Файл: 1. История создания, определение и задачи единой гос системы предупреждения и ликвидации чс (рсчс).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задачи РСЧС:
– разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
– осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
– обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
– подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
– прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
− создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– осуществление государственной экспертизы и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
– ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций;
– осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
– реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, участвующих в ликвидации;
– международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
6. Порядок функционирования единой гос.системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:
А) режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и пожаров (При отсутствии угрозы возникновения ЧС)
Б) режим повышенной готовностивводится при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС; (при угрозе возникновения ЧС)
В) режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
В зависимости от режима функционирования РСЧС проводит следующие мероприятия.
В режиме повседневной деятельности РСЧС осуществляются:
•изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;
•сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
•планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
•подготовка населения к действиям в ЧС, в том числе при получении сигналов экстренного оповещения;
•пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
•руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
•проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
•осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
•проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС;
•ведение статистической отчётности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработка мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.
В режиме повышенной готовности РСЧС осуществляют следующие мероприятия:
•усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;
•введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;
• непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о ЧС;
•принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС;
•уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;
•приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
•восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;
•проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.
В режиме чрезвычайной ситуации осуществляются следующие мероприятия:
•непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;
•оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС;
•проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
•организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС;
•непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по её ликвидации;
•организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
•проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.
7. Принципы деятельности единой гос.системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)
-все мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС проводятся заблаговременно
- планирование и осуществление мероприятий по защите от ЧС проводятся с учётом особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС
-объём и содержание мероприятий по защите от ЧС определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимального использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства ГО
-ликвидация ЧС проводится своими силами и средствами, при недостаточности привлекаются федеральные силы и средства
- силы и средства ГО привлекаются в установленном порядке
8. История становления, определение и задачи ВСМК
Ежегодно увеличивается количество возникающих катастроф природного и техногенного характера, растёт количество санитарных и безвозвратных потерь среди населения и масштабы материального ущерба.
В 1975 г. в Женеве организовано Международное общество медицины катастроф (МОМК), объединяющее 30 государств.
В 1976 г. в ФРГ был организован «Клуб Майнца», в который вошли 10 самых видных реаниматологов мира под председательством Рудольфа Фрея, где рассматривался вопрос разработки простых методов поддержания жизни поражённых.
В 1983 г. этот клуб трансформировался во Всемирную ассоциацию неотложной медицины и медицины катастроф, которую возглавил американский реаниматолог Питер Сафар.
В декабре 1988 г. – мощное землетрясение в Армении. Потери: 30 тыс. погибших и 30 тыс. раненых.
В оказании медицинской помощи пострадавшим принимали участие квалифицированные врачи со всей страны.
В 1989 г. после анализа организации ликвидации медико-санитарных последствий землетрясения стала очевидной неэффективность методов работы, используемых в повседневной деятельности, при ликвидации ЧС.
Поэтому всерьёз заговорили о необходимости создания структуры, специально предназначенной для оказания медицинской помощи в ЧС природного и техногенного характера.
В 1990 г. Постановлением Правительства СССР была создана служба экстренной медицинской помощи (СЭМП).
Постановление Правительства РФ от 3 мая 1994 г. № 420.
В 1996 г. разработано Положение о ВСМК, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. № 195.
Медицина катастроф - отрасль медицины, представляющая собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья населения при ЧС, предупреждение и лечение поражений (заболеваний), возникших в результате ЧС, сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС.
Нормативные акты, регламентирующие деятельность ВСМК.
-ФЗ РФ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья в РФ»
-Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности РФ»
-Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 г. № 734 «Об утверждении положения о ВСМК»
В РФ законодательством закреплено, что организация и оказание медицинской помощи пострадавшим в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий, террористических актов и в вооружённых конфликтах, в т.ч. медицинская эвакуация, осуществляется ВСМК, являющейся подсистемой РСЧС, подведомственной МЗ России.
9. Основные принципы деятельности ВСМК
Всероссийская служба медицины катастроф организована на принятых в нашей стране общих принципах охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению. Основными из них являются следующие:
Государственный и приоритетный характер. Обеспечивается соответствующими указами Президента России, Постановлениями Правительства Российской Федерации и созданием в стране Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Вышеуказанные документы определили защиту населения и медико-санитарное обеспечение его в ЧС как важнейшую государственную задачу.
Организация по территориально-производственному принципу.. Российская служба МК организуется по территориально-производственному и региональному принципу и представлена на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Сочетание централизованного и децентрализованного управления.
Централизация управления в период ликвидации медико-санитарных последствий ЧС предполагает единое управление всеми силами и средствами ВСМК независимо от их ведомственной принадлежности на любом уровне ее функционирования. Централизация управления обеспечивается созданием системы управления службой (информационно-управляющей автоматизированной системы), способной обеспечивать информацией все уровни и подсистемы, принимающие участие в ликвидации последствий ЧС. Децентрализация управления предусматривает ведущую роль данного уровня управления в подготовке и осуществлении медико-санитарного обеспечения в ЧС, возникших на определенной территории.
Плановый характер предусматривает заблаговременную подготовку сил и средств ВСМК, прогнозирование вариантов их использования в различных регионах, планирование взаимодействия с другими службами, специальную подготовку и повышение квалификации личного состава службы (руководителей, медицинского персонала, специалистов инженерно-технического профиля и др.).