляю­щей автоматизированной системы), способной обеспечивать информацией все уров­ни и подсистемы, принимающие участие в ликвидации последствий ЧС. Децентрализация управления предусматривает ведущую роль данного уровня управления в подготовке и осуществлении медико-санитарного обеспечения в ЧС, возникших на определенной территории.

Плановый характер предусматривает заблаговременную подготовку сил и средств ВСМК, прогнозирование вариантов их использования в различных регионах, планирование взаимодействия с другими службами, специальную подготовку и по­вышение квалификации личного состава службы (руководителей, медицинского пер­сонала, специалистов инженерно-технического профиля и др.).