Файл: Курсовая работа особенности формирования игровых умений и навыков у детей пятого года жизни.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
группе имеет свои отличительные признаки, но во всех группах она выполняет информативную, развивающую и стимулирующую функции. Со средней группы предметно – развивающая среда организуется воспитателем вместе с детьми.
В группе гибко и вариативно использовано пространство, нет жесткого закрепления зон и уголков. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.
В группе имеется Центр творчества, целью которого является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
Групповой «Уголок природы» расположен непосредственно у окна. Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формирование начал экологической культуры.
В группе имеется «Книжный уголок». Он представляет собой угловой стеллаж с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Все книги и иллюстрации обновляются по мере прохождения материала.
Центр дидактических игр и интеллектуальной активности. Содержание его периодически обогащается новыми играми, пособиями, красочным материалом и подается детям с учетом: пройденного программного материала; индивидуальных возможностей детей; обеспечения зоны ближайшего развития.
Игры разложены по разделам, промаркированы, имеется картотека игр с целями и ходом игры. Каждый раздел имеет свой символ.
Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан центр сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений.
В группе имеется «Уголок здоровья», в котором предусмотрено оборудование для двигательной активности детей: различные мячи, кегли, канат, скакалки, гимнастические палки, кольцеброс и т.д.
В данной курсовой работе нас в большей степени интересует организация игровой деятельности детей, поэтому уделим большее внимание «Центру сюжетно-ролевых игр», в
средней группе он имеет ряд особенностей, как и сам период развития детей 5-го года жизни, когда игра уже перестраивается от режиссерской и образной к сюжетно-ролевой. В группе используются сюжетные пластиковые мобильные модули, подобранные с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Фрагменты игры в игровом центре представлены на рисунках (Приложение 1).
Игровые модули функциональны, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство зоны. Со второй половины года атрибуты для игр не выставляются, а хранятся в специальных контейнерах. На каждом контейнере наклеена картинка – маркировка. Дети самостоятельно подбирают атрибуты. Перечень имеющихся в группе атрибутов для игр представлен в приложении (Приложение1).
Таким образом, охарактеризовав базу для обобщения опыта с точки зрения организации работы по формированию игровых умений и навыков, считаем необходимым продолжать работу по организации и совершенствованию предметно-развивающей среды. Считаем обязательным:
Анализируя работу по формированию игровых умений и навыков детей средней группы, мы выделили следующие задачи:
1. Формирование игровых умений детей среднего дошкольного возраста через использование разнообразных форм и методов моделирования игрового опыта детей.
2. Организации игровой предметно-пространственной среды, способствующей формированию игрового опыта детей.
3. Обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы формирования сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста.
Задача по формированию игровых умений детей среднего дошкольного возраста осуществлялась через использование разнообразных форм и методов моделирования игрового опыта детей.
Воспитателями в средней группе разработан и реализуется перспективный план по формированию игровых умений и навыков средней группе (Таблица 2.1.).
В процессе работы по данному плану формируются: умение выбирать и исполнять роль, умение действовать с предметом, умение взаимодействовать с партнером, умение выполнять правила.
Таблица 2.1.
Примерный перспективный план по формированию игровых умений и навыков в средней группе:
В процессе изучения опыта по формированию игровых умений и навыков в средней группе мы рассмотрели различные методы и приемы работы воспитателей, которые:
– способствовали возникновению игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок, стихов);
– обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию;
– развивали умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий;
– учили взаимодействиям в сюжетах с двумя действующими лицами;
– развивали умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре;
– показывали детям способы ролевого поведения;
– поощряли попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками;
– усложняли, обогащали предметно-игровую среду за счет использования предметов полифункционального назначения и увеличения количества игрушек;
– учили детей использовать в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины).
Особое внимание в работе уделяется комплексному руководству сюжетно-ролевой игрой, потому что является подготовительным этапом к самостоятельной деятельности детей.
В обучении навыкам общения особую роль имеют обучающие игры (проигрывание воспитателем игровой ситуации) и активизирующее общение.
Здесь дети наглядно получают образцы речевого общения. Например, в обучающей игре «Ателье» проигрывали ситуацию «Как заказать платье (костюм)». Организуя активизирующее общение, педагоги составляют диалоги между персонажами, продумывают разнообразные ситуации для побуждения детей вступить в общение. Заучивание диалогов служит речевым образцом (основой) для организации игры. Например, перед игрой «Овощной магазин», предварительно разучивается с детьми диалог «продавец» - «покупатель». Такие диалоги являются основой для построения ролевой беседы. Для ее дальнейшего развертывания предлагается детям поучаствовать в обсуждении возможных игровых ситуаций.
Например, для развития общения и развертывания сюжета в игре «Магазин» предлагали следующие ситуации: «Закончился товар», «Реклама товара» и т. д.
В игре «Детский сад» дети обсуждали решение следующих игровых ситуаций «Как начать занятие», «Что можно делать на прогулке». Это способствовало обогащению представлений детей о ролевом взаимодействии и как следствие общению детей.
В своей работе воспитатели использовали приемы для формирования навыков общения у детей в игровой деятельности. Одним из них является, изменение игровой среды. Динамичная, изменяющаяся игровая среда дает толчок к возникновению игры, побуждает детей вступать в общение.
Еще одним приемом, способствующим развитию общения детей в игре, является решение проблемных ситуаций. Проблемные ситуации можно использовать для организации общения как в ходе выбора темы игры, так и для развертывания сюжета игры детей. Они побуждают детей договариваться, принимая единое решение, и действовать в дальнейшем в соответствии с ним. Воспитатели помогают детям советами, наводящими вопросами, напоминанием.
Важным этапом работы по развитию игровых умений у детей является работа с родителями. Воспитателями разработана памятка для родителей «Создание предметной развивающей среды для ребенка в домашних условиях» (Приложение 2).
Таким образом, в практической части курсового исследования нами был изучен опыт работы воспитателей средней группы по формированию игровых умений и навыков, а именно рассмотрен и проанализирован перспективный план по формированию игровых умений и навыков в средней группе. Рассмотрены и описаны различные методы и приемы педагогической работы, способствующие формированию игровых навыков.
В группе гибко и вариативно использовано пространство, нет жесткого закрепления зон и уголков. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.
В группе имеется Центр творчества, целью которого является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
Групповой «Уголок природы» расположен непосредственно у окна. Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формирование начал экологической культуры.
В группе имеется «Книжный уголок». Он представляет собой угловой стеллаж с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Все книги и иллюстрации обновляются по мере прохождения материала.
Центр дидактических игр и интеллектуальной активности. Содержание его периодически обогащается новыми играми, пособиями, красочным материалом и подается детям с учетом: пройденного программного материала; индивидуальных возможностей детей; обеспечения зоны ближайшего развития.
Игры разложены по разделам, промаркированы, имеется картотека игр с целями и ходом игры. Каждый раздел имеет свой символ.
Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан центр сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений.
В группе имеется «Уголок здоровья», в котором предусмотрено оборудование для двигательной активности детей: различные мячи, кегли, канат, скакалки, гимнастические палки, кольцеброс и т.д.
В данной курсовой работе нас в большей степени интересует организация игровой деятельности детей, поэтому уделим большее внимание «Центру сюжетно-ролевых игр», в
средней группе он имеет ряд особенностей, как и сам период развития детей 5-го года жизни, когда игра уже перестраивается от режиссерской и образной к сюжетно-ролевой. В группе используются сюжетные пластиковые мобильные модули, подобранные с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Фрагменты игры в игровом центре представлены на рисунках (Приложение 1).
Игровые модули функциональны, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство зоны. Со второй половины года атрибуты для игр не выставляются, а хранятся в специальных контейнерах. На каждом контейнере наклеена картинка – маркировка. Дети самостоятельно подбирают атрибуты. Перечень имеющихся в группе атрибутов для игр представлен в приложении (Приложение1).
Таким образом, охарактеризовав базу для обобщения опыта с точки зрения организации работы по формированию игровых умений и навыков, считаем необходимым продолжать работу по организации и совершенствованию предметно-развивающей среды. Считаем обязательным:
-
наличие достаточного количества игрушек для сюжетно-ролевых игр, связанных с тем опытом, который уже есть у ребят; -
обеспечение достаточного количества предметов и материалов, познание которых осуществляется через разные органы чувств — калейдоскопы, шумовые коробочки, книги и пр.; -
включение в предметно-развивающую среду атрибутов для игр, изготовленных воспитателем вместе с детьми; -
обновление комплекта дидактических игр; -
расширение набора книг, иллюстративного материала, технических средств обучения (фильмоскоп, мультимедийный проектор, компьютер).
2.2. Изучение и анализ работы по формированию игровых умений и навыков детей средней группы
Анализируя работу по формированию игровых умений и навыков детей средней группы, мы выделили следующие задачи:
1. Формирование игровых умений детей среднего дошкольного возраста через использование разнообразных форм и методов моделирования игрового опыта детей.
2. Организации игровой предметно-пространственной среды, способствующей формированию игрового опыта детей.
3. Обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы формирования сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста.
Задача по формированию игровых умений детей среднего дошкольного возраста осуществлялась через использование разнообразных форм и методов моделирования игрового опыта детей.
Воспитателями в средней группе разработан и реализуется перспективный план по формированию игровых умений и навыков средней группе (Таблица 2.1.).
В процессе работы по данному плану формируются: умение выбирать и исполнять роль, умение действовать с предметом, умение взаимодействовать с партнером, умение выполнять правила.
Таблица 2.1.
Примерный перспективный план по формированию игровых умений и навыков в средней группе:
Период | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь-октябрь | Магазин 1. Изучение лексики по темам «Фрукты», «Овощи», «Продукты». 2. Целевая прогулка к овощному магазину. 3. Дидактическая игра и упражнение на тему «Овощи». 4. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» на название, различение овощей и фруктов. 5. Дидактическая игра «Узнай вкус». 6. Экскурсия в магазин. Наблюдение за работой продавца. 7. Дидактическая игра «Магазин продуктов». 8. Рассмотрение предметов необходимых для работы продавца. 9. Рассмотрение картины «Продавец» из серии «Кем быть». 10. Посильное участие детей в изготовлении атрибутов для игры. | Организационное собрание: Психологические особенности детей 4- 5 лет Встреча с узкими специалистами (психолог, логопед, хореограф) Анкетирование родителей |
Ноябрь. | Повар 1. Экскурсия на кухню с целью знакомства с оборудованием кухни. 2. Занятие по развитию речи. Дидактическая игра “Сварим из овощей вкусный суп”. “Будем учиться заваривать чай”. 3. Дидактическая игра “Кому что нужно”. 4. Наблюдение за работой повара. 5. Чтение стихотворения “Маша обедает”. 6. Рассматривание картины “Повар” из серии “Кем быть”. | Консультация для родителей «Какие игрушки нужны ребенку» Оформление информационного стенда для родителей |
Декабрь | Декабрь Больница 1. Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. 2. Рассматривание медицинского инструмента. 3. Повторная экскурсия с целью “Наблюдение за приемом больных”. 4. Дидактическая игра “Вылечим мишку”. 5. Чтение стихотворений Максакова “Я сегодня медсестра”, Виеру “Доктора не бойтесь дети”. 6. Посильное участие в изготовлении атрибутов для игры | Родительское собрание «Научи играть» |
Январь-февраль | Шофер 1. Целевая прогулка “Знакомство с улицей”. 2. “Рассказ воспитателя о средствах передвижения”. Рассматривание картины “Едем в автобусе”. 3. Наблюдение за работой шофера. Консультации для родителей «Игры, которые можно провести дома» 69 4. “Рассказ воспитателя о труде взрослых”. 5. Рассматривание грузового автомобиля (непосредственно образовательная деятельность). 6. Наблюдение (на прогулке) за тем, как шофер ухаживает за машиной, заботится о ней. 7. Чтение Павловой “На машине”. 8. Чтение стихотворения “Шофер”. Рассмотрение иллюстраций из книги. 10. Изготовление атрибутов игры в присутствии детей | Консультации для родителей «Игры, которые можно провести дома» |
Март | Парикмахерская 1. Экскурсия в парикмахерскую. Цель: знакомство с общим видом. 2. Наблюдение за работой парикмахера. 3. Рассмотрение инструментов необходимых парикмахеру. 4. Рассматривание картины “Парикмахер” из серии “Кем быть”. 5. Посильное участие детей в изготовлении атрибутов | Привлечение родителей к оформлению предметно-развивающей среды |
Апрель-май | Детский сад 1. Непосредственно образовательная деятельность: “Рассказ воспитателя о труде няни”. 2. Наблюдение за трудом няни. 3. Рассказ воспитателя о труде взрослых в детском саду. 4. Дидактическая игра “Кому что надо для работы”. | Итоговое родительское собрание |
В процессе изучения опыта по формированию игровых умений и навыков в средней группе мы рассмотрели различные методы и приемы работы воспитателей, которые:
– способствовали возникновению игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок, стихов);
– обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию;
– развивали умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий;
– учили взаимодействиям в сюжетах с двумя действующими лицами;
– развивали умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре;
– показывали детям способы ролевого поведения;
– поощряли попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками;
– усложняли, обогащали предметно-игровую среду за счет использования предметов полифункционального назначения и увеличения количества игрушек;
– учили детей использовать в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины).
Особое внимание в работе уделяется комплексному руководству сюжетно-ролевой игрой, потому что является подготовительным этапом к самостоятельной деятельности детей.
В обучении навыкам общения особую роль имеют обучающие игры (проигрывание воспитателем игровой ситуации) и активизирующее общение.
Здесь дети наглядно получают образцы речевого общения. Например, в обучающей игре «Ателье» проигрывали ситуацию «Как заказать платье (костюм)». Организуя активизирующее общение, педагоги составляют диалоги между персонажами, продумывают разнообразные ситуации для побуждения детей вступить в общение. Заучивание диалогов служит речевым образцом (основой) для организации игры. Например, перед игрой «Овощной магазин», предварительно разучивается с детьми диалог «продавец» - «покупатель». Такие диалоги являются основой для построения ролевой беседы. Для ее дальнейшего развертывания предлагается детям поучаствовать в обсуждении возможных игровых ситуаций.
Например, для развития общения и развертывания сюжета в игре «Магазин» предлагали следующие ситуации: «Закончился товар», «Реклама товара» и т. д.
В игре «Детский сад» дети обсуждали решение следующих игровых ситуаций «Как начать занятие», «Что можно делать на прогулке». Это способствовало обогащению представлений детей о ролевом взаимодействии и как следствие общению детей.
В своей работе воспитатели использовали приемы для формирования навыков общения у детей в игровой деятельности. Одним из них является, изменение игровой среды. Динамичная, изменяющаяся игровая среда дает толчок к возникновению игры, побуждает детей вступать в общение.
Еще одним приемом, способствующим развитию общения детей в игре, является решение проблемных ситуаций. Проблемные ситуации можно использовать для организации общения как в ходе выбора темы игры, так и для развертывания сюжета игры детей. Они побуждают детей договариваться, принимая единое решение, и действовать в дальнейшем в соответствии с ним. Воспитатели помогают детям советами, наводящими вопросами, напоминанием.
Важным этапом работы по развитию игровых умений у детей является работа с родителями. Воспитателями разработана памятка для родителей «Создание предметной развивающей среды для ребенка в домашних условиях» (Приложение 2).
Таким образом, в практической части курсового исследования нами был изучен опыт работы воспитателей средней группы по формированию игровых умений и навыков, а именно рассмотрен и проанализирован перспективный план по формированию игровых умений и навыков в средней группе. Рассмотрены и описаны различные методы и приемы педагогической работы, способствующие формированию игровых навыков.