Файл: Курсовая работа особенности формирования игровых умений и навыков у детей пятого года жизни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все это дает материал для игры.

Содержанием игры становится не предмет и его употребление или изменение, а отношения между людьми.

Как писала в своих трудах Д.В. Менеджерицкая, это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:

1. Использование многоперсональных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;

2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников [17].

Таким образом, формируя игровые умения и навыки детей средней группы, педагог должен:

  • обогащать игровой опыт ребенка;

  • создавать развивающую игровую среду с целью формирования активности и самостоятельности в ее использовании;

  • развивать коммуникативные качества детей.

Педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры детей можно представить следующим образом:

  • организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.

  • продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.

  • руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.

  • следовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию речи, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих детей.

  • проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей согласно мнению Жуковской Р.И. [10].

Педагог в процессе игровой деятельности использует разные приемы воздействия на процесс игры:

  1. Прием косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушек и создание игровой обстановки до начала игры. Этот прием используется для того, чтобы вызвать интерес к новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей. Все имеющиеся игрушки и игровые материалы находятся в свободном пользовании детей. Но время от времени воспитатель меняет обстановку в игровых уголках.

  2. Прямые приемы руководства:

  • ролевое участие в игре;

  • участие в сговоре детей;

  • разъяснение;

  • помощь;

  • совет по ходу игры;

  • предложение новой темы игры - дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры. Основное условие их использования - сохранение и развитие самостоятельности детей в игре [15].


По мнению А.П. Усовой, хорошим действенным средством для развертывания сюжета являются игры-упражнения, в которых у детей формируется умение придумывать истории и сказки. Такие упражнения будят фантазию, развивают речь и первоначальные навыки сюжетосложения [31].

Не менее интересными для детей являются походы и экскурсии за пределы дошкольного учреждения. Хорошо организованное совместное путешествие оставляет в сознании детей массу впечатлений, дает им возможность в неформальной обстановке многое увидеть и услышать.

С целью формирования игровых навыков необходимо использовать в работе фронтальные игровые моменты. Это игры типа «Хороводные», «Догонялки» и «Выдувание мыльных пузырей».

Работа по формированию игровых умений детей в средней группе должна включать сюрпризные моменты, внесение новой игрушки, загадок, действия с этой игрушкой.

Важный этап в работе введение проблемных ситуаций, введение новых персонажей, ролей, соединение 2-3 сюжетов в одной игре. Дети охотно вступают во взаимодействие со сверстником, проявляют активность, самостоятельность, творчество. У дошкольников в игре проявляется внимание к партнерам, взаимопомощь.

В дидактических играх с куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей» также формируются игровые навыки и воспитывается, чуткость, доброжелательность.

Художественная литература – универсальное образовательное средство и одна из форм партнерской деятельности взрослого с детьми, в том числе игровой. Чтение отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть», «Айболит» К. И. Чуковского, рассматривание с детьми иллюстраций к книге К. Чуковского «Айболит», помогут в развитии сюжетной игры «Больница для игрушек».

Театрализованные игры необходимы для развития способности к перевоплощению, развития умений использовать выразительные средства: мимику, интонацию, жеста.

Содействие дальнейшему развитию режиссерской игры также способствует формированию игровых умений, учит понимать персонажи, примерять на себя разные роли и взаимодействовать с другими людьми.

Подвижные игры также важны в жизни ребенка, они

способствуют развитию двигательной активности, формируют игровые навыки, подвижный активный, ловкий ребенок может быть успешен во многих играх.

Выводы


Изучив теоретические основы формирования игровых умений и навыков детей 5-ого года жизни в качестве основных понятий мы выделили следующие:

Игра – метод обучения и воспитания, связанный с моделированием условных ситуаций и ролей или иной действительности, функционированием в них обучаемых, согласно материалам сборника «Педагогический тезаурус».
2016 г. Тютькова И.А.


Игровая деятельность – это одна из форм активности ребенка, самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками, их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания, по определению Кравцова Г.Г. [15].

В качестве определения понятия «игровые умения» мы выделили следующее, опираясь на работы Михайленко Н.Я. [21]. Под игровыми умениями понимаются совокупность освоенных способов: предложить замысел и сюжет игры, осуществить ролевые действия и ролевую речь.

В качестве педагогических условий, способствующих эффективному формированию игровых умений детей среднего дошкольного возраста, выделили следующие:

  • использование разнообразных форм и методов (проигрывание игровых ситуаций, обогащение предметно-игровой среды, показ способов ролевого поведения, поощрение самостоятельного выбора атрибутов, экскурсии, беседа чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций и др.) моделирования игрового опыта детей;

  • качественная организация игровой предметно-пространственной среды, способствующей формированию игрового опыта детей;

  • организация взаимодействия педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы развития игровых навыков у детей среднего дошкольного возраста.

В работе педагога по формированию игровых умений и навыков могут использоваться различные виды игр: игры-упражнения, дидактические игры, театрализованные игры, режиссерская игра, подвижные игры. Различные методы и приемы: беседы о труде взрослых, чтение художественных произведений, просмотр фильмов, показ ролевого поведения, обсуждение проблемной ситуации, изменение игровой среды, сюрпризный момент и другие.

Глава II. Обобщение опыта формирования игровых умений и навыков детей пятого года жизни в дошкольной образовательной организации

2.1. Характеристика базы исследования


Базой для обобщения опыта являлось Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 18 (МБДОУ г. Иркутска детский сад № 18).

Детский сад расположен по адресу г. Иркутск, ул. Байкальская, 199.

Режим работы учреждения с 07.00 ч. до 19.00 ч. Выходные: суббота, воскресенье, государственные праздники.

Деятельность учреждения организовывается на основании следующих документов:

  • программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Иркутска детский сад № 18 на
    2019-2024 г.г.;

  • расписание образовательной деятельности на 2021- 2022;

  • годовой план 2021- 2022.

Для организации работы по формированию игровых умений и навыков в дошкольной организации имеется: 14 групповых помещений (приемные, туалетные, моечные комнаты, в 13 группах имеются спальни), музыкальный зал, физкультурный зал.

В групповых помещениях оформлены различные уголки для детской активности: экспериментальной, музыкальной, театрализованной, физкультурной деятельности, сюжетно-ролевых игр, игр со строительным материалом.

Для организации двигательной активности воспитанников на открытом воздухе имеется территория, оснащенная игровым оборудованием в соответствии с возрастом: песочницами, горками, лесенками, домиками, скамейками, качелями и др. Каждая возрастная группа детей имеет свой участок. На территории детского сада разбиты цветники и клумбы. В теплый период года цветники используются для проведения с детьми наблюдений, опытно-экспериментальной работы, организации труда в природе. Часть территории ДОУ оборудована под физкультурную площадку для проведения физкультурных занятий, гимнастики в теплый период года, праздников и развлечений, а также для самостоятельной двигательной деятельности детей.

Предметно-развивающая среда в группе рассматривается педагогами как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов и уровня активности.

Рассмотрим организацию предметно-развивающей среды в средней группе «Солнышко».

Предметно – развивающая среда в каждой возрастной