Файл: Разработка товарной политики как важный фактор совершенствования сбытовой политики и логистической системе предприятия.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Данные таблицы. 1 свидетельствуют о положительной динамике показателей деятельности предприятия. По показателям работы предприятия можно сделать следующие выводы: в отчетном году выручка от реализации увеличилась на 10,5% численность персонала сократилась на 3,57%. производительность труда возросла на 14,55%. Рост прибыли от продаж составил 84,38%, а рентабельность активов и продаж выросла на 52,58% и 71,07 % соответственно.
Доля рынка предприятия составляет 19% (см. таблица. 2.2), что является средним показателем.
Таблица 2.2
Доля рынка ООО "Стром-С"1
№ пп | Показатели | "Стром-С" | Конкуренты | |||
"Анаир" | "Техник-мастер" | "Метако" | "Стройвест" | |||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Доля рынка в т.ч. по отдельным сегментам | 19% | 18% | 20% | 22% | 21% |
1 | клейкие ленты типа скотч | 16% | 17% | 15% | 25% | 27% |
2 | полиэтиленовая пленка | 16% | 17% | 15% | 25% | 27% |
3 | строительная сетка | 17% | 15% | 16% | 27% | 25% |
4 | средства защиты от насекомых | 16% | 27% | 15% | 17% | 25% |
5 | чехлы для одежды из нетканого материала спанбонд | 17% | 25% | 27% | 15% | 16% |
6 | армировочные материалы | 15% | 17% | 27% | 25% | 16% |
7 | комплектующие для работы с гипсокартонном | 25% | 15% | 27% | 16% | 17% |
8 | пакеты | 27% | 25% | 16% | 17% | 15% |
9 | рабочая одежда | 15% | 17% | 27% | 25% | 16% |
10 | прочая продукция | 27% | 16% | 17% | 25% | 15% |
Графически структура рынка по предприятиям представлена на рисунок. 2.2.
Рисунок. 2.2. Структура рынка
2.2. Анализ динамики и товарной структуры товарооборота
Товарооборот - объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени. В таблице 2 представлена динамика товарооборота компании ООО "Стром-С" за 2005 – 2008 г.
Таблица 2
Динамика товарооборота предприятия за 2005 – 2008 гг. 1
Товарооборот | 2005 | 2006 | Темп роста, % 2006 г. к 2005 г. | 2007 | Темп роста, % 2007 г. к 2006 г. | 2008 | Темп роста, % 2008 г. к 2007 г. | Средний темп роста, % (по формуле средней геометрич.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
в текущих ценах, тыс. руб. | 67852 | 78950 | 116,36% | 83920 | 106,30% | 92689 | 110,45% | 110,96% |
в ценах 2005 г., тыс. руб. | 67852 | 72431 | 106,75% | 68803 | 94,99% | 67072 | 97,48% | 99,62% |
Индекс инфляции | - | 1,09 | - | 1,119 | - | 1,133 | - | - |
Таким образом, согласно представленным данным товарооборот в текущих ценах ежегодно возрастал на 10,96%. Однако в ценах 2005 г. товарооборот имел тенденцию к сокращению в среднем за год на 0,38%. Это означает, что физический объем продаж сократился. Графически динамика товарооборота представлена на рисунок. 2.
Рисунок. 2. Динамика товарооборота.
В основу ассортиментной политики предприятия заложен единый принцип: предлагаемый ассортимент продукции — это качественная и продукция известных производителей.
Структура товарооборота компании по видам продукции постепенно изменяется во времени (см. таблица. 2.3).
Таблица 2.3
Структура товарооборота 2005 – 2008 гг. 1
№ пп | Вид продукции | Доля в общем объеме продаж, % | Отклонение, 2008 к 2005, % | ||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | ||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | клейкие ленты типа скотч | 10% | 11% | 13% | 13% | 3% | |
2 | полиэтиленовая пленка | 11% | 12% | 13% | 12% | 1% | |
3 | строительная сетка | 14% | 13% | 12% | 11% | -3% | |
4 | средства защиты от насекомых | 22% | 21% | 17% | 15% | -7% | |
5 | чехлы для одежды из нетканого материала спанбонд | 5% | 10% | 10% | 12% | 7% |
Окончание таблицы. 2.3
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
6 | армировочные материалы | 8% | 9% | 10% | 14% | 6% |
7 | комплектующие для работы с гипсокартонном | 12% | 9% | 7% | 6% | -6% |
8 | пакеты | 7% | 6% | 6% | 6% | -1% |
9 | рабочая одежда | 6% | 4% | 6% | 6% | 0% |
10 | прочая продукция | 5% | 5% | 6% | 5% | 0% |
Графически структура товарооборота в 2008 г. представлена на рисунок. 1
Рисунок. 1. Структура товарооборота в 2008 г.
Компания активно развивается, стремиться оптимизировать ассортимент предлагаемой продукции, в 2008 г. по сравнению с 2005 г. структура реализации изменилась следующим образом. Доля средств защиты от насекомых сократилась на 7%, доля комплектующих для работы с гипсокартонном – на 6%, доля строительной сетки – на 3%, доля пакетов – на 1%. Доля чехлов для одежды из нетканого материала спанбонд выросла – на 7%, доля армировочных материалов – на 6%, доля клейких лент типа скотч – на 3%, доля полиэтиленовой пленки – на 1%. Данные сдвиги произошли за счет изменения структуры спроса на продукцию предприятия.
На рисунке. 2.3 представлена структура товарооборота по потребителям продукции:
Рисунок. 2.3. Структура реализации по потребителям
Таким образом, структуре потребителей продукции преобладает реализация частным предприятиям и организациям, доля которых составляет 79%. Необходимо отметить, что реализация физическим лицам соответствует розничному товарообороту, который составляет 9% всего товарооборота. Доля оптового товарооборота составляет 91%.
2.3. Анализ жизненного цикла товаров
Анализ жизненного цикла товаров был проведен на основе данных о динамике продаж продукции по группам товаров в ценах базового периода. За базовый период принят 2005 г. Для наглядности ряды динамики были сглажены с помощью параболической функции вида:
Y = aX2+bX+C,
где X – временная переменная (год);
Y – объем продаж, тыс. руб.;
a, b, c – параметры линии тренда, которые определяются методом наименьших квадратов.
Для нахождения параметров функции Y были использованы встроенные возможности программы MS Excel. Вид функции был выбран ввиду схожести параболы с графическим видом жизненного цикла товаров.
В результате проведенного анализа были выявлены три группы товаров для которых характерны разные стадии жизненного цикла.
Стадия «Спад» характерна для следующих видов товаров: строительная сетка (рисунок. 2.4.), средства защиты от насекомых (рисунок. 2.5), комплектующие для работы с гипсокартонном (рисунок. 2.6.), пакеты (рисунок. 2.7).