Файл: Курсовая работа особенности формирования игровых умений и навыков у детей пятого года жизни.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Игровое употребление предметов может реализовываться как в форме использования изобразительных игрушек (предметов, представляющих собой уменьшенную копию реальных вещей, специально созданных обществом для организации игры ребенка), так и в форме замещения одних предметов другими (с соответствующим переименованием). Замещение представляет собой важнейшую характеристику сюжетно-ролевой игры.
Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными, но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр.
Д.Б. Эльконин писал, что основное содержание игры для детей 4-5 лет по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направленность определяются ролью и становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, несоотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными, увеличивается количество вовлеченных в игру [32].
По мнению А.П. Усовой дети 5-го жизни в игровой деятельности отличаются следующими умениями и навыками:
-
умеют разделять игровые и реальные взаимоотношения. В процессе игры роли могут меняться; -
хорошо владеют предметными способами игры: с игрушками, с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами, с легкостью обозначают игровые действия и предметы словом; -
учатся решать игровые задачи совместно, согласовывать свои замыслы, при этом их ставят перед необходимостью выполнять правила произвольно; -
в 4-5 лет сверстники становятся для ребенка более предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослые. В общую игру вовлекается от двух до пяти детей; -
могут долго играть вместе, продолжительность игр увеличивается, и составляет в среднем 15-20 минут, в отдельных случаях может достигать и 40-50минут; -
могут вести содержательную ролевую беседу; -
дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по играм, все более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола. Правда ребенок еще не относится к сверстнику как к равному партнеру по игре [31].
В качестве основных игровых умений и навыков важных для данного исследования мы определим следующие:
-
умение договориться о теме игры (во что будем играть) и самостоятельно распределить роли; -
умение самостоятельно играть; -
владение предметными способами игры: выбор игрушек, использование предметов заместителей; -
умение в принятой роли передать систему действий и характер игрового персонажа; -
умение вести содержательную ролевую беседу; -
выполняет правила.
1.2. Педагогические условия формирования игровых умений и навыков детей средней группы
Одной задач данного курсового исследования является выделение условий и рассмотрение особенностей формирования игровых умений детей дошкольного возраста.
В качестве педагогических условий, способствующих эффективному формированию игровых умений детей среднего дошкольного возраста, Усовой А.П. выделены следующие условия:
-
использование разнообразных форм и методов моделирования игрового опыта детей, обеспечивающих успешное решение задач образовательного процесса; -
организация игровой предметно-пространственной среды, способствующей формированию игрового опыта детей, обеспечивающей эффективность образовательного процесса; -
обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы формирования сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста, по определению Усовой А.П. [31].
По определению Усовой А.П. главными педагогическими задачами в процессе формирования игровых навыков становятся:
-
развитие интереса к различным видам игр, самостоятельности в выборе игр; -
обогащение содержания игровых действий; -
формирование умений устанавливать разнообразные ролевые отношения и вести ролевой диалог; -
стимулирование детской игровой самостоятельности и творчества; -
формирование у детей умения соблюдать в процессе игры правила поведения.
Виды игр: сюжетные самодеятельные игры (сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные), подвижные и дидактические [31].
Для развития сюжетной игры в детском саду должно быть организовано ознакомление детей с назначением разного рода предметов повседневного обихода, приобщение к действиям с ними.
Для этого используются обучающие игры – дидактические. Дидактическая игра используется игровой метод обучения. Ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Упражнения, с
дидактическим материалом, хотя и служат учебным целям, приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации. Методика ознакомления с окружающим обязательно предусматривает включение детей в активную деятельность во время наблюдения.
По мнению Жуковской Р.И. обогащение игрового опыта детей необходимо и жизненный и игровой опыт детей обогащается постепенно. У детей средней группы игровые действия с игрушками достаточно разнообразны. Совместная игра должна организовываться так, чтобы дети могли проявить самостоятельность, инициативу.
Организация предметно-игровой среды.
В организации жизни детей 4-5 лет значительная часть времени отводится для самодеятельных игр по инициативе и выбору детей. Воспитатель создает условия для вариативной игровой деятельности, наполняет игровое пространство разнообразными игрушками, предметами-заместителями, полифункциональными материалами для игрового творчества, развивающими настольно-печатными и другими играми.
Важно обеспечивать детям возможность постоянно преобразовывать предметно-игровую среду; наличие достаточного полифункционального игрового материала оптимизирует освоение дошкольниками позиции субъекта режиссерской игры.
В организации среды необходимо учитывать особенности развития старшего дошкольника, развивать проявления самостоятельности, размещать оборудование так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность;
-
все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей; -
предоставление ребенку права видоизменять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со вкусом и настроением; -
размещение материалов должно быть функциональным, а не «витринным»; -
каждый предмет должен выполнять информативную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка; -
предоставление возможности свободной ориентации ребенка в пространстве (символы, стрелки); -
учет половой дифференциации.
По мнению А.П. Усовой пространство группового помещения должно:
-
стать полифункциональным (материалы могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности);
-
иметь подвижные, трансформируемые границы (чтобы вместить при необходимости всех желающих) [31].
С появлением современных технических средств и возможностей требуется изменение и обновление не только игровых материалов, но и подходов к классификации игр, с учетом прогрессивных изменений. Например, в примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Открытия» (2015г.), дается следующая классификация или «категории» игр:
-
подвижные игры; -
игры с предметами; -
строительные игры; -
компьютерные и видео игры; -
настольные игры; -
игры с правилами; -
сюжетно-ролевые игры.
Как мы видим, к привычной классификации добавились компьютерные и видеоигры.
Анализ современных образовательных Программ, показывает, что игре отводится особое, важное место. В примерной образовательной Программе дошкольного образования «Открытия» в разделе психолого-педагогические условия реализации Программы, говорится что, формирование игры важнейший фактор развития ребенка. В примерной образовательной Программе дошкольного образования «Детство» в разделе «Игра как особое пространство развития ребенка от трех до семи лет» – пятый год жизни, средняя группа, поставлены задачи обогащения игрового опыта детей, и определены способы их решения. В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», о игровой деятельности говорится следующие: «игра – одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте – со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их».
Таким образом, педагогическими условиями, способствующими эффективному формированию игровых умений детей среднего дошкольного возраста, являются: использование разнообразных форм и методов (проигрывание игровых ситуаций, показ способов ролевого поведения, поощрение самостоятельного выбора атрибутов, экскурсии, беседа чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций и др.) моделирования игрового опыта детей; качественная организация игровой предметно-пространственной среды, способствующей формированию игрового опыта детей; организация взаимодействия педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы развития игровых навыков у детей среднего дошкольного возраста.
1.3. Методические приемы формирования игровых умений и навыков детей средней группы
По мнению Кравцова Г.Г. сюжетно-ролевая игра заминает важнейшее место в процессе развития ребенка. У детей в возрасте 4-5 лет появляется стремление не просто играть, а исполнять ту или иную роль. Приняв на себя роль, ребенок ведет себя в соответствии с правилами, которые она налагает на него.
Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни:
-
переводить их к более сложному ролевому поведению в игре; -
формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры, согласно мнению Жуковской Р.И. [10].
Эти умения – залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.
В играх сюжет помогает подчиняться правилам: представив себя шофером, ребенок по сигналу светофора отправляется в путь; вживаясь в роль летчика, по приказу диспетчера ищет место для посадки на аэродроме.
Сюжеты игры могут браться из жизни или из книжки, могут подсказываться новыми игрушками или предлагаться взрослым (педагог продумывает систему обогащения детей знаниями об окружающей действительности: наблюдения, экскурсии, чтение художественных произведений, сюжетно-дидактические игры, беседы о профессиях, иллюстрации, обсуждения просмотренных видеофильмов и т.д.).
Известно, что игра возникает в том случае, когда у ребенка имеются яркие, конкретные представления о каком-либо событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие.
Поэтому основной путь влияния на выбор темы игры – создание у детей таких представлений посредством:
-
знакомства с трудом взрослых, -
с событиями общественной жизни, -
чтение и рассказывание художественных произведений, сказок -
просмотр фильмов.