Файл: Курсовая работа особенности формирования игровых умений и навыков у детей пятого года жизни.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Все это дает материал для игры.
Содержанием игры становится не предмет и его употребление или изменение, а отношения между людьми.
Как писала в своих трудах Д.В. Менеджерицкая, это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:
1. Использование многоперсональных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;
2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников [17].
Таким образом, формируя игровые умения и навыки детей средней группы, педагог должен:
-
обогащать игровой опыт ребенка; -
создавать развивающую игровую среду с целью формирования активности и самостоятельности в ее использовании; -
развивать коммуникативные качества детей.
Педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры детей можно представить следующим образом:
-
организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей. -
продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей. -
руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни. -
следовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию речи, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих детей.
-
проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей согласно мнению Жуковской Р.И. [10].
Педагог в процессе игровой деятельности использует разные приемы воздействия на процесс игры:
-
Прием косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушек и создание игровой обстановки до начала игры. Этот прием используется для того, чтобы вызвать интерес к новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей. Все имеющиеся игрушки и игровые материалы находятся в свободном пользовании детей. Но время от времени воспитатель меняет обстановку в игровых уголках. -
Прямые приемы руководства:
-
ролевое участие в игре; -
участие в сговоре детей; -
разъяснение; -
помощь; -
совет по ходу игры; -
предложение новой темы игры - дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры. Основное условие их использования - сохранение и развитие самостоятельности детей в игре [15].
По мнению А.П. Усовой, хорошим действенным средством для развертывания сюжета являются игры-упражнения, в которых у детей формируется умение придумывать истории и сказки. Такие упражнения будят фантазию, развивают речь и первоначальные навыки сюжетосложения [31].
Не менее интересными для детей являются походы и экскурсии за пределы дошкольного учреждения. Хорошо организованное совместное путешествие оставляет в сознании детей массу впечатлений, дает им возможность в неформальной обстановке многое увидеть и услышать.
С целью формирования игровых навыков необходимо использовать в работе фронтальные игровые моменты. Это игры типа «Хороводные», «Догонялки» и «Выдувание мыльных пузырей».
Работа по формированию игровых умений детей в средней группе должна включать сюрпризные моменты, внесение новой игрушки, загадок, действия с этой игрушкой.
Важный этап в работе введение проблемных ситуаций, введение новых персонажей, ролей, соединение 2-3 сюжетов в одной игре. Дети охотно вступают во взаимодействие со сверстником, проявляют активность, самостоятельность, творчество. У дошкольников в игре проявляется внимание к партнерам, взаимопомощь.
В дидактических играх с куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей» также формируются игровые навыки и воспитывается, чуткость, доброжелательность.
Художественная литература – универсальное образовательное средство и одна из форм партнерской деятельности взрослого с детьми, в том числе игровой. Чтение отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть», «Айболит» К. И. Чуковского, рассматривание с детьми иллюстраций к книге К. Чуковского «Айболит», помогут в развитии сюжетной игры «Больница для игрушек».
Театрализованные игры необходимы для развития способности к перевоплощению, развития умений использовать выразительные средства: мимику, интонацию, жеста.
Содействие дальнейшему развитию режиссерской игры также способствует формированию игровых умений, учит понимать персонажи, примерять на себя разные роли и взаимодействовать с другими людьми.
Подвижные игры также важны в жизни ребенка, они
способствуют развитию двигательной активности, формируют игровые навыки, подвижный активный, ловкий ребенок может быть успешен во многих играх.
Выводы
Изучив теоретические основы формирования игровых умений и навыков детей 5-ого года жизни в качестве основных понятий мы выделили следующие:
Игра – метод обучения и воспитания, связанный с моделированием условных ситуаций и ролей или иной действительности, функционированием в них обучаемых, согласно материалам сборника «Педагогический тезаурус».
2016 г. Тютькова И.А.
Игровая деятельность – это одна из форм активности ребенка, самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками, их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания, по определению Кравцова Г.Г. [15].
В качестве определения понятия «игровые умения» мы выделили следующее, опираясь на работы Михайленко Н.Я. [21]. Под игровыми умениями понимаются совокупность освоенных способов: предложить замысел и сюжет игры, осуществить ролевые действия и ролевую речь.
В качестве педагогических условий, способствующих эффективному формированию игровых умений детей среднего дошкольного возраста, выделили следующие:
-
использование разнообразных форм и методов (проигрывание игровых ситуаций, обогащение предметно-игровой среды, показ способов ролевого поведения, поощрение самостоятельного выбора атрибутов, экскурсии, беседа чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций и др.) моделирования игрового опыта детей; -
качественная организация игровой предметно-пространственной среды, способствующей формированию игрового опыта детей; -
организация взаимодействия педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы развития игровых навыков у детей среднего дошкольного возраста.
В работе педагога по формированию игровых умений и навыков могут использоваться различные виды игр: игры-упражнения, дидактические игры, театрализованные игры, режиссерская игра, подвижные игры. Различные методы и приемы: беседы о труде взрослых, чтение художественных произведений, просмотр фильмов, показ ролевого поведения, обсуждение проблемной ситуации, изменение игровой среды, сюрпризный момент и другие.
Глава II. Обобщение опыта формирования игровых умений и навыков детей пятого года жизни в дошкольной образовательной организации
2.1. Характеристика базы исследования
Базой для обобщения опыта являлось Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 18 (МБДОУ г. Иркутска детский сад № 18).
Детский сад расположен по адресу г. Иркутск, ул. Байкальская, 199.
Режим работы учреждения с 07.00 ч. до 19.00 ч. Выходные: суббота, воскресенье, государственные праздники.
Деятельность учреждения организовывается на основании следующих документов:
-
программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Иркутска детский сад № 18 на
2019-2024 г.г.; -
расписание образовательной деятельности на 2021- 2022; -
годовой план 2021- 2022.
Для организации работы по формированию игровых умений и навыков в дошкольной организации имеется: 14 групповых помещений (приемные, туалетные, моечные комнаты, в 13 группах имеются спальни), музыкальный зал, физкультурный зал.
В групповых помещениях оформлены различные уголки для детской активности: экспериментальной, музыкальной, театрализованной, физкультурной деятельности, сюжетно-ролевых игр, игр со строительным материалом.
Для организации двигательной активности воспитанников на открытом воздухе имеется территория, оснащенная игровым оборудованием в соответствии с возрастом: песочницами, горками, лесенками, домиками, скамейками, качелями и др. Каждая возрастная группа детей имеет свой участок. На территории детского сада разбиты цветники и клумбы. В теплый период года цветники используются для проведения с детьми наблюдений, опытно-экспериментальной работы, организации труда в природе. Часть территории ДОУ оборудована под физкультурную площадку для проведения физкультурных занятий, гимнастики в теплый период года, праздников и развлечений, а также для самостоятельной двигательной деятельности детей.
Предметно-развивающая среда в группе рассматривается педагогами как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов и уровня активности.
Рассмотрим организацию предметно-развивающей среды в средней группе «Солнышко».
Предметно – развивающая среда в каждой возрастной