Файл: Курсовая работа особенности формирования игровых умений и навыков у детей пятого года жизни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Иркутский региональный колледж педагогического образования»

Кафедра методики дошкольного образования

КУРСОВАЯ РАБОТА
Особенности формирования игровых умений и навыков у детей пятого года жизни



Допущена к защите

«_____»__________ г.
_____________________

Зав. отделением

Богорадникова Н.А.




Выполнила:

обучающаяся группы Д-319/1

специальности

44.02.01 Дошкольное образование

Ветрова Ирина









Руководитель:

Ольга Михайловна Панюкова к.п.н., высшая квалификационная категория



_______________________

Руководитель

Панюкова О.М

«_____»___________ г.




Оценка__________________

«_____»___________20___г.
_________________________

Зав. кафедрой

Анастасия Сергеевна Уйман

Иркутск

2022
Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические основы формирования игровых умений и навыков детей 5-ого года жизни 5

1.1. Игровая деятельность дошкольников средней группы 5

1.2. Педагогические условия формирования игровых умений и навыков детей средней группы 10

1.3. Методические приемы формирования игровых умений и навыков детей средней группы 15

Выводы 19

Глава II. Обобщение опыта формирования игровых умений и навыков детей пятого года жизни в дошкольной образовательной организации 21

2.1. Характеристика базы исследования 21

2.2. Изучение и анализ работы по формированию игровых умений и навыков детей средней группы 24

Выводы 28

Заключение 30

Литература 33

Приложения 35



Введение


Игровые умения и навыки крайне важны для детей, так как игра всегда являлась и является ведущей деятельностью в жизни ребенка дошкольника. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) игра определяется и как содержание, и как форма организации образовательной и воспитательной работы с детьми. Игровая деятельность позволяет связать и давать детям знания и умения во всех образовательных областях ФГОС ДО.


В процессе игры развивается личность ребенка, в первую очередь его интеллект и нравственное восприятие мира. Игра развивает не только внимание, память, воображение, логику, но и учит детей взаимодействию с другими людьми, общению. Игра – уникальная возможность легко перенимать общественный опыт и нормы поведения между людьми, нормы общения. В этом заключаются огромные воспитательные возможности игры, в связи с чем психологи и называют игру ведущей деятельностью ребенка.

Поэтому для педагогов важно помочь детям играть с пользой и интересом, формируя у них игровых умения и навыки.

Тема данной курсовой работы для педагогов актуальна тем, что огромный информационный поток современного мира, наличие множества гаджетов, которые предлагают готовые игры, скорее отвлекает ребенка от настоящей развивающей и обучающей игры, которая должна учить мыслить самостоятельно, иметь собственный замысел, уметь включать в игру различные предметы, вести диалог с партнерами по игре. Именно такой игре, игре, которая станет неотъемлемым развивающим элементом жизни каждого ребенка, педагоги дошкольного учреждения стремятся учить и детей, и родителей.

Поэтому нами и выбрана тема нашего исследования: «Особенности формирования игровых умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста».

В связи с этим, цель нашего исследования: выявить теоретические основы и методические особенности формирования игровых умений и навыков у детей пятого года жизни.

Объект исследования: игровые умения и навыки дошкольников средней группы.

Предмет исследования: Особенности формирования игровых умений и навыков у детей средней группы.

В соответствии, с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать взгляды педагогов и психологов на проблему формирования игровой деятельности детей средней группы.

2. Выделить условия и рассмотреть особенности формирования игровых умений детей дошкольного возраста.

3. Изучить на практике в ДОО методы и формы работы по формированию игровых умений и навыков у детей средней группы дошкольного возраста

Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих

методов исследования: анализ психолого-педагогической, методической литературы, анализ понятийно-терминологического аппарата, наблюдение, анкетирование, изучение документации, обобщение полученных материалов.

Глава I. Теоретические основы формирования игровых умений и навыков детей 5-ого года жизни

1.1. Игровая деятельность дошкольников средней группы

Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников, поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего развития, обучения и воспитания личности, считает З.М. Богусловская [4].

В педагогике понятие игры определено следующим образом «игра – метод обучения и воспитания, связанный с моделированием условных ситуаций и ролей или иной действительности, функционированием в них обучаемых», согласно материалам сборника «Педагогический тезаурус» [27].

В педагогической практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

– развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

– коммуникативную: освоение диалектики общения;

– игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

– диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

– функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.

Игровая деятельность дошкольника, как пишет Богуславская З.М. – это деятельность, в которой возникают и дифференцируются новые виды деятельности, формируются или перестраиваются психические процессы, происходят основные личностные изменения ребенка [4].

По определению Кравцова Г.Г. – это одна из форм активности ребенка, которая заключается в моделировании детьми взрослых отношений в воображаемых ситуациях; основная единица этой игры, являющейся важнейшим источником развития сознания и поведения ребенка, – роль. Это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками, их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания [15].


В недрах игры зарождаются и выделяются другие виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учатся ставить цели, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую.

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра имеет социальный характер, так как ее содержанием становится отражение разнообразных взаимоотношений между людьми: «Игра социальна по содержанию именно потому, что она социальна по своей природе, по своему происхождению, то есть возникает из условий жизни ребенка в обществе». [32].

С.Л. Рубинштейн так характеризует значение ролевой игры в жизни ребенка: «…в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются, через нее формируются все стороны психической жизни личности: в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. В игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обусловливающие готовность к обучению». [26].

На социальный характер игры указывает В.С. Мухина, которая замечает, что в игре ребенок завоевывает социальное пространство: «…в играх дитя хочет быть таким, каким оно видит взрослых, невольно подражает им, невольно видит в них пример и образец… С другой стороны, игры, в которых дитя играет какую-либо роль, расширяют круг переживаний ребенка» [24]. Она пишет, что «нормы человеческих взаимоотношений становятся через игру одним из источников формирования морали самого ребенка» [24].

Один из крупнейших ученых-исследователей игры нашего времени, С.Л. Новоселова, дала одновременно и очень образное, и очень точное определение: игра – «это форма практического размышления ребенка об окружающей его действительности», которая является «генетическим прообразом теоретической мысли взрослого». В игре практически, т. е. в действии, становится доступен целый мир. Дошкольник не может водить машину и тем более космический корабль, в одночасье попасть в джунгли или на северный полюс, и тем более – оказаться в прошлом или будущем. В игре все это возможно [25].

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. В сюжетно-ролевой игре дети не просто копируют те или иные явления, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях. Разновидностью сюжетно-ролевых игр являются игры-драматизации и строительные.


В практике воспитания используются и игры с правилами, создаваемые для детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные, игры-забавы. В основе их лежит четко определенное программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения.

Самодеятельность детей при этом не исключается, но она в большей мере сочетается с руководством воспитателя. При овладении опытом игры, развитии способности к самоорганизации дети проводят и эти игры самостоятельно.

Д.Б. Эльконин проанализировал структуру игр и связал развитие игры с динамикой развития ребенка.

Структура игровой деятельности дошкольников, как правило, состоит из нескольких фаз, по определению Э.Б. Эльконина:

сенсомоторная игра;

режиссерская игра;

сюжетно- и образно-ролевая игра (сюда же входит и музыкально-игровая деятельность дошкольников);

игра по правилам [32].

На каждой фазе структуры игровой деятельности дошкольников нужные определенные игровые умения.

Игровые умения – преобладающий у ребенка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (в зависимости от собственного замысла) включать в игру условные действия с предметом, ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события по мнению Михайленко Н.Я. [21].

Игровой замысел – это общее определение того, во что и как будут играть дети. Он формулируется в речи, отражается в самих игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры.

Сюжет, содержание игры – это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть.

Структурной особенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок.

Роль реализуется в игровых действиях, которые первоначально воспроизводят действия реальные, но по мере развития ребенка приобретают все более обобщенный и сокращенный характер при сохранении логики и последовательности их осуществления. В дальнейшем они могут перейти во внутренний план через этап их речевого выполнения (ребенок уже не действует игровым предметом, а рассказывает о действии).