Файл: Курсовая работа особенности формирования игровых умений и навыков у детей пятого года жизни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы


Обобщая опыт формирования игровых умений и навыков детей пятого года жизни в дошкольной образовательной организации, мы пришли к выводу, что в средней группе достаточно качественно организована предметно-развивающая среда с точки зрения формирования игровых умений и навыков, тем не менее необходимо продолжать работу по совершенствованию предметно-развивающей среды. В этом плане считаем необходимым:

наличие достаточного количества игрушек для сюжетно-ролевых игр, связанных с тем опытом, который уже есть у детей для реализации задуманных сюжетов;

обеспечение достаточного количества предметов и материалов, познание которых осуществляется через разные органы чувств;

включение в предметно-развивающую среду атрибутов для игр, изготовленных воспитателем вместе с детьми;

обновление комплекта дидактических игр;

расширение набора книг, иллюстративного материала, технических средств обучения (фильмоскоп, мультимедийный проектор, компьютер).

В данной главе нами проанализирован и описан опыт работы воспитателей средней группы по формированию игровых умений и навыков, а именно рассмотрен и проанализирован перспективный план по формированию игровых умений и навыков в средней группе. Рассмотрены и описаны различные методы и приемы педагогической работы, способствующие формированию игровых навыков.

Сделаны выводы, что воспитатели уделяют особое внимание формированию таких умений и навыков как: умение выбирать и исполнять роль, действие с предметом, умение взаимодействовать с партнером, умение выполнять правила.

Для это используются сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические игры, игровые ситуации. Педагогами используются такие приемы как изменение игровой среды, обсуждение проблемных ситуаций, показ способов ролевого поведения, заучивание диалогов, поощрение самостоятельности, например, в выборе атрибутов для игры.

Заключение


Целью данного исследования являлось – выявить теоретические основы и методические особенности формирования игровых умений и навыков у детей пятого года жизни.


Изучив теоретические основы формирования игровых умений и навыков детей 5-ого года жизни в качестве основных понятий мы выделили следующие: Игра - это одна из форм активности ребенка, заключающаяся в самостоятельных действиях детей в воображаемых ситуациях. Это деятельность, в которой детей объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания, Г. Г. Кравцов.

Игра – метод обучения и воспитания, связанный с моделированием условных ситуаций и ролей или иной действительности, функционированием в них обучаемых, источник «Педагогический тезаурус» [27].

Под игровыми умениями понимаются совокупность освоенных способов: предложить замысел и сюжет игры, осуществить ролевые действия и ролевую речь, Михайленко Н.Я. [21].

В качестве педагогических условий, способствующих эффективному формированию игровых умений детей среднего дошкольного возраста, выделили следующие:

использование разнообразных форм и методов моделирования игрового опыта детей;

качественная организация игровой предметно-пространственной среды, способствующей формированию игрового опыта детей;

организация взаимодействия педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы развития игровых навыков у детей среднего дошкольного возраста.

В работе педагога по формированию игровых умений и навыков могут использоваться различные виды игр: игры-упражнения, дидактические игры, театрализованные игры, режиссерская игра, подвижные игры. Различные методы и приемы: беседы о труде взрослых, чтение художественных произведений, просмотр фильмов, экскурсии, показ ролевого поведения, обсуждение проблемной ситуации, изменение игровой среды, сюрпризный момент и другие.

Также сделаны выводы, что воспитатели уделяют особое внимание формированию выделенных нами в теоретической части умений и навыков, таких как, умение договориться о теме игры (во что будем играть) и самостоятельно распределить роли, владение предметными способами игры: выбор игрушек, использование предметов заместителей, умение в принятой роли передать систему действий и характер игрового персонажа, умение вести содержательную ролевую беседу.



Изучая работу воспитателей по формированию игровых умений и выявляя особенности формирования игровых умений, мы установили, что воспитателями в средней группе разработан и реализуется перспективный план по формированию игровых умений и навыков средней группе.

Воспитателями применяются формы и методы, способствующие формированию игровых умений и навыков и выделенные нами в теоретической части исследования, такие как: обучающие игры, экскурсии, беседа чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций. Также в плане отражена работа по совершенствованию игровой предметно-пространственной среды с посильным участием детей в изготовлении новых атрибутов для игр.

Анализируя процесс организации игровой деятельности в группе, мы выявили, что педагоги уделяют большое внимание формированию выделенных ними игровых навыков, а именно, умению в принятой роли передать систему действий и характер игрового персонажа и умению вести содержательную ролевую беседу.
Педагогами используются такие приемы как изменение игровой среды, обсуждение проблемных ситуаций, показ способов ролевого поведения, заучивание диалогов, поощрение самостоятельности, например, в выборе атрибутов для игры.

Таким образом, задачи курсовой работы решены, цель исследования достигнута.

Литература


  1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2015, № 4

  2. Артамонова О. Предметно-пространственная среда // Дошкольное воспитание. – 2005, № 8.

  3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольника. – М., 1991.

  4. Богуславская, З.М., Смирнова Е.О. Роль игры в нравственном развитии ребенка [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: «Просвещение», 1991. - 210с.

  5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1990.

  6. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 1980.

  7. Венгер Л.А., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития дошкольников. – М.: Педагогика. 1978.

  8. Губанова И.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.

  9. Дыбина О.В. Образовательная среда в организации самостоятельной деятельности старших дошкольников. М., 2008.

  10. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М.: Просвещение, 1984.

  11. Заворыгина Е. Особенности воображения детей в игре // Дошкольное воспитание, 2018, № 12

  12. Ивакина И.А. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми. – Пенза, 1980.

  13. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989.

  14. Каптерев П.Ф. О детских играх и развлечениях. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Выпуск IV.

  15. Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность дошкольников // Игра в развитии личности дошкольника. – М.: Просвещение, 1990.

  16. Литвинова М.А. Детские народные подвижные игры. – М., 1990.

  17. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 1982.

  18. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. Учебно-методическое пособие. М., 2006

  19. Михайленко Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М.: Омега, 1994.

  20. Михайленко Н.Я. Педагогические проблемы руководства игрой // Дошкольное воспитание. – 1983. – № 5.

  21. Михайленко Н.Я. Проблемы дошкольной игры. – М.: Педагогика, 1990.

  22. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Педагогические причины игры // Дошкольное воспитание. – 1998. –№ 4.

  23. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи дошкольников. – М.: Просвещение, 1980.

  24. Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1975. - 239с.

  25. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда // Дошкольное воспитание, 1998. – № 4, – № 5.

  26. Л.С. Рубинштейн. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2000.

  27. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., 1992.

  28. Степаненкова Э.Я. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольника. – М., 2001.

  29. Столяр А.А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991.

  30. Тихеева Е.И. Игры и занятия малых детей. – М.: Просвещение, 1965.

  31. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова; под ред. А.В Запорожца. – М.: Просвещение, 2006. – 196 с.

  32. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М: Просвещение, 1999. - 300с.


Приложения


Приложение 1

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр

Средняя группа

Семья - игровой уголок (комната) с предметами быта и мебелью крупного размера.

Магазин – отделы: «хлебный», «кондитерский», «гастрономия». Хлебные изделия, конфеты, печенье, сыр, весы, чеки, касса.

Строители – строительный материал, игрушки.

Машины, шофер – грузовые автомобили, молочные, легковые машины, пожарные машины, автобусы, трамвай, троллейбус, светофор.

Пароход – строительный материал или макет парохода (рыболовецкое судно, туристический), штурвал, бинокль, сети, трап, спасательный круг.

Парикмахерская – зеркало, ножницы, расческа, халат, машинка для бритья, одеколон, касса, салфетки, мужской и женский зал, специальные стулья, касса.

Больница, поликлиника, скорая помощь - халат, шапочка, сумка медсестры, шприц, градусник, бинты, фонендоскоп, грелка, телефон. Работают врач и медсестра, скорая помощь. Кукольный театр – персонажи кукольного театра, театр ложек, куклы Столовая, кулинария –кухонная мебель, посуда, фартук, колпак для повара.


Приложение 2
Памятка для родителей «Создание предметной развивающей среды для ребёнка в домашних условиях»

Когда в жизни нам приходится сталкиваться с ребёнком, обладающим какими-либо необыкновенными способностями, скажем, музыкальными или художественными, мы обычно задаём вопрос: «А кто у него родители?». Услышав ответ: «У него папа музыкант» или «Он из семьи художников», мы понимающе киваем головой и говорим: «Ну, понятно, среда...».

Закономерен вопрос: «Что надо сделать для того, чтобы создать в своём доме предметно-развивающую среду?». Перечень основных этапов этой работы таков:

 Внимательно «посмотреть» на своего ребёнка, оценить уровень его физического и психического развития, уяснить для себя, в чём он отстаёт, а в чём опережает своих сверстников. Особенно важно понять - к какому виду деятельности ваш ребёнок предрасположен, имеются ли у него задатки для развития каких-либо способностей и талантов. Полезно на этом этапе проконсультироваться у детского психолога.


 Наметить и уяснить перечень педагогических задач, которые встанут перед вами в ближайшее время. При этом надо исходить, как из особенностей развития вашего ребёнка, так и из общих педагогических рекомендаций для данного возраста.

 Разработать проекты функциональных зон СРЕДЫ, которые включают перечень желаемых «видов» оборудования для каждой зоны и «привязку» каждой зоны к определённому месту в доме.

 Провести «инвентаризацию» всех игровых средств, игрового и другого оборудования и решить, что вы будете использовать в дальнейшем, а что можно выбросить или отправить в гараж.

 Изучить каталоги, сайты, другие рекламные материалы фирмпроизводителей и продавцов товаров для детей, составить перечень всего того, что вы хотели бы приобрести для формирования СРЕДЫ.

 Рассмотреть этот перечень с учётом стоимости выбранного оборудования, привести итоговую цифру предполагаемых затрат к разумному значению. В результате у вас должен получиться перечень товаров с названиями и телефонами фирм-продавцов.

 Связаться с этими фирмами, убедиться в том, что выбранные вами товары есть в наличии и оформить на них заказ.

 Приобрести оборудование и установить его в вашем доме. Как вы видите, эта работа непростая, она требует, как материальных, так и временных затрат. Утешиться можно только тем, что каждый родитель волен для себя решать - в каком объёме и в какие сроки эту работу выполнить. Но важно помнить, что чем раньше мы обеспечим ребёнку возможность деятельности в предметно-развивающей среде, тем легче будет идти процесс его воспитания и обучения. Мы сможем раньше понять, какая деятельность для ребёнка наиболее привлекательна, а это поможет нам правильно определить стратегию его дальнейшего развития. Поэтому правильно поступают те родители, которые начинают создавать предметно-развивающую среду для своего ребёнка с момента его рождения, а, возможно, и ещё раньше. Вспомним притчу о молодой маме, которая задала известному педагогу вопрос: «Моему ребёнку исполнился год. Я могу начинать его воспитывать?» В ответ она услышала: «Да, конечно, но Вы опоздали, ровно на год». Это также справедливо и для создания предметноразвивающей среды в вашем доме.